12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Конспект дистанционного урока истории по теме

«Отечественная война 1812 года»

Автор: Масленникова Л.С.

Учитель истории

Задачи:

1.Воспитательная: ученики смогут оценить деятельность исторических личностей

с позиции необходимости и общечеловеческих нравственных ценностей.

2. Обучаюшая: ученики в конце урока будут знать причины ход и значение войны 1812 года.

3.Развивающая: смогут обосновывать, анализировать и приводить аргументы в пользу своего ответа.

Оборудование: учебник «История России » Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н., Ганелин Р.Ш., Вентана Граф, документы, фотоматериалы, представленные в лекции, в папках: «Это интересно», «1812», «Глоссарий», «Карты»

Форма урока:  дистанционная лекция

Формы работы: индивидуальная

Методы работы: проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский

Планируемые результаты усвоения учащимися данной темы:

1) предметные (знать особенности исторической обстановки в России в начале XIX в. объяснять причины войны, проводить сравнительный анализ взглядов противников 2) 2)метапредметные:

- познавательные (анализировать деятельность исторической личности на основе информации ; сравнивать исторические события и явления; устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, делать обоснованные выводы, добывать и представлять информацию в разных формах (таблицах, текстах, схемах).

- регулятивные (умение определять цель, проблему, ставить учебную задачу на основании различных оценок, версий; определять способы достижения учебных целей и задач)

- коммуникативные (извлекать информацию, данную в неявном виде; умение аргументировать свое мнение, позицию;

3) личностные

(оценить деятельность исторических личностей с позиции исторической необходимости и общечеловеческих нравственных ценностей, в предложенных ситуациях уметь делать обоснованный выбор)











Уважаемые ученики! Сегодня нам предстоит с вами начать изучение одной из самых трагических и в тоже время героических страниц нашей истории. В результате изучения темы ты должен будешь знать и уметь:

-выделять и характеризовать основные этапы войны

-основные сражения войны 1812 года и их результаты

-примеры мужества и героизма русских людей

-знать главные источники нашей победы

-делать вывод об основных итогах Отечественной войны 1812

Изучить тему вам помогут следующие материалы:

1) лекция по теме «Отечественная война 1812 года»

2) учебник «История России. 8 класс»

3) документы, фотоматериалы, представленные в лекции, в папках: «Это интересно», «1812», «Глоссарий», «Карты»

План изучения темы

Вся тема урока разделена на 4 страницы. После изучения лекции, учебника и дополнительных материалов в папках после каждой страницы тебе предлагается пройти проверочный тест, к решению которого можно вернуться. Это позволит лучше усвоить пройденный материал и подготовиться к решению контрольного теста. По результатам контрольного тестирования выставляется оценка по теме

Страница 1. Внешняя и внутренняя политика России накануне Отечественной войны

Изучив материал страницы 1, вы должны

1.называть основные направления внутренней и внешней политики России в начале 19 века

2.знать условия Тильзитского мира

3.уметь называть войны России в начале 19 века

5.приводить примеры мужества и героизма русских людей


Страница 2.. Начало войны.

1.называть причины Отечественной войны 1812 года

2.давать определение терминам и понятиям, данным в лекции

3.делать выводы о причинах отступления Русской Армии

4..знать методы партизанской борьбы, имена известных партизанских командиров


Страница 3. Бородинское сражение.

1.знать хронологические рамки

2.знать планы Наполеона и Кутузова

3.уметь читать схему Бородинского сражения

4.делать выводы об итогах сражения

5.определять причины оставления Москвы

Страница 4. Победа в Отечественной войне. Итоги войны.

1.знать значение Тарутинского маневра

2.называть битвы, их последовательность и результаты

3.называть итоги окончания войны

4.определять источники победы русского народа

Страница 1

Внешняя и внутренняя политика России накануне Отечественной войны

Вt1633950371aa.jpg начале XIX в. Россия представляла собой многонациональное и многоконфессиональное (глоссарий) государство, включавшее в себя территории Восточной Европы, Северной Азии и Аляски, на которых проживали около 38 млн. человек. Российская империя являлась самодержавной монархией. Самодержец обладал всей полнотой власти, но довольно часто становился жертвой дворцовых переворотов. В 1801 г. после убийства Павла I (1796 – 1801 гг.) на российский престол взошел его сын Александр I (1801 – 1825 гг.). Его восшествие с энтузиазмом было встречено в обществе. Свое правление он начал серией либеральных преобразований, таких как уничтожение «Тайной канцелярии»; дарование свободы политическим заключенным и ссыльным; запрет пыток. Он разрешил выезд за границу империи. Александр, продолжая политику Екатерины II, подтвердил привилегии дворянства и городов. Важную роль при молодом императоре сыграл кружок его близких друзей, составивших «Негласный комитет».( глоссарий). Одной из важных мер, была замена петровских коллегий на систему министерств, т.е. переход от коллегиального принципа принятия решений, к принципу единоначалия. Новый император приостановил передачу государственных крестьян в крепостное состояние.. 4 марта 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах». (глоссарий) .В 1803 г. в России было введено новое положение об устройстве учебных заведений. В этой связи были открыты Харьковский и Казанский университеты. В первое десятилетие XIX приходятся реформы М.М.Сперанского (глоссарий), суть которых сводилась к сохранению самодержавия, придания ему внешних форм конституционной монархии. Однако из всего задуманного реформатору удалось создать только Государственный Совет в 1810 г.

Вt1633950371ab.png нешнеполитическая ситуация, в которой к началу XIX в. оказалась Россия, была непростой. В Европе основное соперничество развернулось между Англией и Францией, в которой победила буржуазная революция и была установлена республика. В 1804 г. императором Франции себя провозгласил Наполеон Бонапарт. Он развязал ряд войн, целью которых, являлось установление мирового господства. Россия была втянута в противоборство Франции с центрально-европейскими монархиями на стороне последних и совместно с австрийской армией потерпела поражение под Аустерлицем в 1805 г. Австрия вышла из войны, а Россия продолжила борьбу в составе новой антифранцузской коалиции (Англия, Пруссия, Швеция, Россия). В результате поражения под Фридландом в 1807 г. Россия пошла на заключение мира, подписанного в Тильзите Наполеоном I и Александром I. По условиям этого договора русский император отказался от активной политики в Западной Европе, получив свободу действий на севере и юго-востоке европейского континента. Кроме того, Россия присоединилась к континентальной блокаде (глоссарий), с помощью которой французский император хотел расправиться с Англией, что было крайне невыгодно для российских производителей товаров и торговцев. Еще одним следствием поражения союзников, прямо касавшимся России, стало создание герцогства Варшавского, находившегося под протекторатом Франции и являвшегося плацдармом для вторжения в Россию. Из других важных событий, произошедших до 1812 года, следует отметить присоединение Финляндии после русско-шведской войны 1808-1809 гг., русско-турецкую войну 1806-1812 гг., по результатам которой Россия получила Бессарабию, и русско-иранскую войну 1804-1813 гг., упрочившую положение России в Дагестане и Северном Азербайджане. Все эти военные конфликты были инспирированы Францией, но Россия победоносно вышла из них. ( по карте )

Страница 2

Начало войны

Соглашение России и Франции, заключенное в Тильзите в 1807 г., носило временный характер. Континентальная блокада Великобритании, к которой была вынуждена присоединиться Россия в соответствии с условиями Тильзитского мира, подрывала экономику страны, сориентированную на экспортную торговлю. Оборот экспорта сократился со 120 млн. до 83 млн. рублей, импортные поставки превысили вывоз и создавали условия для выплеска инфляционных процессов. К тому же экспортеры страдали от высоких пошлин, установленных Францией, что делало внешнюю торговлю невыгодной. Экономический спад и шаткость мира с Наполеоном вынуждали Александра I готовиться к войне. Для Бонапарта же Россия была препятствием, которое стояло на его пути к мировому господству.

