Отчёт о работе учителя-логопеда
Целями моей деятельности в 2013-2014 учебном году являлось совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной, выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Устранение недостатков чтения и письма.
I. Диагностика.
Логопедическое обследование проводилось в начале, середине и конце учебного года.
Перед собой ставила следующие задачи:
1. Выявить особенности и трудности в речевом развитии.
2. Определить структуру речевого дефекта.
3. Выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.
4. Поставить заключительный речевой диагноз.
Цель: выявить степень сформированности структурных основных компонентов речевой системы (связная речь, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизносительная сторона речи, фонематические процессы, слоговая структура слова), состояние общей и мелкой моторики, изучить психические процессы.
При обследовании использовала методики, которые помогают выявить уровень развития учебных навыков, фонематических функций, психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, умение ориентироваться на листе бумаги, исходное состояние мелкой моторики пальцев рук.
Перечень методик логопедического обследования:
В работе использовались:
- схемы логопедического обследования ребёнка с ОНР и ФФНР Г.А. Волковой,
- «Альбомы по развитию речи» Т.В. Володиной,
- «Альбом для логопедов» О.Б. Иншаковой,
- логопедические тесты Е. Косинова,
- тесты на интеллектуальное развитие ребёнка Ю.Соколова,
- методическое пособие Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов»,
- «Цветной демонстрационный материал» В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и т.д.
В ходе диагностики у детей были выявлены следующие нарушения речи: ФФНР, ОНР 3 уровня.
На основании результатов углубленного логопедического обследования всех компонентов речи, на логопедический пункт в начале учебного года были зачислены 63 ребенка (13 чел. из 1 класса, 10 чел. – 2 «А», 12 чел. – 2 «Б», 11 чел. - 3 «А», 10 чел. – 3 «Б», 6 чел. – 4 «А», 1 чел. – 4 «Б»).
С результатами диагностики были ознакомлены учителя, воспитатели.
На основании полученных результатов были составлены: перспективный и календарный планы коррекционно-развивающей работы с детьми, индивидуальная программа коррекции на каждого ребёнка.
II. Консультирование.
В консультативной деятельности ставились и решались следующие задачи:
- оказание помощи воспитателям в выборе методов для осуществления логопедической работы;
- разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи, направленной на преодоление логопедических проблем, возникающих у участников образовательного процесса.
В течение 2013-2014 уч. года было проведено 5 консультаций. Было проконсультировано: воспитателей 2 чел., педагогов: 3 чел.
Консультации проводились в индивидуальном режиме. Воспитатели обращались по различным интересующим их проблемам.
Темы консультаций:
- Артикуляционная гимнастика.
- Выполнение домашнего задания.
- Основные этапы нормального речевого развития ребёнка.
- Проявление заикания у детей.
- Речевые игры.
В ходе консультирования воспитателям и педагогам предлагались результаты логопедических обследований ребёнка, обозначались проблемы речевого развития, давались конкретные рекомендации по коррекции выявленных проблем, предоставлялась методическая литература для повышения логопедической компетентности и для грамотной организации коррекционно-развивающей работы с ребёнком.
III. Коррекционно-развивающая и профилактическая работа с детьми.
Коррекционно-развивающая работа была организована с сентября 2013 года по май 2014 года. В связи с проведённой диагностикой в течение года с детьми проводилась индивидуальная работа и подгрупповая по тематическому планированию.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать органы артикуляционного аппарата;
- развивать дыхание;
- развивать связную речь;
- обогащать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- вызвать звук;
- автоматизировать звук;
- дифференцировать звук;
- развить психические функции;
- развить мелкую моторику;
- совершенствовать навыки чтения;
- коррекция дисграфии.
Продолжительность индивидуальных занятий 15-20 мин.
Подгрупповые занятия проводились 1 раз в неделю. Продолжительность подгрупповых занятий 30 - 40 мин.
Для достижения поставленной цели, каждое подгрупповое занятие имело следующую структуру: артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, развивающие упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие упражнения, итог занятия.
На индивидуальных занятиях проводились:
- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
- постановка или автоматизация (или дифференциация) нарушенных звуков;
- упражнение по развитию дыхания;
- игры на развитие психических процессов;
- работа над связной речи;
- упражнения по развитию фонематических процессов;
- работа по преодолению аграмматизмов при словообразовании и словоизменении.
Эффективность проведённой коррекционно - развивающей работы была отслежена в ходе диагностического исследования. Обобщающие результаты проведённых исследований представлены в таблице № 1.
Обследование речевого развития детей на начало и конец 2013 – 2014 уч. г.
Таблица №1
Обобщающие результаты проведённых исследований.
Уровни развития |
Звукопроизношение |
Фонематические процессы |
Лексика |
Грамматический строй речи |
Связная речь |
Мелкая моторика |
||||||
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
н |
к |
|
Высокий |
32% |
75% |
68% |
60% |
60% |
80% |
||||||
Средний |
40% |
56% |
4% |
16% |
28% |
20% |
12% |
28% |
12% |
28% |
12% |
8% |
Низкий |
60% |
12% |
96% |
9% |
72% |
12% |
88% |
12% |
88% |
12% |
88% |
12% |
Для большей достоверности и наглядности я сравнила данные двух обследований, сопоставила показатели диагностики уровня речи до проведения коррекционной работы и после нее. В таблице видно, что дети, находившиеся на высоком уровне развития речи, по окончанию обследования показали те же результаты. Дети, находящиеся на низком уровне, повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. По результатам этих данных я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет.
Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, мелкая моторика.
Состояние фонематических процессов школьников в конце учебного года:
после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития фонематических процессов было 96 %, в конце года число детей с низким уровнем снизилось до 9 %.
Состояние связной речи школьников в конце учебного года:
после завершения обследования стало видно, что в начале учебного года детей с низким уровнем развития связной речи было 88 %, в конце года число детей с низким уровнем составило 12%.
За период с 2013 – январь 2014 года из общего числа детей (63 чел.), показали высокий уровень речевого развития 6 чел. Результаты коррекционно – развивающей работы следующие: 27 чел. – положительная динамика, 36 чел. – продление курса. Общее количество учащихся, посещающих занятия логопеда, в январе 2014 года составило 36 человек.
Эффективность коррекционной работы за 2013 – 2014 уч. г. наглядно показано в диаграммах № 1 – 2.
Диаграмма речевого развития детей на начало 2013-2014 уч. г.
Диаграмма речевого развития детей на конец 2013-2014 уч. г.
IV. Просветительско-профилактическая деятельность
В конце 2013 г. проводилось открытое логопедическое занятие с подгруппой детей из 6 чел. (учащихся 1-3 классов) на тему: «Весело играем, звуки [р], [р'] закрепляем». Цель: распространение опыта по формированию правильного звукопроизношения у детей младшего школьного возраста. Развитие речевого слуха, памяти, мышления, общих речевых навыков, артикуляционной моторики.
V. Повышение квалификации и самообразование.
- изготовила серию игр, презентаций, направленных на коррекцию звукопроизношения.
- обновила демонстрационный и диагностический материал, материал для занятий.
- изучила следующую литературу:
1. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. М.: АРКТИ, 2007. - 360 стр.
2. Токарь И.Е. Сборник упражнений по предупреждению и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов общеобразовательной школы. М.: Образование плюс, 2005. - 81 стр.
3. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб.: Детство – пресс, 2010. – 80 стр.
VI. Вывод
Запланированная работа на 2013 - 2014 учебный год в полном объеме выполнена.
Анализ логопедической деятельности позволил выявить её положительные и отрицательные моменты, наметить задачи на следующий год.
Положительными моментами в работе считаю следующее:
1. Своевременное выявление речевых проблем в развитии детей путём проведения диагностических исследований.
2. Расширение просветительско-профилактической деятельности среди воспитателей и педагогов через использование новых форм работы, проведение открытых уроков.
3. Положительный настрой учащихся на проведение дополнительных логопедических занятий, желание детей выполнять задания, интерес к работе логопеда.
4. Хорошо оборудованный кабинет, наличие развивающих пособий, зеркал, доски.
Отрицательными моментами считаю:
Недостаточное количество часов для занятий (10 часов в неделю).
Поскольку наблюдается большое количество детей, желающих дополнительно заниматься и нуждающихся в индивидуальных коррекционных занятиях.
2. Из-за занятости ребят в кружках и секциях порой отсутствует возможность периодического проведения с ними логопедических занятий.
3. Для достижения положительных результатов в работе логопеда необходимо, чтобы ребята ежедневно самостоятельно выполняли комплекс артикуляционной гимнастики, посещали занятия периодично несколько раз в неделю. Но из-за болезни, пропусков занятий по другим причинам, даже уважительным, возможно замедление темпов положительной динамики коррекционного логопедического воздействия, возврат к прежнему уровню речевого развития, допуску прежних ошибок.
4. Билингвизм. Объем словарного запаса детей - инофонов беден.
5. В повседневном общении со сверстниками закрепление неправильного произношения, употребления предлогов и т.д.
6. В младшем школьном возрасте у многих ребят выработались устойчивые привычки разговаривать определенным образом (с акцентом), контроль за движениями языка затруднен (сложно переучить, заставить ребенка в повседневном общении следить за правильным положением языка, губ, темпом речи).
В следующем учебном году я планирую продолжать начатую в прошлом году работу по развитию связной речи и формированию словаря, совершенствовать полученные детьми навыки и умения. Главной целью ставлю перед собой использование и подбор таких материалов для занятий, игр, заданий, которые будут учитывать особенности развития детей - инофонов с ФФН, содержать в себе все вышеперечисленные требования.
Планирую изучать новые источники, методики и т.д.
Оказывать своевременную помощь детям имеющие проблемы в речевом развитии.
Расширять границы просветительско-профилактической деятельности среди педагогов, используя новые современные формы работы.
VII. Перспектива.
Приобретение логопедических пособий.
Оформление кабинета.
Развитие интереса родителей к логопедической работе.
Продолжить изучение проблем речевого развития у младших школьников.
Активно приобщать воспитателей к оказанию помощи в изготовлении пособий для занятий.
Расширять рамки консультаций и просветительско-профилактической работы с педагогами через интерактивные формы деятельности.
Добиваться положительной динамики в речевом развитии через внедрение новых технологий на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Учитель – логопед: _______________________/ Сахарова Н.А.