Отчёт о летней педагогической практике
Список детей
Фамилия и имя ребёнка | Дата рождения |
1. 2. 3. | |
Название отряда: «Белки»
Девиз:А девиз у нас таков - не пускать в дупло врагов!
Эмблема нашего отряда - Белка
Цвет отряда: зелёный
План – сетка
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
| 28 июля Заезд детей «Здравствуй лагерь»;Игры на знакомство; Верёвочный турнир. | 29 июля Проведение инструктажа по т/б; Конкурсная программа «Я-лидер»; Торжественная линейка, посвящённая открытию 3 смены. | 30 июля Игры на сплочение; «День Нептуна»; «Минута славы». | 31 июля Подвижные игры с мячом; Настольные игры: шашки, шахматы; «Героический день». | 1 августа; Спортив-ный час «Лучший прыгун»; Мастер-класс «Звери жемчужи-ны»; «День пирата». | 2 августа Час здоровья «О вредных привычках»; Игры на развитие внимания; «Я служу России». |
3 августа Игра «В поисках сокровищ»; Час здоровья «Здоровая осанка»; «Мисс Жемчужина»; «Фабрика звёзд». | 4 августа Развивающие и настольные игры; «Мистер Жемчуг»; «Хэллоуин». | 5 августа Конкурс на лучший замок из песка; Беседа «Правила дорожного движения»; «Любовь с 1-ого взгляда». | 6 августа КТД «Земля – наш общий дом», «Час письма»; Подведение итогов смены; Концерт «Огонёк». . | 7 августа Прощание с лагерем; Отъезд детей, вожатых и воспитателей. | | |
Режим дня
Время | Мероприятия |
7.30 - 7.40 | Подъём и уборка постелей |
7.40 - 8.00 | Утренняя гимнастика |
8.00 - 8.20 | Водные процедуры |
8.20 - 8.30 | Утренняя линейка |
8.30 - 9.00 | Завтрак |
9.00 - 9.40 | Уборка территории и комнат |
9.40 - 10.40 | Работа отрядов, кружков, участие в трудовых делах |
10.40 - 12.00 | Оздоровительные гигиенические процедуры |
12.00 - 13.00 | Свободное время или отрядная работа |
13.00 - 14.00 | Обед |
14.00 - 16.00 | Послеобеденный дневной отдых |
16.00 - 16.30 | Полдник |
16.30 - 18.00 | Занятия в кружках, спортивных секциях |
18.00 - 19.00 | Подготовка к общелагерным мероприятиям |
19.00 - 19.30 | Ужин |
19.30 - 21.00 | Отрядные мероприятия, массовая работа вечера |
21.00 - 21.20 | Второй ужин |
21.20 – 22.00 | Дискотека |
22.00 – 22.30 | Вечерний туалет |
| Сон |
Дневник-ежедневник
28 июля
Первый день. Заезд детей начался с 8.00. Приехавших детей сразу распределяли по комнатам. Мы, вожатые, собирали и систематизировали информацию о детях, родителях (номера телефонов, даты рождения, индивидуальные особенности). В 13.00 был обед. С 14.00 до 16.00 тихий час. После полдника (16.00) мы проводили для детей игры на знакомства: «Это я», «Хоровод знакомства», «Снежный ком» и др. В силу возраста детям было трудно запоминать друг друга, но им понравилось. А также ребята играли в подвижные игры. В 19.00 ужин. После ужинабыл проведен «Верёвочный турнир», где участвовали все отряды и наш одержал победу. В 21.00 мы сходили на второй ужин, а потом весь отряд пошёл на дискотеку. В 22.00 был отбой. Настроение у детей весёлое. Несмотря на то, что день выдался тяжёлым, вожатым день тоже понравился.
