Отчет о прохождении учебной практики по специальности: «Педагогика и психология»
Кокшетауский Университет имени Абая Мырзахметова
Отчет
о прохождении учебной практики
по специальности:
«Педагогика и психология»
Подготовила:
студентка 1 курса
заочного отделения
Пархоменко А.Ю.
Кокшетау 2016 год.
Введение
Цель практики: ознакомление студентов с организациями образования: с деятельностью директора школы, заместителя директора по учебной и по воспитательной работе, классного руководителя, системы его работы, планированием учебно-воспитательным процессом школы, колледжа. Знакомство с психологическими основами педагогического процесса и межличностными отношениями школьников и системы учитель-ученик. Психологические основы индивидуального и коллективного наблюдения.
Задачи:
познакомить с научными и практическими основами профессиональной деятельности учителя, школьного психолога
познакомить с основными направлениями и видами работы учителя в школе, школьного психолога
помочь овладеть культурой учебного труда школьного психолога;
научить самостоятельно, формировать у себя профессиональные качества школьного психолога.
Время и место прохождения практики: Акмолинская область город Кокшетау Центр Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Я, проходила учебную практику с целью расширение и углубление полученных теоретических знаний через ознакомление с деятельностью школьного психолога посредством приобретения первичных профессиональных умений, навыков и опыта работы в школьной психологической службе.
Кабинет психолога создан на базе обычного класса, находится на первом этаже №103 . Кабинет разделен на зоны:
1.Учебная зона – парты для занимающихся, стулья и доска
2.Рабочая зона – стол, стул, компьютер и шкафы
3.Зона релакса – кресла, цветы, ковер
Мебель расставлена функционально, красиво и просторно. Зоны кабинета разделены по всем правилам, очень хорошо сделана зона релакса.
В кабинете находится литература по направлениям:
Ø Общая психология
Ø Психологические процессы
Ø Методология
Ø Диагностика
Ø Коррекция
Ø Педагогическая психология
Ø Основы медицинской психологии
Ø Основы конфликтологии
Ø Возрастная психология
Ø Методическое обеспечение (учебники)
Время работы: с 9.00 до 18.00 с понедельника по пятницу
Роль психолога в школе.
Зачем нужен психолог в школе? Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Для начинающего специалиста школа - хорошая возможность приобрести ценный опыт работы с людьми, с детьми, опыт решения всевозможных психологических проблем. Но школа - это огромный социальный институт. Психолог работает не только с детьми, а также и с педагогами и родителями. Нередко в школе работают несколько специалистов-психологов (психологическая служба), так как поле деятельности психолога достаточно обширно. Рассмотрим основные методы работы психолога в школе.
Кроме уроков психологии (а такие есть в ряде школ), в компетенцию психолога входят диагностирование и коррекционная работа. Это может быть и диагностика познавательных процессов (память, мышление, внимание), и диагностика эмоциональной сферы ребёнка. При низких показателях диагностических методов, с ребёнком проводят коррекционную работу. Эта работа включает в себя элементы игры и рисуночные методы (в зависимости от возраста ребёнка). Проведение внеклассных мероприятий (классный час, КВН) также входят в компетенцию психолога.
Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка, которая раскрывает развитие всех сфер и психических процессов, здоровья. Также характеристика даёт полную картину семейного климата, интересов ребёнка и т.д. Консультирование в школе играет очень важную роль: каждый родитель или педагог имеет право обратиться к психологу с проблемой, или просить о помощи относительно ребёнка.
Школа для ребёнка является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь необходимо выработать единую линию работы и педагогов, и родителей, и психолога. Только при взаимном принятии решений, при единых целях, школа может претендовать на звание социального института знаний.
Психолог помогает ребёнку усвоить весь этот опыт через освоение поведения, и построение собственной позиции, при которой у ребёнка вырабатывается осознанное восприятие мира. Многие ошибочно считают, что психолог занимается только тестированием, а уроки психологии проходят на уровне факультативных занятий и не представляют ничего ценного для знаний ребёнка. Главной позицией психолога служит создание для детей условий жизненных систем и выбор этих систем. У ребёнка, при слаженной работе психолога и педагогического коллектива, формируются условия для создания личностной позиции (осознание собственного Я, уверенность, собственное мнение). Именно психолог выступает тем организационным звеном между детьми и педагогами, которое необходимо для решения интересов и возможностей школьников.
От успешной работы психолога зависят условия формирования педагогических задач. Психолог может выявить причины неуспеваемости, расторможенности или агрессивности детей. Затем работа ведется с родителями ученика. Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
I.Основная часть
1. Ознакомление с документами
Документация делится на рабочую и отчетную. В свою очередь, рабочая документация служит задаче непосредственной регистрации деятельности психолога. Отчетная документация является непосредственным отражением содержания деятельности педагога-психолога. Первым этапом прохождения практики было ознакомление со следующими документами:
2. Должностные обязанности
Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся (воспитанников) в процессе воспитания и обучения в учреждениях. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся (воспитанников) и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной). Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации преподавательского коллектива, а так же родителей (лиц их заменяющих) в проблемах личностного развития обучающихся (воспитанников). Ведет документацию в установленной форме и использует её по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся (воспитанников), содействует их развитию и поиску. Определяет степень отклонений в развитии и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития данного учреждения, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся (воспитанников), педагогических работников, родителей (лиц их заменяющих).
Должен знать Закон Республики Казахстан "Об образовании", Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и подростков; основы законодательства в области охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости населения и его социальной защиты; общую психологию, педагогическую психологию и общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, (детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику), основы дефектологии; основы психотерапии, основы сексологии, основы психогигиены; основы профориентации, профессиоведения и психологии труда; основы психодиагностики, основы психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, методы социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, методы диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
3. План работы психолога
План работы школьного психолога на год составляется в майе месяце, который включает в себя такие разделы:
· Психодиагностика
· Психологическое просвещение
· Коррекционно развивающая работа
· Организационно - методическая работа
· Консультационная работа
Мною был создан план работы за недельный период практики.
План работы на 1 неделю
Недельный план о прохождении практики психолога-практиканта Пархоменко Анны Юрьевны в Центре Внешкольной работы «Әулет» с 02.05.- по 06.05.16.
Содержание деятельности |
Формы и методы ее организации |
Формы контроля |
Сроки |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Инструктивное совещание по организации и проведению практики. Распределение студентов по классам. Знакомство с учебным заведением, с администрацией школы. Знакомство с планами работы школы. Ознакомление с системой работы учреждений образования: с деятельностью директора школы, зам. директора по учебной и воспитательной работе. |
Установочная конференция в университете. |
25.04.16 |
|
2. Знакомство с классным руководителем класса, с планом его работы. Беседа с учителем о классном коллективе. Посещение урока. Знакомство с учениками класса. |
Конференция в школе. Беседа с директором (завучем) школы. |
03.05.16 |
|
3. Знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе. |
-------”------ |
04.05.16 |
|
4. Знакомство с системой работы школьного психолога |
Беседа с школьным психологом Просмотр документации |
04.05.16 |
|
5. Посещение уроков, с целью наблюдения и изучения классного коллектива |
Запись содержания календарных планов и плана воспитательной работы в дневник практики. |
Проверка дневника психолого-педагогических наблюдений. |
02.05.-06.05.16 |
6. Посещение класса с целью наблюдения и изучения личности школьника |
Составление индивидуального плана, графика работы |
Проверка индивидуального плана - графика работы. |
02.05.-06.05.16 |
7. Посещение школы с целью проведения индивидуальной беседы с конкретным учеником |
Подготовка необходимого материала для проведения беседы |
02.05.-06.05.16 |
|
8. Посещение уроков с целью определения школьной мотивации учащихся. Оказание помощи учителю в организации досуга детей |
Составление плана наблюдения за учащимися. Проведение тренингов, игр, упражнений с учащимися. Оказание помощи школьному психологу в проведении и обработке тестов, проведении игр, упражнений |
02.05.-06.05.16 |
|
9. Посещение уроков с целью наблюдения и изучения межличностных отношений школьников с помощью различных методик |
