Список обязательных элементов дневника:
1. Титульный лист
2. Цель, задачи, умения, приобретаемые в ходе прохождения практики, задания на практику
3. Содержание и анализ деятельности студента-практиканта.
4. Список использованной литературы
5. Приложение.
Цель ознакомительной практики - изучение теоретических вопросов работы в детском коллективе в условиях загородного лагеря, особенностях воспитательной работы в детском коллективе и методики проведения коллективных творческих дел и коллективной организаторской деятельности, формирование представлений о целостном выполнении функций педагога – воспитателя в условиях временного детского коллектива.
Задачи практики:
1. Развитие представлений о функциях педагога – воспитателя в условиях временного детского коллектива.
2. Развитие у студентов представлений о современных формах и методах воспитания.
3. Формирование представлений об особенностях организации психолого – педагогического исследования ребенка и методах этого исследования.
4. Формирование ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками в условиях изоляции от привычного окружения.
5. Развитие стремления к профессиональному совершенствованию, рефлексии своей профессиональной деятельности.
В процессе ознакомительной практики студент должен продемонстрировать следующие ЗУН:
знать:
- воспитательную систему детского оздоровительного лагеря;
- методы индивидуальной и групповой диагностики познавательной и личностной сфер обучающихся;
- методы работы с детьми разных возрастов;
уметь:
- работать с теоретико-методической литературой по вопросам: воспитательной работы в детском коллективе; проведении организационного периода в коллективе; методики коллективных творческих дел и коллективной организаторской деятельности; организации психолого – педагогического исследования ребенка.
- планировать жизнедеятельность детей в оздоровительных лагерях;
- анализировать, прогнозировать и планировать воспитательные результаты;
владеть:
- навыками использования разнообразного учебно-методического материала для выполнения функций педагога – воспитателя в условиях временного детского коллектива,
- умением анализировать собственную деятельность, профессиональной рефлексией.
В процессе ознакомительной практики у студента формируются следующие общепрофессиональные компетенции:
- готовность использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5);
- способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).
Содержание практики
1. Подготовительный этап (знакомство с целью, задачами, содержанием и программой практики).
2. Семинар-практикум «Особенности организации психолого – педагогического исследования детей и подростков».
3. Самостоятельная работа студентов (изучение теоретико-методической литературы по вопросам: задачи и функции ДОЛ, принципы деятельности и социально-педагогический потенциал лагеря; функции педагога-воспитателя в условиях ДОЛ, воспитательная работа в детском коллективе; педагогический условия формирования органов самоуправления в отряде; методика коллективных творческих дел и коллективной организаторской деятельности).
4. Конференция «Теория и практика воспитательной работы во временном детском коллективе».
5. Инструктивно-методические сборы: «Задачи и основные формы работы в различные периоды смены лагеря».
5.1. Организационный период во временном детском коллективе: цель, задачи, содержание.
5.2.Разучивание игр на знакомство, выявление лидеров, спортивных, интеллектуальных игр.
5.3. Разучивание песен.
5.4. Деловая игра: «Организационный сбор отряда. Сбор – планирование».
5.5. Практическое занятие «Выпуск отрядных уголков, стенгазет, молний».
5.6. Практическое занятие «Педагогический дневник вожатого» (индивидуальные беседы с детьми; цели и задачи на смену, на каждый день, на каждое мероприятие; план-сетка на смену, план на день; анализ дня и лагерной смены).
5.7. Проведение коллективных творческих дел.
6. Подготовка отчёта и дневника практики.
7. Итоговая конференция по результатам практики.
Таблица. Содержание и анализ деятельности студента-практиканта
Дата, день недели |
Содержание деятельности |
Анализ деятельности (рефлексия) |
26.06.17 г. Понедель-ник |
Знакомство с целью и задачами ознакомительной практики; знаниями, умениями и навыками, которые студент должен получить в ходе этой практики. |
Цель ознакомительной практики - изучение теоретических вопросов работы в детском коллективе в условиях загородного лагеря, особенностях воспитательной работы в детском коллективе и методики проведения коллективных творческих дел и коллективной организаторской деятельности, формирование представлений о целостном выполнении функций педагога – воспитателя в условиях временного детского коллектива. Задачи практики: •Развитие представлений о функциях педагога – воспитателя в условиях временного детского коллектива. •Развитие у студентов представлений о современных формах и методах воспитания. •Формирование представлений об особенностях организации психолого – педагогического исследования ребенка и методах этого исследования. •Формирование ответственного и творческого отношения к проведению воспитательной работы с детьми и подростками в условиях изоляции от привычного окружения. •Развитие стремления к профессиональному совершенствованию, рефлексии своей профессиональной деятельности.
|
27.06.17 г. Вторник
|
Знакомство с особенностями проведения диагностики личности воспитанников младшего школьного и подросткового возрастов. |
Познакомились с правилами проведения психолого-педагогического исследования. [Приложение 1] |
28.06.17 г.
Среда |
Знакомство с особенностями проведения диагностики личности воспитанников младшего школьного и подросткового возрастов. |
Проанализировали методическую литературу, содержащую перечень диагностик для младшего школьного возраста. «Проба Мюнстерберга» ; Методика «Таблица Шульте»; «Корректурная проба Бурдона». [Приложение 2] |
29.06.17 г. Четверг
|
Знакомство с особенностями проведения диагностики личности воспитанников младшего школьного и подросткового возрастов. |
Самостоятельное изучение методической литературы, подбор и анализ диагностический методик для изучения личности подростков. [Приложение 3] |
30.06.17 г.
Пятница |
Знакомство с особенностями составления психолого-педагогической характеристики на ребенка или подростка. |
Познакомились со схемой и правилами составления характеристики, произведен анализ отдельных пунктов характеристики. [Приложение 4] |
01.07.17 г. Суббота
|
Изучение теоретико-методической литературы по вопросу «Цель, задачи и функции детского лагеря. Основные периоды лагерной смены, их задачи». |
Главная цель деятельности лагерей – это, прежде всего, организация отдыха, но при этом ключевым является организация процесса ценностного ориентирования детей в пространстве свободного времени; привнесение этой ценности в жизнедеятельность группы и во внутренний мир каждого участника лагеря. Функции детского лагеря: рекреационная, воспитательная, образовательная, развивающая, компенсирующая, защитная. [Приложение 5] |
02.07.17 г. Воскре-сенье |
Изучение теоретико-методической литературы по вопросу «Принципы деятельности лагеря и его социально-педагогический потенциал». |
Принципы загородного детского лагеря: •безопасность, обеспечение сохранности жизни и здоровья детей, защита прав и личного достоинства детей; •учет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил детского лагеря; •гуманный характер отношений и оздоровительно-образовательных программ; •единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением; •добровольное включение детей в деятельность; •многопрофильность деятельности, обеспечивающая возможности выбора; •свобода общения; •творческий характер деятельности; •сотрудничество детей и взрослых. [Приложение 6] |
03.07.17 г. Понедель- ник
|
Изучение теоретико-методической литературы по вопросу «Функции педагога-воспитателя в условиях детского оздоровительного лагеря». |
Основными направлениями деятельности воспитателя являются: •попечение, воспитание и надзор за детьми во время их нахождения в лагере: • организация и проведение учебно-досуговой работы в группе: -•календарное и ежедневное планирование жизнедеятельности отряда; - подготовку и проведение отрядных, межотрядных дел; - участие отряда в массовых делах; работу с инициативными группами детей •выполнение детьми режима дня; чистоту и порядок в корпусе; внешний вид ребенка; •культуру поведения детей и соблюдение ими дисциплины; •организацию отряда при проведении отрядных, межотрядных и массовых мероприятий. [Приложение 7]
|
04.07.17 г. Вторник |
Изучение теоретико-методической литературы по вопросу «Признаки и функции детского коллектива, этапы развития коллектива. Влияние коллектива на воспитание и развитие личности». |
