Анализ работы ШМО гуманитарного цикла в МОУ Шишково-Дубровской СОШ. 2016– 2017 учебный год
Работа ШМО гуманитарного цикла в течение 2016 – 2017 учебного года велась в соответствии с требованиями нормативных документов. Тема, цель и задачи деятельности ШМО были сформулированы в начале учебного года, исходя из общешкольных задач.
С учётом уровня организации учебного процесса и особенности состава обучающихся МОУ Шишково-Дубровской СОШ, темы, проблемы, задачи ШМО гуманитарного цикла работало над темой: «Поиск современных подходов к урокам на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ».
Была определена цель:
Признание личности как абсолютной ценности и формирование полноценной психически, физически и духовно здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению.
Задачи:
Повышение качества знаний, умений, навыков учащихся на основе внедрения современных педтехнологий.
Совершенствование педагогического мастерства учителей – предметников.
Повышение интереса к изучению предметов гуманитарного цикла.
Повышение квалификационной категории учителей.
Формирование у обучающихся устойчивых познавательных интересов.
Развитие личности ученика с учетом его возраста, интеллекта и интересов.
Повышение информационной культуры учителей – предметников.
Работа ШМО гуманитарного цикла была поставлена на диагностическую основу:
- стартовый (входной) контроль, цель которого – определить степень устойчивости знаний обучающихся, выяснить причины потери знаний за летний период и наметить меры по устранению выявленных пробелов в процессе повторения материала прошлых лет;
- промежуточный (полугодовой контроль), целью которого являлось отслеживание динамики обученности учащихся, коррекция деятельности учителя и учеников для предупреждения неуспеваемости и второгодничества;
- итоговый (годовой контроль), цель которого состояла в определении уровня сформированности ЗУН при переходе обучающихся в следующий класс, отслеживании динамики их обученности, прогнозировании результативности дальнейшего обучения учащихся, выявлении недостатков в работе, планировании на следующий учебный год по предметам гуманитарного цикла и классам, по которым были получены неудовлетворительные результаты мониторинга.
На заседаниях ШМО обсуждались вопросы:
Совершенствование современного урока в условиях личностно-
ориентированного подхода.
Анализ успеваемости по четвертям.
Анализ и результаты ВПР (русский язык и история, 5 кл)
Методы и приёмы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся.
Единые требования к ведению тетрадей.
Корректировка тематических планов учителей – предметников.
Работа по подготовке учащихся школы к конкурсам и олимпиадам.
Организация работы по подготовке учащихся к мониторингам.
Освоение учителями – предметниками компьютерных технологий и их
использование в учебном процессе.
Тематика заседаний ШМО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьёзные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими и одарёнными обучающимися, коррекцию знаний обучающихся на основе диагностической деятельности учителей - предметников, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение их мотивации к обучению, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой, переход основного звена на ФГОС ООО в 5 и 6 классах.
В течение года на уроках учителя использовали различные формы учебных занятий: урок - лекция, деловые игры, урок - зачет, урок-исследование, урок – презентация, урок – мультимедиа.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий на уроках русского языка и литературы, истории, географии учителя предпочтение отдавали наиболее эффективным: мультимедийным технологиям, презентациям. Активно метод проектов использовали учителя русского языка (М.Ю.Смирнова) и немецкого языка (А.И.Дербышева) в рамках программного материала, отбор тематики проводился с учетом практической значимости для школьников.
В 2016-2017 учебном году были проведены следующие мероприятия:
№ п/п |
Дата |
Тема творческой работы обучающихся (предмет) |
Класс/ количество задейство-ванных в работе обуч-ся |
учитель |
Тип работы/ место выступления |
Выход/ результат |
1 |
ноябрь |
Мой режим дня |
5 кл / 9 чел |
Гусева Н.Н. |
Элементы проектной деятельности/ школа |
|
2 |
декабрь |
Моя деревня |
5 кл / 9 чел |
Гусева Н.Н. |
Элементы проектной деятельности/ школа |
|
3 |
февраль-апрель |
Ребёнок из Зазеркалья (литература) |
6 кл / 1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Проект/ школа/ МУ/ Межд.У |
МУ конферен-ция «Первые шаги в науку» - III место; Межд.У – Диплом Победителя I степени |
4 |
февраль-май |
Необыкновенное чудо - «Снежинка» (литература) |
6 кл / 1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Проект/ школа |
|
5 |
апрель |
Мой город (немецкий язык) |
5 кл / 9 чел |
Дербышева А.И. |
Проект/ школа |
|
6 |
апрель-май |
И чего мы только не делаем в школе (немецкий язык) |
5 кл / 9 чел |
Дербышева А.И. |
Проект/ школа |
Участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников
№ п/п |
Предмет |
Количество участников |
Результат |
1 |
Немецкий язык |
1 |
участие |
2 |
География |
1 |
участие |
№ |
Название мероприятия |
уровень |
время проведения |
кол-во участ-ников |
ответственный |
результаты |
1 |
День знаний-торжественная линейка День знаний: «История выборов» (6-10 кл); «Выбор будущей профессии» (1-5 кл) |
Шк. |
1 сентября |
36 чел. |
Гусева Н.Н. зам.дир.по ВР Классные руководители |
------------- |
2 |
Открытие памятника с.Еськи |
МУ |
2 сентября |
9 чел. |
Царькова М.В. |
__________ |
3 |
Экосубботник «Страна моей мечты» |
МУ |
12 сентября |
Гусева Н.Н. |
участие |
|
4 |
Предметные олимпиады |
По графику ШУ/МУ |
Октябрь-декабрь |
13 чел / 2 чел |
Учителя-предметники |
|
5 |
Международный конкурс Презентаций «Слайд-2016» |
МеждУ |
20 октября |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
6 |
Классный час Памяти – День освобождения г.Калинина |
ШУ |
09 декабря |
30 чел |
Гусева Н.Н. |
|
7 |
Непокоренный Ленинград –презентация, выставка в библиотеке, лекция |
ШУ |
27 января |
30 чел |
Гусева Н.Н. Швец Т.Г. Щербакова М.А. |
|
8 |
Учитель года – 2017 |
МУ |
январь-март |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Победитель в номинации «Преданность педагогической профессии» |
9 |
Открытые уроки учителей школы в рамках Фестиваля открытых уроков |
МУ |
21 февраля |
7 чел (1-10 кл) |
Королёва Л.А. Швец Т.Г. Гусева Н.Н. Красавцева О.А. Немцева Н.И. Михайлова Е.Н. Дербышева А.И. |
Сертификаты отдела образования участникам Фестиваля открытых уроков |
10 |
Спортивно-развлекательное мероприятие «Красивые, умелые, ловкие и смелые!» |
ШУ |
7 марта |
30 чел |
Михайлова Е.Н. Дербышева А.И. |
|
11 |
Федеральный творческий конкурс «Правила безопасного поведения» (номинация: Плакат. Стенгазета) |
МУ |
23 марта |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
12 |
Всероссийская олимпиада «Русский язык от А до Я» |
ВУ |
05 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
13 |
Всероссийский конкурс сочинений «Урок письма-2017» |
РУ |
06 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
|
14 |
Выступление на конференции Всероссийского издания «Педразвитие» |
ВУ |
05 апреля -08 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Сертифи-каты выступления |
15 |
VIII Международный педагогический конкурс «Открытый урок» |
МУ |
апрель - 12 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
16 |
Всероссийская викторина в режиме онлайн «Сила слова» (9кл) |
ВУ |
17 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
17 |
Всероссийская викторина «Занимательное языкознание» (9 кл) |
ВУ |
17 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
18 |
Международная Олимпиада «Эрудит Русского языка» |
МУ |
20 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
19 |
Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» |
МУ |
21 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 3 место |
20 |
Всероссийская Олимпиада в формате ЕГЭ (10 кл) |
ВУ |
24 апреля-май |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
|
21 |
VIII Международный конкурс сочинений «Золотой слог» |
МУ |
25 апреля-май |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
22 |
Фестиваль педагогического творчества |
ВУ |
Апрель-июнь |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
|
23 |
«Академия Интеллектуального развития» - конкурс мастер-класс |
ВУ |
28 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом Победителя I степени |
24 |
«Академия Интеллектуального развития» - конкурс проектов |
ВУ |
28 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом Победителя I степени |
25 |
Международная Олимпиада «Литературный гений» МИОП Лидер |
МУ |
27 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
26 |
Открытый Всероссийский дистанционный конкурс сочинений «Наша Великая Победа» |
ВУ |
30 апреля |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Сертификат участника |
27 |
Всероссийская Олимпиада-онлайн «Педсовет в условиях современного образования» |
ВУ |
01 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
28 |
Публикации методических разработок |
ВУ |
04 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Сертификат (10 экз) Почетная Грамота Свидетельство |
29 |
Общероссийская блиц-олимпиада в честь Дня Великой Победы «Они подарили нам жизнь» |
МУ |
06 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
30 |
Общероссийская блиц-олимпиада «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения» |
МУ |
06 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
31 |
Общероссийская блиц-олимпиада «Теоретическая основа педагогической компетенции» |
МУ |
06 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 3 место |
32 |
Фестиваль педагогического творчества |
МУ |
апрель – июнь |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом |
33 |
Общероссийская блиц-олимпиада в честь Международного дня защиты детей «Международный День защиты детей – история и значение праздника» |
МУ |
18 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
34 |
Общероссийская блиц-олимпиада для школьников «Мой родной язык – русский» |
МУ |
18 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
35 |
V Всероссийская Олимпиада в формате ЕГЭ по русскому языку для 9-11 классов |
МУ |
18 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место; Благодарственное письмо учителю |
36 |
Международная Олимпиада «Литературный Гений» (МИОП Лидер) |
МУ |
май |
2 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место (2 чел) |
37 |
Международная Олимпиада МИОП Лидер «Наш родной язык – русский» |
МУ |
23 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 1 место |
37 |
Публикации учителя |
ВУ |
25 мая |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Сертификат (2 экз.) |
38 |
Призовой конкурс на лучшую публикацию в сфере образования 2017 |
МУ |
май – июль |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом номинанта; Сертификат к Диплому номинанта; Диплом лауреата рейтинга ТОП-500 ОУ |
39 |
Международный Современный Учительский Портал |
МУ |
май-июль |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Грамоты Свидетельства |
40 |
Общероссийская блиц-олимпиада в честь Дня России «Россия – нет места на свете красивей!» |
ВУ |
05 июня |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Диплом 2 место |
41 |
Публикация на сайте ИНФОУРОК |
ВУ |
21 июня |
1 чел |
Смирнова М.Ю. |
Свидетельство |
В кабинете географии имеются компьютеры, проектор, видеотека, мультимедийные уроки, дидактический и наглядный материал, учебники, справочная литература, познавательная и занимательная литература, методические пособия для учителей, методические разработки уроков, пособия для научно – исследовательской и реферативной работы, таблицы, схемы, разработана система различных памяток, создан богатый дидактический материал разного уровня.
Учителя-предметники активно вовлекают обучающихся в практическую деятельность, в ходе которой дети получают возможность реализовать свои склонности и интересы.
Анализ работы методического объединения позволяет сделать вывод, что учителя наряду с традиционными методами обучения широко использовали в своей работе инновационные технологии.
Учителя русского языка и литературы опирались на опыт и методику учителей–новаторов: И. Аркина (работа с яркими деталями художественного текста), Е. Ильиной (комплексная работа с текстом), Т. Фроловой (составление блоков, схем–таблиц по русскому языку). Заметное ослабление интереса к знаниям, снижение читательской активности, проявление нравственной глухоты к художественному слову, падение накала гражданственности у значительной части школьников – эти и другие проблемы глубоко волнуют учителей гуманитарного цикла. Смирнова М.Ю. и Царькова М.В. стараются разнообразить формы проведения уроков, переосмысливают содержание и формы внеклассной работы по русскому языку и литературе. Постоянная и кропотливая работа проводилась над повышением роли русского языка и литературы в нравственном становлении школьников. Формы уроков подбирались учителями с учётом интересов школьников, психофизиологических особенностей. Данная работа позволила привлечь детей к участию в региональных и Всероссийских конкурсах сочинений.
Анализ рабочих и контрольных тетрадей показал, что учителя работают согласно программе, но каллиграфия у большинства учащихся желает быть лучшей. В большей степени здесь вина учителей начальных классов и родителей. Серьёзной постановки вопроса требует и работа по развитию умений и навыков письменной и устной речи школьников.
Уроки истории, географии и иностранного языка (Гусева Н.Н. и Дербышева А.И.) носят обучающий характер. Учителя стараются практиковать разнотипные уроки, активизировать познавательную деятельность школьников и развивать самостоятельность мышления.
В связи с введением ФГОС ООО с 01.09.15 г проводится большая работа по мониторинговой подготовке обучающихся предметов гуманитарного цикла.
Программный материал 2016 – 2017 учебного года выполнен в полном объеме всеми учителями – предметниками.
Рекомендации:
В 2017 – 2018 учебном году учителям истории, русского языка систематизировать работу по подготовке обучающихся к ВПР, мониторингам и ОГЭ-ЕГЭ.
Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового опыта и сбору базы данных в электронном варианте и на цифровых носителях.
В работе ШМО гуманитарного цикла по повышению мастерства обратить внимание на следующие умения: технологию подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и его элементов.
Спланировать цикл открытых уроков на ШМО гуманитарного цикла с обязательным обсуждением проблемной темы, над которой работает учитель, и тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков в соответствии с ФГОС ООО.
Организовать рейтинговый опрос обучающихся об уровне проведения мероприятий школьного, муниципального, регионального и Всероссийского уровней.
Методическая тема ШМО учителей гуманитарного цикла:
«Совершенствование работы учителей гуманитарного цикла
на основе личностно-ориентированного подхода к обучению в соответствии с ФГОС ООО».
Цель ШМО:
Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в условиях демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Задачи:
Изучение нормативных программно – методических документов Министерства Образования РФ, регионов.
Активное внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого – педагогической науки.
Повышение качества обучения на основе изучения и внедрения в практику учителей современных педагогических технологий.
Создание сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы.
Диагностика и прогнозирование результатов к/р.
Стимулирование инициативы и творчества членов ШМО и активизация его деятельности в работе.
Развитие мировоззрения, профессионально ценностных и личностно – нравственных качеств педагогов, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
План
работы МО гуманитарного цикла на 2017 – 2018 учебный год
Основные направления работы |
Сентябрь - январь |
Февраль - май |
||
Заседания ШМО
|
Знакомство с нормативными документами. Утверждение плана работы ШМО на 2017– 2018 учебный год. Обсуждение и утверждение рабочих программ ФГОС ООО по предметам гуманитарного цикла. Работа с одарёнными детьми: подготовка предметных олимпиад очной и дистанционной форм. Подведение итогов предметных олимпиад. |
Работа с одарёнными и со слабоуспевающими детьми. Организация смотра материалов мониторинга по предметам гуманитарного цикла. Составление плана индивидуальной работы с обучающимися, отстающими в учёбе. |
||
Повышение квалификации |
Составление графика проведения открытых уроков и мероприятий по предметам. |
Взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий по предметам. |
Проведение учителями – предметниками открытых уроков. |
Взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий по предметам. |
Прохождение курсов по предметам (по заявке ОО) |
||||
Взаимопосещение уроков и индивидуальных занятий по предметам. |
||||
Аттестация учителей |
1. Рассмотрение характеристики – представления на учителя, подавшего заявление на аттестацию. 2.Проведение открытого урока учителем. |
|||
Оказание помощи учителям в подготовке к прохождению аттестации. |
||||
Выполнение стандарта образования по предметам |
Подготовка к проведению административных к/р по предметам (входной контроль) |
Проведение классно – обобщающего контроля Подготовка административных к/р по предметам |
Подготовка к ВПР, ОГЭ по предметам. |
Подготовка административных к/р по предметам |
Работа с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению. |
Организация работы со слабоуспевающими обучающимися. |
Контроль за проведением индивидуальных занятий. |
Контроль за проведением индивидуальных занятий. |
Организация индивидуальных занятий |
Само-образование |
Составление графика реализации тем по самообразованию. |
Контроль за работой учителей ШМО по темам самообразования. |
Отчет на заседании ШМО по теме самообразования учителя географии и немецкого языка А.И.Дербышевой |
Отчет на заседании ШМО по теме самообразования учителя русского языка и литературы М.Ю.Смирновой |
Внеклассная работа по предмету |
Участие в конкурсах разных уровней. |
Подготовка предметных олимпиад. |
Проведение конкурсов |
Оформление документации |
Работа со школьной документацией. |
Знакомство с инструкцией «Соблюдение единого орфографического режима при оформлении журналов и тетрадей обучающихся». Проверка дозировки домашних заданий. |
Контроль за соблюдением единого орфографического режима в тетрадях для контрольных и творческих работ. |
Проверка объективности оценок за контрольные и творческие работы Контроль за прохождением учебных программ. |
Проверка выполнения работы над ошибками в тетрадях для к/р. |
Работа по совершенст-вованию базы кабинета |
Пополнение кабинетов учебно-методической литературой, приобретение учебных дисков по учебным предметам. Индивидуальная работа по пополнению дидактического материала (в течение года). |
|||
Подготовка учебных кабинетов. |
Оформление в кабинете стендов по предметам |
Обновление материалов на стендах в течение года. |
Методические темы учителей гуманитарного цикла
№ |
Методическая тема |
Учитель |
2 |
Организация самостоятельной работы обучающихся на уроках истории и обществознания |
Гусева Наталья Николаевна – история, обществознание, ОПК |
3 |
Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы. |
Смирнова Марина Юрьевна – русский язык, литература |
4 |
Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы. |
Царькова Мария Валентиновна – русский язык, литература |
5 |
Новые тенденции в обучении иностранного языка в 5, 6 классах на современном этапе. |
Дербышева Алла Ивановна – немецкий язык |