Статья «Открытый урок как средство распространения передового опыта»
Открытый урок как средство распространения передового опыта.
Представление педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога.
На практике выявлены три уровня обобщения педагогического опыта: практический, методический и научный.
Наиболее часто применяемые педагогом формы представления опыта: сообщение, открытый урок, мастер-класс, описание педагогического опыта.
Открытый урок - форма содействия повышения профессионального мастерства педагога путем показа приемов работы. Целью открытого занятия является - показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей занятия.
Открытый урок в отличие от обычных — специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таких уроках протекает реальный учебный процесс. На открытом уроке учитель показывает, демонстрирует коллегам свой позитивный или инновационный опыт, реализацию методической идеи, применение того или иного методического приема или метода обучения. В этом смысле открытый урок — средство распространения позитивного и инновационного опыта.
Педагоги проводят открытые занятие 1-2 раза за год, представляя знание методики преподавания своего предмета и уровень усвоения образовательной программы учащимися на данный период времени.
К подготовке и проведению открытых уроков предъявляется ряд требований.
Занятие должно соответствовать теме учебно-тематического плана и содержанию образовательной программы, по которой работает педагог.
Этапы подготовки открытого занятия:
1. Определиться с темой открытого занятия в рамках образовательной программы.
2. Четко определить цель и задачи учебного занятия и предполагаемый результат.
3. Отобрать содержание и подумать какой дидактический, наглядный и демонстрационный материал может быть использован на занятии.
4. Решить, с помощью каких приемов будут решаться дидактические задачи.
5. Подумать в какой обстановке будет проходить занятие: как расположить столы, где будет крепиться и демонстрироваться учебный материал и т. д.
6. Если занятие планируется провести с использованием ИКТ, то следует заранее приготовить все необходимое ( компьютер, мультимедийный проектор, экран), а также проверить электронные носители, их загрузку и восприятие (читаем ли шрифт, доступен ли материал для данной категории детей).
7. Составить удобный план-конспект учебного занятия.
8. Составляя план занятия, следует продумать сочетание применяемых на занятии методов согласно этапам занятия ( объяснительно-репродуктивный, наглядный, практический, метод закрепления и др.).
9. Важным моментом в подготовке занятия является учет возрастных особенностей детей.
10. Продумайте заключительный этап занятия, подведение итогов.
Проведение открытого занятия.
Проводится открытое занятие в обычной деловой обстановке.
Приглашенные входят в аудиторию до звонка, занимают заранее
подготовленные места, выбранные так, чтобы меньше отвлекать внимание
детей и без помех наблюдать за действиями преподавателя и
учащихся. Все приглашенные должны соблюдать педагогический такт, не
вмешиваться в ход урока; не выражать в присутствии учеников своего
отношения к работе преподавателя, ведущего занятие.
Приглашенные в процессе наблюдения, должны проследить, как
преподаватель, ведущий занятие, достигает поставленной цели, с помощью
каких методических приемов и средств обучения реализует требования
учебной программы, каковы результаты его деятельности.
При проведении открытого урока соблюдаются все требования к учебно-воспитательному процессу. Урок должен проводиться в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью и т.д. Открытый урок не должен наносить вред системе знаний, умений и навыков учащихся. Учащиеся должны получить столько знаний, сколько они усвоили бы, изучая тему без посещающих. Также недопустимо объяснение только той части темы, которая позволяет наиболее ярко демонстрировать новый методический прием, оставляя на самостоятельное изучение остальной части.
Анализ открытого урока.
Вначале слово дается педагогу - автору урока. Он напоминает методическую цель, дает описание работы по ее достижению. В его выступлении должны быть ответы на вопросы: достигнута ли методическая цель открытого урока, выполнены ли задачи учебно-воспитательного процесса. Посетители оценивают урок также с точки зрения достижения методической цели. В отличие от анализа уроков, посещенных с целью контроля, здесь самое главное — обмен мнениями, дискуссии, споры и т.п. Ниже предлагается порядок анализа открытого урока, такую же логику может иметь подробный самоанализ.
Ниже предлагаю разработку своего открытого урока и самоанализ к нему.
Предмет | английский язык |
Класс | 5 |
Автор УМК | Ю.У. Ваулина, Д.Дули, и др. учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений “Spotlight” – М.: Просвещение, 2020. |
Тема урока | «Семейные узы. Формирование лексических навыков. Моя семья.» |
Тип урока | урок усвоения новых знаний |
Цели | организовать деятельность учащихся, направленную на формирование лексических навыков по теме «Семья». |
Задачи | Образовательные: ввести лексические единицы по теме «Семья» и научить учащихся использовать их в ответах на вопросы; Развивающие: развивать навыки говорения (монологического с использованием опорного конспекта, диалогического в форме интервью), развивать речемыслительные и познавательные способности, развивать логическое мышление, память, внимание; развивать умения работать в паре Воспитательные: воспитывать чувство толерантности; воспитывать культуру общения; формировать умение работать в команде, помогать друг другу; воспитывать чувство любви и уважения к самым близким и дорогим людям. |
Планируемые результаты | Предметные: Воспроизводить на слух и произносить звуки и звукосочетания (в словах): Воспроизводить новые лексические единицы по теме; составлять элементарное монологическое высказывание по теме «Семья»; формировать навыки работы с незнакомым текстом, навыки поискового чтения; Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование и развитие интереса к иностранному языку; Метапредметные: познавательные: развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание по образцу; коммуникативные: формирование готовности к иноязычному общению, слушать и понимать других, строить высказывания в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор); регулятивные: умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию планируемого и полученного результата; способность определять, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение взаимодействовать в учебной деятельности; |
Ресурсы | Рабочий лист, словари. Оборудование: компьютер, проектор, видеозапись, аудиозапись, мультимедийная презентация. |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые умения |
1 этап: Мотивационно-вступительная часть Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность (слайд 1) | |||
Организационный этап | Приветствует учащихся: “Hello, girls! I’m glad to see you. How are you today? OK, let’s give a smile to each other. Are you ready for the lesson? Let’s start it! | Слушают, отвечают на приветствие и реагируют на реплики адекватно речевой ситуации. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия Познавательные: оперировать необходимым языковым и речевым материалом, отвечать на вопросы Коммуникативные: развитие учебного сотрудничества с учителем |
Речевая разминка | организует диалог-расспрос: What date is it today? What day is it today? What season is it now? Do you like it? Is it warm or cold today? Is it sunny or cloudy? | Включаются в иноязычное общение, отреагировав на реплику учителя согласно коммуникативной задаче. | |
Фонетическая зарядка | Цель-развивать произносительные навыки: (слайд 2) 1. Look at the screen and repeat the sounds after me: [ʌ], words: Duck, comes, duckling. Father, Mother 2. now read the poem: Father Duck goes for a swim And Mother Duck comes out with him. And behind them clean and trim Seven ducklings swim. | Повторяют звуки и слова, стараясь копировать артикуляцию учителя. Читают стихотворение хором и индивидуально, стараясь правильно произнеси звуки и слова. | Личностные: формировать этические чувства-доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять самоконтроль правильности произношения. Познавательные: Извлекать необходимую информацию из прослушанного. |
2 этап –Постановка цели урока Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | |||
Целеполагание и мотивация | (слайд 3) Look at the picture and read the poem of our phonetic exercise and guess the theme of our lesson. So, what is the theme of our lesson? | Читают стих и пытаются сформулировать тему урока (Семья). Взаимодействуют с учителем. Осуществляют самоконтроль. | Личностные: формирование мотивации учебной деятельности Регулятивные: развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы Коммуникативные :Взаимодействие с учителем |
3 этап - актуализация знаний и снятие языковых трудностей Цель: Готовность к мышлению и осознание потребности к построению нового способа действий | |||
Прием «Кластер» | (слайд 4) What words do you associate with the word “family”? На основе высказываний учащихся составляется схема: father mother Family dad mum sister grandfather grandmother brother | Называют слова, которые ассоциируются у них со словом «семья». | Познавательные: проводить аналогии. выделение лексических единиц по теме и графическое их оформление в виде грозди. |
Активизация ЛЕ по теме «Семья» на уровне предложения | Have you got a mother? What’s your mother name? Can your mother sing? Have you got a father? What’s your father name? Can your father play the guitar? Have you got a sister? What’s your sister name? Can your sister speak French? Have you got a brother? What’s your brother name? Can your brother play tennis? | Называют членов своих семей. | Регулятивные: умение планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения; принятие решения и осуществление самостоятельного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: осознанные ответы на поставленные вопросы; осуществление осознанного речевого высказывания; осуществление актуализации полученных ранее знаний по предмету Коммуникативные: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. |
4 этап: первичное усвоение новых знаний Цель: построение проекта выхода из затруднения («открытие» обучающимися нового знания)-освоение новой лексики | |||
Этап выявления места и причины затруднений | Учитель с помощью аудиозаписи подводит учащихся к мысли о том, что, рассказывая о семье, люди не только называют имена своих родственников, но и кратко рассказывают о них. | Ученики слушают аудиозапись проговаривают проблему затруднений и высказывают предположения: какое именно новое знание или новое умение поможет им разрешить затруднение. (нет в активном словаре необходимой лексики) | Регулятивные: принятие решения и осуществление самостоятельного выбора в учебной и познавательной деятельности. Принимать и сохранять учебную цель и задачу; осуществлять самоконтроль. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры. Коммуникативные: Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Этап построение проекта выхода из создавшейся ситуации | Учитель побуждает учащихся к самостоятельному изучению новой лексики, используя словари (каждая группа отрабатывает свои лексические единицы) (слайд 5) Clever Cool Naughty Caring Kind Friendly Funny Noisy Brave | Учащиеся самостоятельно отрабатывают лексику | |
Первичное закрепление | (слайд 6) Look at the Green's family picture and say what do you thing about them? | Учащиеся составляют предложения(учащиеся под номерами 1 и 2 за столами – письменно, учащиеся под номерами 3 и 4 – устно), проверяют друг друга. | |
5 этап– Физкультминутка. Цель: смена учебной деятельности на уроке. | |||
Физкультминутка | Видеоролик “Finger Family” https://yandex.ru/video/search?text=mother%20finger%20where%20are%20you%20мультфильм&path=wizard&noreask=1 | Учащиеся выполняют упражнения | Регулятивные: Выполнять учебные действия. Познавательные: Повторение изученных ранее лексических единиц Коммуникативные: Понимать на слух английскую речь |
6 этап - первичное закрепление. Цель: самостоятельное применение полученных знаний | |||
Активизация лексических навыков говорения: построение высказывания с использованием опор | Look at the Green's family picture and say what do you thing about them? His name is… He is… He can… Her name is… She is… She can… | Строят краткие высказывания с использованием опор; решают в группе несколько типовых заданий на использование новой лексики | Регулятивные: Умение осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки. Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания с использованием опоры. Коммуникативные: Умение слушать собеседника, правильно отреагировать на предлагаемые фразы, строить понятные для собеседника высказывания; с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность). |
Прием Puzzle | (слайд 7) Ставит познавательную задачу: у вас карточки, которые содержат отрывочные сведения о семье the Greens. Задача: собрать все недостающие сведения об одном из членов семьи. | Учащиеся задают вопросы друг другу, с целью выяснить недостающую информацию. Выбирают нужные карточки, проверяют себя и друг друга по слайдам презентации. | |
7 этап- включение нового знания в систему знаний и повторение Цель: формирование навыка поискового чтения | |||
Активизация навыков чтения | Let's read some more information about Kate and her family. Read and decide if the sentences are true or false or doesn’t say. | Учащиеся читают рассказ про себя и выполняют задания. Разные учащиеся получают разные задания в зависимости от уровня подготовки. Самопроверка по слайдам презентации (слайд 8) | Регулятивные: В ходе заслушивания ответов осуществление самоконтроля понимания текста и правильности выполнения задания; овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами; Познавательные: Освоение поискового и изучающего чтения; умение выделять существенную информацию из текста; построение логических рассуждений Коммуникативные: умение отвечать на вопросы и слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые вопросы. |
