Анализ работы городского методического объединения учителей начальных классов

5
0
Материал опубликован 10 September 2016 в группе

Анализ работы городского  методического объединения учителей начальных классов за 2009-2010 учебный год

Цель ГМО: развитие педагога как субъекта профессиональной деятельности для решения актуальных задач образования через обеспечение качественно нового уровня организации работы  методического объединения.

Задачи:

1. Осуществлять деятельность  на основе концептуальных подходов к содержанию и качеству  методической услуги в соответствии со стратегическими направлениями образовательной политики.

2. Содействовать реализации направлений инициативы «Наша новая школа» за счет становления и развития  субъектности педагога через проектирование, изучение и превращение своей профессиональной  деятельности в предмет практического преобразования.

Руководитель ГМО –  Бернгардт Татьяна Дмитриевна, ВКК, стаж работы 18 лет, из них в данной должности – 7 лет.

1. Качественный состав методического объединения.

ФИО   педагога,

СОШ

Образование

Педагогический  стаж

категория

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

3

 

   
       

 

 

19

 

 

 

 Данные об образовании, стаже работы и категории участников ГМО (диаграммы)

Вывод:

1) Большинство ОУ имеют в своей структуре ШМО начальных классов. В состав ГМО входят руководители школьных методических объединений учителей начальных классов, реализующих традиционную и развивающую систему обучения. Поэтому в школах 1 и 17 действуют по 2 школьных методобъединения начальных классов: учителей традиционной системы обучения и учителей развивающего обучения.

2) Имеет место факт присутствия разных представителей от ШМО на разных заседаниях, возможно это свидетельствует о низком уровне сопровождения педагогов методической службой школы. В то же время школы … не делегируют на заседания своих представителей.

3) 84 %,  16 педагогов имеют высшее образование, из них имеют  1 КК – 50%,  8 человек,  

2 КК – 33%, 6 человек,

ВКК – 12%, 2 человека. 

16 %, 3 педагога имеют средне-специальное образование, из них имеют 1 КК -11%,2 человека,

ВКК – 5 %,1 человек.

52%,10человек имеют стаж работы от10 до 20 лет, у 42 %, 8 человек стаж работы более 20 лет.

15%, 3 человека имеют ВКК, 52 %,  10 человек 1 КК и 31 %,6 человек – 2 КК.

Это позволяет предположить достаточный уровень сформированности методической компетентности педагогов для обеспечения качественного обучения учащихся, но не характеризует уровень сформированности управленческой компетентности, как основы для должности руководителя ШМО или тьютора. В подавляющем большинстве школ при назначении на должность руководителя ШМО учитывается только методическая компетентность педагога, а его авторитет, способность продуктивно коммуницировать с коллегами, уровень  управленческой компетентности, в том числе способность работать в команде, мало принимается во внимание. Большинство педагогов не осознают предназначение ШМО и позицию  руководителя ШМО, поэтому не оформляют в ОУ заказ на курсовую переподготовку в позиции руководителя ШМО.  Спектр тем курсовой переподготовки  педагогов начальной школы широкий, часть тем диктуется необходимостью соответствовать требованиям реализации направлений инициативы «Наша новая школа», часть –  соответствует индивидуальным образовательным программам педагогов. Статистика прохождения курсовой переподготовки не ведется, но распространение знаний происходило на мастер-классах.

                                                                          

2. Выполнение поставленных на 2009 -2010 учебный год задач

В конце предыдущего учебного года ГМО выделило 2 проблемы:

1) обеспечение качества выполнения ККР и

2) становления и развития  субъектности педагога через деятельность ШМО. В сентябре 2009 года решили  в деятельности  ГМО выделить 2 направления работы:

- подготовка педагогов к работе  в условиях независимой оценки качества образования;

- организация деятельности ШМО для обеспечения становления и развития субъектности педагога.

 Корректировка первой проблемы была обусловлена Регламентом функционирования системы оценки качества общего образования в Красноярском крае и соответствующим приказом. Вторая проблема решается второй год, т.к. недостаточен уровень владения  программированием  своей деятельности, проектированием, рефлексивным анализом, анализом. Решено использовать по содержанию материал относящийся к тематике первой проблемы, а осваивать это содержание используя деятельностный метод, различные формы и  способы организации деятельности на заседаниях, причем на рефлексивных «остановках» акцентировать внимание на  формах, способах организации деятельности, оценивать их целесообразность и эффективность на данном этапе, проецировать возможность их применения в своей деятельности. Поэтому на каждом мероприятии удерживались 2 линии, способствующие решению обеих поставленных задач.

При планировании деятельности ГМО руководствовались приказом  Агентства образования администрации Красноярского края №  502, материалами инициативы «Наша новая школа», планом методической работы, Августовской резолюцией муниципальной конференции, анализом методической работы ГМО.

В 2009-10 учебном году ГМО учителей начальной школы  поставило перед собой следующие задачи:

1.  Осуществлять деятельность  на основе концептуальных подходов к содержанию и качеству  методической услуги в соответствии со стратегическими направлениями образовательной политики.

