Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла
Анализ работы методического объединения учителей гуманитарного цикла за 2013-2014 учебный год.
В 2013-2014 учебном году МО учителей гуманитарного цикла продолжило работу по направлению «Инновационная деятельность учителя в условиях ФГОС».
Целями работы МО являлись:
- непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их компетенции в области предметов гуманитарного цикла;
- создание условий для формирования у учащихся целостной системы знаний по предметам гуманитарного цикла и универсальных учебных действий, духовно-творческого развития личности каждого ученика.
Основными задачами работы МО были следующие:
- организация повышения квалификации учителей МО;
- использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, как средства реализации системно-деятельностного подхода к обучению школьников;
- отбор содержания, составление рабочих программ и индивидуальных планов работы по предметам гуманитарного цикла;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта творчески работающих учителей;
- совершенствование диагностики учебных достижений школьников по предметам гуманитарного цикла;
- подготовка материалов для промежуточного контроля в переводных классах;
- организация и проведение предметных недель, конкурсов, школьных предметных олимпиад, подготовка учащихся к районным мероприятиям;
- организация работы с одаренными и слабоуспевающими детьми;
- укрепление материальной базы кабинетов.
За истекший период были проведены 5 заседаний МО по следующим темам: 1. Итоги работы МО учителей гуманитарного цикла в 2012-2013 учебном году. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2013-2014 уч. год. Нормативное и учебно-методическое обеспечение гуманитарного образования в 2013-2014 учебном году.
2. Уровневая дифференциация на уроках гуманитарного цикла как средство выполнения стандарта образования.
3. Критериальный подход к оцениванию учебных достижений учащихся, проблемы подготовки учащихся к экзамену по предметам гуманитарного цикла в форме ГИА и ЕГЭ.
4. Обеспечение качественного освоения основного содержания по предметам гуманитарного цикла учащимися с разным уровнем способностей и мотивации на основе рациональной организации учебного процесса. Методические достижения учителей гуманитарного цикла.
5. Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 9 и 11 классов. Подведение итогов работы МО за 2013-2014 уч. год. Задачи на новый учебный год.
Учителя МО приняли активное участие в заседании педсовета по теме «Проблемы преемственности в обучении между I и II ступенями образования», на котором были обсуждены психологические проблемы учащихся 5 класса, уровень развития их общеучебных и специальных умений и навыков, намечены пути решения возникших проблем.
Для учителей МО были проведены - семинар по теме «ФГОС основного общего образования»; - «круглый стол» по теме «Организация внеклассной работы с одарёнными учащимися по предметам гуманитарного цикла»; - «круглый стол» по теме «Преодоление тенденций общего снижения интереса школьников к изучению предметов гуманитарного цикла. Обмен опытом работы со слабоуспевающими учащимися».
Продолжалась работа по внедрению программ развивающего обучения: преподавание русского языка по программе Львовой С. И. и литературы по программе Меркина Г.С. (учителя Попова Н.И., Киянова Л.А); по использованию компьютерных технологий на уроках гуманитарного цикла (учителя Сухоконь С.А., Попова Н.И., Киянова Л.А., Переймак Н.М.), проектных технологий на уроках немецкого языка (учитель Переймак Н.М.).
Были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, в ходе которых были определены следующие победители:
В муниципальном этапе олимпиады по обществознанию призерами стали Семиренко О. (11 кл.) (учитель Сухоконь С.А.) и Панченко С. (7 кл.) (учитель Попова Н.И.), а по немецкому языку – Наумов К. (10 кл.)
В течение учебного года было организовано взаимопосещение уроков учителями МО с целью изучения положительного опыта преподавания предметов гуманитарного цикла, а также были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия (согласно утвержденному графику):
- «Осада длится, тяжелая осада…».Внеклассное мероприятие по истории, посвященное 70-летию освобождения Ленинграда. (Попова Н.И., Сухоконь С.А.)
- «200 дней и ночей Сталинграда». Внекл. Мероприятие, посвященное освобождению Сталинграда. (Попова Н.И., Сухоконь С.А.);
- Внеклассное мероприятие, посвященное Дню местного самоуправления в Российской Федерации (Сухоконь С.А., Попова Н.И.);
- Внеклассное мероприятие, посвященное освобождению района от немецко-фашистских захватчиков (Сухоконь С.А., Попова Н.И.);
- «О доблестях, о подвигах, о славе…» Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Героев Отечества. (Киянова Л.А.)
- «Школа» - открытый урок в 6 классе (Переймак Н.М.);
- «По городам и странам» - викторина для 5-6 классов (Переймак Н.М.);
- «Книга –наш советчик и друг» - внеклассное мероприятие, посвященное всемирному Дню книги, для 5-9 классов(Киянова Л.А., Попова Н.И.);
В этом учебном году учащиеся 9 класса сдавали выпускные экзамены по русскому языку в новой форме , а уч-ся 11 класса – в форме ЕГЭ (русский язык, литературу, обществознание). Почти все выпускники показали результаты, соответствующие их годовым оценкам.
Велась большая внеурочная работа по предметам МО. Проведены предметные недели немецкого языка, русского языка и литературы, истории. Анализ недель показал, что внеклассные мероприятия способствуют повышению у учащихся интереса к предметам гуманитарного цикла, развитию творческих способностей детей, воспитанию у них любви и бережного отношения к родному языку, уважения к историческому и культурному наследию.
Учащиеся школы и учителя МО приняли участие в различных конкурсах:
- в международной лингвистической игре «Русский медвежонок» (уч-ся 5-10 кл.; ответств. Киянова Л.А.;);
- в муниципальном туре Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (уч-ся 6 кл. Прихно Е. и Куватов А. награждены дипломами; ответств. КияноваЛ.А.);
- в международном конкурсе «Лермонтовиана в экслибрисе» (уч-ся 10 кл. Реука Я.; отв. Киянова Л.А.);
- во всероссийском конкурсе письма (Манукян А. (9 кл.) –1 место в районном туре; Панько В., Семиренко О., Рожненко Н. (11 кл.)-участие; отв. Киянова Л.А.);
- в районном конкурсе «Золотое перо» (Семиренко О. и Панько Н. (11 кл.) – 2 место; отв. Киянова Л.А.);
- во всероссийском конкурсе «Гелиантус» ( уч-ся 5-11 кл.; Переймак И (9 кл. )-1 место в районе; Атавова А. (5 кл.) – 1 место в районе; отв. Попова Н.И.);
- в районном конкурсе по граждановедению ( Прихно Е. (6 кл.)- призер; отв. Попова Н.И.)
- в муниципальном детском Пасхальном фестивале «Через творчество- к православной культуре» ( в номинации «Литературно-музыкальная композиция» - 1 место (уч-ся Панченко С.(7 кл.), Баладжанц Д. и Медведева Ю (!0 кл.); отв. Киянова Л.А.); в номинации «Хоровое пение» - 1 место (отв. Сухоконь С.А.)
Учителя МО оказывали всестороннюю помощь организаторам воспитательной работы в подготовке и проведении различных общешкольных и районных мероприятий (осенний бал, смотр художественной самодеятельности , митинг в День Победы у памятника павшим героям и др.).
Задачи, поставленные перед МО в 2013-2014 уч. году , считаю в основном выполненными. Необходимо в будущем учебном году продолжить работу по использованию в процессе обучения предметов гуманитарного цикла современных педтехнологий как средства выполнения Госстандарта образования.
Анализ декады русского языка и литературы
Дата проведения: 06.05-25.05.2013 г.
Ответственные: Киянова Л.А., Цуркан Е.Н.
Цели:
- формирование у учащихся интереса к русскому языку, литературе и ценностям отечественной культуры;
- воспитание у учащихся высоких нравственных чувств;
- активизация художественно-эстетических потребностей детей, развитие их литературного вкуса и творческих способностей.
- формирование у школьников универсальных учебных навыков (различные виды чтения, поиск информации в различных источниках, информационная переработка текстов, передача информации в соответствии с условиями сообщения).
Проведены следующие мероприятия:
Конкурс творческих работ уч-ся 8-11 классов, посвященный 68-летию Великой Победы.
Победитель: Васильева С. (11 кл.)
2. Уроки мужества .
- «Детство, опаленное войной (5-6 кл.)
- «Лирика военных лет». (8-9 кл.)
Шолоховские чтения (5-11 классы). Чтение и обсуждение книг М.А.Шолохова:
- «Родинка» (5 кл.),
- «Бахчевник» (6 кл.),
- «Чужая кровь» (8 кл.),
- «Шибалково семя» (9-10),
- «Наука ненависти» (11 кл.)
4. Просмотр художественных фильмов, созданных по произведениям Шолохова М.А.
«Они сражались за родинку» - 8-10 кл.,
«Нахаленок» - 5-6 кл.
Литературно-музыкальная гостиная «Многоликий Шолохов» - (5-11кл.)
6. «Подвиг христианских просветителей Кирилла и Мефодия» - внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры, (5-11 кл.)
Выводы и рекомендации:
- внеклассные мероприятия способствуют развитию у учащихся интереса к предмету, воспитанию у детей любви и бережного отношения к родному языку, уважения к историческому и культурному наследию нашего народа, активизируют проявление у детей творческих способностей, способствуют формированию универсальных учебных навыков.
- продолжить работу по развитию у учащихся познавательного интереса к предметам русского языка и литературы.