Рефлексивный отчет о психодиагностической работе
педагога-психолога Бадыковой Алсу Гилемхановны,
Психодиагностическая деятельность играет очень важную роль в сохранении и поддержании психологического здоровья детей-сирот.
Цель диагностической работы - информационное обеспечение процесса психологического сопровождения и образовательного процесса.
Задачи диагностической работы:
1) составление социально-психологического портрета школьников – полной картины, позволяющей оценить уровень актуального развития детей, имеющихся у них трудностей и перспектив развития (карты развития);
2) определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
3) оценка динамики развития детей и эффективности проводимых с ним воспитательных, просветительских и коррекционно-развивающих мероприятий.
Диагностическая работа проводится с детьми, проживающими наиболее сложные периоды школьной жизни: поступление в школу (1 класс), переход в среднее звено (4-5 классы), наиболее острый подростковый период (8-9 классы), подготовка к уходу из школы (10-11 классы). Подобная диагностика называется скрининговой и предполагает обследование школьников определенной параллели.
В ходе этого обследования изучаются 4 группы параметров школьников, которые существенно влияют на эффективность их обучения и развития: социальная ситуация развития, особенности поведения, познавательной и мотивационно-личностной сфер.
Скрининговая диагностика позволяет условно разделить учащихся на две группы:
1) «психологически благополучные» дети, уровень развития которых соответствует возрастным стандартам;
2) дети с выраженными трудностями в обучении, поведении и психическом самочувствии.
С детьми второй группы проводится углублённое психологическое обследование для определения направлений дальней психологической работы с ними.
Диагностика может проводиться в групповой и индивидуальной формах.
Содержание диагностической деятельности в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г. :
1) определение готовности дошкольников к обучению в школе для профилактики трудностей в обучении;
2) диагностика адаптации первоклассников и пятиклассников к школе для оказания своевременной помощи дезадаптированным детям;
3) определение уровня актуального развития учащихся начального звена для составления индивидуальных и групповых маршрутов психологического сопровождения по преодолению социальной и педагогической запущенности;
4) изучение эмоционально-волевой сферы младшего, среднего и старшего звена для определения направлений воспитательной и психологической работы по сохранению психологического здоровья детей;
5) профдиагностика старшеклассников для определения направлений профориентационной работы и организации профконсульцатий и социальных проб;
6) определение уровня социальной приспособленности старшеклассников для оценки реализуемых в школе воспитательных программ;
7) определение уровня актуального развития и изучение эмоциональной сферы вновь прибывших детей для определения направлений педагогической, воспитательной и психологической работы с ними;
8) комплексное изучение психологических особенностей и динамики развития детей, состоящих на учете ШПМПК;
9) оценку результативности проводимой коррекционно-развивающей и воспитательной работы с детьми.
В таблицах 1, 2 приведены статистические данные о диагностической деятельности за в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г.
Таблица 1
Статистический отчет о проведенной психодиагностической работе за
2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г..
Учебный год |
Количество встреч, затраченных на проведение диагностических срезов |
|
Индивидуальная диагностика |
Групповая диагностика |
|
2011-2012 |
50 |
23 |
2012-2013 |
53 |
25 |
2015-2016 |
60 |
29 |
Таблица 2
Статистический отчет о характере психодиагностических заключений за 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г.
Учебный год |
Общее кол-во заключений |
Характер заключений |
|||
количественные |
Качественные |
||||
число |
% |
число |
% |
||
2011-2012 |
48 |
17 |
35,4% |
31 |
64,6% |
2012-2013 |
29 |
11 |
38% |
18 |
62% |
2015-2016 |
25 |
8 |
33% |
17 |
68% |
Рис. 1. Характер диагностических заключений за 2011-2016 г.
Сравнительный анализ статистических данных о проведенной в 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г. диагностической работе свидетельствует об увеличении количества встреч, необходимых для проведения диагностических срезов и одновременно об уменьшении количества написанных заключений. Это объясняется, во-первых, переходом от групповых форм психологической работы с детьми к индивидуальным. Во-вторых, для написания качественного психодиагностического заключения, позволяющего не только оценить уровень актуального развития ребенка, но и выявить причины его трудностей и наметить индивидуальный маршрут сопровождения, необходимы несколько встреч и использование целого комплекса диагностических методов.
Анализ характера психодиагностических заключений за 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г. позволяет говорить о преобладании качественных (аналитических) заключений над количественными (см. табл. 2, рис. 1). Это объясняется тем, что диагностическая работа является первым и очень важным звеном в работе с ребенком. От того, насколько качественно эта работа будет проведена, напрямую зависит эффективность дальнейшей коррекционно-развивающей, профилактической и просветительской деятельности психолога.
Результаты диагностической деятельности за 2011-2012 уч. г., 2012-2013 уч. г. и 2015-2016 уч. г.
1. В результате диагностики интеллектуального развития детей были выявлены дети с трудностями в обучении. Были созданы: группа адаптации первоклассников к школе, группы развития познавательных процессов, разработаны индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении.
2. В результате изучения эмоционально-волевой сферы воспитанников были разработаны психологические рекомендации для воспитателей.
3. В результате диагностики эмоционально-волевой сферы и профдиагностики были организованы пофконсультации, социальные пробы и практики для учащихся старшего звена.
4. Результаты диагностики вновь прибывших в интернат детей позволили оптимизировать психологическую и воспитательную работу по адаптации детей к учреждению (для воспитателей проводились консультации и разрабатывались рекомендации).
5. Результаты диагностики социальной приспособленности старшеклассников использовались для оценки реализуемых в школе воспитательных программ и результативности деятельности педагогов.
6. По результатам повторных диагностических срезов была определена эффективность проводимой коррекционно-развивающей работы, внесены коррективы в индивидуальные маршруты сопровождения детей, выявлены дети, нуждающиеся в дальнейшей психологической помощи.
(Данные за 2013-2014 и 2014-2015 не представлены в связи с декретным отпуском)