Функции коллектива Регулятивная ,Организационная, Стимулирующая, Воспитательная. Признаки коллективизма: Открытость, Контактность, Организованность. Влияние коллектива на личность. Коллектив заинтересован во всестороннем развитии личности, так как от полноты и богатства каждой личности, каждого члена коллектива делается насыщеннее жизнь коллектива. [Приложение 8]
|
05.07.17 г. Среда
|
Изучение теоретико-методической литературы по вопросу «Органы самоуправления в отряде, их значение и функции. Педагогические условия формирования детского самоуправления». |
Условия, необходимые для включения ребят в деятельность по самоуправлению: Поиск. Развитие организаторских способностей у детей, воспитание у них чувства хозяина лагеря (старт-марш, разведка, поисковый десант и др.) Планирование коллективной деятельности. Полезно планировать разнотипные дела, используя методику коллективного творческого планирования (мозговой штурм, копилка предложений, аукцион идей и др.) Форма организации КТД. Возможно создание банка идей, клубов по интересам, мастер-классов, творческих лабораторий, дискуссионных центров для сбора и анализа предложений ребят по организации творческих дел, проектирования участия в них каждого из ребят, определения творческих заданий. [Приложение 9]
|
06.07.17 г. Четверг |
Подбор и анализ игр в различные периоды смены лагеря. |
Осуществлен подбор игр по разным направлениям: •Игры-знакомства («Снежный ком», «Девочки-мальчики»); •Игры на выявление лидера («Большая семейная фотография», «Веревочка»); •Подвижные игры («Разведчики и часовой», «Акция освобождения»); •Развивающие игры («Винегрет»,); •Игры в автобусе («Песенная перепевка»); •Игры на дискотеке («Перепевка», «Ленточка»). [Приложение 10]
|
07.07.17 г. пятница
|
Разучивание и проведение игр на знакомство,выявление лидеров, подвижных и интеллектуальных игр. |
Комментирование, анализ и обмен играми, проведение некоторых игр, деление игр по возрастным периодам. |
08.07.17 г. Суббота |
Изучение и анализ литературы по методике «Организации коллективных творческих дел». |
Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60х годов 20-го столетия. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о “педагогике сотрудничества”, называют ее “коллективное творческое воспитание”, “воспитание по Иванову”. Его также считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. Методика КТД — деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы»: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела — это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество. КТД - это общественно-важное дело. Первейшее его назначение - забота об улучшении жизни своего коллектива и окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди, сплав практических и организаторских действий на общую радость и пользу. КТД - творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно-важных практических задач. КТД - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями. [Приложение 11] |
09.07.17 г. Воскре- сенье
|
Изучение литературы по проблеме планирования КТД. |
Стадии коллективного творческого дела. •Первая стадия - стартовая беседа, во время которой воспитатель увлекает воспитанников радостной перспективой интересного и полезного дела. Для кого'? Когда? Где? Кто? С кем? •Вторая стадия - коллективное планирование. •Третья стадия - коллективная подготовка. •Четвертая стадия - проведение КТД - это итог работы, проделанной при подготовке. •Пятая стадия - коллективное подведение итогов. Воспитатель ставит на общем сборе - задачи для размышления: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось и почему? Что предлагаем на будущее? Воспитатель обобщает мнение, высказанное на сборе. •Шестая стадия - воспитатель организует использование опыта, накопленного при планировании, подготовке, проведении и обсуждении дела. Методика рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты |
Выводы по итогам прохождения летней (ознакомительной) практики .
Оргпериод- это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня, для некоторых детей этот переход происходит легко, но для отдельных ребят этот процесс проходит мучительно и долго. В своей работе я ориентировалась именно на таких детей, старалась, чтобы первые дни посещения пришкольного лагеря стали для них привычным и приятным. Чтобы процесс вхождения детей в новую жизнь прошел плавно и безболезненно, я старалась максимально точно реализовывать поставленные задачи, дружеский стиль общения. Первые три дня были спланированы буквально по минутам, для того чтобы все ребята включались в различные виды деятельности и максимально быстро влились в коллектив.
В организационный период смены я поставила несколько задач и пыталась их максимально реализовать:
Как можно быстрее познакомиться с детьми, узнать их интересы, для чего провела игры, способствующие интенсивному знакомству и раскрытию интересов. Я не была знакома с детьми и свое знакомство с ними организовывала через игры. В играх участвовала сама, знакомилась с детьми. Я ставила задачу не познакомить детей друг с другом, а самой познакомиться с детьми.
В первой половине основного периода (5--11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Для выполнения этой задачи на площадке были организованы разнообразные кружки, секции по интересам. Интересы детей были учтены при организации кружков и секций следующим образом: каждый член отряда на листе бумаги написал, чем бы он хотел заниматься. В процессе посещения кружков, кто то из ребят выходил из ранее выбранного кружка, записывался в другой. В организационный период дети не только посещали различные кружки секции, участвовали в коллективно творческих делах, но и имели возможность заниматься самостоятельной деятельностью. Каждый день был расписан по минутам и благодаря этому у детей почти не оставалось времени на ссоры и конфликты без видимой причины, хотя без споров по "делу" не обходилось. Я считаю, что коллектив нашего отряда был дружный и психологический климат в отряде был положительным.
Приложение 1.
Подвижные игры в помещении
1. Конкурс Сорви шапку
Цель: тренировка координации движений, развлечение.
Возраст: 8—17 лет.
Количество участников: 2—20 человек.
Материальное обеспечение: шапка (или любой головной убор) для каждого участника.
Правила. Ведущий вызывает двух соперников и надевает им на головы шапки. Левую руку каждый участник прижимает к телу и не имеет права пользоваться ею во время игры. Задача игроков — правой рукой сорвать, шапку соперника, сохранив при этом на голове собственную. Выигравшим объявляется участник, первым выполнивший игровое задание.
Другой вариант игры — участвуют 3—20 игроков. У каждого на голове шапка. Цель игры остается прежней — сорвать шапки со всех соперников. Игрок, оставшийся без шапки, выбывает из игры. Победителем объявляется последний оставшийся в шапке участник.
Рекомендации. Второй вариант игры лучше проводить на улице. Желательно ограничить площадку, на которой могут соревноваться игроки. Участник, вышедший за границы площадки, также выбывает из игры.
2. Конкурс Швеи
Цель: развлечение.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 10—30 человек.
Материальное обеспечение: тонкая веревка или тесьма (длиной 2—3 м) для каждой команды.
Правила. Игроки делятся на команды (по 5—10 человек). В каждой команде выбирается игрок-«швея», которому вручается веревка. По команде ведущего «швеи» начинают «пришивать» членов своей команды друг к другу, продевая веревку через их одежду. Выигрывает тот игрок-«швея», который сделает это быстрее других. Игрокам команды разрешается помогать «швее» «пришивать» себя.
Примеры и дополнительный материал. «Пришивать» игроков можно через петли одежды, ремешки часов, бусы, шлевки брюк, манжеты.
3. Конкурс Жадины
Цель: Развитие ловкости, развлечение.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 2—15 человек.
Материальное обеспечение: различные предметы для переноски (не менее 10 на каждого участника).
Правила. Для каждого участника на расстоянии 3— 5 м ставятся стулья, на которые кладутся различные предметы (минимум по 5 предметов на один стул). Предметы на стульях должны быть по-возможности одинаковыми для всех участников. Задача участников — бегать между своими стульями, каждый раз беря со стула новый предмет (предметы, которые он взял ранее, игрок продолжает носить в руках). Выбор очередного предмета из лежащих на стуле предоставляется самому игроку. Победителем объявляется тот участник, который сможет перенести больше всех предметов, прежде чем уронит их. В небольшом помещении участники (как правило, не больше трех) могут играть на одной дорожке (т.е. перебегать между одними и теми же стульями).
Примеры и дополнительный материал. Примеры предметов: воздушные шары, стаканы (небьющиеся) с водой, пластиковые бутылки, игрушки, фрукты, обувные коробки.
Рекомендации. Среди предметов не должно быть острых, колющих и режущих, а также бьющихся вещей.
4. Конкурс Метатели ядра
Цель: развитие ловкости, координации движений.
Возраст: 8—17 лет.
Количество участников: 3—15 человек.
Материальное обеспечение: воздушный шар, наполовину налитый водой, для каждого участника.
Правила. Участники становятся на линию старта и кидают (или толкают) воздушный шар с водой. Победителем объявляется тот участник, чей шар оказался дальше других.
Рекомендации. При большом числе участников игру можно проводить в несколько раундов. Определенные в каждом раунде победители соревнуются друг с другом в финальном раунде. Игру лучше проводить на улице, поскольку шар может лопнуть. Воздушные шары желательно пометить именем или знаком участника, чтобы не возникло споров, где чей шар.
5. Конкурс Петушки
Цель: развитие ловкости и координации движений.
Возраст: 8—17 лет.
Количество участников: 2—20 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. На земле рисуются круг диаметром 2 м. В конкурсе одновременно участвуют два человека. Каждый участник становится на правую ногу, придерживая за щиколотку левую правой рукой. Левая рука прячется за спину. Цель игроков — вытолкнуть соперника за пределы круга. Сделавший это объявляется победителем. Кроме того, проигравшим считается участник, во время «боя» отпустивший левую ногу или воспользовавшийся помощью рук.
Также можно проводить многоэтапные соревнования «петушков», выбирая победителя по общему количеству выигранных «боев».
Примеры и дополнительный материал. В помещении игровую площадку можно ограничить ковром соответствующего размера или веревочным кольцом. Рекомендации. Для игры желательно выбрать рефери, который следил бы за выполнением всех правил и техникой безопасности.
6. Игра (конкурс) Сортировка
Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Улучшение коллективных взаимодействий и формирование коммуникативных навыков.
Возраст: 8—17 лет.
Количество участников: 12—50 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. Игроки делятся на команды (оптимально по 7—10 человек в команде), число участников в командах должно быть одинаковым. Ведущий называет условие, в соответствии с которым игроки команды должны выстроиться в ряд. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.
Примеры и дополнительный материал. Примеры заданий:
· Выстроиться по росту.
· Выстроиться в алфавитном порядке имен игроков (или фамилий).
· Выстроиться в порядке Возрастания (убывания) Возраста игроков.
· Выстроиться в порядке Возрастания (убывания) номеров квартир (или домов) игроков.
· Выстроиться в порядке изменения цвета волос от самого светлого к темному.
Рекомендации. Чем моложе участники, тем меньше игроков должно быть в каждой команде.
7. Игра Все наоборот
Цель: тренировка внимания.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 5—20 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. Ведущий показывает различные движения. Игроки должны в ответ делать движения, противоположные тем, что делает ведущий. Игрок, который ошибется, отдает фант. По окончании игры фанты разыгрываются.
Примеры и дополнительный материал. Например:
· Ведущий поднимает руки вверх — игроки опускают руки вниз.
· Ведущий наклоняется вперед — игроки наклоняются назад.
· Ведущий поднимает правую ногу — игроки поднимают левую ногу.
Рекомендации. Хорошо играть под музыку. Участникам лучше стоять в кругу или, если позволяют размеры помещения, в два-три ряда, лицом к ведущему. Ведущие должны время от времени меняться.
Не всегда возможно придумать движение, противоположное тому, которое показывает ведущий. В этом случае все зависит от фантазии и изобретательности игроков. Главное условие — не повторить действие ведущего.
8. Игра Запрещенное движение
Цель: тренировка внимания.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 5—25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. Ведущий показывает различные движения. Игроки повторяют все движения ведущего, кроме запрещенного жеста, оговоренного до начала игры. Игрок, который ошибется, отдает фант. По окончании игры фанты разыгрываются.
Примеры и дополнительный материал. Запрещенное движение должно быть простым и может входить в состав более сложного движения (чтобы запутать игроков). Примеры удачных запрещенных движений:
· прикосновение правой руки к правому уху;
· постановка левой руки на левый бок;
· наклон головы вправо;
· сжимание правой руки в кулак;
· хлопок в ладоши.
Рекомендации. Хорошо играть в эту игру под музыку. Игрокам лучше стоять в кругу или, если позволяют размеры помещения, в два-три ряда, лицом к ведущему. Ведущие должны время от времени меняться.
9. Игра Шоколадка Цель: развлечение.
Возраст: 8—12 лет.
Количество участников: 5—10 человек.
Материальное обеспечение: большая шоколадка, маленькие шоколадки (по количеству участников), игральный кубик.
