Отчет
о работе с родителями
учителя-логопеда Петуховой О.И.
за 2016-2017 учебный год
Эффективность коррекционно-развивающей работы на дошкольном логопункте зависит от совместной деятельности учителя-логопеда с родителями, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников
Цель работы с родителями – установление партнерских отношений с семьями воспитанников, способствующих стимулированию и активизации мотивированного отношения родителей к коррекционной работе с ребенком. В своей работе по данному направлению определила основные задачи:
1. Формирование у родителей мотивации к коррекционной работе с детьми.
2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Обучение родителей практическим умениям по закреплению речевых навыков, полученных детьми на логопедических занятиях в детском саду.
В 2016-2017 учебном году взаимодействие с родителями выстраивалось по направлениям:
- просвещение;
- консультирование;
- информирование;
- обучение практическим приемам.
Указанные направления реализовывала через традиционные и инновационные формы (практикум, открытые занятия, занятия- практикумы, анкетирование), которые отражены в годовом плане работы с родителями.
В течение учебного года приняла участие в организационных и итоговых родительских собраниях с целью информирования о результатах первичного логопедического обследования, итогах коррекционной работы, достижениях детей. По заявкам воспитателей на родительских собраниях выступила с тематическими консультациями:
- «Речевая готовность к школе» (подготовительные группы 1 и 2) – сентябрь, октябрь 2016 г.;
- «Речевое развитие детей 4-5 лет» (средние группы 1 и 2) – февраль 2017 г.;
- «Речевое развитие детей 3-4 лет» (2 мл. гр.) – февраль 2017 г.;
- «Роль семьи в речевом развитии детей 5-6 лет» (ст. гр. 2 «Солнышко») – февраль 2017 г.
За отчетный период были проведены групповые мероприятия:
- лекционно-просветительские выступления о возрастных особенностях речевого развития детей с практическими рекомендациями по развитию речи;
- логопедический практикум для родителей старших и средних групп по отработке упражнений основного комплекса артикуляционной гимнастики
В групповую консультативно-просветительскую деятельность были включены 6 дошкольных групп ДОУ. Выступления на собраниях сопровождались авторскими презентациями.
В течение года с целью оказания родителям своевременной помощи проводились индивидуальные беседы. Индивидуальная работа эффективнее коллективной, так как позволяет установить более тесный контакт с родителями. Материалом для бесед являлись наблюдения за ребенком и его развитием. На первых индивидуальных консультациях каждого родителя знакомила с речевым диагнозом ребенка, планом работы по исправлению недостатков звукопроизношения, развитию других сторон речи, давала рекомендации, как заниматься дома. Привлекая родителей к обсуждению важных для них проблем, старалась вызвать желание сотрудничать.
На 34 индивидуальных консультациях-практикумах в течение учебного года родители получали информацию о содержании коррекционных занятий с ребенком и обучались практическим приемам, упражнениям по коррекции звукопроизношения (родитель – ребенок – учитель-логопед).
Посещая открытые занятия, занятия-практикумы, участвуя в практических занятиях, родители имели возможность следить за успехами детей, видеть их трудности, сами осваивали приемы коррекционной работы и обучались приемам работы с детьми. Однако в своей работе продолжаю встречать родителей, которые не могут заниматься с детьми дома из-за низкой педагогической грамотности, не проявляют интереса к успехам и трудностям детей, формально относятся к моим советам и требованиям.
Работа с родителями в течение года проводилась не только в устной форме, но и в письменной. В групповых уголках была представлена информация: о нормах речевого развития; о возможных причинах нарушений речи; о профилактике речевых нарушений; размещались практические рекомендации. Также в газете ЛУЧ в рубрике «Логопед советует» опубликованы практические советы родителям. Разработаны буклеты и памятки. Наглядно-информационный материал обновлялся 3 раза в год.
Взаимодействие с родителями через тетрадь для домашних заданий требует доработки. Отсутствие орг. техники (ПК, МФУ) затрудняет работу по распечатке материала для индивидуальных тетрадей.
План работы с родителями за 2016-2017 учебный год выполнен не в полном объеме по объективным причинам.
Задачи на 2017-2018 учебный год:
Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, формирование потребности в участии в коррекции речи ребенка;
Приобщение родителей к участию в коррекционном процессе через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом.
30.06.2017 |
____________________ О.И. Петухова