29 июля
День начался с подъема в 7.30. В 8.00 наш отряд пошёл на зарядку и линейку, где каждому отряду дано было задание придумать название и эмблему своего отряда. В 8.30 был завтрак. После завтрака до 9.40 мы учились с детьми правильно заправлять кровати, складывать вещи в шкаф, потому как дети этим навыкам обучены не были. До обеда (13.00) ребята играли в подвижные игры, мы проводили инструктаж по технике безопасности, придумывали название нашегоотряда. После бурных обсуждений дети выбрали название «Белки» и девиз. После тихого часа (14.00-16.00) и полдника (16.30) была проведена конкурсная программа «Я – лидер», где был выявлен лидер отряда. В 19.00 был ужин. В 19.30 концерт «Открытие смены». Номера концерта были от детей и вожатых. После второго ужина (21.00) была дискотека и отбой (22.00).
30 июля
День начался с подъема в 7.30. В 8.00 была зарядка и линейка. После завтрака (8.30) наш отряд проводил уборку в комнатах до, их чистота оценивалась каждый день дежурным отрядом. В 9.40 мы пошли в беседку и провели игры на сплочение. В 10.40 мы пошли купаться в озере, играли в подвижные игры на песке. Детям очень понравилось. В 13.00 был обед, затем тихий час. В 16.00 полдник. После полдника (16.30) был проведён «День Нептуна», где ребята поучаствовали в различных конкурсах. В 18.00 все отряды готовились в вечернему мероприятию. После ужина (19.00) было общелагерное мероприятие «Минута славы», где каждый отряд подготовил по несколько творческих номеров. Детям очень понравилось. Далее мы сходили на второй ужин (21.00), а затем на дискотеку (21.20). В 22.00 отбой. День получился очень насыщенный и веселый.
31 июля
День начался с подъёма в 7.30, в 8.00 зарядка и линейка. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40, мы пошли играть с мячом. В 10.40 по отрядам пошли купаться в озере и принимать воздушные ванны. Детям очень понравилось проводить время у озера. После отдыха ребята пошли играть в настольные игры. В 13.00 обед. После тихого часа и полдника в 16.30 по просьбе ребят был проведён конкурс рисунков «Мир моими глазами». Были определены лучшие работы и авторы награждены сладкими призами. После ужина (19.00) было проведено общелагерное мероприятие «Героический день». День был посвящён героям Великой Отечественно Войны. Ребята очень ответственно подошли к его подготовке. Внимательно слушали друг друга. После второго ужина (21.00) была дискотека. В 22.00 отбой. Ребята были под впечатлением от пройденного дня.
1 августа
Была суббота, поэтому наш день начался с подъёма в 8.00. После завтрака (8.30) была проведена уборка в комнатах. В 9.40 мы пошли в лесопарковую зону, там играли в подвижные игры, отдыхали на туристических ковриках, собирали букеты, шишки, желуди для поделок. В 12.00 мы провели спортивный час «Лучший прыгун». В 13.00 был обед. Затем был тихий час (14.00 – 16.00) и полдник(16.30). После этого был проведён мастер – класс «Звери жемчужины». Вожатые нарядились в животных, которые обитают на территории лагеря, и рассказывали о своих персонажах. Ребята с интересом слушали рассказы. В 19.00 был ужин, в 19.30 состоялось общелагерное мероприятие «День пирата», которое прошло виде эстафеты. После второго ужина (21.00) прошла дискотека. В 22.00 отбой. День был весёлым и интересным.
2 августа
День начался с подъёма в 8.00 и завтрака (8.30). Воскресенье – родительский день, поэтому целый день к ребятам приезжали родители. В 9.40 мы с ребятами, которые не были с родителями, вышли на улицу, играли в подвижные игры. В 12.00 провели час здоровья « О вредных привычках», беседа прошла поучительно для детей. В1 3.00 был обед, потом тихий час. После полдника мы поиграли в игры на развитие внимания и готовились к вечернему мероприятию «Я служу России». Оно состоялось после ужина в 19.30. Оно прошло ввиде конкурсной программы, где все ребята активно проявили себя. Детям очень понравилось соревноваться с другими отрядами. Вечером, перед отбоем, было итоговое мероприятие – свечка. На нем мы поняли, что нравится детям по итогам первых дней, и на что нужно обратить внимание.
3 августа
День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 дети пошли играть в игру «В поисках сокровища». Ребятам прошли несколько испытаний, по окончанию каждого им предоставлялся кусочек карты. Карта была собрана и сокровище найдено. Ребята были в полном восторге, им очень понравилосьразгадывать загадки. В 12.00 был проведён час здоровья «Хорошая осанка». В 13.00 был обед, потом тихий час. После полдника (16.00) нас ожидал прекрасный конкурс «Мисс Жемчужина». От нашего отряда участвовало две девочки Аня и Катя, Аня стала Мисс Жемчужина.После ужина (19.00) состоялось творческое мероприятие «Фабрика звёзд». С каждого отряда ребята и вожатые подготовили по три номера. Всем очень понравилось выступать на сцене.После второго ужина (21.00), ребята пошли на дискотеку. В 22.00 отбой. День прошёл творчески, ребята показали все свои таланты. Было очень интересно и весело.
4 августа
День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 дети играли в подвижные игры. В 10.40, по отрядам пошли к озеру принимать воздушные ванны. После отдыха были проведены настольные игры. Ребята играли в шахматы и шашки. В 13.00 был обед, потом тихий час. В 16.30 состоялась общелагерное мероприятие «Мистер Жемчуг». Конкурс был очень интересный, весёлый. Мальчики проявили себя с лучшей стороны. После ужина (19.00) был проведён вечер «Хэллоуин». Все ребята нарядились в образы мистических персонажей и, сидя в кругу со свечами, они рассказывали страшные истории. Никто не остался равнодушным. По окончанию «вечера страха» мы пошли на второй ужин (21.00), после которого ребята расслабились на дискотеке. В 22.00 отбой.
5 августа
День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 все отряды пошли строить замки из песка. Каждый отряд построил свой уникальный замок. Ребятам понравилось строить из песка и соревноваться с другими отрядами. В 12.00 мы провели беседу «Правила дорожного движения», дети запомнили все правила, которые необходимо соблюдать. В 13.00 был обед, потом тихий час. В 16.30 прошли весёлые старты среди всех отрядов. Перед ужином прошла подготовка к общелагерному мероприятию. После ужина (19.00) состоялся вечер «Любовь с 1 – ого взгляда». С каждого отряда требовалось две девочки, у нас это были Алиса и Ангелина, и два мальчика – Саша и Тимур. После второго ужина и дискотеки, был отбой (22.00). День прошёл очень благотворно, ребята сдружились не только внутри отряда, но и между отрядами.
6 августа
День начался с зарядки и линейки. После завтрака дети убирались в комнатах. В 9.40 Было проведено КТД «Земля – наш общий дом», дети отвечали на вопросы викторины, отгадывали загадки, позже состоялся конкурс рисунков о нашей планете. В 12.00 был проведён «Час письма», ребята писали письма друг другу, воспитателям и вожатым. В 13.00 был обед, потом тихий час. В 16.30 были подведены итоги смены, ребята делились своими эмоциями, полученные от смены. После ужина (19.00) состоялся концерт «Огонёк», посвящённый закрытию смены. После второго ужина прошла последняя дискотека. В 22.00 был отбой.
Анкета «Ваша работа в летнем оздоровительном лагере»
1. Как много Вы работали в оздоровительном лагере?
1 смена;
2 смены;
3 смены;
2. Удовлетворены ли Вы работой в лагере?
да, вполне (переходите к вопросу 4);
скорее да, чем нет (переходите к вопросу 4);
скорее нет, чем да;
совершенно нет;
трудно сказать.
3. Если Вы не удовлетворены, то в чем именно?
в организации быта;
во взаимоотношениях с администрацией;
в педагогическом общении с воспитателями;
в общении, взаимодействии с детьми;
в неумении планировать свою работу;
6. .
4. Какие формы работы вызывали трудности в методической и организационной подготовке?
сборы;
походы, костры;
отрядные дела;
массовые мероприятия,
спортивные игры;
подвижные игры на местности;
5. По каким направлениям работы сложнее всего было организовать детей?
познавательные дела;
трудовые;
нравственные;
физкультурно-оздоровительные;
экологические;
эстетические;
развлекательные;
8. .
6. Каковы причины данных трудностей?
недостаточная методическая подготовка;
трудность в составлении сценария отрядных и массовых дел;
неумение закончить дело, довести до логического завершения;
трудность в организации детей;
5. ________________.
7. Какие основные способы педагогического воздействии я Вы использовали?
поощрение;
наказание;
внушение;
предъявление требований;
убеждение;
личный пример;
разъяснение;
8. _______________ .
8. Какие проблемы оказались наиболее существенными в лагере?
педагогически запущенные дети;
процесс адаптации детей;
процесс адаптации вожатых;
воровство в отряде;
низкая активность, увлеченность, самостоятельность детей в проведении отрядных дел;
использование различных видов наказаний детей;
непредвиденные ситуации;
8. .
9. Каков уровень подготовки студентов в УлГПУ по данному виду практики?
очень высокий;
высокий;
средний;
ниже среднего;
низкий.
10.Каким образом Вы бы изменили данный уровень подготовки?
увеличение количества часов по подготовке к летней практике;
введение инструктивного лагеря;
расширение объема методической литературы;
разработка методических рекомендаций;
введение спецкурса «Игры и развлечения детей разного возраста»;
6 . _
11. Чтобы Вы изменили в организации данной педагогической практики?
1.методическую подготовку;
2.психологическую готовность;
3.базовые оздоровительные лагеря;
4.содержание педагогической практики;
5.отчетную документацию;
6.
12.Что Вам лично дала педагогическая практика?
1. умение организовывать деятельность детей;
2. умение находить быстро контакт с детьми;
3. знание возрастных и индивидуальных особенностей детей;
4. умение составлять конспекты воспитательных дел;
5.
13.Ваше впечатление о работе лагеря в целом?
1.понравилось;
2.скорее понравилось, чем нет;
3.скорее нет, чем да;
4.совсем не понравилось;
5.
14.Насколько Вы оцениваете свою работу в летнем оздоровительном лагере?
1.отлично;
2.хорошо;
3.удовлетворительно;
4. плохо;
15.Ваши пожелания, предложения по улучшению педагогической практики?
Анализ смены
1.Цель вожатого: сплотить детский коллектив для того, чтобы в дальнейшем сделать его инструментом воспитания личности ребёнка, организовать жизнь детей в лагере.
Задачи:
1) Организация жизнедеятельности детей:
— помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатыми, педагогическим коллективом лагеря;
— помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях; разработать общие цели, задачи и перспективы совместной деятельности;
— разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена;
— сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря; воспитать чувство хозяина в лагере, готовность к совместному труду по его благоустройству, бережное отношение к имуществу лагеря;
— обеспечить возрастные потребности в самостоятельности, общественной деятельности, сформировать активную позицию каждого члена коллектива.
2) Оздоровление детей:
— познакомить детей с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания;
— научить детей соблюдать правила внутреннего распорядка.
3) Диагностическая задача:
— изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе, изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности.
2.В какие виды деятельности и в какой форме Вы включали детей своего отряда:
- спортивно – оздоровительные: «весёлые старты», плавание в озере, прогулки по лесу, отдельные спортивные игры( футбол, пионербол и др.);
- художественно – эстетические: оформление отрядного уголка, проведение конкурсов рисунков, оформление коллективной поделки из подручных материалов, письма вожатым и др.;
познавательные: проводились беседы по темам (например, разговор о правилах дорожного движения);
организованное общение ( проводились «свечки», экскурсии по лесу)
3.С какими трудностями встретились при работе в лагере? В чем они заключались? Конфликтные ситуации в отряде, их развитие и способы разрешения.
При работе в лагере возникали проблемы с поведением детей. Первое время было трудно собрать, организовать и настроить ребят на рабочий лад, в связи с тем или иным мероприятием. Конфликтные ситуации имели место быть, но их благополучно удалось устранить и сдружить отряд.
Анализ конфликтной ситуации
1.Аналитический стоп-кадр
Что предшествовало возникновению трудной ситуации?
Возникновению трудной ситуации в отряде предшествовало то, что в отряде было два мальчика из одной школы и класса. Они жили в одной комнате. Материальное положение семей этих ребят разное. Мальчик из состоятельной семьи – Эмиль, требовал у другого мальчика – Никиты постоянного внимания, чтобы он находился только с ним, отдельно от отряда. Мальчику из менее состоятельной семьи это не нравилось, ему хотелось проводить время вместе с отрядом.
Что способствовало ее обострению?
После разговора с мальчиками, на прогулке Эмиль подвернул ногу и не мог играть с ребятами, поэтому он отдыхал в комнате. Он потребовал, чтобы Никита сидел с ним в комнате и играл с ним. В свою очередь Никита хотел играть со всеми ребятами на улице. Мальчики поругались, и Никита захотел переехать в другую комнату.
В чем смысл продолжения этой ситуации для нас?
Состоялся ещё один разговор, после которого дети хоть и согласились с нами, но всё-таки не померились. Мы проводили беседы, не уставая повторять, что в лагере живут все на равных правах и материальное положение человека не должно отражаться на отношении к другим людям, пока не подошли к самой сути и осознанию мальчика своей ошибки.
В каких отношениях мы были до конфликта?
До конфликта наши отношения были доверительными. Ребята всегда рассказывали все проблемные ситуации. Но с мальчиками иногда возникали проблемы, первое время они сторонились всех и играли друг с другом. Через некоторое время они освоились и проводили время с отрядом.
Что изменилось в наших отношениях?
После конфликта наши отношения не ухудшились. Все ребята активно проводили с вожатыми время.
2. Анализ отношения к конфликту
Чем мне не приятна данная ситуация?
Данная ситуация мне не приятна тем, что социальное положение семей отражается на отношениях детей.
Что в ней кажется мне ценным?
Эта ситуация является ценным для других ребят.
3.Чего я хочу от ребенка?
Я хочу, чтобы ребёнок сознавал свою ошибку.
4.Вправе ли я этого хотеть?
Допускаю эту возможность.
5.Помогаю ли я ему в этой ситуации или загоняю в угол?
Я считаю, что помогаю, так как осознание ошибки не позволит вновь её совершить.
6.Сохраняю ли я в этой ситуации наши обоюдные интересы или только интересы одного из нас?
Я сохраняю наши обоюдные интересы, так как и в моих интересах, и интересах ребёнка сохранить дружеские отношении в коллективе.
7. Я использую эту ситуацию:
а) чтобы узнать ребенка;
б) чтобы помочь ему;
в) чтобы застраховаться от неприятностей;
г) чтобы заставить другого делать так, как считаю нужным;
д) чтобы все мои интересы были реализованы.
3. Анализ поведения ребенка в сложной ситуации.
Был ли ребенок инициатором конфликта или оказался втянутым в него?
В конфликтной ситуации участвовало двое ребят, один был инициатором конфликта.
Вел ли он себя защищаясь (помните, что нападение тоже может быть защитой) или пытался осмыслить происходящее?
Он пытался осмыслить происходящее.
Был ли ребенок настроен на конфронтацию или - на согласие?
Ребёнок был настроен на согласие.
Был ли он активен в споре или сразу занял пассивную роль?
Он занял пассивную роль, после несколько бесед осознал свою ошибку.
4.Охарактеризуйте взаимоотношения в отряде.
В целом взаимоотношения в отряде были доброжелательными, буквально с первых дней дети сдружились, не отказывали друг другу в помощи, заступались. Но куда без отдельных случаев. Некоторые дети, особенно впервые попавшие в детский лагерь, закатывали истерики, не хотели ни с кем общаться, постоянно просились домой, но, как это обычно и бывает, в конце смены многие из них не хотели уезжать.
Психолого-педагогическая характеристика отряда
Общие сведения о детях:
Кол-во мальчиков: 4
Кол-во девочек: 9
Название отряда: «Белки»
Название лагеря: «Жемчужина»
Возраст детей:7-11 лет
Официальная структура детского коллектива.
Актив отряда
Ф. И. – капитан;
Ф. И. – ответственная за культурно-массовые дела;
Ф. И. – ответственная за санитарное состояние;
Участие коллектива в общественно-полезной работе.
Дети 3 отряда активно принимали участи в обещественно-полезной работе лагеря «Жемчужина», они с удовольствием помогали другим отрядам прибираться на спортивной площадке и преподнесли пару уроков старшим детям как правильно составлять свою обувь, не разбрасывая, а аккуратно составляя в указанном администрацией месте и др.
Состояние дисциплины в отряде, нормы поведения детей.
1) Единство требований вожатых – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы нам не приходилось снова и снова сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал: «Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей и отряд становится неуправляемым.
2) Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения подростков, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия, и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно.
3) Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало.
4) Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не ожидаясь, когда вожатый обратиться к ним.
5) Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре ведущий-ведомый воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнет пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых.
6) В любом случае, если у вожатого есть сомнение в том, что его распоряжение будет выполнено, его отдавать не следует.
5. Организация деятельности воспитанников строится на основе развития временного детского коллектива-отряда посредством организации увлекательной совместной деятельности. Виды деятельности должны быть социально значимыми, разнообразными, соответствующими детским интересам. Вожатый должен учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость детей, сотрудничество детей и взрослых, использовать самоуправление в организации деятельности детей.
При подготовке коллективной деятельности воспитанников отряда вожатый решает:
предметную задачу (предполагает достижение непосредственного результата совместной деятельности; ориентирует деятельность на предметный результат, повышает заинтересованность и активность воспитанников в достижении цели);
воспитательную задачу (позволяет вожатому осуществлять оптимальный выбор содержания, методов и форм коллективного дела; для ее решения вожатый должен определить роль и функции каждого воспитанника отряда, продумать объем работы, место и время проведения, необходимое оборудование, формы контроля и самоконтроля, способы подведения итогов и поощрения лучших участников).
Общественное мнение – это преобладающая оценка, которая дается в среде воспитанников отряда различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение – особая форма коллективного требования, которое принимается отдельными членами коллектива как должное, неоспоримое, само собой разумеющееся. В общественном мнении реализуется воспитательная роль отряда, через общественное мнение отряд предъявляет требования к своим членам, выражает свое отношение к их действиям и поступкам. В ходе совместной творческой деятельности у детей складываются общие оценки, суждения, нормы поведения. Путем формирования общественного мнения в отряде происходит постоянное усложнение задач, стоящих перед отрядом.
Для формирования здорового общественного мнения необходимо:
наличие системы организации совместной коллективной творческой деятельности;
выносить на коллективное обсуждение все более или менее значимые события и явления в жизни отряда, давать им правильную общественную оценку;
повышать роль органов самоуправления в отряде.
Основными методами формирования общественного мнения в отряде являются убеждение, анализ и оценка деятельности и взаимоотношений, критика и самокритика, личный пример и др.
Общественное мнение отражает зрелость коллектива, он начинает действовать как отлаженный механизм, оказывающий воспитательное влияние на отдельных его членов и наоборот, позволяет формировать такие качества воспитанников, как объективность, справедливость, требовательность, принципиальность, добросовестность.
Наличие традиций в коллективе отражают уровень коллективного опыта, привычек, отношений. Механизм традиций – «у нас так принято», «мы всегда так делаем», «обычно в нашем отряде…» упрощает многое в организации коллективной деятельности, освобождает время и силы для творчества.
К традициям в отряде можно отнести:
выбор названия и девиза отряда, другой символики;
проведение отрядных огоньков, сборов;
«дни рождения отряда»;
будничные традиции (например, коллективное планирование, организация, проведение и анализ интересных дел в отряде).
Установление прочных традиций в отряде способствуют развитию отряда как детского коллектива, повышают содержательность его жизни, воспитывают чувство гордости за свой коллектив.
В современных педагогических концепциях особое внимание уделяется воспитанию личности в социальной системе. Вожатому необходимо осознавать, что воспитание коллектива организуется для самоопределения личности воспитанников, для раскрытия ими своей индивидуальности. По утверждению Г.Ф. Головановой, для воспитания личности в коллективе педагогу необходимо сосредоточить свои педагогические усилия в трех главных направлениях коллективной жизни воспитанников:
1) личностном самоутверждении в коллективной деятельности и общении;
2) освоении взрослых форм общения и деятельности;
3) открытии себя как личности и индивидуальности.
6. Качественная и количественная характеристика межличностных взаимоотношений детей в микрогруппах (симпатии и антипатии, дружба, стиль отношений, лидеры и отверженные).
Детей в нашем отряде можно разделить на микрогруппы по комнатам, в которых они жили. В силу своего возрастадети общались,играли между собой и особого разделения не было заметно. Лидеров выделить можно также из-за возраста (старше 7 лет), так называемый отверженный ребёнок – один в коллективе. Причина тому: излишняя, вседозволенность, избалованность. Постоянно устраивал истерики, жаловался, хвастался. Понятно, что другим детям это не нравилось, и они вытеснили его из своего дружеского круга.
7.Ступень развития детского коллектива (по А.Н. Лутошкину).
«Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе может быть лидер, организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие, но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Больше того, когда мягкая глина окажется в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь ещё являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.
8.Характеристика отдельных детей как членов коллектива. Отношение ребенка к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет воспитанника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в отряде. Анализ престижа и социальных ролей детей (спортсмен, участник художественной самодеятельности, общественник и т.п.). Анализ конкретных фактов поведения детей.
10.Факторы, оказывающие влияние на формирование коллектива (влияние социального окружения, родителей, администрации лагеря и т.п.).
В нашем случае основу составляло влияние родителей.
11.Выводы и предложения по содержанию и организации воспитательной работы с данным детским коллективом.
1) Во-первых,отряд для детей, большинству из которых по 8-10 лет,нужно составлять лишь из детей данного возраста. В нашем отряде было несколько детей 11-ти летнего возраста им было уже немного не по себе находиться в данном коллективе.
2) Детям данного возраста, помимо вожатых, нужен обязательно воспитатель(хотя бы ночной). В лагере, где мы проходили практику, был обязательный воспитатель во 2-3 отрядах(там дети старше 9 лет).
3) Для детей данной возрастной категории необходимы подвижные игры, но облегченного вида. Если лагерь набирает отряд из малышей, он должен позаботиться о наличие игровых сооружений именно для таких детишек. (турники, песочницы и др.)
5. Зачётное дело
«Земля – наш общий дом»
Данное дело проводилось во второй половине смены, 20 августа, в 6 отряде (возраст 6-9 лет). Форма организации – коллективное творческое дело + беседа.
Тема и форма работы соответствовала возрасту и особенностям отряда, детям было интересно беседовать об экологии планеты, узнавать новое.
Цели:формирование экологической культуры ребенка, развитие эмоционального восприятия окружающего мира, воспитание любви к природе.