Правила. На одном конце комнаты кладется шоколадка. Желательно запаковать ее в несколько пакетов и заклеить скотчем. За столом, на другом конце комнаты, игроки по очереди кидают кубик. Тот игрок, у которого выпало «1» или «6», бежит к шоколадке, распаковывает ее и начинает есть, отламывая по одной дольке. Однако как только у кого-нибудь из игроков опять выпадет «1» или «6», он бежит к шоколадке, а первый игрок возвращается на свое место. При этом в игре нередко возникают ситуации, когда один игрок еще не дошел до столика с шоколадкой, а другой уже бежит его сменять. Игра заканчивается, когда вся шоколадка съедена. После окончания игры необходимо наградить всех участников маленькими шоколадками, чтобы компенсировать неудачную игру некоторым детям.
Рекомендации. Желательно выбрать для игры одного- двух наблюдателей (например, из числа тех, кто не любит шоколад), чтобы они следили за соблюдением правил и за тем, чтобы игроки ели шоколад небольшими дольками.
Для большого количества игроков (20—30 человек) можно параллельно проводить несколько игр (в каждой должны быть свои шоколадка и игральный кубик).
10. Игра Не зевай
Цель: тренировка быстроты реакции.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 5—25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. Игроки сидят на стульях. Водящий стоит на некотором расстоянии от них и рассказывает какую- нибудь историю. Внезапно он кричит: «Не зевай!», и все, в том числе и сам водящий, бегут к противоположной стене, а затем обратно к стульям. Игроки стараются успеть занять стулья. Тот, кому это не удается, занимает место водящего и продолжает начатый им рассказ.
Примеры и дополнительный материал. Основное требование к истории — она должна быть интересной и захватывающей. Это может быть пересказ увиденного фильма или прочитанной книги, случай, происшедший с водящим или его знакомыми, или история, выдуманная самим водящим.
Рекомендации. Необходимо обеспечить участникам свободу передвижения.
Приложение 2.
Подвижные игры на улице.
1. Игра Рыбачок
Цель: общая физическая подготовка.
Возраст: 8—12 лет.
Количество участников: 5—25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. На земле чертится круг диаметром 1м — «остров». Водящий — «рыбачок» — стоит на «острове». Остальные игроки («рыбы») бегают вокруг острова и кричат: «Рыбачок, рыбачок! Поймай нас на крючок». После того как «рыбы» трижды повторят эту фразу, «рыбачок» выбегает с острова и ловит одну из «рыб». Игрок, которого поймали, становится новым «рыбачком», а прежний рыбачок становится «рыбой». В случае, когда «рыбачку» долго не удается никого поймать, он возвращается на свой «остров», и игра повторяется с начала.
2. Игра Сова
Цель: общая физическая подготовка.
Возраст: 8—12 лет.
Количество участников: 5—25 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. На земле чертится большой круг диаметром 2—3 м (в зависимости от числа игроков) — «дом» и маленький кружок — «дупло». Когда ведущий говорит: «День», водящий — «сова» занимает место в дупле, а остальные игроки — «птички», свободно прогуливаются по всей игровой площадке. А когда ведущий произносит слово: «Ночь», все «птички» должны как можно быстрее забежать в «дом». «Сова» пытается осалить одну из «птичек», прежде чем та окажется в «доме». Салить «птичек» внутри «дома» «сова» не может. Если «сова» успела осалить «птичку» прежде, чем ведущий произнес слово «день», осаленный игрок становится «совой». Если нет, «сова» прячется в «дупло» и ждет следующей ночи.
Рекомендации. Промежутки «дня» и «ночи» не должны быть все время одинаковыми. При большом числе игроков можно играть с двумя-тремя «совами».
3. Игра Охотники
Цель: развитие ловкости и координации движений.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 8—30 человек.
Материальное обеспечение: три небольших мячика.
Правила. Выбираются трое водящих — «охотники», каждый из них берет мячик. По команде ведущего все игроки (в том числе и «охотники») свободно прогуливаются по площадке. Как только ведущий говорит: «Стоп», игроки должны замереть на месте, а «охотники» (также не сходя с места) пытаются попасть мячиком в кого-нибудь из игроков. Те «охотники», которым это удается, меняются с осаленными игроками ролями. Затем игра повторяется.
Можно играть на маленькой площадке на выбывание. Игроки, осаленные «охотниками», покидают площадку. Охотник, который промахнулся, также выбывает из игры. Выигрывает последний участник, оставшийся в игре. В этом варианте игры количество «охотников» можно увеличить.
Рекомендации. Размеры игровой площадки должны быть ограничены.
4. Игра Невод
Цель: Общая физическая подготовка.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 8—30 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. По желанию или с помощью считалки выбираются двое водящих. Остальные игроки убегают, а водящие берутся за руки и пытаются окружить одного из игроков. Если им это удается, пойманный игрок также присоединяется к цепочке водящих, и теперь они бегают, взявшись за руки втроем, пытаясь окружить еще одного игрока. Каждый пойманный игрок присоединяется к «неводу». Последний не пойманный игрок объявляется победителем.
Рекомендации. Если двум ведущим длительное время не удается никого окружить, выберите третьего ведущего и ограничьте пространство игровой площадки.
5. Игра Собачки
Цель: развитие ловкости.
Возраст: 8—17 лет.
Количество участников: 10—30 человек.
Материальное обеспечение: мяч или воздушный шарик.
Правила. Игроки становятся в круг. Водящие — «собачки» (2—5 человек) внутри круга. Игроки перебрасываются мячом, задача «собачек» — перехватить мяч, когда он будет в воздухе. Если «собачке» удается поймать мяч, она меняется ролью с игроком из круга, упустившим мяч.
Существует командный вариант игры. Одна команда — «дрессировщики» — бросают друг другу мяч, игроки другой команды — «собачки» — пытаются перехватить мяч. Если одному из игроков это удается, команды меняются ролями.
6. Игра В кепке
Цель: общая физическая подготовка.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 5—25 человек.
Материальное обеспечение: кепка.
Правила. Выбирается водящий. Задача водящего — осалить игрока в кепке. Однако остальные игроки постоянно передают кепку друг другу. Если игроку передали кепку, он должен остановиться и надеть ее. Бегать, держа кепку в руке, запрещается. Если водящему удалось осалить игрока в кепке, они меняются ролями. Так же меняются ролями водящий и игрок, уронивший кепку на землю или забывший надеть кепку на голову.
Рекомендации. Для того чтобы сделать игру более динамичной и интересной, можно ввести нескольких (2— 4) водящих и несколько кепок.
7. Игра Штандер
Цель: общая физическая подготовка.
Возраст: 8—14 лет.
Количество участников: 7—25 человек.
Материальное обеспечение: мяч.
Правила. Водящий подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников. Тот игрок, чье имя назвали, старается поймать мяч, а остальные игроки убегают в разные стороны. Как только мяч окажется в руках у названного игрока, он кричит: «Штандер», и все участники должны замереть на месте. Задача названного игрока — попасть мячом в одного из замерших ребят. Если ему это удается,— осаленный становится водящим, если нет — водящим становится игрок, бросавший мяч.
8. Игра Не сходя с места
Цель: развитие ловкости и координации движений.
Возраст: 8—17 лет.
Количество участников: 7—20 человек.
Материальное обеспечение: мяч или воздушный шарик.
Правила. Участники становятся в круг. По кругу во все более нарастающем темпе передается мяч. При этом игроки должны стоять на одном месте. Если кто- либо из игроков роняет мяч, он выбывает из игры и покидает круг. Таким образом, расстояние между игроками все больше увеличивается. Выигрывает участник, последним оставшийся в игре.
Рекомендации. Расстояние между участниками должно быть не менее вытянутой руки. По возможности пометить место, на котором стоит игрок.
9. Игра Замкни круг
Цель: общая физическая подготовка.
Возраст: 10—14 лет.
Количество участников: 10—30 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. Игроки становятся в круг. Водящий обходит круг с внешней стороны. Внезапно он ударяет одного из игроков по спине. После этого водящий обегает круг по часовой стрелке, а осаленный игрок — против часовой. Цель каждого из них — обежать круг раньше другого и занять свободное место. Тот игрок, который не успеет занять место, становится водящим.
Рекомендации. Игроки должны стоять близко друг к другу и не двигаться с места, так чтобы разрыв в круге на месте осаленного игрока оставался заметен.
10. Игра Прорыв
Цель: общая физическая подготовка.
Возраст: 12—17 лет.
Количество участников: 12—30 человек.
Материальное обеспечение: отсутствует.
Правила. Игроки делятся на две команды. Одна команда образует круг, игроки другой команды — в центре круга. Игра начинается по команде ведущего. Задача игроков в центре — вырваться из круга, задача игроков, образующих круг, — не выпустить соперников. На выполнение игрового задания дается определенное время (1—5 минут). Команда, находившаяся в центре, считается выигравшей, если все ее игроки покинули круг. В противном случае выигрывает команда, составляющая круг. После этого команды меняются ролями.
Другой вариант игры — когда игроки находятся снаружи круга и пытаются пробиться в его центр.
Рекомендации. Возможны два варианта составления круга — игроки держатся за руки и игроки стоят, прижавшись плечами друг к другу.
Список использованной литературы:
а) основная литература:
1. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студ. высш. учеб.завед. – М.: Издат-й центр «Академия», 2008.
2. Иванов, И.П. Энциклопедия КТД. - М.: Просвещение, 1999.
3. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. в 7 т. 1959. Т.4. Проблемы школьного советского воспитания.
4. Севостьянова, Т.И., Циринг, Р.А. «Практика студентов: Учебное пособие». Челябинск. 2013 г. – 118 с.
б) дополнительная литература:
1. Иванов, И.П. Воспитывать коллективистов. – М., 1990.
2. Соловейчик, С.Л. Воспитание по Иванову. – М., 1989.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. http://summercamp.ru/index.php5/Оргпериод.
2.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/tehnologii-organizacionnogo-perioda-v-detskom-ozdorovitelnom.
|
|
|
|
|
План-сетка мероприятий на 1 смену
Число |
Ключевые дела в лагере |
Отрядные дела |
26 июня |
Открытие лагерной смены. |
Конкурс рисунков, подвижные игры, турнир на лучшего шахматиста отряда |
27 июня |
День экологии «Сбережём нашу планету» |
Викторины, конкурсы, конкурс плакатов, рисунков, волейбольная секция, турнир на лучшего шахматиста лагеря |
28 июня |
День туризма «Широка страна моя родная…» |
Поход, подвижные игры |
29 июня |
День спорта «Со спортом дружить- здоровым быть» |
Спартакиада, конкурс рисунков на асфальте, подвижные игры |
30 июня |
День поэта «У лукоморья дуб зелёный» |
Викторина по сказкам А. С. Пушкина, конкурс рисунков, футбольная секция, соревнование по баскетболу (в отряде) |
1 июля |
День творчества «Край мастеровых» |
Выполнение поделок, конкурсы, подвижные игры, соревнование по баскетболу (между отрядами) |
2 июля |
День зелёного огонька. ПДД |
Беседы, конкурсы, соревнования по правилам дорожного движения, соревнование по волейболу (в отряде) |
3 июля |
День русской берёзки «Белокурая берёзка- символ Родины моей» |
Соревнование по волейболу (между отрядами), подвижные игры |
4 июля |
Праздник «Как не любить мне эту землю» |
Проведение праздника, соревнование по теннису (в отряде), конкурс рисунков. |
5 июля |
День театра «Золотая маска» |
Рассказ о возникновении русского театра, инсценировка русских народных сказок, соревнование по теннису (между отрядами), конкурс рисунков |
6 июля |
День спорта «Молодецкие забавы» |
Спортивные соревнования, весёлые старты, разучивание народных русских спортивных игр |
7июля |
День Ивана Купалы |
Каждый отряд получает лесную карту (маршрутный лист с названием станций) и отправляется в путешествие по станциям (пришкольный участок). |
8 июля |
День здоровья « В гостях у королевы Здоровья» |
Валеологические беседы о здоровье, о здоровом образе жизни, соревнование по футболу (в отряде) |
9 июля |
День эстрады. Закрытие лагерной смены |
Проведение праздничного концерта, посвящённого закрытию лагерной смены. Награждение активистов смены |