Отчёт о летней педагогической практике

0
0
Материал опубликован 1 November 2020



Список детей

Фамилия и имя ребёнка

Дата рождения

1.

2.

3.











































Название отряда: «Белки»

Девиз:А девиз у нас таков - не пускать в дупло врагов!

Эмблема нашего отряда - Белка

t1604243236aa.jpg



Цвет отряда: зелёный









План – сетка

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье


28 июля

Заезд детей «Здравствуй лагерь»;Игры на знакомство;

Верёвочный турнир.


29 июля

Проведение инструктажа по т/б;

Конкурсная программа

«Я-лидер»;

Торжественная линейка, посвящённая открытию 3 смены.

30 июля

Игры на сплочение;

«День Нептуна»;

«Минута славы».


31 июля

Подвижные игры с мячом;

Настольные игры: шашки, шахматы;

«Героический день».

1 августа;

Спортив-ный час «Лучший прыгун»;

Мастер-класс «Звери жемчужи-ны»;

«День пирата».


2 августа

Час здоровья «О вредных привычках»;

Игры на развитие внимания;

«Я служу России».

3 августа

Игра «В поисках сокровищ»;

Час здоровья «Здоровая осанка»;

«Мисс Жемчужина»;

«Фабрика звёзд».

4 августа

Развивающие и настольные

игры;

«Мистер Жемчуг»;

«Хэллоуин».

5 августа

Конкурс на лучший замок из песка;

Беседа «Правила дорожного движения»;

«Любовь с 1-ого взгляда».

6 августа

КТД «Земля – наш общий дом»,

«Час письма»;

Подведение итогов смены;

Концерт «Огонёк».

.

7 августа

Прощание с лагерем;

Отъезд детей, вожатых и воспитателей.





Режим дня

Время

Мероприятия

7.30 - 7.40

Подъём и уборка постелей

7.40 - 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 - 8.20

Водные процедуры

8.20 - 8.30

Утренняя линейка

8.30 - 9.00

Завтрак

9.00 - 9.40

Уборка территории и комнат

9.40 - 10.40

Работа отрядов, кружков, участие в трудовых делах

10.40 - 12.00

Оздоровительные гигиенические процедуры

12.00 - 13.00

Свободное время или отрядная работа

13.00 - 14.00

Обед

14.00 - 16.00

Послеобеденный дневной отдых

16.00 - 16.30

Полдник

16.30 - 18.00

Занятия в кружках, спортивных секциях

18.00 - 19.00

Подготовка к общелагерным мероприятиям

19.00 - 19.30

Ужин

19.30 - 21.00

Отрядные мероприятия, массовая работа вечера

21.00 - 21.20

Второй ужин

21.20 – 22.00

Дискотека

22.00 – 22.30

Вечерний туалет


Сон



Дневник-ежедневник

28 июля

Первый день. Заезд детей начался с 8.00. Приехавших детей сразу распределяли по комнатам. Мы, вожатые, собирали и систематизировали информацию о детях, родителях (номера телефонов, даты рождения, индивидуальные особенности). В 13.00 был обед. С 14.00 до 16.00 тихий час. После полдника (16.00) мы проводили для детей игры на знакомства: «Это я», «Хоровод знакомства», «Снежный ком» и др. В силу возраста детям было трудно запоминать друг друга, но им понравилось. А также ребята играли в подвижные игры. В 19.00 ужин. После ужинабыл проведен «Верёвочный турнир», где участвовали все отряды и наш одержал победу. В 21.00 мы сходили на второй ужин, а потом весь отряд пошёл на дискотеку. В 22.00 был отбой. Настроение у детей весёлое. Несмотря на то, что день выдался тяжёлым, вожатым день тоже понравился.

