Отчет о деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения за учебный год

7
4
Материал опубликован 15 May 2018 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 31 «ЗАРЯ»

                                                                 

                                                                 Утверждаю:

                                                            ____________________________________

                                                           заведующий МБДОУ детским садом № 31 «Заря»

                                                                  Сергиенко И.В.

 

 

Аналитический отчет

педагога-психолога

Кияйкиной Натальи Федоровны

по итогам

2016-2017 учебного года

 

 

 

 

 

г. ПЯТИГОРСК

 

 

 

2

Психологическая служба в сфере дошкольного образования призвана повысить качество образовательного процесса, содействовать личностному развитию детей в процессе их воспитания, образования и социализации, а также обеспечить сохранение, укрепление психического и психологического здоровья дошкольников.

Основная цель работы:

осуществление психологического сопровождения, предполагающего целостный и непрерывный комплекс мер и предусматривающего применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательных отношений.

В 2016-2017 учебном году решались следующие задачи:

продолжать осуществление психологического сопровождения развития и воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

разработать систему повышения уровня просвещения родителей в психолого-педагогических вопросах и личностных компетенций;

применять в эмоционально-личностном развитии детей более эффективные методы и подходы, известные психологической науке;

способствовать развитию умения у педагогов более полно реализовывать личностный, профессиональный потенциал, повышать уровень мотивации и профессионального мастерства.

Профессиональная деятельность велась с учетом реализации ФГОС ДО по следующим направлениям:

организационно-методическая работа;

диагностическая деятельность;

коррекционно-развивающая деятельность;

консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельность;

реабилитационная деятельность;

психологическая экспертиза методик, программ, технологий, ситуаций, конфликтов, по необходимости профессиональной деятельности педагогов учреждения.

Организационно-методическая работа:

изучила профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Нейропсихология детского возраста»;

посетила обучающий семинар по теме «Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста. Психогигиена взаимоотношений родителя (законного представителя) и ребенка в условиях риска»;

дополнила диагностическим инструментарием и коррекционно-развивающими занятиями с детьми и их родителями (ДРО) рабочую программу психолога с учетом реализации ФГОС ДО: «Программа психологического сопровождения (диагностика и развитие) личности дошкольника»;

составила план работы на учебный год с учетом внесенных профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования» изменений в трудовые функции;

разработала дополнения к содержанию программы психологического кружка «Чудесный песок» (использование современных технологий);

подготовила практический материал для организации родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов, тренингов, анкетирования, психологической помощи педагогам и родителям воспитанников (мандала-терапия, «Мозарт-развитие – семейный ресурс»);

подготовила статьи в печатные издания для отчета: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения», «Гармонизация детско-родительских отношений (из опыта работы)»;

3

подготовила материал для сайта детского сада по работе с детьми, родителями и педагогами;

подготовила презентации по разным разделам психолого-педагогического сопровождения дошкольников, психопрофилактической и просветительской деятельности с педагогами и родителями;

участвовала в работе педагогических советов, семинаров-практикумов;

провела городское мероприятие «Родительский университет» по теме: «Влияние модели общения родителей на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка в семье»;

составляла аналитические и статистические справки и отчеты;

участвовала в решении возникших вопросов по запросу воспитателей, родителей воспитанников, администрации, (оказывала экстренную психологическую помощь детям, педагогам и родителям);

подготовила и провела ГМО для педагогов-психологов по теме: «Использование современных подходов в психолого-педагогическом сопровождении детей и взрослых в условиях реализации ФГОС ДО»;

посещала ГМО психологов на базе дошкольных учреждений города, заседания консультационно-интервизорского центра для педагогов-психологов города, заседания ГБОУ «Психологический центр» города Пятигорска;

подготовила информационный материал на анонимные вопросы родителей воспитанников учреждения (почтовый ящик «Доверие»);

подготовила теоретический материал, рекомендации и памятки: педагогам по эффективному взаимодействию с родителями, применению игротерапии в работе с детьми, активному использованию навыков саморегуляциии и «самопомощи»; родителям по гармонизации детско-родительских отношений;

подготовила дидактический материал для коррекционно-развивающей работы с детьми, педагогами и родителями по технике «Мозарт-развитие».

Диагностическая деятельность

Диагностическая деятельность проходила с использованием современных образовательных технологий и методической литературы:

Методическая литература

1.

Богомолов В. «Тестирование детей»

2.

Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт»

3.

Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты»

4.

Диагностический комплект «Семаго»

5.

Виноградова Н.Ф., Журова Л. Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?»

6.

Захаров А.И. «Современные подходы к психотерапии неврозов у детей дошкольного возраста»

7.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии»

8.

Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. «Тесты для детей»

9.

Луиза Дюсс «Сказки Дюсса (Десперт)

10.

Муратова Л.Г. «Психологическое сопровождение личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС ДО»

11.

Мушинский В.П., Савельева Н.В. «Психологический инструментарий. Психологические минимумы в дошкольном учреждении»

12.

Пермякова И. «Анкетирование родителей в детском саду»

13.

Ткачева В.В. «Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама и я –

дружная семья»

14.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии»

15.

Шевелева Е.В. «Мандала-терапия. Практическая психология»

16.

Шишова Т.Л. «Как помочь ребенку избавиться от страха»

 

Скрининг проводился по плану, по запросу воспитателей, родителей и администрации с учетом реализации ФГОС ДО.

Количество

участников

Наименование

Результативность

60

воспитанников

Диагностическое обследование (начало года) психологической готовности детей к школьному обучению проходило в рамках «Мониторинга интегративных качеств личности старших дошкольников»

8 человек (13%) –

высокий уровень;

39 человека (65%) –

средний уровень;

13 человек (22%) –

низкий уровень

69

детей

Мониторинг

«Адаптация малышей к условиям детского сада»

59 детей (86%) –

легкая степень адаптации;

10 детей (14%) –

средняя степень адаптации;

тяжелая степень адаптации – 0;

дезадаптация - 0

60

воспитанников

Диагностическое обследование (конец года) психологической готовности детей к школьному обучению проходило в рамках «Мониторинга интегративных качеств личности старших дошкольников»

27 человек (45%) –

высокий уровень;

31 человек (52%) –

средний уровень;

2 человека (3%) –

низкий уровень

20 родителей

Анонимное анкетирование родителей

группы «Подсолнушки»

«Удовлетворенность родителей работой группы»

16. человек (80%) –

очень довольны качеством работы;

3 человека (15%) –

не совсем довольны;

1 человек (5%) –

недоволен качеством

200

родителей

Анонимное анкетирование родителей «Удовлетворенность родителями качеством работы учреждения за учебный год»

200 человек (100%) – удовлетворены качеством работы учреждения

48

родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?» (начало года)

17 человек (36%) – считают, что их дети подготовлены к школе;

27 человек (56%) – считают, что их дети недостаточно готовы к обучению в школе;

4 человека (8%) – не смогли ответить на поставленный вопрос;

родителей, считавших, что их дети совсем не готовы к обучению в школе – 0

179 обращений родителей за психологической помощью

Диагностическое обследование детей по запросу родителей, воспитателей,

администрации

Выявлено:

не достаточная психолого-педагогическая компетентность родителей,

нарушение режима дня детей в условиях семьи,

проблемы семейных взаимоотношений родителей, педагогическая запущенность, гиперопека, гипоопека,

проблемы ДРО (детско-родительских отношений),

заниженная самооценка детей,

слабое развитие психических процессов и мелкой моторики, коммуникативных навыков, различные страхи и тревожность, агрессивность и гиперактивность,

психологические травмы

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционно-развивающая деятельность в отчетный период строилась на основе полученных результатов диагностического обследования дошкольников, с учетом годового плана, запроса педагогов, родителей, администрации. По результатам обследования составлены планы коррекционно-развивающей работы с конкретными детьми, их родителями, педагогами.

В 2016-2017 учебном году продолжена работа психолого-медико-педагогического консилиума учреждения. Проведено 4 заседания (октябрь, ноябрь, январь, май). Все заседания ПМПк зафиксированы протоколами. В апреле месяце 2017 года было проведено 1 внеочередное заседание, на котором рассматривались и обсуждались вопросы развития и воспитания детей с ОВЗ с учетом нововведений деятельности территориального ПМПК и ПМПк учреждения. Сравнительный анализ обращений можно увидеть в таблице.

Сравнительный анализ обращений в ПМПк

 

2014-2015

2015-2016

2016-2017

Количество

0

2

4

Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» осуществлялось только с профилактической целью, так как дети данной категории в учреждении не выявлены.

Современные технологии

Методическая

литература

Психогимнастика

дыхательная гимнастика

нейрогимнастика

игровой развивающий комплект «Пертра»

релаксация

ароматерапия

музыкотерапия

мультимедиа

интегративная песочная терапия

аква-терапия

арт-терапия

мандала-терапия

«Мозарт-развитие»

сказкотерапия

игротерапия

пальчиковые игры

логоритмика

Чистякова М.И. «Психогимнастика»

Арцишевская И.Л. «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду»

Брейн Джим «Гимнастика мозга»

Перминова Г.А. «Методическое пособие к набору Пертра»

Сурская А.Ю., Горбунова Е.В., Сапогова Е.Е., Шумилова С.В. «Коррекционно-развивающие занятия для дошкольников»

Баженова О.В. «Тренинг эмоционально-волевого развития для дошкольников»

Шипицына Л.М. «Комплексное сопровождение дошкольников»

Интернет-ресурсы. Сайт института новых технологий

Зельц Мариелла «Пишем и рисуем на песке»

Бережная Н.Ф. «Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой»

Воронова А.А. «Арт-терапия для детей и их родителей»

Шевелева Е.В. «Мандала-терапия. Практическая психология»

Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт»

Погосова Н.М. «Сказкотерапевтическая программа занятий по эмоционально-личностному развитию»

Костина Л.М. «Интерактивная игровая психологическая коррекция»

Ткачева И.А. «Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста»

Шипицына Л.М., Воронова А.П., Защиринская О.В., Нилова Т.А. «Азбука общения»

Муратова Л.Г. «Программа психологического сопровождения

(диагностика и развитие) личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

Консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельность

В рамках выполнения годового плана за отчетный период проводились следующие мероприятия:

Педагоги

Родители

Дети

Консультативно-тренинговая деятельность

с педагогами по гармонизации микро-климата группы.

«Профессиональная компетентность современного педагога дошкольного учреждения» - 7 тем

Выступление на родительских собраниях:

1 квартал – 2 выступления с элементом тренинга;

2 квартал – «Родительский университет: «Влияние модели общения родителей на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка в семье»;

3 квартал – 2 выступления с элементом тренинга

Профилактические релаксационные занятия с детьми в ТСК «Волшебный мир» (темная сенсорная комната) – 9 тем

Семинары- практикумы

(с элементом тренинга) для воспитателей -- 6 тем

Индивидуальные консультации для родителей - 19 тем

Психологическая помощь детям с использованием современных методов (гешталь-терапия, пескотерапия, и другие)

Тренинги для педагогов в ТСК (темная сенсорная комната) – 3 темы

Групповые консультации для родителей – 7 тем

Месячник психологического здоровья дошкольника «Детский релакс» -

4 темы

Консультации для воспитателей 9 тем

Разработка рекомендаций

и памяток

 

Индивидуальные консультации для молодых специалистов – 5 тем

Подготовка и выдача печатного материала по запросу родителей – 9

 

Мастер класс для молодых педагогов – 4

Интервьюирование

по запросу – 21

 

Психологический всеобуч для воспитателей – 6 тем

Стендовый материал в каждой возрастной группе – 7

 

Памятки и рекомендации для педагогов – 6

Почтовый ящик

«Доверие» - 4

 

Реабилитационная деятельность

Реабилитационная деятельность в отчетный период велась по запросу родителей, воспитателей (с согласия законных представителей воспитанников).

Количество

участников

Форма реабилитационной деятельности

Причина

2

(родитель и ребенок)

Тренинг

Психологическая травма утраты (потеря близкого человека)

5

(родитель и ребенок)

Тренинг по ДРО

(детско-родительские отношения)

Гармонизация ДРО

(изменение модели общения)

Психологическая травма утраты (развод родителей)

Проблемы ДРО

(модели общения)

7

детей

Тренинг по гармонизации эмоционального фона ребенка

Психологическая травма

(развод родителей, испуг, невроз)

Психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей (коррекция ДРО) осуществлялась с учетом выстроенного алгоритма действий, что способствовало формированию личностного роста всех участников образовательных отношений и формированию партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников. Динамика результативности данной деятельности эффективна при условии активного сотрудничества родителей воспитанников в решении возникших проблем.

Психологическая экспертиза

методик, программ, технологий, ситуаций, конфликтов, по необходимости профессиональной деятельности педагогов учреждения

В течение учебного года для эффективности коррекционно-развивающей деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ, с проблемными детьми по запросу педагогов, родителей, администрации мною осуществлялась экспертная деятельность.

Методик

Программ

Технологий

Ситуаций

Конфликтов

Профессиональной деятельности педагогов

-

-

-

6

1

4

В ходе данного сопровождения проводилась углубленная диагностическая, коррекционно-развивающая, тренинговая, консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельности. На основе полученных результатов выполнен анализ по эффективности использованных методов и приемов в деятельности всех участников образовательных отношений, что в свою очередь способствовало подбору разнообразных индивидуальных форм работы с педагогами, с детьми и родителями воспитанников, с учетом их возрастных и психологических особенностей.

8

Последовательный, системный подход позволил конструктивно и эффективно разрешить проблемные ситуации, повысить психолого-педагогические знания родителей воспитанников, укрепить профессионализм и личностный рост педагогов.

 

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Задачи, поставленные на 2016-2017 учебный год, выполнены в полном объеме:

за отчетный период в учреждении качественно осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

эффективно выстроена система повышения уровня просвещения родителей в психолого-педагогических вопросах и формировании личностных компетенций;

успешно использовались в гармонизации личности детей и взрослых современные технологии, эффективные методы и подходы такие, как мандала-терапия, песко-терапия, аква-терапия, сказкотерапия, гешталь-терапия, «Мозарт-развитие» и другие;

велась плодотворная работа с педагогами по вопросам личностного и профессионального роста, повышению уровня мотивации и профессионализма;

существенных затруднений и проблем при осуществлении профессиональной деятельности не выявлено.

Перспективы развития психологической службы на новый 2017-2018 учебный год:

1. Использовать в психологической реабилитации детей инновационные методы и подходы.

2. Содействовать формированию творческого потенциала личности каждого дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО.

3. Оказывать психолого-педагогическую помощь педагогам в выборе и разработке собственных подходов к решению проблемных профессиональных задач с учетом «Профессионального стандарта педагога».

4. Осуществлять партнерские формы взаимодействия с семьей для активизации участия родителей в жизни учреждения и повышения их психолого-педагогических компетенций.

Составил: педагог-психолог Кияйкина Н.Ф.

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 31 «ЗАРЯ»


                                                                Утверждаю: 

                                                           ____________________________________

                                                           заведующий МБДОУ детским садом № 31 «Заря»

                                                                    Сергиенко И.В

Статистический анализ

реализации основных направлений деятельности педагога-психолога

МБДОУ детского сада

№ 31 «Заря»

Кияйкиной Натальи Федоровны

 

 

 

 

 

г. ПЯТИГОРСК

 

 

2

Общее количество участников

образовательного процесса

Воспитанников

Родителей

(законных представителей)

280

273

Общее количество участников, обследуемых при индивидуальной и групповой диагностике

Индивидуальной – 87

групповой - 60

Индивидуальной - 27 групповой - 273

Общее количество участников, посетивших индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия

Индивидуальные - 27

групповые - 280

Индивидуальные – 27

групповые - 160

Общее количество участников, посетивших индивидуальные и групповые консультации

-

индивидуальные – 179 групповые - 273

Общее количество участников, охваченных профилактическими и просветительскими мероприятиями

280

273


 

Проведенные мероприятия

Количество

Семинары-практикумы для педагогов

6

Тренинги для педагогов

14

Выступления на родительских собраниях

5

Тренинги с родителями

7

Индивидуальные и групповые консультации для педагогов

24

Беседы со специалистами

12

Психологическая помощь работникам детского сада

6

Организация работы с детьми

«группы риска»

0

Организация работы с детьми с ОВЗ

12 человек

Составил: педагог-психолог Кияйкина Н.Ф.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии

Отлинчый отчёт, Наталья Фёдоровна, большая работа была проведена Вами, которая была результативной. Молодец! Супер! Благодарю!!!

15 June 2018

Наталья Николаевна! Очень приятно! Я люблю свою работу и получаю огромное удовольствие от результата своей деятельности! Приятно видеть как дети меняются на глазах от понимания, принятия, любви и игровой деятельности... А те рекомендации, которые выполняют родители воспитанников и педагоги, действуют в реальной жизни!

16 June 2018

Вами проделана огромная работа! Чувствуется любовь к тому,чем вы занимаетесь!

22 August 2018

Благодарю, Марина Юрьевна! И это действительно так и есть! Любовь присутствует во всем! Когда человек делает все с любовью, то получает положительный результат!

22 August 2018