Отчёт о прохождении педагогической практики
1. Мною, Савиновой Марией, была пройдена педагогическая практика в МБОУ «Средней школе №82» с 22.02.2016 по 21.03.2016 г.
Юридический адрес: 432029, г. Ульяновск, ул. Самарская,11а.
Тел.: (8422)595930, факс (8422)595932.
Директор школы Чекарев Георгий Александрович - заслуженный учитель РФ.
Общие сведения о классе
Учебное заведение, в котором была пройдена педагогическая практика, является общеобразовательным. В МБОУ средней школе №82 учебный план реализуется на основе ФГОС начального общего и основного общего образования, школа реализует образовательные программы трёх ступеней общего образования.
В период педагогической практики я была назначена классным руководителем 8 «Б» класса. Класс - общеобразовательный. Ближним социумом учащихся являются одноклассники, учителя и родители. Окружение оказывает благоприятное влияние, способствует развитию личности, творческих способностей и познавательной деятельности. В классе обучается 28 человек в возрасте 13 – 14 лет: 14 мальчиков и 14 девочек. 2 человека из класса освобождены от занятий физкультурой, 4 человека имеют специальную группу и 3 человека - подготовительную. Большинство учащиеся из полных малодетных благополучных семей. Из не полных семей 4 человека. У большей части учащихся родители являются служащими и рабочими в сфере обслуживания, среди матерей встречаются домохозяйки.
В целом класс дружелюбный и ответственный, является одним из сильных классов параллели, ребята активно общаются со сверстниками из параллели и ребятами из старших классов. Учащиеся как всем классом, так и лично принимают участие в общешкольных мероприятиях, в районных и областных олимпиадах, конкурсах, а также пишут проектные работы. Во внеурочное время ребята посещают различные кружки и спортивные секции: 1 девочка занимается вокалом, 2 девочки посещают художественную школу, 1 мальчик занимается карате и плаванием, группа из 5 мальчиков состоит в школьной футбольной команде, 3 человека - в школе волонтёров, 2 девочки занимаются бальными танцами.
Класс как учебная группа
Основной целью и мотивом учения в классе является получение новых знаний, освоение новых навыков, а также мотивом для учащихся служит оценка учителя. Уровень познавательных интересов выше среднего. Многие ребята в классе проявляют интерес к внешкольной учебной программе, задают много вопросов по теме. В классе присутствуют ребята, которые не проявляют никакого интереса к учебной деятельности, их основной целью посещения урока является общение с одноклассниками. Познавательный интерес в большей степени стабильный, но бывают моменты, когда учащиеся не могут сконцентрировать своё внимание. В классе преобладает ответственное отношение к учебной деятельности, наибольшее внимание уделяется таким предметам, как русский язык, математика, химия и обществознание, реже ученики проявляют интерес к физике, биологии и истории. Именно эти предметы наиболее востребованы в ВУЗах. В целом успеваемость класса хорошая. В классе 2 отличника, 14 ударников и 12 троечников. Успеваемость учащихся не соответствует их способностям, так некоторым ребятам не хватает усидчивости, а некоторым - интереса к тому или иному предмету.
Класс как социально - психологическая группа
Микроклимат в классе благоприятный. Учащиеся уважительно относятся друг к другу и к учителям. Ребята свободно выражают свою точку зрения, не позволяют друг друга оскорблять и насмехаться друг над другом. Отчуждённых в классе нет. Такую обстановку в классе поддерживает классный руководитель Светлана Петровна, которая учит ребят быть единым коллективом.
В результате наблюдения было выявлено 2 основные микрогруппы: мальчики и девочки. В свою очередь среди девочек выделяется одна микрогруппа: Шаронова Анастасия и Ермалаева Полина, общим интересом является учёба, на уроках сидят вместе. Среди мальчиков также выделяется микрогруппа: Маслов Александр, Соловьёв Георгий и Кузьмин Данила - самые общительные ребята, большую часть времени проводят вместе. На уроках сидят рядом друг с другом. Все группы выступают на равных друг перед другом, враждебных ситуаций не возникало. Внутри групп также наблюдается доброжелательное отношение друг к другу. В качестве лидеров как в классе, так и в своих микрогруппах выступают Ермалаева Полина и Маслов Александр. Полина является старостой класса, очень активная, трудолюбивая и ответственная девочка, увлекается наукой, серьёзна подходит к решению любой задачи. Маслов Александр не входит в актив класса, так недостаточно серьёз, в классе занимает должность «заводила».
В результате опроса было выявлено, что ценностью в классе является уважение мнения другого человека. В классе существуют традиции поздравлять друг друга с днём рождения, проводить тематические вечера с чаем, устраивать походы в кино и парки развлечений.
Класс достаточно общительный, преобладает предметно – деловая и внеурочно – личностная формы общения. Ребята обсуждают как учёбу, так и личные вопросы.
Коллектив класса умеет ставить цели в деятельности и выбирать способ её достижения, а также концентрировать все свои усилия на поставленной цели. Показателем могут служить победы и призовые места в различных общешкольных мероприятиях и конкурсах.
В результате наблюдения было выявлено, что по классификации этапов развития А. Н. Лутошкина класс находится на 4 этапе «Алые паруса». Ребята действительно проявляют интерес к делам друг друга, требовательны друг к другу. В классе есть лидер, который может прийти на помощь к тому, кто в ней нуждается.
Педагогической проблемой в жизни класса является незаинтересованность некоторых ребят в учебной деятельности, как следствие из этого - низкий уровень знаний. Возможным путём решения может служить разработка учителем интересной подачи материала, которая может привлечь внимания учащихся и замотивировать их на его изучение.
2. В начале практики мною как классным руководителем была поставлена цель: способствовать саморазвитию учащихся и создать условия для их самореализации, и следующие задачи:
1) Формировать нравственные и духовные ориентиры;
2) Формирование и развитие коллектива класса;
3) Формирование педагогической культуры;
4) Организовать творческую деятельность;
5) Способствовать формированию здорового образа жизни.
Во время практики у меня не возникло проблем с достижением цели и решением поставленных задач, так как классный руководитель класса, Светла Петровна, ставила те же задачи и проводила работу с классом по их решению. Поэтому мне с ребятами было очень легко найти общий язык.
3. Во время прохождения практики я старалась вовлечь детей в различные виды деятельности: в творческую (подготовка стенгазеты к 8 марта), в научную (несколько ребят из класс проявили желание написать проектную работу по биологии), в игровую (во время классных часов и на уроках), в трудовую (подготовка актового зала к концерту, посвящённому 23 февраля и 8 марта).
4. Для работы с учащимися использовала такие способы педагогического взаимодействия, как кооперация, понимание, принятие. Педагогическая ситуация: классу, под моим руководством, было поручено подготовить актовый зал к концерту, посвящённому 23 февраля и 8 марта. Ребята очень ответственно и творчески подошли к выполнению этого задание. Сначала ребята решили, каким образом должен выглядеть зал, а затем разделились на группы и распределили обязанности. Задание было выполнено очень быстро, вследствие сплочённости и организованности учащихся. Эта педагогическая ситуация служит примером педагогического взаимодействия – кооперация.
5. Самоуправление организовано таким образом, что в классе есть староста и заместитель старосты, ответственные за учебной часть. Остальные учащиеся состоят в различных группах, каждая из которых выполняет определённые функции:
1 группа занимается культурной жизнью класса;
2 группа – творческой;
3 группа – спортивной;
4 группа – трудовой.
6. При работе с учащимися я столкнулась с некоторыми проблемами. Первое время было сложно найти контакт с детьми и сконцентрировать их внимание на себя. Чтобы расположить к себе ребят, я провела классный час, где рассказала о себе. После знакомства мне удалось найти общий язык с детьми. Другой проблемой стало волнение. Первое время эмоции брали надо мной верх, но после проведения нескольких уроков я привыкла к детям и обстановке, вошла в роль учителя, и волнение ушло.
7. Анализ воспитательного дела
Классный час на тему: «Как научиться слушать и слышать, смотреть и видеть».
Форма проведения: беседа с использованием игр.
Период проведения: классный час был проведён на четвёртой недели педагогической практики. Я выбрала эту тему с целью научить ребят внимательнее относится друг к друг и к окружающим, так как за время практики было замечено, что зачастую ученики не понимают друг друга. Цели:
Разграничение понятия «слушать» - «слышать»; «смотреть» - «видеть». Определить актуальность этих различий. Расставить приоритеты.
Просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок.
Развитие нравственных личностных качеств: умения анализировать и делать выводы, умение слышать и быть услышанным , умение видеть, чувствовать, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей и др.
Задачи:
1. Организовать общение между учащимися;
2. Воспитывать чувство дружбы, сердечности, доброты;
3. Воспитать чувство единения всех учащихся в классе, значимости каждого для общего дела.
Организация подготовки дела: весь материал был подготовлен мною без участия детей.
Содержание и методика проведения: на начальном этапе я использовала метод увлечения, поскольку мне нужно было заинтересовать детей, показать необходимость проведения данного классного часа. Приемы на данном этапе: вовлечение в тему, приведение примера. Дети реагировали эмоционально, заинтересовались, стали высказывать свои мысли по данной теме. На втором этапе я пыталась объяснить лексическое значение некоторых слов, чтобы ребята осознали их значение и научились их различать. Использовала следующие методы: открытый диалог, увлечение. Приемы: проявление доброты и заботы, доверие и сотрудничество. В эмоциональном плане ребята были спокойны, данный этап заставил их задуматься и понять смысл проведения самого классного часа. Третий этап был проведён в виде игр, в которых принял участие весь класс. Целью проведения игр была проверка внимательности учеников друг к другу и научить их развивать навыки «слышать» и «видеть». Методы: личный пример, переубеждение, вовлечение в деятельность. Приемы: открытый диалог, проявление заботы и доверия. Закончила я классный час рефлексией. Ребята поделились своими впечатлениями и новыми знаниями, которые преобрели.
Моя педагогическая позиция при общении с детьми: с детьми я общалась спокойно, направляла и вовлекала их в деятельность, контролировала и делала соответствующие корректировки. Я использовала демократический стиль общения. Старалась проявлять доверие и уважение к детям, стремилась наладить эмоциональный контакт, не подавляя их строгостью. В общении с детьми давала положительные оценки.
Трудности: во время проведения мероприятия я столкнулась с несколькими трудностями – волнение, не заинтересованность детей, а также неполное знание психологических особенностей школьников. В первые минуты было трудно заинтересовать ребят, но через некоторое время они начали задавать вопросы по теме, после чего удалось наладить диалог и вовлечь весь класс в работу. В результате волнение прошло.
Педагогическая ценность воспитательного дела: воспитательное дело является ценным средством для последующего развития как всего коллектива, так и его отдельных воспитанников. В процессе проведения мероприятия я ближе познакомилась с классом. Я смогла пообщаться с детьми после уроков в более свободной форме. Узнала о их позициях в жизни и их стремлениях. Дети смогли проявить себя, показать свои положительные качества, примерили новые роли. Ребята провели время в дружной, непосредственной обстановке, отвлеклись от сложных занятий, получили новые знания, много положительных эмоций и благоприятный настрой на дальнейшее взаимодействие.
8. В результате работы с классом для меня оказался «трудным ребёнком» Маслов Александр. Трудность заключается в том, что мальчик не заинтересован учёбой, при этом активно общается с одноклассниками (мальчиками), отвлекая их от учебного процесса. Зачастую пропускает уроки. Во время практики я пыталась всячески вовлечь Александр в учебную деятельность: давала дополнительное задание, спрашивала его точку зрение по отношению к чему – либо и т.д. В результате на последнем уроке биологии он принял активное участие в изучении нового материала и получил отличную оценку.
9. В учебном процессе большинство родителей принимают активное участие: оказывают помощь своим детям в подготовке домашнего задания и психологическую поддержку в подготовке к выпускным экзаменам. Зачастую родители посещают классного руководителя и других учителей, тем самым интересуясь отношениями детей с одноклассниками, их успеваемостью и др. Педагогической ошибкой некоторых родителей является сильное давление на детей или вовсе отсутствие внимания. Большинство родителей ходят на школьные и классные собрания, иногда посещают классные часы и общешкольные мероприятия. Так же родители всегда готовы оказать финансовую помощь школе.
10. Для классного руководителя присущ демократический стиль общения. Учитель проявляет доверие и уважение к учащимся, стремится наладить эмоциональный контакт, не подавляет строгостью и наказанием. Воспитывает организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности и не подавляя активности детей.
11. Истинным авторитетом у школьников является учителя истории и химии. Ученики с интересом посещают их уроки, выполняют дополнительное задание, участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по этим предметам.
12. Конфликтов всего класса с учителям нет. Однако возникают неприятные ситуации с отдельными учениками, которые, как правило, не выполняют задания, и учителями – предметниками.
13. От работы с детьми я осталась полностью удовлетворённой. Ученики в классе, в котором я вела уроки биологии и была классным руководителем на время практики, оказались дружелюбными, любознательными и очень смышлёными. С ними было легко работать. В начале, как я думаю у большинства студентов – практикантов, присутствовало волнение в общении со школьниками, первое время было трудно наладить общий язык или как говорят «настроиться на их волну». Но после знакомства получилось наладить диалог с ребятами, и волнение ушло. По окончанию практики мне удалость решить все задачи и достигнуть цель, которую я перед собой ставила. Я получила ценный опыт, который станет основой для моей дальней работы в роли учителя.
Педагогическая практика даёт огромную возможность нам, студентам, во – первых, попробовать свои силы в роли учителя и здраво оценить их, отработать навыки преподавания; сделать ошибки, проанализировать их и не допустить вновь; во – вторых, поделиться накопленными знаниями и приобрести новые и, в - третьих, пообщаться с детьми, обучить их чему – то новому не только по предмету, но и культурно.
14. При подготовке студентов к классному руководству стоит обратить внимание на психологическую и педагогическую подготовку, Следует воспитывать в студентах умение быть корректным, интересным, многогранным, усидчивым и терпеливым человеком. Студент, который идет на педагогическую практику должен хорошо владеть не только теоретическими знаниями по предмету, но и методами управления коллективом, уметь взаимодействовать с ним. А также необходимо учитывать возрастные особенности школьников, уметь найти подход к каждому ребёнку, и в первую очередь ставить интересы детей выше своих. В университете стоит сделать больше практических занятий по теории и методике преподавания и ввести пассивную практику. Это сможет более качественно подготовить студентов, а именно сформировать правильное представление о самой профессии учителя и о том, каким должен быть учитель.
11