29 июля

День начался с подъема в 7.30. В 8.00 наш отряд пошёл на зарядку и линейку, где каждому отряду дано было задание придумать название и эмблему своего отряда. В 8.30 был завтрак. После завтрака до 9.40 мы учились с детьми правильно заправлять кровати, складывать вещи в шкаф, потому как дети этим навыкам обучены не были. До обеда (13.00) ребята играли в подвижные игры, мы проводили инструктаж по технике безопасности, придумывали название нашегоотряда. После бурных обсуждений дети выбрали название «Белки» и девиз. После тихого часа (14.00-16.00) и полдника (16.30) была проведена конкурсная программа «Я – лидер», где был выявлен лидер отряда. В 19.00 был ужин. В 19.30 концерт «Открытие смены». Номера концерта были от детей и вожатых. После второго ужина (21.00) была дискотека и отбой (22.00).

30 июля

День начался с подъема в 7.30. В 8.00 была зарядка и линейка. После завтрака (8.30) наш отряд проводил уборку в комнатах до, их чистота оценивалась каждый день дежурным отрядом. В 9.40 мы пошли в беседку и провели игры на сплочение. В 10.40 мы пошли купаться в озере, играли в подвижные игры на песке. Детям очень понравилось. В 13.00 был обед, затем тихий час. В 16.00 полдник. После полдника (16.30) был проведён «День Нептуна», где ребята поучаствовали в различных конкурсах. В 18.00 все отряды готовились в вечернему мероприятию. После ужина (19.00) было общелагерное мероприятие «Минута славы», где каждый отряд подготовил по несколько творческих номеров. Детям очень понравилось. Далее мы сходили на второй ужин (21.00), а затем на дискотеку (21.20). В 22.00 отбой. День получился очень насыщенный и веселый.

31 июля

День начался с подъёма в 7.30, в 8.00 зарядка и линейка. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40, мы пошли играть с мячом. В 10.40 по отрядам пошли купаться в озере и принимать воздушные ванны. Детям очень понравилось проводить время у озера. После отдыха ребята пошли играть в настольные игры. В 13.00 обед. После тихого часа и полдника в 16.30 по просьбе ребят был проведён конкурс рисунков «Мир моими глазами». Были определены лучшие работы и авторы награждены сладкими призами. После ужина (19.00) было проведено общелагерное мероприятие «Героический день». День был посвящён героям Великой Отечественно Войны. Ребята очень ответственно подошли к его подготовке. Внимательно слушали друг друга. После второго ужина (21.00) была дискотека. В 22.00 отбой. Ребята были под впечатлением от пройденного дня.

1 августа

Была суббота, поэтому наш день начался с подъёма в 8.00. После завтрака (8.30) была проведена уборка в комнатах. В 9.40 мы пошли в лесопарковую зону, там играли в подвижные игры, отдыхали на туристических ковриках, собирали букеты, шишки, желуди для поделок. В 12.00 мы провели спортивный час «Лучший прыгун». В 13.00 был обед. Затем был тихий час (14.00 – 16.00) и полдник(16.30). После этого был проведён мастер – класс «Звери жемчужины». Вожатые нарядились в животных, которые обитают на территории лагеря, и рассказывали о своих персонажах. Ребята с интересом слушали рассказы. В 19.00 был ужин, в 19.30 состоялось общелагерное мероприятие «День пирата», которое прошло виде эстафеты. После второго ужина (21.00) прошла дискотека. В 22.00 отбой. День был весёлым и интересным.

2 августа

День начался с подъёма в 8.00 и завтрака (8.30). Воскресенье – родительский день, поэтому целый день к ребятам приезжали родители. В 9.40 мы с ребятами, которые не были с родителями, вышли на улицу, играли в подвижные игры. В 12.00 провели час здоровья « О вредных привычках», беседа прошла поучительно для детей. В1 3.00 был обед, потом тихий час. После полдника мы поиграли в игры на развитие внимания и готовились к вечернему мероприятию «Я служу России». Оно состоялось после ужина в 19.30. Оно прошло ввиде конкурсной программы, где все ребята активно проявили себя. Детям очень понравилось соревноваться с другими отрядами. Вечером, перед отбоем, было итоговое мероприятие – свечка. На нем мы поняли, что нравится детям по итогам первых дней, и на что нужно обратить внимание.

3 августа

День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 дети пошли играть в игру «В поисках сокровища». Ребятам прошли несколько испытаний, по окончанию каждого им предоставлялся кусочек карты. Карта была собрана и сокровище найдено. Ребята были в полном восторге, им очень понравилосьразгадывать загадки. В 12.00 был проведён час здоровья «Хорошая осанка». В 13.00 был обед, потом тихий час. После полдника (16.00) нас ожидал прекрасный конкурс «Мисс Жемчужина». От нашего отряда участвовало две девочки Аня и Катя, Аня стала Мисс Жемчужина.После ужина (19.00) состоялось творческое мероприятие «Фабрика звёзд». С каждого отряда ребята и вожатые подготовили по три номера. Всем очень понравилось выступать на сцене.После второго ужина (21.00), ребята пошли на дискотеку. В 22.00 отбой. День прошёл творчески, ребята показали все свои таланты. Было очень интересно и весело.

4 августа

День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 дети играли в подвижные игры. В 10.40, по отрядам пошли к озеру принимать воздушные ванны. После отдыха были проведены настольные игры. Ребята играли в шахматы и шашки. В 13.00 был обед, потом тихий час. В 16.30 состоялась общелагерное мероприятие «Мистер Жемчуг». Конкурс был очень интересный, весёлый. Мальчики проявили себя с лучшей стороны. После ужина (19.00) был проведён вечер «Хэллоуин». Все ребята нарядились в образы мистических персонажей и, сидя в кругу со свечами, они рассказывали страшные истории. Никто не остался равнодушным. По окончанию «вечера страха» мы пошли на второй ужин (21.00), после которого ребята расслабились на дискотеке. В 22.00 отбой.

5 августа

День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 все отряды пошли строить замки из песка. Каждый отряд построил свой уникальный замок. Ребятам понравилось строить из песка и соревноваться с другими отрядами. В 12.00 мы провели беседу «Правила дорожного движения», дети запомнили все правила, которые необходимо соблюдать. В 13.00 был обед, потом тихий час. В 16.30 прошли весёлые старты среди всех отрядов. Перед ужином прошла подготовка к общелагерному мероприятию. После ужина (19.00) состоялся вечер «Любовь с 1 – ого взгляда». С каждого отряда требовалось две девочки, у нас это были Алиса и Ангелина, и два мальчика – Саша и Тимур. После второго ужина и дискотеки, был отбой (22.00). День прошёл очень благотворно, ребята сдружились не только внутри отряда, но и между отрядами.

6 августа

День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 Было проведено КТД «Земля – наш общий дом», дети отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки, позже состоялся конкурс рисунков о нашей планете. В 12.00 был проведён «Час письма», ребята писали письма друг другу, воспитателям и вожатым. В 13.00 был обед, потом тихий час. В 16.30 были подведены итоги смены, ребята делились своими эмоциями, полученные от смены. После ужина (19.00) состоялся концерт «Огонёк», посвящённый закрытию смены. После второго ужина прошла последняя дискотека. В 22.00 был отбой.

















Анкета «Ваша работа в летнем оздоровительном лагере»

1. Как много Вы работали в оздоровительном лагере?

1 смена;

2 смены;

3 смены;

2. Удовлетворены ли Вы работой в лагере?

да, вполне (переходите к вопросу 4);

скорее да, чем нет (переходите к вопросу 4);

скорее нет, чем да;

совершенно нет;

трудно сказать.

3. Если Вы не удовлетворены, то в чем именно?

в организации быта;

во взаимоотношениях с администрацией;

в педагогическом общении с воспитателями;

в общении, взаимодействии с детьми;

в неумении планировать свою работу;

6. .

4. Какие формы работы вызывали трудности в методической и организацион­ной подготовке?