2. Содействовать реализации направлений инициативы «Наша новая школа» за счет становления и развития  субъектности педагога через проектирование, изучение и превращение своей профессиональной  деятельности в предмет практического преобразования.

 

Для решения поставленных задач, был запланирован комплекс мероприятий

Задача

Мероприятия

1. Осуществлять деятельность  на основе концептуальных подходов к содержанию и качеству  методической услуги в соответствии со стратегическими направлениями образовательной политики.

2.  Содействовать реализации направлений инициативы «Наша новая школа» за счет становления и развития  субъектности педагога через проектирование, изучение и превращение своей профессиональной  деятельности в предмет практического преобразования.

«Региональная система оценки качества образования»Семинар

«Технология составления заданий в тестовой форме» Семинарское занятие

«Составление заданий в тестовой форме» Практическое занятие. 

«Составление заданий в нетестовой форме» Практическое занятие.

Мастер-классы в рамках темы «Подготовка педагогов к работе в условиях независимой оценки качества образования»

«Анализ деятельности ГМО учителей начальных классов  в 2009 -2010 учебном году» Рефлексивный семинар

 

Вывод

1) Задачи, сформулированные через направления деятельности, принимаются педагогами легче, т.к. имеют более практикоориентированную формулировку. Предыдущий опыт показывает, что педагоги в недостаточной мере владеют способом проектирования, моделирования, деятельностным подходом в решении поставленных задач, в том числе способами и приемами мотивации, целеполагания и способом рефлексии (на разных уровнях). Это является одной из основных причин неразвитости субъектности педагогов. Поэтому тематика мероприятий определена в первом направлении деятельности ГМО - подготовка педагогов к работе  в условиях независимой оценки качества образования, и большей частью относится к первой задаче, а второе направление - организация деятельности ШМО для обеспечения становления и развития субъектности педагога – относится ко второй задаче. Следует отметить неразрывность реализации обеих задач на каждом мероприятии ГМО.

2) Выбраны традиционные формы мероприятий (семинарские, практические занятия) , т.к. их структура позволяет «проживать» деятельностный подход, отрабатывать активные формы работы, в том числе экспертирование продуктов, новые приемы организации целеполагания и рефлексии. В этом году использовались мастер-классы, с целью  демонстрации структуры и способа проведения этой формы предъявления педопыта. Сами участники заметили, что данная форма имеет ряд преимуществ с другими формами предъявления или обобщения педопыта. Это способствовало использованию данной формы проведения ШМО в ОУ. Однако, участники ПНПО и других профессиональных конкурсов не выразили желания представить свои материалы на первичную экспертизу.

3) Узнать, насколько ГМО решило проблему качества ОБУЧЕНИЯ в рамках своей компетентности можно будет узнать после анализа результатов выполнения ККР. О качестве ОБРАЗОВАНИЯ пока говорить трудно.

 

Организация деятельности ГМО в 2009-2010 учебном год

Месяц

Задачи

Тема

Форма

Основные вопросы

Результат

Продукт

06.10.09.

Осуществлять деятельность  на основе концептуальных подходов к содержанию и качеству  методической услуги в соответствии со стратегическими направлениями образовательной политики.

2. Содействовать реализации направлений инициативы «Наша новая школа» за счет становления и развития  субъектности педагога через проектирование, изучение и превращение своей профессиональной  деятельности в предмет практического преобразования.

«Региональная система оценки качества образования»

Семинарское занятие

Предназначение: изучение нормативных документов, формирование общих представлений о деятельности ШМО по направлению «Подготовка педагогов к работе в условиях независимой оценки качества образования».

 

общие представления о деятельности ГМО,  ШМО направлению «Подготовка педагогов к работе в условиях независимой оценки качества образования».

модель, план  деятельности  ШМО по направлению, оргпроекты работы.

11.11.09

«Технология составления заданий в тестовой форме»

Семинарское занятие

Предназначение: 1) формирование единого понимания термина «ЗТФ», 2) демонстрация способа подготовки учителя к  составлению ЗТФ

формирование единого понимания понятий «тест», «тестовое задание», «задание в тестовой форме»,  представление о способе предъявления педагогического опыта - повышение методической компетентности.

глоссарий, способ подготовки учителя к составлению заданий в тестовой форме, «банк  заданий в тестовой форме».

09.12.09. 

«Составление заданий в тестовой форме»

Практическое занятие

Цель: организовать деятельность по выделению и применению способа экспертизы составленных  ЗТФ

Отработка единого понимания терминологии, связанной с ЗТФ и их структурой, повышение методической компетентности.

 

способ экспертирования ЗТФ, проэкспертированные ЗТФ, «банк  заданий в тестовой форме», прием организации рефлексии  «Ресторан»

27.01.10.

 

«Составление заданий в нетестовой форме»

 

Практическое занятие

Предназначение: 1) формирование единого понимания термина «ЗНТФ», 2) демонстрация способа подготовки учителя к  составлению НЗТФ

формирование единого понимания понятий «задание в тестовой форме» и «задание в нетестовой форме», повышение методической компетентности.

глоссарий, способ подготовки учителя к составлению заданий в нетестовой форме, «банк  заданий в нетестовой форме», приемы организации рефлексии «Древо ожиданий», «Мухомор».

11.02.10. и 30.03.10.

 

«Подготовка педагогов к работе в условиях независимой оценки качества образования»

Мастер-класс

Предназначение:

1.формирование единого понимания понятия «мастер-класс», его предназначения и структуры

2.Способы предъявления педопыта

Мастер-классы:

               О.В. Зраева «Становление читательской компетентности у младших школьников как одно из средств формирования их умственной деятельности»

               Н.Н. Панченко «Приемы и способы обучения выполнению заданий в тестовой форме», МОУ «СОШ № 16»

               О.Н. Ямковая «Приемы понимания текста», МОУ «СОШ № 16»

               О.А. Романова «Парная работа как эффективное условие организации образовательного процесса», МОУ «СОШ № 7»

               Мулина С.В. «Приемы работы по формированию коммуникативных умений младших школьников», МОУ «СОШ № 3»

               Романенко Т.В.  «Формирование читательских умений младших школьников», МОУ «СОШ № 3»

формирование единого понимания понятия «мастер-класс», его предназначения и структуры, повышение методической компетентности.

способ организации и проведения  мастер-класса, организация рефлексии с помощью Листа индивидуального прогресса, прием организации целеполагания «Автобусная остановка»

19.05.10.

«Анализ деятельности ГМО учителей начальных классов  в 2009 -2010 учебном году»

Аналитический семинар

Предназначение семинара: рефлексивный анализ деятельности ГМО и составление  перспективного плана работы на 2010-2011 год.

 

определение темы (направления), цели  деятельности.

Сравнительная таблица, презентация, анализ, форма анализа «Какой путь я прошел».

 

Профициты

Дефициты

Пути  преодоления  недостатков

1.       Есть набор определенных приемов, форм организации целеполагания, рефлексии на разных уровнях.

2.       Открытость педагогов, готовность представить, обобщить свой опыт в рамках ГМО и ШМО.

3.       Несколько руководителей ШМО готовы к взаимопосещению мероприятий ШМО, с целью самоанализа или экспертизы деятельности руководителя ШМО по обеспечению поставленной цели/задачи.

4.       Удерживание норм групповой работы.

1.       Не всегда фиксируется способ действий или план, что в свою очередь, создает риски и не позволяет организовать качественное изучение и проектирование своей педдеятельности, как предмета преобразований.

2.       Не хватает опыта публичных выступлений (организация конференций, педчтений, круглых столов).

3.       Поверхностное изучение нормативных документов.

4.       Приоритетность  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО процесса в сторону ОБУЧЕНИЯ.

5.       У части педагогов недостаточный  уровень владения способом проектирования своей деятельности, организацией мониторинга, нет навыка определения собственных затруднений и планирования способов, путей их устранения.

6.        Использование в практике традиционных приемов ми методов обучения.

7.       Несогласованность задач, тематики мероприятий ГМО и ОУ.

1 Продолжить работу по освоению способа проектирования, моделирования, рефлексирования на разных уровнях.

2.Применять в деятельности схему (модель) деятельностного подхода в организации мероприятий.

3. Овладение  способами организации активных форм деятельности педагогов на МО через использование новых активных форм организации ГМО.

Выводы:

 

1) План ГМО реализован полностью.

2) К успехам можно отнести:

- организацию и проведение (впервые за 5 лет) мастер-классов;

- высокий уровень включенности в практические семинарские заседания по теме «Составление ЗТФ и ЗНТФ»;

- овладение методикой составления ЗТФ и ЗНТФ;

- обеспечение мотивации педагогов на деятельностную включенность;

- освоение некоторыми педагогами  способа  проектирования, моделирования, рефлексирования на разных уровнях;

- удовлетворенность педагогов результатами и продуктами деятельности ГМО;

- готовность педагогов к представлению своего педопыта на городском уровне.

3) Недостатки в организации деятельности ГМО вижу в узком спектре использования активных форм проведения заседаний.

4) Планировать совместные мероприятия надо, но тогда лучше использовать командный подход. На мой взгляд это позволит  каждому члену школьной команды  пройти весь путь от проектирования до реализации. Хотя есть риск, что управленцы займут позицию контролирующего или критикующего, самоустранятся от этапа проектирования. Очень положительным явился  опыт работы со школьными разноуровневыми командами по организации семинаров (Л.Г.Карзникова и С.В. Ятченя) по подготовке к реализации ФГОС 2.

5) Обе задачи долгосрочные, поэтому есть смысл говорить о том, что они решены частично.

 

3. Перспективный план на 2010-2011учебный год.

В следующем году в рамках реализации тех же задач планируются мероприятия по следующим направлениям: 

- подготовка к введению ФГОС нового поколения (в том числе составление педагогами рабочих программ);
- способы и приемы формирования коммуникативной компетентности (обеспечение понимания текста);
- изучение и апробирование активных форм проведения заседаний ГМО.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации