Отчет о деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения за учебный год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 31 «ЗАРЯ»
Утверждаю:
____________________________________
заведующий МБДОУ детским садом № 31 «Заря»
Сергиенко И.В.
Аналитический отчет
педагога-психолога
Кияйкиной Натальи Федоровны
по итогам
2016-2017 учебного года
г. ПЯТИГОРСК
2
Психологическая служба в сфере дошкольного образования призвана повысить качество образовательного процесса, содействовать личностному развитию детей в процессе их воспитания, образования и социализации, а также обеспечить сохранение, укрепление психического и психологического здоровья дошкольников.
Основная цель работы:
осуществление психологического сопровождения, предполагающего целостный и непрерывный комплекс мер и предусматривающего применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательных отношений.
В 2016-2017 учебном году решались следующие задачи:
продолжать осуществление психологического сопровождения развития и воспитания дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
разработать систему повышения уровня просвещения родителей в психолого-педагогических вопросах и личностных компетенций;
применять в эмоционально-личностном развитии детей более эффективные методы и подходы, известные психологической науке;
способствовать развитию умения у педагогов более полно реализовывать личностный, профессиональный потенциал, повышать уровень мотивации и профессионального мастерства.
Профессиональная деятельность велась с учетом реализации ФГОС ДО по следующим направлениям:
организационно-методическая работа;
диагностическая деятельность;
коррекционно-развивающая деятельность;
консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельность;
реабилитационная деятельность;
психологическая экспертиза методик, программ, технологий, ситуаций, конфликтов, по необходимости профессиональной деятельности педагогов учреждения.
Организационно-методическая работа:
изучила профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
прошла курсы повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Нейропсихология детского возраста»;
посетила обучающий семинар по теме «Психологическая безопасность ребенка дошкольного возраста. Психогигиена взаимоотношений родителя (законного представителя) и ребенка в условиях риска»;
дополнила диагностическим инструментарием и коррекционно-развивающими занятиями с детьми и их родителями (ДРО) рабочую программу психолога с учетом реализации ФГОС ДО: «Программа психологического сопровождения (диагностика и развитие) личности дошкольника»;
составила план работы на учебный год с учетом внесенных профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования» изменений в трудовые функции;
разработала дополнения к содержанию программы психологического кружка «Чудесный песок» (использование современных технологий);
подготовила практический материал для организации родительских собраний, консультаций, семинаров-практикумов, тренингов, анкетирования, психологической помощи педагогам и родителям воспитанников (мандала-терапия, «Мозарт-развитие – семейный ресурс»);
подготовила статьи в печатные издания для отчета: «ИКТ в профессиональной деятельности педагога-психолога дошкольного учреждения», «Гармонизация детско-родительских отношений (из опыта работы)»;
3
подготовила материал для сайта детского сада по работе с детьми, родителями и педагогами;
подготовила презентации по разным разделам психолого-педагогического сопровождения дошкольников, психопрофилактической и просветительской деятельности с педагогами и родителями;
участвовала в работе педагогических советов, семинаров-практикумов;
провела городское мероприятие «Родительский университет» по теме: «Влияние модели общения родителей на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка в семье»;
составляла аналитические и статистические справки и отчеты;
участвовала в решении возникших вопросов по запросу воспитателей, родителей воспитанников, администрации, (оказывала экстренную психологическую помощь детям, педагогам и родителям);
подготовила и провела ГМО для педагогов-психологов по теме: «Использование современных подходов в психолого-педагогическом сопровождении детей и взрослых в условиях реализации ФГОС ДО»;
посещала ГМО психологов на базе дошкольных учреждений города, заседания консультационно-интервизорского центра для педагогов-психологов города, заседания ГБОУ «Психологический центр» города Пятигорска;
подготовила информационный материал на анонимные вопросы родителей воспитанников учреждения (почтовый ящик «Доверие»);
подготовила теоретический материал, рекомендации и памятки: педагогам по эффективному взаимодействию с родителями, применению игротерапии в работе с детьми, активному использованию навыков саморегуляциии и «самопомощи»; родителям по гармонизации детско-родительских отношений;
подготовила дидактический материал для коррекционно-развивающей работы с детьми, педагогами и родителями по технике «Мозарт-развитие».
Диагностическая деятельность
Диагностическая деятельность проходила с использованием современных образовательных технологий и методической литературы:
№ |
Методическая литература |
1. |
Богомолов В. «Тестирование детей» |
2. |
Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт» |
3. |
Венгер А.Л. «Психологические рисуночные тесты» |
4. |
Диагностический комплект «Семаго» |
5. |
Виноградова Н.Ф., Журова Л. Е. «Готов ли ваш ребенок к школе?» |
6. |
Захаров А.И. «Современные подходы к психотерапии неврозов у детей дошкольного возраста» |
7. |
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии» |
8. |
Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. «Тесты для детей» |
9. |
Луиза Дюсс «Сказки Дюсса (Десперт) |
10. |
Муратова Л.Г. «Психологическое сопровождение личности старшего дошкольника в соответствии с ФГОС ДО» |
11. |
Мушинский В.П., Савельева Н.В. «Психологический инструментарий. Психологические минимумы в дошкольном учреждении» |
12. |
Пермякова И. «Анкетирование родителей в детском саду» |
13. |
Ткачева В.В. «Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама и я – дружная семья» |
14. |
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии» |
15. |
Шевелева Е.В. «Мандала-терапия. Практическая психология» |
16. |
Шишова Т.Л. «Как помочь ребенку избавиться от страха» |
Скрининг проводился по плану, по запросу воспитателей, родителей и администрации с учетом реализации ФГОС ДО.
Количество участников |
Наименование |
Результативность |
60 воспитанников |
Диагностическое обследование (начало года) психологической готовности детей к школьному обучению проходило в рамках «Мониторинга интегративных качеств личности старших дошкольников» |
8 человек (13%) – высокий уровень; 39 человека (65%) – средний уровень; 13 человек (22%) – низкий уровень |
69 детей |
Мониторинг «Адаптация малышей к условиям детского сада» |
59 детей (86%) – легкая степень адаптации; 10 детей (14%) – средняя степень адаптации; тяжелая степень адаптации – 0; дезадаптация - 0 |
60 воспитанников |
Диагностическое обследование (конец года) психологической готовности детей к школьному обучению проходило в рамках «Мониторинга интегративных качеств личности старших дошкольников» |
27 человек (45%) – высокий уровень; 31 человек (52%) – средний уровень; 2 человека (3%) – низкий уровень |
20 родителей |
Анонимное анкетирование родителей группы «Подсолнушки» «Удовлетворенность родителей работой группы» |
16. человек (80%) – очень довольны качеством работы; 3 человека (15%) – не совсем довольны; 1 человек (5%) – недоволен качеством |
200 родителей |
Анонимное анкетирование родителей «Удовлетворенность родителями качеством работы учреждения за учебный год» |
200 человек (100%) – удовлетворены качеством работы учреждения |
48 родителей |
«Готов ли ваш ребенок к школе?» (начало года) |
17 человек (36%) – считают, что их дети подготовлены к школе; 27 человек (56%) – считают, что их дети недостаточно готовы к обучению в школе; 4 человека (8%) – не смогли ответить на поставленный вопрос; родителей, считавших, что их дети совсем не готовы к обучению в школе – 0 |
179 обращений родителей за психологической помощью |
Диагностическое обследование детей по запросу родителей, воспитателей, администрации |
Выявлено: не достаточная психолого-педагогическая компетентность родителей, нарушение режима дня детей в условиях семьи, проблемы семейных взаимоотношений родителей, педагогическая запущенность, гиперопека, гипоопека, проблемы ДРО (детско-родительских отношений), заниженная самооценка детей, слабое развитие психических процессов и мелкой моторики, коммуникативных навыков, различные страхи и тревожность, агрессивность и гиперактивность, психологические травмы |
Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционно-развивающая деятельность в отчетный период строилась на основе полученных результатов диагностического обследования дошкольников, с учетом годового плана, запроса педагогов, родителей, администрации. По результатам обследования составлены планы коррекционно-развивающей работы с конкретными детьми, их родителями, педагогами.
В 2016-2017 учебном году продолжена работа психолого-медико-педагогического консилиума учреждения. Проведено 4 заседания (октябрь, ноябрь, январь, май). Все заседания ПМПк зафиксированы протоколами. В апреле месяце 2017 года было проведено 1 внеочередное заседание, на котором рассматривались и обсуждались вопросы развития и воспитания детей с ОВЗ с учетом нововведений деятельности территориального ПМПК и ПМПк учреждения. Сравнительный анализ обращений можно увидеть в таблице.
Сравнительный анализ обращений в ПМПк
2014-2015 |
2015-2016 |
2016-2017 |
|
Количество |
0 |
2 |
4 |
Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» осуществлялось только с профилактической целью, так как дети данной категории в учреждении не выявлены.
Консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельность
В рамках выполнения годового плана за отчетный период проводились следующие мероприятия:
Педагоги |
Родители |
Дети |
Консультативно-тренинговая деятельность с педагогами по гармонизации микро-климата группы. «Профессиональная компетентность современного педагога дошкольного учреждения» - 7 тем |
Выступление на родительских собраниях: 1 квартал – 2 выступления с элементом тренинга; 2 квартал – «Родительский университет: «Влияние модели общения родителей на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка в семье»; 3 квартал – 2 выступления с элементом тренинга |
Профилактические релаксационные занятия с детьми в ТСК «Волшебный мир» (темная сенсорная комната) – 9 тем |
Семинары- практикумы (с элементом тренинга) для воспитателей -- 6 тем |
Индивидуальные консультации для родителей - 19 тем |
Психологическая помощь детям с использованием современных методов (гешталь-терапия, пескотерапия, и другие) |
Тренинги для педагогов в ТСК (темная сенсорная комната) – 3 темы |
Групповые консультации для родителей – 7 тем |
Месячник психологического здоровья дошкольника «Детский релакс» - 4 темы |
Консультации для воспитателей 9 тем |
Разработка рекомендаций и памяток |
|
Индивидуальные консультации для молодых специалистов – 5 тем |
Подготовка и выдача печатного материала по запросу родителей – 9 |
|
Мастер класс для молодых педагогов – 4 |
Интервьюирование по запросу – 21 |
|
Психологический всеобуч для воспитателей – 6 тем |
Стендовый материал в каждой возрастной группе – 7 |
|
Памятки и рекомендации для педагогов – 6 |
Почтовый ящик «Доверие» - 4 |
Реабилитационная деятельность
Реабилитационная деятельность в отчетный период велась по запросу родителей, воспитателей (с согласия законных представителей воспитанников).
Количество участников |
Форма реабилитационной деятельности |
Причина |
2 (родитель и ребенок) |
Тренинг |
Психологическая травма утраты (потеря близкого человека) |
5 (родитель и ребенок) |
Тренинг по ДРО (детско-родительские отношения) Гармонизация ДРО (изменение модели общения) |
Психологическая травма утраты (развод родителей) Проблемы ДРО (модели общения) |
7 детей |
Тренинг по гармонизации эмоционального фона ребенка |
Психологическая травма (развод родителей, испуг, невроз) |
Психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей (коррекция ДРО) осуществлялась с учетом выстроенного алгоритма действий, что способствовало формированию личностного роста всех участников образовательных отношений и формированию партнерских взаимоотношений с семьями воспитанников. Динамика результативности данной деятельности эффективна при условии активного сотрудничества родителей воспитанников в решении возникших проблем.
Психологическая экспертиза
методик, программ, технологий, ситуаций, конфликтов, по необходимости профессиональной деятельности педагогов учреждения
В течение учебного года для эффективности коррекционно-развивающей деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ, с проблемными детьми по запросу педагогов, родителей, администрации мною осуществлялась экспертная деятельность.
Методик |
Программ |
Технологий |
Ситуаций |
Конфликтов |
Профессиональной деятельности педагогов |
- |
- |
- |
6 |
1 |
4 |
В ходе данного сопровождения проводилась углубленная диагностическая, коррекционно-развивающая, тренинговая, консультативно-просветительская и психо-профилактическая деятельности. На основе полученных результатов выполнен анализ по эффективности использованных методов и приемов в деятельности всех участников образовательных отношений, что в свою очередь способствовало подбору разнообразных индивидуальных форм работы с педагогами, с детьми и родителями воспитанников, с учетом их возрастных и психологических особенностей.
8
Последовательный, системный подход позволил конструктивно и эффективно разрешить проблемные ситуации, повысить психолого-педагогические знания родителей воспитанников, укрепить профессионализм и личностный рост педагогов.
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Задачи, поставленные на 2016-2017 учебный год, выполнены в полном объеме:
за отчетный период в учреждении качественно осуществлялось психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
эффективно выстроена система повышения уровня просвещения родителей в психолого-педагогических вопросах и формировании личностных компетенций;
успешно использовались в гармонизации личности детей и взрослых современные технологии, эффективные методы и подходы такие, как мандала-терапия, песко-терапия, аква-терапия, сказкотерапия, гешталь-терапия, «Мозарт-развитие» и другие;
велась плодотворная работа с педагогами по вопросам личностного и профессионального роста, повышению уровня мотивации и профессионализма;
существенных затруднений и проблем при осуществлении профессиональной деятельности не выявлено.
Перспективы развития психологической службы на новый 2017-2018 учебный год:
1. Использовать в психологической реабилитации детей инновационные методы и подходы.
2. Содействовать формированию творческого потенциала личности каждого дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО.
3. Оказывать психолого-педагогическую помощь педагогам в выборе и разработке собственных подходов к решению проблемных профессиональных задач с учетом «Профессионального стандарта педагога».
4. Осуществлять партнерские формы взаимодействия с семьей для активизации участия родителей в жизни учреждения и повышения их психолого-педагогических компетенций.
Составил: педагог-психолог Кияйкина Н.Ф.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 31 «ЗАРЯ»
Утверждаю:
____________________________________
заведующий МБДОУ детским садом № 31 «Заря»
Сергиенко И.В
Статистический анализ
реализации основных направлений деятельности педагога-психолога
МБДОУ детского сада
№ 31 «Заря»
Кияйкиной Натальи Федоровны
г. ПЯТИГОРСК
2
Общее количество участников образовательного процесса |
Воспитанников |
Родителей (законных представителей) |
280 |
273 |
|
Общее количество участников, обследуемых при индивидуальной и групповой диагностике |
Индивидуальной – 87 групповой - 60 |
Индивидуальной - 27 групповой - 273 |
Общее количество участников, посетивших индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия |
Индивидуальные - 27 групповые - 280 |
Индивидуальные – 27 групповые - 160 |
Общее количество участников, посетивших индивидуальные и групповые консультации |
- |
индивидуальные – 179 групповые - 273 |
Общее количество участников, охваченных профилактическими и просветительскими мероприятиями |
280 |
273 |
Проведенные мероприятия |
Количество |
Семинары-практикумы для педагогов |
6 |
Тренинги для педагогов |
14 |
Выступления на родительских собраниях |
5 |
Тренинги с родителями |
7 |
Индивидуальные и групповые консультации для педагогов |
24 |
Беседы со специалистами |
12 |
Психологическая помощь работникам детского сада |
6 |
Организация работы с детьми «группы риска» |
0 |
Организация работы с детьми с ОВЗ |
12 человек |
Составил: педагог-психолог Кияйкина Н.Ф.
Пользователь удален
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна