Программа лагеря дневного пребывания

5
1
Материал опубликован 4 June 2017 в группе

Программа

лагеря дневного пребывания

Информационная карта программы

1

Полное название программы

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей

2

Цель программы

Создать благоприятные условия для организации досуга учащихся во время весенних каникул, развитие творческого потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

3

Задачи

Организационные:

1) создание благоприятных условий для полноценного отдыха, физического и психического оздоровления, снижение эмоциональной нагрузки школьников;

2) формирование основ продуктивного диалога между детьми и педагогами;

3) организация полезной занятости школьников;

4) развитие и укрепление связей общего и дополнительного образования.

Воспитательные:

1) воспитание устойчивой мотивации приобщения к искусству;

2) воспитание толерантности, уважения к культурам народов мира;

3) развитие организационных навыков детей путем включения в социально-полезную деятельность, систему самоуправления, подготовки и проведения мероприятий;

4) приобщение детей к общечеловеческим ценностям (доброта, дружба, уважение и т.д.);

5) пропаганда среди учащихся музыкальных и художественных направлений деятельности;

6) профилактика вредных привычек, формирование здорового образа жизни.

Развивающие:

1) развитие навыков межличностного общения, продуктивного сотрудничества и сотворчества

2) развитие творческих (музыкальных, вокальных, сценических, художественных) способностей школьников;

3) развитие лидерских качеств учащихся.

4

Краткое содержание программы

Программа содержит: мероприятия, реализующие программу, механизмы реализации, этапы реализации, ожидаемые результаты и условия реализации, приложения

 

Пояснительная записка

Каникулярное время - это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за семестр, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в оздоровительных лагерях и центрах дневного пребывания детей. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации краткосрочных пришкольных оздоровительных лагерей в период каникул. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков.

Данная программа предусматривает организацию отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально – психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.

Направления программы основываются на формировании эстетического вкуса, приобщение детей к искусству и культуре.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта.

Данная программа по своей направленности является художественно - эстетической, объединяет в себе и направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 5 дней.

Цель:

Создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи:

Создание условий для организованного отдыха детей.

Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.

Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование культурной среды в качестве источника формирования эстетического вкуса.

Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.

Формирование у ребят навыков общения и толерантности.

Принципы работы

Программа лагеря дневного пребывания опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в лагере дневного пребывания «Муза» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно- гуманитарного подхода. Этот принцип определяет пять «граней»:

грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

рань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.

Объективные факторы работы

Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

Временный характер детского объединения.

Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В лагере дневного пребывания предлагается самый разнообразный спектр занятий (разные направления и техники рисования, вокал и т.д.)

Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

Профессиональная материально-техническая база – мастерские и кабинеты школы искусств специально оборудованы для занятий художественной направленности.

Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование времени, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

В течение смены планируется реализация программы по направлениям:

Творческое

Интеллектуальное;

Организационное;

Спортивно-оздоровительный;

Название направления

Краткое описание

Творческое

Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.

Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд

Развитие творческих способностей детей;

Творческие игры на занятиях ;

Освоение различных техник живописи;

Посещение театра.

Интеллектуальное

Расширение знаний детей и подростков об окружающем мире;

Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений;

Беседы, лекции «Территория безопасности».

Организационное

Воспитание у детей личностных качеств: привычки к самоорганизации, ответственности;

Формирования положительных взаимоотношений между детьми в процессе работы

Спортивно-оздоровительное

Осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей;

Утренняя гимнастика;

Соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей;

Организация здорового питания детей;

Организация спортивно – массовых  мероприятий и подвижных игр;

Культурно – массовые и спортивные мероприятия

 

Ресурсное обеспечение программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

Методическое обеспечение.

Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

Должностные инструкции всех участников процесса.

Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.

Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

Проведение ежедневных планёрок.

Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

Организация различных видов деятельности.

Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

Создание ситуации успеха.

Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

Материалы для оформления и творчества детей.

Наличие канцелярских принадлежностей.

Аудиоматериалы и видеотехника.

Призы и награды для стимулирования.

 

Применение

Источник финансирования и материальная база

Ответственные

1

2

3

4

Кабинеты

Комнаты отдыха, игровые комнаты

Материальная база школы.

Родительские средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Спортивный

зал

Занятия спортом, состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Спортивная площадка

Линейка, проведение общелагерных игр спартакиады, спортивные состязания

Материальная база

школы

Спортивный

руководитель

Школьный двор

Отрядные дела, игры

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Актовый

Зал (спорт. зал)

Праздничные мероприятия и концерты, работа детской творческой мастерской

Материальная база

школы

Воспитатели, администрация лагеря

Школьная библиотека

Литература для педагогов и детей лагеря

Материальная база

школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Завтрак, обед, полдник

Фонд социального страхования

Заведующая пищеблоком

Методический кабинет

Творческая мастерская вожатых, воспитателей, руководителей кружков

Материальная база школы

Старший воспитатель

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья ног, сушилки для полотенец, раздевалки

Материальная база школы

Начальник лагеря, воспитатели,

технический персонал

Критерии эффективности программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

Постановка реальных целей и планирование результатов программы;

Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;

Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;

Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Формы отслеживания результатов.

Массовая форма отслеживания.

Все учащиеся делятся на отряды. По итогам мероприятий выявляется победитель. Совет отряда ежедневно подводит итоги работы каждого отряда оформлением карты успеха. В этой карте отражены результаты отряда.

Красная звезда – отлично (3 балла )

Жёлтая звезда – хорошо (2 балл )

Зелёная звезда – удовлетворительно (1 балл)

Индивидуальная форма отслеживания.

Кроме общей карты успеха отряда существует своя карта успеха, где отображают личные результаты каждого участника. В конце дня, при подведении итогов, в ней отмечают отличившегося участника, который получает золотую звезду.

К окончанию лагерной смены каждый участник накапливает некоторое количество золотых звёздочек, что стимулирует творческую деятельность детей. По результатам на закрытие лагеря самых активных награждают грамотами.

По результатам набранных баллов в карте лагеря, выявляется отряд-победитель.

Критерии:

Посещаемость детей;

Занятость детей;

Степень участия в мероприятиях;

Инициативность;

Качество и ответственность.

Ожидаемые результаты

Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.

Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.

Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.

Развитие коммуникативных способностей и толерантности.

Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.

Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).

Расширение кругозора детей.

Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.

Личностный рост участников смены.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации