12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана40
Россия, Североуральск
1

Выступление на тему «Информационная образовательная среда как условие реализации эффективного образовательного процесса»

Информационная образовательная среда

как условие реализации эффективного образовательного процесса

 

Одним из механизмов, обеспечивающих реализацию ФГОС НОО, является информатизация образовательной деятельности, которую следует рассматривать как целенаправленную организованную систему, ориентированную на реализацию возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к образовательной деятельности. Новые социальные запросы, отраженные в Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться» для того, чтобы:

•        быть востребованным  в высококонкурентном и высокотехнологичном мире,

•        уметь влиться в быстро  развивающееся общество.

Федеральные государственные образовательные стандарты нацелены на формирование у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности.

Считаю, что формировать данную компетентность целесообразно посредством использования информационно-коммуникационных технологий и методов интерактивного обучения.

Это внесло серьезные перемены в процесс обучения: потребовало серьезного осмысления модели обучения в информационной образовательной среде школы и класса. В свою очередь это повысило значимость школьной информатики – как средства для формирования ИКТ готовности детей использовать ресурсы и средства ИОС школы в учебной и внеурочной деятельности.

Таким образом, одна из важнейших задач современного учителя начальной школы - это умение организовать деятельность всех участников образовательных отношений в условиях информационной образовательной среды. В соответствии с ФГОС начального общего образования метапредметными результатами освоения основной образовательной программы начального общего образования должно быть «активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска информации (в справочных источниках, открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-, и графическим сопровождением».

Формирование ИОС – направление развития образовательной среды. В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального общего образования образовательная среда определяется как среда, представляющая совокупность образовательных технологий, форм организации учебной и внеучебной деятельности, материально-технических условий, социальных компонентов, межличностных отношений – получает развитие через интенсификацию информационных процессов на основе информационных технологий и интеграции ИКТ в образовательную среду.

ИОС понимается как единое информационное пространство и эффективная образовательная система, в рамках которой возможен новый уровень реализации активной и интерактивной стратегий образования, формирования положительной мотивации к учебной и творческой деятельности, навыков самостоятельного получения различных типов информации из разных типов источников, активизации сотрудничества участников образовательного процесса.

Модель ИОС должна быть выстроена на основе следующих принципов:

учет возрастных, психолого-педагогических особенностей использования различных средств и методов обучения в образовательном процессе;

необходимость и достаточность - оснащение образовательного учреждения средствами обучения, необходимыми и достаточными для решения образовательных задач участников образовательного процесса;

универсальность – возможность применения одних и тех же средств обучения для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, с использованием различных методик обучения и пр.;

обеспечения эргономичного режима работы участников образовательного процесса.

Возможности УМК «Школа России» для формирования информационно-коммуникационной культуры младших школьников

Новые учебники учебно – методического комплекса «Школа России» утверждены Министерством образования РФ и соответствуют требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования.

В структуре нового Стандарта важное место занимают требования к предметным и метапредметным результатам образования, формированию универсальных учебных действий. Все учебники комплекта нацелены на обеспечение выполнения этих требований. УМК не вызывает споров у родителей. Программа рассчитана на любого ребенка. Введены элементы развивающего обучения. 

В Учебном плане нашей школы учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» не включена как самостоятельный предмет. Но программы и учебники комплекса "Школа России" являются хорошей базой для применения всех инновационных технологий: информационных, коммуникативных и исследовательских.

Проанализируем УМК с точки зрения формирования информационно-коммуникационной культуры младших школьников. Наиболее четко прослеживается это при работе с информацией.

В результате изучения всех предметов УМК «Школа России» учащиеся приобретут первичные навыки работы с информацией. В процессе этой работы ученик научится:

1. Создавать свои собственные тексты, заполнять и дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, диаграммы, тексты). Например, создание разных видов текстов по литературному чтению; написание сочинений, изложений («Русский язык»), составление рассказов о традициях и обычаях народов родного края, о городах, о странах мира и т.п. («Окружающий мир»); заполнение таблиц, составление таблиц, схем, чертежей, моделей, графиков («Математика»).

2. Передавать информацию в устной форме, сопровождаемой ауди-визуальной поддержкой и в письменной форме гипермедиа (т.е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами). Например, инсценировка литературных произведений; подготовка презентаций.

3. Описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудио-визуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ. Например, создание сочинения (изложения) описания («Русский язык»); нахождение в тексте описания события или главного героя, высказывание собственного мнения или суждения о событии или герое на основе текста или с опорой на собственный опыт («Литературное чтение»); наблюдение и фиксация явлений и изменений в природе, при выполнении практических работ («Окружающий мир»).

4. Находить информацию, факты, заданные в сообщении в явном виде: числовые данные, отношения (например, математические) и зависимости; вычленять содержащуюся в сообщении основную информацию об основных событиях и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по алфавиту, по числовым параметрам (возрастанию и убыванию и т.д.), по ссылкам; выявлять важную и второстепенную информацию для решения поставленной задачи, практической работы, проектного задания. Например: использование в курсе литературного чтения ситуаций морально-этического выбора при анализе литературного произведения; знакомство с культурно-историческим материалом на уроках окружающего мира; выявление математического содержания из литературных произведений, жизненных ситуаций («Математика» и «Математика и информатика»).

Как видно из результатов формирования умений работать с информацией обучающиеся получат возможность активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Вклад каждого предмета в формирование ИКТ-компетентности обучающихся

Чтобы соответствовать требованиям квалификации учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.

Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Дети овладевают наравне с развитием традиционных навыков письма клавиатурным письмом. Знакомятся с основными правилами оформления текста в компьютере, основными инструментами создания и простыми видами редактирования текста.

Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературы сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее. Обучающиеся создают презентации с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере. Осуществляют поиск информации для проектной деятельности на материале художественной литературы, в том числе в контролируемом Интернете.

На математике работают с простыми геометрическими объектами в интерактивной среде компьютера: построение, изменение, измерение, сравнение геометрических объектов.

Окружающий мир. Фиксация информации о внешнем мире и о самом себе с использованием инструментов ИКТ: фото- и видеокамеры. Планирование и осуществление несложных наблюдений, сбор числовых данных, проведение опытов с помощью инструментов ИКТ. Поиск дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом Интернете. Создание информационных объектов (моделей, макетов, сообщений, графических работ) в качестве отчета о проведенных исследованиях.

Выполняя домашнее задание к урокам, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Таким образом, ИКТ развивает самостоятельность обучающихся, умение работать с различными источниками информации.

Интеграция ИКТ – технологий с современными педагогическими технологиями

Сочетание ИКТ – технологий с современными педагогическими технологиями существенно повышает эффективность образовательной деятельности.

Обучение в сотрудничестве.

Технология обучения в сотрудничестве в значительной мере может быть реализована при групповой работе с использованием компьютера и других технических средств. Например, создание мультимедийных презентаций как нельзя лучше подходят для совместной работы пар или групп обучающихся. При этом участники работы могут выполнять как одинаковые задания, взаимно контролируя друг друга, так и отдельные этапы общей работы.

При выполнении заданий в парах или группах не требуется одинакового уровня владения техническими средствами, в процессе совместной работы происходит и совершенствование практических навыков более "слабых” в этом отношении обучающихся.

Дифференцированный подход к обучению.

В моем классе обучаются дети с разными индивидуальными особенностями. В образовательной деятельности использую дифференцированный подход к обучению. Взаимодействуя с технологией дифференцированного обучения, ИКТ на уроке приобретают адресный характер, подбираются с учетом особенностей класса. 

Дифференцированный подход реализовываю через проектные задачи. Формулирую тему с учетом интересов и возможностей ребенка. В этом случае обучающийся имеет возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирая форму представления материала, способ и последовательность его изложения. Постепенно переходим от индивидуального решения к учебному сотрудничеству.

Игровые технологии.

Игровые технологии также позволяют осуществлять дифференцированный подход, вовлекают каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Провожу дидактические игры с использованием средств ИКТ – это и компьютерные презентации, разработанные мною самостоятельно, и готовые ЭОР.

Метод проектов.

Работа над проектом побуждает ребенка не только к глубокому изучению какой-либо темы курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникационных технологий.

Проанализируем актуальность использования современных  образовательных  технологий для обеспечения высокого качества образовательного процесса (таблица 1):

Таблица 1.

Педагогические технологии

Педагогическая технология

Актуальность

использования

в образовании

Здоровьесберегающие технологии

Актуальность  обусловлена потребностью общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Сегодня одним из приоритетных направлений становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся через формирование у них здорового образа жизни.

Технология развития критического мышления

 

Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления, позволяют формировать коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные учебные действия.

Технология проблемного обучения

 

Актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности учащихся класса. Активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками

Игровые технологии

 

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету.

Проектные технологии

 

В процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование проектной технологии способствует развитию у детей умений добиваться намеченной цели, поиску путей достижения, в котором действуют самостоятельно, без подсказки.

 

Технология дифференцированного обучения

 

Эта технология воплощают гуманистические идеи в педагогике, психологии и методике, так как ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств.

 

Информационно - коммуникационные технологии

 

Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

 

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Список литературы

Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138- 2.

Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2015 новый 273-ФЗ.рф. [Электронный ресурс] //Законы России, 2015-. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/, свободный.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009.

Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.

Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы, 2009-. –Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm, свободный.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.