Составление плана наблюдения, проведения и обработка социометрии |
Проверка записей в дневнике практики. |
02.05.-06.05.16 |
10. Посещение уроков с целью наблюдения и изучения отношений «учитель-ученик» |
Проведение упражнений, анкет для изучения отношений учителя и учеников |
Проверка соответствующих записей в дневнике практики. |
02.05.-06.05.16 |
11. Посещение класса с целью изучения индивидуальной работы учителя с учениками класса. |
Изучение индивидуальной работы учителя с учениками |
Проверка записей анализов мероприятий в дневнике студента. |
02.05.-06.05.16. |
12. Посещение уроков, с целью наблюдения и изучения педагогического взаимодействия. |
Проведение анкет, упражнений для изучения педагогического взаимодействия |
Проверка методистом по психологии характеристики на класс. |
02.05.-06.05.16 |
13. Посещение класса с целью выполнения заданий с помощью различных методик. Оказание помощи школьному психологу в организации психологической диагностики |
Проведение различных методик, совместная работа с психологом в проведении |
Проверка дневников психолого-педагогических наблюдений. |
02.05.-06.05.16 |
14. Изучение работы классного руководителя и учителей с родителями учащихся. |
Заключительное совещание в школе с участием администрации, учителей школы, группового руководителя и студентов. Сдача отчетной документации групповому руководителю |
Проверка документации групповым руководителем, методистами. |
02.05.-06.05.16 |
15. Защита результатов педагогической практики на кафедре. |
Творческий отчет студентов о ходе педагогической практики в базовых школах. |
06.05.16 |
II. Программа изучения личности учащегося
Программа изучения личности учащегося предполагает исследование его индивидуально-психологических особенностей, а также особенностей его контактного окружения Материалы исследования могут использоваться для составления психологической характеристики на учащегося по схеме:
1. Фамилия, имя, отчество учащегося, возраст, пол, класс, школа, адрес.
2. Семья: состав, возраст, образование, профессия, характер взаимоотношений с учеником, жилищные и материальные условия. Состояние здоровья ученика, его отношение к здоровью.
3. Положение в классном коллективе, характер отношения к окружающим людям и среде, социальные роли в семейном и классном коллективах, коммуникативные способности (устные, письменные), перцептивные способности (уровни восприятия и понимания партнера по общению), интерактивные способности (способность к взаимодействию с другими людьми).
4. Направленность личности: познавательная направленность (интересы, склонности), идеалы (гуманистические, духовные), профессиональные интересы, склонности, планы, творческая направленность.
5. Черты характера: активность, организованность, моральные качества, волевые черты, деловитость, старательность, бережливость, аккуратность и др.
6. Уровни развития самосознания: осознание себя, самопознание, самооценка, самоорганизация, саморегуляция, самоконтроль, самореализация, самосовершенствование и др.
7. Индивидуальный опыт: общая и экологическая культура, просвещенность, грамотность (правовая, экономическая и др.)
8. Психические процессы, интеллект, творчество: внимание и внимательность, ощущение и восприятия, мышление (интеллектуальные установки, чувствительность к несоответствиям и способность к постановке вопросов, анализу и синтезу понятий, самостоятельность в интеллектуальных поисках и др.), воображение и творчество (способность к созданию новых образов из известных элементов путем синтеза и фантазии), память (образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная и др.).
9. Психофизиологические качества: темперамент (сензитивность НС, подвижность, пластичность, сила нервных процессов, работоспособность, эмоциональность).
10. Отношение к курению, алкоголю, наркотикам.
На первый взгляд кажется, что составить психолого-педагогическую характеристику на любого школьника класса, в котором студент ведет педагогическую практику, можно легко и быстро. Практика, однако, говорит о другом. Для составления обоснованной характеристики надо располагать такими сведениями, которые можно получить лишь в результате целенаправленного изучения детей. Основным методом изучения школьников является систематическое наблюдение за их действиями и поступками на уроках, при выполнении трудных заданий, общественных поручений и т.д. Но метод наблюдения сам по себе, взятый изолировано от других методов и приёмов изучения, не всегда позволяет установить причину того или иного поступка. Поэтому наблюдение необходимо сочетать с опросом и беседой. Беседу можно вести не только с изучаемым школьником, но и с его товарищами, особенно друзьями, с которыми он проводит значительную часть времени в школе и на улице. Много ценных сведений можно почерпнуть из бесед с родителями и старшими членами семьи. Также можно использовать метод – изучения продуктов деятельности, эксперимент.
Мною была рассмотрена психологическая характеристика учащегося Мукумова Руслана, ученика 10 «Б» класса. Методики которыми пользуется психолог представлены ниже.
Психологическая характеристика на учащегося
1. Мукомов Руслана, 15 лет, учится в 10 классе посещает ЦВР
2. Семья: мама, папа Руслана. Мама – бизнесмен, папа – специалист ЖКХ. В семье взаимоотношения – нормальное, но иногда в семье возникают конфликты по поводу успеваемости и поведения Руслана. Жилищные и материальные условия – выше среднего. Испытуемый на свое здоровье не жалуется.
3. Взаимоотношение с одноклассниками находится на низком уровне, так как испытуемый не может найти общий язык с окружающими, агрессивен в отношениях, тяжело идет на контакт с родственниками, конфликтная личность. Коммуникативные способности лучше развиты устные.
4. Интересы у испытуемого проявляются в увлечении компьютером, любит играть в игры, также нравится обучаться вождению машины.
5. Испытуемому присущи такие черты характера, как: активный, общительный, неусидчивость, конфликтный, вспыльчивый, раздражительный, эмоциональный, несдержанный, энергичный, плохо идет на контакт, агрессивный.
6. У испытуемого самооценка завышенная, что проявляется в том, что он склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода.
7. У испытуемого наблюдается средний уровень мышления, лучше развито моторно-слуховое запоминание. Воображение и творчество достаточно развиты.
8. Для испытуемого характерен холерико-сангвинистический тип темперамента, в основе лежит сильный, неуравновешенный, подвижный тип НС.
9. Отношение к курению, алкоголю, наркотикам – негативное.
III. Психологический анализ урока
Анализ урока проводился мною на уроке «Умелые ручки» у педагога Пархоменко Геннадия Владимировича. Я посетила урок этого учителя – в исследуемом мною 10 «Б» классе. Урок был на усвоение новых знаний.
Главной задачей было расширить и углубить знания учащихся.
Учитель делает учебный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным с помощью простоты изложения материала.
В начале урока внимание было немного как бы рассеяно, ребята не все время слушали как отвечает их одноклассник, и учитель призывал их быть внимательней, говорил о том, что скоро будет самостоятельная работа по этой теме, следовательно нужно слушать внимательнее. Но когда учитель сам начал объяснять и рассказывать новый материал, то ученики стали слушать его внимательно, так как у учителя была яркая образная речь, он все время прибегал к работе воображения ребят. Внимание учеников все время было под контролем учителя, так как он не только рассказывал, но и задавал вопросы, при этом, выслушивая и отвечая на вопросы ребят, тем самым это объяснение можно назвать – рассказ-беседа.
Объектом восприятия учащихся является речь учителя и текст учебника. Но также была использована наглядность – изображение таблицы, которую ребята заполняли вместе с учителем, используя текст учебника.
Учитель обращался к памяти школьников на всех этапах урока: в начале для того, чтобы освежить знания по прошлой теме, затем для того чтобы вовлечь учеников в познавательную деятельность. Учитель задействует эмоциональный, механический виды памяти учащихся.
Для того чтобы лучше запомнить материал учитель использовал на уроке включение в деятельность, повторение, эмоциональное восприятие данного материала. Учитель в своем объяснении использовал метод дедукции (изложил сначала факты, а потом уже вывел из них общие закономерности). Урок не имел проблемной направленности, он был направлен на овладение новыми углубленными теоретическими знаниями.
Во время опроса учитель обращался к классу для того, чтобы ребята помогли своему однокласснику и показали его ошибки, дополнили ответ. А при подаче нового материала учитель узнавал, что еще знают ребята по этой теме. При закреплении материала учитель обращался к школьникам с целью узнать, что же они запомнили и могут рассказать.
Учитель в довольно свободной манере общался с учениками, речь была спокойной, она очень подходила к внешности и поведению этого человека. Было видно, что ребята не боятся его, а уважают, а это очень важно, школьники внимательно относились к словам своего наставника, он их легко мог настроить на те эмоции, которые были нужны ему. Так же сразу стало заметно, что стиль педагогического общения здесь демократический.
Учитель ведет у этого класса уже второй год, поэтому требования к ответу давно приняты учениками.. Конечно, при этом страдает дисциплина, так как каждый может высказать свою точку зрения или даже поспорить с учителем, а ученики не хотят выслушивать то, что они считают неправильным, поэтому иногда в классе начинался «галдеж», учитель старался сразу же это пресечь.
В целом, стиль преподавания мне очень понравился
Цели урока грамотно формулируются и доносятся до учащихся, основные этапы урока регламентируются временем.
Организационная подготовка к уроку не вызывает замечаний, напротив, является примером для подражания.
Для привлечения внимания учащихся педагог использует проблемные вопросы (в ходе объяснения нового материала), в практической части урока широко используются наглядные пособия.
Резюмируя: преподавательскую деятельность Пархоменко Геннадия Владимировича можно оценить именно как педагогическое мастерство, которым обладает не всякий педагог. У него есть чему поучиться.
IV. Одаренные дети
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. И не известно, окажется ли оно устойчивой особенностью и на последующих возрастных этапах. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Предметом острых дискуссий остается вопрос о природе и предпосылках одаренности. Современные исследования в этой области направлены на то, чтобы с помощью электрофизиологических, психогенетических и других методов раскрыть соотношение биологического и социального в природе одаренности.
Во время практики мною была рассмотрена проведенная диагностика ученицы Якобчук Любы. При помощи методике школьный психолог выделил следующие результаты:
· научно-изыскательная деятельность соответствует высокому уровню проявления;
· интеллектуальное лидерство проявляется на высоком уровне;
· ярко выражены художественные способности, владение языком, богатый словарный запас, образное мышление.
По методике Векслера показала высокий уровень интеллектуального развития.
Во время рассмотрения диагностики ученицы Якобчук Любы, психологом было предложено протестировать ученицу по коммуникативным организаторским способностям в целях приобретения навыков.
При обследовании мною по методике КОС-1, выявлено:
· организаторские способности =0,75, что соответствуют высокому уровню проявления умений;
· коммуникативные способности =0,75, что соответствует высокому уровню развития способностей.
По результатам теста «Ваш творческий потенциал?» показал значительный творческий потенциал, который показывает умение использовать самые разные формы творчества.
Перед аудиторией выступает свободно и уверенно, аргументировано ведет беседы и дискуссию
Эмоциональное реагирование на возможные неудачи адекватно обстановке, возможно проявление фрустрации.
Затруднений в общении со сверстниками и взрослыми нет.
психолог педагог учащийся
Заключение
В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении учебной практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно ознакамливаться с работой психолога образования. Мне очень понравилось наблюдать за работой с детьми разных возрастов, уровней и сравнивать их деятельность между собой.
Данная учебная практика поможет мне в дальнейшей работе психологом, после прохождения практики мне стало легче находить общий язык с детьми подросткового возраста, благодаря психологу Шаймерденой Шнар Киянбековне, которая показала правильный алгоритм работы с детьми. Я на практике увидела, как должен выглядеть кабинет психолога, какие зоны должны в нем присутствовать и как правильно разделить территорию кабинета. Ознакомилась с очень важными и интересными документами, направлением работы психолога образования, его этическими принципами. Я думаю, что опыт, полученный мной на данной практике, несомненно, пригодиться мне в дальнейшем, при построении своей профессиональной деятельности.
Литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология , Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. – 1991. – 480с.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420с. (14, 24 стр.)
4. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
5. Зимняя И.А Педагогическая психология: Учебник для вузов – М.: Логос, 2001. – 384с.
использованные методики:
1. Личностная агрессивность и конфликтность (автор Е.П. Ильин, А.П. Ковалев)
2. Коммуникативные организаторские способности (КОС-1)
3. Карта интересов (80 вопросов)
4. Черты характера и темперамента (ЧТХ)
5. Методика «Формула темперамента» (А. Белов)
6. Опросник структуры темперамента (В.М. Русалов)
7. Общий общительный уровень (В.Ф. Ряховский)
8. Тест на логическую закономерность ( О. Липпман)
9. Прогрессивные матрицы Ровена
10. Склонности к отклоняемому поведению (СОП)
11. Уровень интеллекта развития (Векслер)