Задачи: расширение и углубление знаний детей по многообразию природного мира; формирование доброжелательного и эмоционально – положительного отношения к природе; преодоление потребительского отношения к природе; формирование у детей экологического сознания и соответствующих ценностных ориентаций.
Организовано дело было совместно с детьми, т.к. они постоянно интересовались, что будет, если выбросить мусор в лесу и др. вопросами на эту тему. Ребята помогали вырезать заготовки планеты из бумаги, учили стихотворения.
Первым этапом нашего дела была беседа:
Все мы живем на одной планете – Земле. Наша Земля хоть и большая, но она очень чувствительная. Человек тоже большой, но сядет на него комар и он его чувствует. Так и Земля всё чувствует. Ей становится больно, когда человек неразумно использует её богатства: вырубает леса, засоряет водоёмы, загрязняет воздух. Давайте посмотрим на нашу голубую планету! (Рассматриваем глобус). Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными-экологами проводится "врачебный" осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибает? Многие серьезные специалисты указывают на гигантские "гнойники" на теле Земли- свалки. Они вызывают боль и отвращение. "Шрамы" на теле Земли- асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и "легкие" планеты- леса. "Полысение" планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять "легкие" Земли. Затуманились "глаза" Земли - озера, моря и океаны. Скажите, как люди могут помочь Земле? Почему нельзя бездумно вырубать лес? Засорять водоемы?
На втором этапе детям было рассказано, что такое колокол Мира и мы всем отрядом попытались сделать свой колокол. Колокол Мира – символ мирной жизни на Земле. Первый колокол Мира был отлит из монет, собранных детьми из 60 стран. И находится он в Японии. В России колокол Мира был установлен в 1998 году в Москве. У каждого ребёнка были картинки с изображением природы. У вожатых был колокольчик, на который каждый ребенок приклеивал по очереди свою картинку, в итоге у нас получился свой колокол Мира, в который мы дружно позвонили.
На третьем этапе чтецы рассказывали стихи, которые заранее выучили.
1 чтец:Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица с небом, как травы с лугом,
Как ветер с морем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
2 чтец: Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица,
И доверяли повсюду нам, как самым верным своим друзьям.
3 чтец: Давайте будем беречь планету,
Во всей Вселенной похожей нету;
Во всей Вселенной совсем одна –
Прекрасная, добрая, наша Земля.
Детям были прочитаны правила поведения в лесу:
Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай,прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"
На четвертом этапе каждый ребенок получил заготовку планеты и нарисовал её по своему усмотрению, все рисунки получились красочными, с преобладанием зелёного цвета. Позже, в отряде, мы устроили выставку этих рисунков.
Детям очень понравилось отвечать на вопросы, узнавать новое, они были активны на всех этапах дела. Время проведения – 1 час. Результатом нашего дела явились новые знания, полученные детьми, сформированная любовь к природе. Ребята ответили на вопросы «Что понравилось?», «Что не понравилось?», «Что ты узнал?», «Чему научился?»6
Какие формы коллективного анализа дня, смены использовали? Свечка
Получили ли Вы удовлетворение от работы и общения с детьми, дайте пожалуйста развернутый ответ.
Я считаю, что практику я прошла успешно, я полюбила детей, а они меня. Кроме этого, ничего нового для себя я не вынесла. Я выступала с детьми, участвовала в их играх, старалась быть им другом. Но все эти навыки у меня были и до практики. От работы в целом удовлетворения я не получила, получила моральное удовольствие, т.к. люблю детей.
Какие предложения Вы можете внести по подготовке студентов к работе в
детских оздоровительных учреждениях.
Ввести какие-либо психологические тренинги, потому что студенты не понимают, на что они соглашаются. Большинство студентов не готово к этой практике ни в моральном, ни в педагогическом плане, нужно больше времени уделять подготовке к такой практике и учить студентов, как нужно вести себя и что делать с детьми.