сборы;

походы, костры;

отрядные дела;

массовые мероприятия,

спортивные игры;

подвижные игры на местности;

5. По каким направлениям работы сложнее всего было организовать детей?

познавательные дела;

трудовые;

нравственные;

физкультурно-оздоровительные;

экологические;

эстетические;

развлекательные;

8. .

6. Каковы причины данных трудностей?

недостаточная методическая подготовка;

трудность в составлении сценария отрядных и массовых дел;

неумение закончить дело, довести до логического завершения;

трудность в организации детей;

5. ________________.

7. Какие основные способы педагогического воздействии я Вы использовали?

поощрение;

наказание;

внушение;

предъявление требований;

убеждение;

личный пример;

разъяснение;

8. _______________ .

8. Какие проблемы оказались наиболее существенными в лагере?

педагогически запущенные дети;

процесс адаптации детей;

процесс адаптации вожатых;

воровство в отряде;

низкая активность, увлеченность, самостоятельность детей в проведении отрядных дел;

использование различных видов наказаний детей;

непредвиденные ситуации;

8. .

9. Каков уровень подготовки студентов в УлГПУ по данному виду практики?

очень высокий;

высокий;

средний;

ниже среднего;

низкий.

10.Каким образом Вы бы изменили данный уровень подготовки?

увеличение количества часов по подготовке к летней практике;

введение инструктивного лагеря;

расширение объема методической литературы;

разработка методических рекомендаций;

введение спецкурса «Игры и развлечения детей разного возраста»;

6 . _

11. Чтобы Вы изменили в организации данной педагогической практики?
1.методическую подготовку;
2.психологическую готовность;
3.базовые оздоровительные лагеря;
4.содержание педагогической практики;
5.отчетную документацию;
6.

12.Что Вам лично дала педагогическая практика?

1. умение организовывать деятельность детей;

2. умение находить быстро контакт с детьми;

3. знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;

4. умение составлять конспекты воспитательных дел;

5.

13.Ваше впечатление о работе лагеря в целом?

1.понравилось;

2.скорее понравилось, чем нет;

3.скорее нет, чем да;

4.совсем не понравилось;

5.

14.Насколько Вы оцениваете свою работу в летнем оздоровительном лагере?

1.отлично;

2.хорошо;

3.удовлетворительно;

4. плохо;

15.Ваши пожелания, предложения по улучшению педагогической практики?


Анализ смены

1.Цель вожатого: сплотить детский коллектив для того, чтобы в дальнейшем сделать его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей в лагере.
Задачи:
1) Организация жизнедеятельности детей:
— помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми, педагогическим коллективом лагеря;
— помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях; разработать общие цели, задачи и перспективы совместной деятельности;
— разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена;
— сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря; воспитать чувство хозяина в лагере, готовность к совместному труду по его благоустройству, бережное отношение к имуществу лагеря;
— обеспечить возрастные потребности в самостоятельности, общественной деятельности, сформировать активную позицию каждого члена коллектива.
2) Оздоровление детей:
— познакомить детей с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания;
— научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка.
3) Диагностическая задача:
— изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе, изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности.

2.В какие виды деятельности и в какой форме Вы включали детей своего отряда:

- спортивно – оздоровительные: «весёлые старты», плавание в озере, прогулки по лесу, отдельные спортивные игры( футбол, пионербол и др.);

- художественно – эстетические: оформление отрядного уголка, проведение конкурсов рисунков, оформление коллективной поделки из подручных материалов, письма вожатым и др.;

познавательные: проводились беседы по темам (например, разговор о правилах дорожного движения);


организованное общение ( проводились «свечки», экскурсии по лесу)

3.С какими трудностями встретились при работе в лагере? В чем они заключались? Конфликтные ситуации в отряде, их развитие и способы разрешения.

При работе в лагере возникали проблемы с поведением детей. Первое время было трудно собрать, организовать и настроить ребят на рабочий лад, в связи с тем или иным мероприятием. Конфликтные ситуации имели место быть, но их благополучно удалось устранить и сдружить отряд.


