Отчёт о реализации программы лагеря «Радуга» с дневной формой пребывания детей

20
2
Материал опубликован 21 June 2017 в группе

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №2.

Летний оздоровительный лагерь.

Отчёт о реализации программы лагеря «Радуга»

с дневной формой пребывания детей

при МОУ Бурмакинская СОШ № 2.

Бурмакино

 

 Ежегодно при МОУ Бурмакинская СОШ №2 работает летний лагерь дневного пребывания «Радуга». Отрадно, что уже два года он занимает призовые места в районном смотре-конкурсе лагерей с дневной формой пребывания детей. В этом году мы снова решили принять участие в конкурсе и представить свою программу «Выше радуги. Олимпийские надежды». Данная  программа,  по своей направленности, является комплексной многопрофильной  программой, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности  программа  является краткосрочной.

Основной задачей летнего отдыха на базе нашего учреждения является обеспечение полноценного отдыха детей после учебного года. При комплектовании смены лагеря первоочередным правом пользовались обучающиеся из категории малообеспеченных, многодетных семей, семей «группы риска», детей под опекой. Детский коллектив подобрался разновозрастной, поэтому при составлении плана мероприятий учитывались различия психического и физического развития с акцентом на формирование поведенческих привычек детей, на здоровый образ жизни.

Летний лагерь в 2014-2015 уч.г. работал с 03.06.15 г по 25.06.15 г (с 08.30 до 14.30), посещали его 12 детей: учащиеся с 1 по 6 класс. Дети получали двухразовое питание. Меню было согласовано и утверждено, были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к организации лагеря дневного пребывания. В лагере заведена вся необходимая документация согласно номенклатуре. Все журналы прошиты, пронумерованы и скреплены печатью. Вся документация в лагере велась аккуратно и своевременно. Оздоровительная и воспитательная работа в лагере проводилась согласно плану, который был составлен на всю смену. Кроме этого ежедневно велся расширенный план – распорядок дня. В плане ежедневно имеется оздоровительный час.

Лагерь дневного пребывания в полной мере обеспечен игровым (настольные игры, пазлы, лото, шашки и др.), спортивным оборудованием (мячи, обручи, скакалки и др.), необходимыми материалами для работы (бумага, альбомы, цветная бумага картон, краски, клей, нитки, ленты, пластилин и др.)

    Педагогический коллектив лагеря ставил следующие цели: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление; нравственное и патриотическое воспитание; творческое развитие.

   Для реализации этих целей были поставлены задачи:

Оздоровительные:

- Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;

- вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;

- обеспечить длительное пребывание детей на воздухе.

Воспитательные:

- Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;

- создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;

- содействовать формированию активной жизненной позиции детей;

- способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;

- создание условий для воспитания культуры общения.

Образовательные:

- Создать условия для повышения уровня теоретической подготовки ребят;

- практическое совершенствование умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.

Развивающие:

- Развитие способности глубокого сосредоточения, созерцания наблюдаемого живого объекта в многообразии его жизненных проявлений;

- создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.

Воспитатели совместно разработали план работы лагеря, опираясь на основные принципы деятельности ЛОЛ: принцип самореализации, принцип включенности, принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления, принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью, принцип сотрудничества педагогов и детей.

Программа «Выше радуги. Олимпийские надежды» предполагает большое разнообразие дел и продолжает работу по 7 модулям:

Красный: «Здоровье» - дела направленные на сохранение здоровья. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей. Для оздоровления детей созданы следующие условия:

- медицинский кабинет;

- спортивная площадка;

- закуплен спортивный инвентарь.

Одним из приоритетных направлений в деятельности МОУ Бурмакинской БСОШ №2  является оздоровительная работа: профилактика заболеваемости, укрепление здоровья детей и обеспечение их физического развития традиционными и нетрадиционными методами, приобщение их к ценностям здорового образа жизни.

Школа работает по экспериментальной площадке «Роль укрепления здоровья в общеобразовательном учреждении». Одним из направлений является продолжение укрепления здоровья детей во время летнего лагеря.

Изучив медицинские карты наших детей, мы увидели, что каждый ребенок имеет какое-то заболевание. Самые распространенные: сердечно – сосудистые заболеваниями, ожирение, нарушение осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания, плоскостопие.

Мы разработали здоровьесберегающий проект «Гимнастика – это здоровье!» и решили в рамках программы летнего оздоровительного лагеря реализовать его. Проект стал лауреатом Всероссийского творческого конкурса «Рассударики» в номинации «Педагогические проекты» 18.01.2015 года.

Гимнастика относится к физкультурно-оздоровительным технологиям, в свою очередь, физкультурно-оздоровительные технологии имеют свои направления:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, ритмическая гимнастика, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, и др.

- Технологии обучения здоровому образу жизни: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.

- Коррекционные технологии: ЛФК, арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика, технологии коррекции поведения, фонетическая и логопедическая ритмика.

Все перечисленные направления здоровьесберегающих технологий педагоги активно используют в системе оздоровительной работы, а мы продолжили эту работу во время летнего оздоровительного лагеря.

В результате  реализации проекта дети познакомились: с историей возникновения олимпийских игр; с летними олимпийскими видами спорта; с различными видами гимнастики; с комплексом упражнений утренней гимнастики, гимнастики для дыхания, для глаз, для осанки; узнали о влияние релаксации и самомассажа; познакомились с новыми подвижными и спортивными играми, динамическими паузами.

Научились: самостоятельно выполнять утреннюю гимнастику; овладели дыхательной гимнастикой, гимнастикой для глаз; навыкам самомассажа; проводить подвижные и спортивные игры со своими одноклассниками.

Основными средствами оздоровления выступают естественные факторы: солнце, воздух, вода. Для укрепления здоровья детей в летний период с использованием естественных, природных, целительных факторов в 2009 г. была организована "Тропа здоровья". Вот уже несколько лет она с успехом работает и позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме. В этом году «Тропа здоровья» обновлена и дополнена новыми элементами.

Природа нас не всегда балует хорошей погодой. Иногда, во время лагерной смены, приходится забывать про «Тропу здоровья». Но для детей эти занятия крайне важны, т.к. являются не только профилактикой, но и непосредственным методом лечения плоскостопия.

Мы решили организовать прямо в классе «Дорожку здоровья». Сделать «дорожку здоровья» своими руками оказалось достаточно просто. Наполняющими элементами стали совершенно разные вещи, от природных материалов, до старых фломастеров. Теперь наши дети могут регулярно делать массаж стоп, и каждый день во время лагерной смены незаметно для себя улучшать свое здоровье.

По рекомендации фельдшера Козловой Е.В.в этом году отобрана группа детей (10 человек) нуждающихся в профилактике и коррекции нарушений осанки. С участием учителя физической культуры Чирковой Н.В. разработана «Программа профилактики и коррекции нарушений осанки» для занятий с этими детьми.

К концу прохождения курса занятий по корригирующей гимнастике у детей сформированы навыки правильной осанки, а также знания и понятия осанки и умения использования корригирующих упражнений в повседневной жизни, понятия о личной гигиене и закаливании.

В июне месяце был запланирован один из осмотров детей у стоматолога. По итогам осмотра врач дал необходимые консультации по уходу за зубами, 4 человека получили необходимое лечение.

    За время пребывания детей в летнем лагере дети активно участвовали в спортивных соревнованиях, эстафетах и играх. Все проявили свои спортивные способности, лидерские качества и физическую выносливость. В лагере проводились подвижные игры, которые способствовали развитию интереса к игре, спортивной смекалки и сотрудничеству в коллективе. Большая часть времени отводилась подвижным играм, соревнованиям на свежем воздухе.

Проведен осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, а также ежедневный контроль за состоянием здоровья детей. Все данные зафиксированы в журналах.

С целью укрепления личностной установки на здоровый образ жизни медсестра Фомичева А.Е. провела беседы: «Вредная пятерка и полезная десятка»; «Компьютер - за и против»; «Осторожно, клещи!».

Оранжевый - «Моя Родина» – дела, направленные на развитие правовой компетентности, формирование гражданско-патриотических качеств личности. На протяжении всей лагерной смены проводились мероприятия, в которых прослеживался региональный компонент, что привлекало еще больше внимание детей и воспитывало у них любовь и ответственное отношение к родной природе и людям, живущим на ярославской земле.

   Жёлтый -«Дружба» - дела, направленные на формирование дружбы между детьми, взаимопонимания и взаимовыручки.

Мероприятия данного модуля направлены на то, чтобы дать детям знания о том, как общаться, помогли наладить адекватные межличностные отношения, повысили коммуникабельность, укрепили уважение к окружающим и чувство собственного достоинства.

Зелёный - «Друзья природы» - дела, направленные на пользу природе, формирование экологической культуры.

Мероприятия этого модуля были направлены на формирование знаний о сохранении природы и практическим навыкам работы в природе и с природными объектами. Ежедневная операция «Трудовой десант» приучила детей жить в чистоте, работа на школьной клумбе - ценить красоту природы.

Голубой - «Безопасность» - дела, направленные на формирование безопасности.

Данный модуль включил в себя мероприятия по профилактике вредных привычек и ПАВ; пожарной безопасности, дорожной безопасности и безопасности поведения около водоёмов (памятки помещены в уголок отряда). В первый же день прошла учебная пожарная эвакуация. С детьми проводились инструктажи по технике безопасности, о чем свидетельствуют росписи в журнале по технике безопасности. В лагере ежедневно проводился инструктаж по дорожной безопасности перед уходом детей домой. На территории лагеря есть дорожная разметка. Здесь прошло практическое занятие «На загородной дороге».

Синий - « Творчество» - дела, направленные на развитие творческих способностей. Все коллективные творческие дела, игры и конкурсы способствовали раскрытию творческого потенциала каждого ребёнка, кроме того в лагере проводились КТД, которые непосредственно нацелены на развитие детского творчества: «Веселое путешествие по городу Мастеров в стране Профессий»; проект «Подарок другу»; «На театральных подмостках»; проект «Подарок детскому саду»; конкурс поделок из природного материала.

Фиолетовый - «Игра – дело серьёзное» - дела, направленные на развитие игровой компетентности.

Каждому ребёнку необходимо умение играть, поскольку игра – это яркое, красочное событие, создающее хорошее настроение. Игра помогает организовать досуг, узнать новое, укрепить дружеские отношения. Вооружить ребёнка багажом различных игр, значит сделать его жизнь интересной и содержательной. Ежедневно в лагере проводились игры для преодоления барьеров, снятия напряжения в общении, установление эмоциональных контактов между детьми, возникновение чувства «нам хорошо вместе»: ( «Бант-шоу»; КВН по сказкам «Сказок дивный свет»; «Бенефис Бабы-Яги»; «Веселые состязания на лесной поляне»; «В гостях у сказки»; игра «Умники и умницы»; игра «Угадай мелодию»).

Каждый день в лагере работали площадки по интересам: «Зелёная планета»; «Школа здорового образа жизни»; Путешествие по Англии»; «Мастерская Самоделкина»; «Красивая осанка»; «Шире круг»; «По дорогам сказок» - литературный; «В гостях у сказки» - театральный. Дети не только узнали много нового и интересного, но и за время лагерной смены повторили английский язык.

  В воспитательной работе лагеря активно участвовали работники сельской библиотеки и клуба. Ребята не только вспомнили героев известных книг, но и познакомились с новыми персонажами. А игровые программы запомнились всем надолго.

Есть у нас в лагере добрая традиция – посещение детского сада. Каждый год мы готовим для малышей сказку и с подарками, сделанными своими руками, идем в гости. В этом году ребята под руководством Ефимовой Л.А. представили сказку «Репка» на новый лад. Малыши были очень рады новой встрече.

Смена прошла в виде Олимпиады Бурмакино 2015.

На олимпиаду в Бурмакино съехались участники из двух стран: Бурмандии и Бурмундии ( в лагере 12 человек). Каждая команда представила свой флаг, название и девиз. Спортсмены показали свое мастерство в следующих видах спорта: прыжки в длину, бег на 30 м, бег на 60 м, дартс, метание малого мяча, бросок мяча в 1кг, прыжки на скакалке (девочки), отжимание (мальчики), командная эстафета.

Разыграны 9 комплектов медалей, поднят флаг Олимпиады, зажжен олимпийский огонь. Лучшая команда получила переходящий кубок.

Все спортсмены находились под постоянным наблюдением врача. Разработана развлекательно-познавательная программа.

Председатель олимпийской деревни – начальник лагерной смены. Тренеры – воспитатели.

Помощники тренера – вожатые. Олимпийские резервы (спортсмены) – дети.

Вся информация о проведенном дне представлена на стенде « Дневник олимпиады». Стенд выполнен в виде поезда, где каждая платформа отражает события дня. Всего платформ - 18 – по количеству дней пребывания детей в лагере.

Разработана система стимулирования успешности и личностного роста.

Каждый ребенок участвовал в соревнованиях и показал свои спортивные возможности. Достижения каждого ребенка фиксируются в уголке. В конце смены определили победителей (по возрастным категориям), которым вручили медали.

 

Во время организации смены воспитателями использовались индивидуальные, групповые и массовые формы работы с детьми.

   Реализация программы проходила с помощью коммуникативных, творческих, развивающих и подвижных игр; организации коллективных творческих дел, выполнению заданий по рефлексии лагерных дел, физических коррекционных упражнений и по закаливанию организма.

   В течение смены педагогический коллектив организовывал следующие виды деятельности: праздники, конкурсы, викторины, спортивные соревнования и мероприятия, выходы в культурные учреждения, выпуск стенгазет, мониторинговую деятельность. Благодаря этим людям организованный отдых и оздоровление детей на базе нашей школы создал условия для физического развития и укрепления здоровья, способствовал воспитанию у них дисциплины, трудолюбия, дружбы и коллективизма , ответственности, коммуникабельности. Каждый из ребят за время нашей смены, нашел себе дело по душе, проявил себя, приобрел новых друзей.

 В последний день лагерной смены всем детям на прощание были вручены подарки с пожеланием остаться добрыми, верными друзьями и после окончания работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга».

Мониторинг эффективности оздоровления детей показал, что 11 из 12, имеют выраженный оздоровительный эффект, один - слабый оздоровительный эффект. Это хороший результат.

Оценка эффективности программы проводилась на основе диагностики продуктивной деятельности детей, настроения, состояния отношений в микрогруппах. Отрадно, что настроение у ребят на протяжении всей смены было прекрасное, бодрое и приподнятое (по итогам диагностики настроения). Анкетирование показало, что 98% в следующем году с удовольствием будут посещать школьный лагерь. Анализ содержания мероприятий показал достаточно высокий уровень познавательного потенциала. Дети получили массу положительных эмоций. Грамоты, дипломы, призы, движение, игры, соревнования, - все это способствовало улучшению психосоматического здоровья детей.

Программа «Выше радуги. Олимпийские надежды» не только выполнила поставленные задачи, но и получила одобрение и была опубликована на Всероссийском образовательном портале «Продленка».

                                                          Начальник лагеря «Радуга»: Лещёва С.Н.

 

                                                                  Фотоотчёт

                            Программа «Выше радуги. Олимпийские надежды».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Светлана Николаевна! Мне очень понравилась Ваша программа ! Спасибо за интересные идеи!

21 June 2017

Спасибо! Буду рада, Оксана Геннадьевна, если что-то пригодится.

21 June 2017