Программа лагеря дневного пребывания
Программа
лагеря дневного пребывания
Информационная карта программы
1 |
Полное название программы |
Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей |
2 |
Цель программы |
Создать благоприятные условия для организации досуга учащихся во время весенних каникул, развитие творческого потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей. |
3 |
Задачи |
Организационные: 1) создание благоприятных условий для полноценного отдыха, физического и психического оздоровления, снижение эмоциональной нагрузки школьников; 2) формирование основ продуктивного диалога между детьми и педагогами; 3) организация полезной занятости школьников; 4) развитие и укрепление связей общего и дополнительного образования. Воспитательные: 1) воспитание устойчивой мотивации приобщения к искусству; 2) воспитание толерантности, уважения к культурам народов мира; 3) развитие организационных навыков детей путем включения в социально-полезную деятельность, систему самоуправления, подготовки и проведения мероприятий; 4) приобщение детей к общечеловеческим ценностям (доброта, дружба, уважение и т.д.); 5) пропаганда среди учащихся музыкальных и художественных направлений деятельности; 6) профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни. Развивающие: 1) развитие навыков межличностного общения, продуктивного сотрудничества и сотворчества 2) развитие творческих (музыкальных, вокальных, сценических, художественных) способностей школьников; 3) развитие лидерских качеств учащихся. |
4 |
Краткое содержание программы |
Программа содержит: мероприятия, реализующие программу, механизмы реализации, этапы реализации, ожидаемые результаты и условия реализации, приложения |
Пояснительная записка
Каникулярное время - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за семестр, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в оздоровительных лагерях и центрах дневного пребывания детей. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации краткосрочных пришкольных оздоровительных лагерей в период каникул. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.
Данная программа предусматривает организацию отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании эстетического вкуса, приобщение детей к искусству и культуре.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.
Данная программа по своей направленности является художественно - эстетической, объединяет в себе и направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 5 дней.
Цель:
Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование культурной среды в качестве источника формирования эстетического вкуса.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Принципы работы
Программа лагеря дневного пребывания опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в лагере дневного пребывания «Муза» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно- гуманитарного подхода. Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
рань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В лагере дневного пребывания предлагается самый разнообразный спектр занятий (разные направления и техники рисования, вокал и т.д.)
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Профессиональная материально-техническая база – мастерские и кабинеты школы искусств специально оборудованы для занятий художественной направленности.
Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование времени, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
В течение смены планируется реализация программы по направлениям:
Творческое
Интеллектуальное;
Организационное;
Спортивно-оздоровительный;
Название направления |
Краткое описание |
Творческое |
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт. Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд Развитие творческих способностей детей; Творческие игры на занятиях ; Освоение различных техник живописи; Посещение театра. |
Интеллектуальное |
Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений; Беседы, лекции «Территория безопасности». |
Организационное |
Воспитание у детей личностных качеств: привычки к самоорганизации, ответственности; Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе работы |
Спортивно-оздоровительное |
Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей; Утренняя гимнастика; Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей; Организация здорового питания детей; Организация спортивно – массовых мероприятий и подвижных игр; Культурно – массовые и спортивные мероприятия |
Ресурсное обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Методическое обеспечение.
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия.
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
Организация различных видов стимулирования.
Материально-техническое обеспечение.
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.
Применение |
Источник финансирования и материальная база |
Ответственные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Кабинеты |
Комнаты отдыха, игровые комнаты |
Материальная база школы. Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал |
Занятия спортом, состязания |
Материальная база школы |
Спортивный руководитель |
Спортивная площадка |
Линейка, проведение общелагерных игр спартакиады, спортивные состязания |
Материальная база школы |
Спортивный руководитель |
Школьный двор |
Отрядные дела, игры |
Материальная база школы |
Воспитатели, администрация лагеря |
Актовый Зал (спорт. зал) |
Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской |
Материальная база школы |
Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека |
Литература для педагогов и детей лагеря |
Материальная база школы |
Библиотекарь |
Школьная столовая |
Завтрак, обед, полдник |
Фонд социального страхования |
Заведующая пищеблоком |
Методический кабинет |
Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков |
Материальная база школы |
Старший воспитатель |
Комнаты гигиены |
Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки |
Материальная база школы |
Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Критерии эффективности программы.
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
Формы отслеживания результатов.
Массовая форма отслеживания.
Все учащиеся делятся на отряды. По итогам мероприятий выявляется победитель. Совет отряда ежедневно подводит итоги работы каждого отряда оформлением карты успеха. В этой карте отражены результаты отряда.
Красная звезда – отлично (3 балла )
Жёлтая звезда – хорошо (2 балл )
Зелёная звезда – удовлетворительно (1 балл)
Индивидуальная форма отслеживания.
Кроме общей карты успеха отряда существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника. В конце дня, при подведении итогов, в ней отмечают отличившегося участника, который получает золотую звезду.
К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает некоторое количество золотых звёздочек, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагеря самых активных награждают грамотами.
По результатам набранных баллов в карте лагеря, выявляется отряд-победитель.
Критерии:
Посещаемость детей;
Занятость детей;
Степень участия в мероприятиях;
Инициативность;
Качество и ответственность.
Ожидаемые результаты
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Акатова Ирина Анатольевна