Таким образом, причинами Отечественной войны 1812 г. были:

1. стремление Наполеона Бонапарта и поддерживающей его французской буржуазии установить мировую гегемонию(глоссарий), что было невозможно без разгрома и подчинения России и Великобритании;

2. обострение противоречий между Россией и Францией, усилившихся как в результате несоблюдения Россией условий континентальной блокады, так и поддержкой Наполеоном антироссийских настроений в Польше, поддерживая местных магнатов в их устремлениях воссоздать Речь Посполитую( глоссарий) в прежних границах;

3. утратой Россией в результате завоеваний Франции прежнего влияния в Центральной Европе, а также действиями Наполеона направленными на подрыв её международного авторитета;

4. нарастанием личной неприязни между Александром I и Наполеоном I, вызванной как отказом российской стороны выдать замуж за французского императора великих княжон Екатерину, затем Анну, а так же намёки Наполеона о причастности Александра к убийству отца – императора Павла I.

Ход военных действий (отступление русской армии)

Армия Наполеона, которую сам он называл «Великой армией», насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, покоренных Наполеоном, а также польский корпус князя Юзефа Антона Понятовского(глоссарий). Главные силы Наполеона были развернуты в два эшелона. и насчитывали 600 тыс. «Великой армии» противостояли 220 - 240 тысяч русских солдат при 942 орудиях. Русские войска были разделены: 1-я Западная армия под командованием военного министра генерала М.Б. Барклая де Толли (глоссарий) в Белоруссии; 2-я Западная армия во главе с генералом П.И. Багратионом (глоссарий) занимала линию к востоку от Белостока; 3-я Западная армия генерала А.П. Тормасова стояла на Волыни у Луцка. ( изучить карту)

Наполеон планировал завершить кампанию за три года: и собирался поодиночке быстро разгромить главные силы русской армии еще в приграничных районах.

Вечером 24 (11) июня 1812 г Великая армия переправилась через Неман.

6 июля в лагере близ Полоцка император Александр I издал Манифест (глоссарий), с призывом о создании народного ополчения для защиты Отечества.

7 июля Александр I в Полоцке покинул армию и выехал в Смоленск. Функции главнокомандующего по должности военного министра перешли к Барклаю де Толли. В Смоленске царь встретился с местным дворянством и одобрил его ходатайство на вооружение самим и вооружение крестьян в числе 20 тысяч человек. Этим он узаконил партизанскую войну.

22 июля 2-я армия Багратиона соединилась с 1-й армией Барклая де Толли у Смоленска. Русские армии соединились, тем самым сорвали попытки Наполеона разбить их поодиночке. Началось Смоленское сражение. В течение двух дней, 4 и 5 августа, шли упорные бои под стенами Смоленска. 6 и 7 августа бой разгорелся уже за сам город. Но и здесь не произошло генерального сражения. Воодушевленные героизмом русских солдат и офицеров и частными успехами, многие военачальники настаивали на переходе в наступление. Однако Барклай, взвесив все, решил продолжать отступление. 7 августа (26 июля) войска покинули горящий Смоленск.

Нt1633950371ac.jpg аполеон бросил им вдогонку свои лучшие силы. Уже утром 7 августа маршал Ней атаковал корпус П.А.Тучкова у Валутиной Горы, но был отброшен. Правда, в этом сражении генерал Тучков был тяжело ранен и попал в плен. Но наступление французов было приостановлено на целый день.

Вt1633950371ad.jpg ойска Раевского и Дохтурова отразили атаки французского авангарда на Смоленск

Русские армии отступили по Московской дороге.

8 августа император Александр I назначил Кутузова Михаила Илларионовича главнокомандующим всеми действующими армиями.

Перед тем как приступить к ПРОВЕРОЧНОМУ ТЕСТУ К СТРАНИЦЕ 2 (папка «Задания 1812») предлагаю тебе еще раз вспомнить значения всех новых понятий, имена государственных деятелей, участников партизанского движения, с которыми познакомился на странице 2. ЖЕЛАЮ УДАЧИ! Если справился со всеми заданиями, то ты МОЛОДЕЦ и можешь приступать к изучению страницы 3. Не переживай, если у тебя были ошибки. Можешь вернуться к тесту и решать его до полного исправления ошибок. Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает!


Страница 3

Бородинское сражение

Вt1633950371ae.jpg 110 километрах от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать генеральное сражение. Кутузов создал боевой порядок, достигавший в глубину 4 километра, и выделил сильные резервы. Замысел Наполеона заключался в том, чтобы, произведя отвлекающую атаку на правом фланге русской армии, нанести главный удар по ее левому флангу, оттеснить русские войска в излучину Москвы-реки, окружить и разгромить их.4 сентября (24 августа) разыгрался ожесточенный бой на передовых укреплениях у села Шевардино. К вечеру русские оставили позицию у Шевардинского редута ( глоссарий). Но этот бой позволил Кутузову разгадать план Наполеона, выявив направление его основного удара, и получить почти два дня для подготовки укрепленных позиций.

Рано утром 6 сентября (26 августа) завязалась великая Бородинская битва. В течение 6 часов войска под командованием Багратиона отбивали ожесточенные атаки противника на левом фланге. Во время восьмой атаки Багратион был смертельно ранен. Жестокая схватка разгорелась за центр русской позиции - батарею Раевского. Несколько раз батарея переходила из рук в руки. Рейд кавалерии Уварова и Платова во фланг французов на два часа отложил решающую атаку Наполеона на батарею; за это время Кутузов подтянул резервы к центру и на левый фланг. Ценой огромных потерь французам удалось захватить батарею Раевского и Багратионовы флеши (глоссарий), но убедившись в невозможности их удержать, к вечеру Наполеон приказал отвести войска к исходным рубежам. Героические действия русских войск и ополченцев на правом фланге сорвали попытки французов выйти на Московскую дорогу. Потеряв при Бородине 58 000 человек, Наполеон не сумел добиться главного - разгрома русской армии. Но и потери русских были страшными - около 38 500 человек. Кутузов приказал отступать к Москве.

Под Москвой Кутузов полагал дать новое сражение. Но узнав, что резервы не подготовлены, на военном совете в деревне Фили он принял тяжелое решение - оставить Москву французам. "С потерею Москвы не потеряна еще Россия. Первою обязанностью ставлю себе сохранить армию, сблизиться с теми войсками, которые идут на подкрепление, и самым уступлением Москвы приготовить неизбежную гибель неприятелю", - сказал Кутузов на совете в Филях.

14 (2) сентября наполеоновская армия вступила в Москву. Но город был оставлен населением. Ни продовольствия, ни отдыха французы не получили. Москва горела. Начались грабежи, пьянство. Деморализованная Бородинским сражением армия стремительно разлагалась. Тот, кто считал себя властелином мира, оказался сторожем пепелища. Дважды предлагал Наполеон мир. Но мир был отвергнут. Его не принял бы ни государь, ни армия, ни народ.

Приступая к ПРОВЕРОЧНОМУ ТЕСТУ К СТРАНИЦЕ 3 (папка «Задания 1812»), повтори даты и значение новых понятий. Ты уже знаешь, что можно сделать в случае ошибок. Если тест решен, то тебе остается изучить последнюю страницу лекции. Желаю тебе успеха!

Страница 4

Победа в Отечественной войне. Итоги войны.

После отступления из Москвы русская армия, совершив два перехода по Рязанской дороге, круто повернула на запад и по Калужской дороге вышла в район Тарутина. Блестяще осуществленный марш-маневр имел огромное стратегическое значение. Этим были созданы условия для подготовки контрнаступления. Русская армия надежно прикрывала от неприятеля южные губернии - Тулу с ее оружейными заводами, Брянск и Калугу с их большими продовольственными запасами. В случае необходимости армия могла преградить противнику дорогу на Петербург. Из района Тарутина было удобно обеспечивать связь с 3-ей армией и руководить действиями партизанских отрядов. Численность находившихся в Тарутине войск составляла 120 000 человек, а вместе с полками ополчений (глоссарий) - 240 000 человек.

t1633950371af.jpgВ результате Тарутинского маневра стратегическая обстановка изменилась в пользу русских. "Каждый день, проведенный нами в этой позиции, был золотым днем для меня и для войск, и мы хорошо им воспользовались", - писал Кутузов. Из Тарутина Кутузов развернул "малую войну" силами армейских партизанских отрядов. Особенно успешно действовали отряды Д.В.Давыдова, А.Н.Сеславина, А.С.Фигнера. Кутузов стремился расширить крестьянское партизанское движение, слив его с действиями армейских отрядов. Некоторые из крестьянских отрядов насчитывали по нескольку тысяч человек. Например, отряд Герасима Курина состоял из 5 000 человек. Широко известны были отряды Ермолая Четвертакова, Федора Потапова, Василисы Кожиной. Действия партизан наносили неприятелю большие людские и материальные потери, нарушали его связь с тылом. Только за шесть осенних недель партизаны уничтожили около 30 000 неприятельских солдат.

18 (6) октября на реке Чернишне русские войска разгромили сильный авангард французской армии, которым командовал маршал Мюрат. Эта победа положила начало контрнаступлению русской армии.

В те же дни начались активные действия 3-й Западной армии. 17 (5) октября началось сражение за Полоцк, в котором, помимо солдат корпуса Витгенштейна, приняли активнейшее участие воины Новгородского и Петербургского ополчения. К утру 20 октября Полоцк был освобожден. Все это побудило Наполеона начать действовать. 19 (7) октября французы выступили из Москвы к Тарутину, надеясь застать врасплох Кутузова, нанести ему поражение и пробиться к Калуге. Древняя столица России была сожжена и разграблена. Французы попытались взорвать Кремль, но по счастью разрушения оказались не слишком велики. Новые планы Наполеона снова были разрушены.

Русская армия выступила из Тарутинского лагеря и двинулась навстречу французам.

2t1633950371ag.jpg 4 (12) октября произошло ожесточенное сражение передовых частей обеих армий за Малоярославец. Город 8 раз переходил из рук в руки. И хотя в конце концов французы овладели городом, надежду пробиться к Калуге Наполеону пришлось оставить: подошедшие основные силы русской армии заняли сильные позиции под Малоярославцем. Наполеон дал приказ начать отступление на Можайск и далее на разоренную войной старую Смоленскую дорогу. Окончательно вырвав из рук противника стратегическую инициативу, Кутузов развернул общее контрнаступление. Огромную роль в преследовании французов играли армейские и крестьянские партизанские отряды, а также мобильные казацкие части атамана Платова.

В боях под Вязьмой и Дорогобужем бегущий на запад противник потерял около 13 000 человек убитыми, ранеными и пленными. В бою под Ляховом партизаны окружили целую неприятельскую дивизию во главе с генералом Ожеро. Оставляя Москву, Наполеон располагал армией в 107 000 человек. В Смоленск ему удалось привести всего лишь около 60 000 человек, считая с пополнением.

Вt1633950371ah.jpg середине ноября русские войска окружили наполеоновскую армию у реки Березины. Однако из-за несогласованности действий русских корпусов Наполеону удалось переправиться через Березину у деревни Студянки. Впрочем, на западный берег перешло лишь около 9 000 человек. Остальные или погибли, или были взяты в плен. После Березины Наполеон бежал в Париж. На вопрос, "В каком положении находится армия?" он ответил: "Армии больше нет".28 ноября по старому стилю русские войска заняли Вильно. 2 декабря у Ковно через Неман переправились около 1000 неприятельских солдат. Это были последние остатки главных сил Наполеона. Всего из 600-тысячной "Великой армии" спаслось бегством около 30 000 человек. Война, как писал Кутузов, "окончилась за полным истреблением неприятеля".

В результате разгрома наполеоновской армии в России, в Европе активизировалось национально-освободительное движение. Патриотический подъем 1812 года оказал огромное влияние на рост самосознания народов России.

Изучение темы закончено и у тебя есть выбор. Ты можешь сразу приступить к решению контрольного теста. По итогам контрольного тестирования сразу выставляется оценка. Если у тебя есть сомнения в своих знаниях, можешь решать

Проверочный тест (папка «1812»). Это поможет тебе повторить материал, привести в систему свои знания. Пред тем как приступить к решению контрольного теста, повтори события, итоги, значения, личности, основные понятия. Обрати внимание на портреты, карты сражений. Желаю тебе успеха и оценки «отлично»!

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «Отечественная война 1812 года» (папка «1812»)t1633950371ai.gif

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.