Анализ конфликтной ситуации

1.Аналитический стоп-кадр

Что предшествовало возникновению трудной ситуации?

Возникновению трудной ситуации в отряде предшествовало то, что в отряде было два мальчика из одной школы и класса. Они жили в одной комнате. Материальное положение семей этих ребят разное. Мальчик из состоятельной семьи – Эмиль, требовал у другого мальчика – Никиты постоянного внимания, чтобы он находился только с ним, отдельно от отряда. Мальчику из менее состоятельной семьи это не нравилось, ему хотелось проводить время вместе с отрядом.

Что способствовало ее обострению?

После разговора с мальчиками, на прогулке Эмиль подвернул ногу и не мог играть с ребятами, поэтому он отдыхал в комнате. Он потребовал, чтобы Никита сидел с ним в комнате и играл с ним. В свою очередь Никита хотел играть со всеми ребятами на улице. Мальчики поругались, и Никита захотел переехать в другую комнату.

В чем смысл продолжения этой ситуации для нас?

Состоялся ещё один разговор, после которого дети хоть и согласились с нами, но всё-таки не померились. Мы проводили беседы, не уставая повторять, что в лагере живут все на равных правах и материальное положение человека не должно отражаться на отношении к другим людям, пока не подошли к самой сути и осознанию мальчика своей ошибки.

В каких отношениях мы были до конфликта?

До конфликта наши отношения были доверительными. Ребята всегда рассказывали все проблемные ситуации. Но с мальчиками иногда возникали проблемы, первое время они сторонились всех и играли друг с другом. Через некоторое время они освоились и проводили время с отрядом.

Что изменилось в наших отношениях?

После конфликта наши отношения не ухудшились. Все ребята активно проводили с вожатыми время.


2. Анализ отношения к конфликту

Чем мне не приятна данная ситуация?

Данная ситуация мне не приятна тем, что социальное положение семей отражается на отношениях детей.

Что в ней кажется мне ценным?

Эта ситуация является ценным для других ребят.

3.Чего я хочу от ребенка?

Я хочу, чтобы ребёнок сознавал свою ошибку.

4.Вправе ли я этого хотеть?

Допускаю эту возможность.

5.Помогаю ли я ему в этой ситуации или загоняю в угол?

Я считаю, что помогаю, так как осознание ошибки не позволит вновь её совершить.

6.Сохраняю ли я в этой ситуации наши обоюдные интересы или только инте­ресы одного из нас?

Я сохраняю наши обоюдные интересы, так как и в моих интересах, и интересах ребёнка сохранить дружеские отношении в коллективе.

7. Я использую эту ситуацию:

а) чтобы узнать ребенка;

б) чтобы помочь ему;

в) чтобы застраховаться от неприятностей;

г) чтобы заставить другого делать так, как считаю нужным;

д) чтобы все мои интересы были реализованы.


3. Анализ поведения ребенка в сложной ситуации.

Был ли ребенок инициатором конфликта или оказался втянутым в него?

В конфликтной ситуации участвовало двое ребят, один был инициатором конфликта.

Вел ли он себя защищаясь (помните, что нападение тоже может быть защи­той) или пытался осмыслить происходящее?

Он пытался осмыслить происходящее.

Был ли ребенок настроен на конфронтацию или - на согласие?

Ребёнок был настроен на согласие.

Был ли он активен в споре или сразу занял пассивную роль?

Он занял пассивную роль, после несколько бесед осознал свою ошибку.


4.Охарактеризуйте взаимоотношения в отряде.

В целом взаимоотношения в отряде были доброжелательными, буквально с первых дней дети сдружились, не отказывали друг другу в помощи, заступались. Но куда без отдельных случаев. Некоторые дети, особенно впервые попавшие в детский лагерь, закатывали истерики, не хотели ни с кем общаться, постоянно просились домой, но, как это обычно и бывает, в конце смены многие из них не хотели уезжать.


Психолого-педагогическая характеристика отряда


Общие сведения о детях:

Кол-во мальчиков: 4

Кол-во девочек: 9

Название отряда: «Белки»

Название лагеря: «Жемчужина»

Возраст детей:7-11 лет


Официальная структура детского коллектива.


Актив отряда

Ф. И. – капитан;

Ф. И. – ответственная за культурно-массовые дела;

Ф. И. – ответственная за санитарное состояние;


Участие коллектива в общественно-полезной работе.

Дети 3 отряда активно принимали участи в обещественно-полезной работе лагеря «Жемчужина», они с удовольствием помогали другим отрядам прибираться на спортивной площадке и преподнесли пару уроков старшим детям как правильно составлять свою обувь, не разбрасывая, а аккуратно составляя в указанном администрацией месте и др.


Состояние дисциплины в отряде, нормы поведения детей.

1) Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал: «Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.


2) Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.


3) Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.


4) Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.


5) Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре ведущий-ведомый воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.


6) В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.

5. Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.

При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:

предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность  и активность воспитанников в достижении цели);

воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).

Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.

Для формирования здорового общественного мнения необходимо:

наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;

выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;

повышать роль органов самоуправления  в отряде.

Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности  и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.

Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.

Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.

К традициям в отряде можно отнести:

выбор названия и девиза отряда, другой символики;

проведение отрядных огоньков, сборов;

«дни рождения отряда»;

будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).

Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.

В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:

1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;

2) освоении взрослых форм общения и деятельности;

3) открытии себя как личности и индивидуальности.

6. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоот­ношений детей в микрогруппах (симпатии и антипатии, дружба, стиль от­ношений, лидеры и отверженные).

Детей в нашем отряде можно разделить на микрогруппы по комнатам, в которых они жили. В силу своего возрастадети общались,играли между собой и особого разделения не было заметно. Лидеров выделить можно также из-за возраста (старше 7 лет), так называемый отверженный ребёнок – один в коллективе. Причина тому: излишняя, вседозволенность, избалованность. Постоянно устраивал истерики, жаловался, хвастался. Понятно, что другим детям это не нравилось, и они вытеснили его из своего дружеского круга.


7.Ступень развития детского коллектива (по А.Н. Лутошкину).

«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть лидер, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.


8.Характеристика отдельных детей как членов коллектива. Отношение ребен­ка к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мне­нием, бороться за его честь, авторитет воспитанника в коллективе товари­щей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицатель­ным явлениям в отряде. Анализ престижа и социальных ролей детей (спорт­смен, участник художественной самодеятельности, общественник и т.п.). Анализ конкретных фактов поведения детей.


10.Факторы, оказывающие влияние на формирование коллектива (влияние со­циального окружения, родителей, администрации лагеря и т.п.).

В нашем случае основу составляло влияние родителей.


11.Выводы и предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным детским коллективом.

1) Во-первых,отряд для детей, большинству из которых по 8-10 лет,нужно составлять лишь из детей данного возраста. В нашем отряде было несколько детей 11-ти летнего возраста им было уже немного не по себе находиться в данном коллективе.

2) Детям данного возраста, помимо вожатых, нужен обязательно воспитатель(хотя бы ночной). В лагере, где мы проходили практику, был обязательный воспитатель во 2-3 отрядах(там дети старше 9 лет).

3) Для детей данной возрастной категории необходимы подвижные игры, но облегченного вида. Если лагерь набирает отряд из малышей, он должен позаботиться о наличие игровых сооружений именно для таких детишек. (турники, песочницы и др.)

5. Зачётное дело

«Земля – наш общий дом»


Данное дело проводилось во второй половине смены, 20 августа, в 6 отряде (возраст 6-9 лет). Форма организации – коллективное творческое дело + беседа.

Тема и форма работы соответствовала возрасту и особенностям отряда, детям было интересно беседовать об экологии планеты, узнавать новое.

Цели:формирование экологической культуры ребенка, развитие эмоционального восприятия окружающего мира, воспитание любви к природе.

Задачи: расширение и углубление знаний детей по многообразию природного мира; формирование доброжелательного и эмоционально – положительного отношения к природе; преодоление потребительского отношения к природе; формирование у детей экологического сознания и соответствующих ценностных ориентаций.

Организовано дело было совместно с детьми, т.к. они постоянно интересовались, что будет, если выбросить мусор в лесу и др. вопросами на эту тему. Ребята помогали вырезать заготовки планеты из бумаги, учили стихотворения.

Первым этапом нашего дела была беседа:

Все мы живем на одной планете – Земле. Наша Земля хоть и большая, но она очень чувствительная. Человек тоже большой, но сядет на него комар и он его чувствует. Так и Земля всё чувствует. Ей становится больно, когда человек неразумно использует её богатства: вырубает леса, засоряет водоёмы, загрязняет воздух. Давайте посмотрим на нашу голубую планету! (Рассматриваем глобус). Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает? Многие серьезные специалисты указывают на гигантские "гнойники" на теле Земли- свалки. Они вызывают боль и отвращение. "Шрамы" на теле Земли- асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и "легкие" планеты- леса. "Полысение" планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять "легкие" Земли. Затуманились "глаза" Земли - озера, моря и океаны. Скажите, как люди могут помочь Земле? Почему нельзя бездумно вырубать лес? Засорять водоемы?

На втором этапе детям было рассказано, что такое колокол Мира и мы всем отрядом попытались сделать свой колокол. Колокол Мира – символ мирной жизни на Земле. Первый колокол Мира был отлит из монет, собранных детьми из 60 стран. И находится он в Японии. В России колокол Мира был установлен в 1998 году в Москве.  У каждого ребёнка были картинки с изображением природы. У вожатых был колокольчик, на который каждый ребенок приклеивал по очереди свою картинку, в итоге у нас получился свой колокол Мира, в который мы дружно позвонили.

На третьем этапе чтецы рассказывали стихи, которые заранее выучили.

1 чтец:Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как травы с лугом,

Как ветер с морем, поля с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

2 чтец: Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица,

И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям.

3 чтец: Давайте будем беречь планету,

Во всей Вселенной похожей нету;

Во всей Вселенной совсем одна –

Прекрасная, добрая, наша Земля.

Детям были прочитаны правила поведения в лесу:

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай,прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"

На четвертом этапе каждый ребенок получил заготовку планеты и нарисовал её по своему усмотрению, все рисунки получились красочными, с преобладанием зелёного цвета. Позже, в отряде, мы устроили выставку этих рисунков.

Детям очень понравилось отвечать на вопросы, узнавать новое, они были активны на всех этапах дела. Время проведения – 1 час. Результатом нашего дела явились новые знания, полученные детьми, сформированная любовь к природе. Ребята ответили на вопросы «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что ты узнал?», «Чему научился?»6

Какие формы коллективного анализа дня, смены использовали? Свечка

Получили ли Вы удовлетворение от работы и общения с детьми, дайте пожалуйста развернутый ответ.

Я считаю, что практику я прошла успешно, я полюбила детей, а они меня. Кроме этого, ничего нового для себя я не вынесла. Я выступала с детьми, участвовала в их играх, старалась быть им другом. Но все эти навыки у меня были и до практики. От работы в целом удовлетворения я не получила, получила моральное удовольствие, т.к. люблю детей.

Какие предложения Вы можете внести по подготовке студентов к работе в
детских оздоровительных учреждениях.

Ввести какие-либо психологические тренинги, потому что студенты не понимают, на что они соглашаются. Большинство студентов не готово к этой практике ни в моральном, ни в педагогическом плане, нужно больше времени уделять подготовке к такой практике и учить студентов, как нужно вести себя и что делать с детьми.



















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.