8 этап – рефлексия (подведение итогов занятия) Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, самооценка деятельности учащихся. | |||
Рефлексия, самооценка деятельности. | Подводит учащихся к обобщению учебной деятельности на уроке. What have you learnt today? Давайте вместе вспомним, какова была цель урока сегодня? Как мы достигли этой цели? Для чего нам пригодятся знания, которые вы сегодня приобрели? (слайд 9) Предлагает учащимся выбрать верное утверждение в рабочем листе. It was easy. It was interesting. It was hard. It was boring. | Сообщают, что нового они узнали на уроке. Вспоминают цель урока, выражают свое мнение о знаниях, приобретенных на уроке, оценивают свою работу. | Личностные: Формировать адекватную мотивацию учебной деятельности, умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого Регулятивные: Oсуществлять пошаговый контроль по результату. Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: Формулировать собственное мнение и позицию. |
9 этап - Информация о домашнем задании Цель – обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | |||
Информация о домашнем задании | Объяснить, что они должны сделать в процессе домашнего задания. Составить рассказ о своей семье. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понимают. | Регулятивные: Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: Осуществлять анализ информации. Коммуникативные: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
10 этап: оценка деятельности учащихся | |||
Oценка деятельности учащихся | Оценки будут выставлены после проверки рабочих листов. | | |
Прощание | (слайд 10) Thank you for your work! The lesson is over. Good bye! | | |
Самоанализ урока иностранного (английского) языка в 5 классе
Ибрагимовой С.В.
Данный урок иностранный язык (английский) является уроком № 1 в системе уроков по разделу «Семейные узы». Тема урока: «Семейные узы. Формирование лексических навыков. Моя семья.»
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование лексических навыков по теме «Семья».
В данном классе я поставила следующие задачи:
образовательные: ввести лексические единицы по теме «Семья» и научить учащихся использовать их в ответах на вопросы;
развивающие: развивать навыки говорения (монологического с использованием опорного конспекта, диалогического в форме интервью), развивать речемыслительные и познавательные способности, развивать логическое мышление, память, внимание; развивать умения работать в паре
воспитательные: воспитывать чувство толерантности; воспитывать культуру общения; формировать умение работать в команде, помогать друг другу; воспитывать чувство любви и уважения к самым близким и дорогим людям.
Они направленны на формирование УУД
личностных: формирование этических чувств - доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость, формирование мотивации учебной деятельности, умения оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого
познавательных: формирование умения оперировать необходимым языковым и речевым материалом, отвечать на вопросы, извлекать необходимую информацию из прослушанного, самостоятельно выделять и формулировать тему, осуществлять осознанное речевое высказывание с опорой и без нее; осуществлять актуализацию полученных ранее знаний по предмету, осуществлять поисковое и изучающее чтения; выделять существенную информацию из текста, оценивать процесс и результат деятельности.
коммуникативные: развитие учебного сотрудничества с учителем, адекватного использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, умения понимать на слух английскую речь, умения слушать собеседника, правильно реагировать на предлагаемые фразы, строить понятные для собеседника высказывания, с помощью вопросов добывать недостающую информацию, формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
регулятивные: формирование умения использовать речь для регуляции своего действия, осуществлять самоконтроль правильности произношения, развитие умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, умения планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывать мнения, принимать решения и осуществлять самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, умения осуществлять самоконтроль и анализировать допущенные ошибки, формирование навыков смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами
В результате проведенного урока я предполагала получить следующие результаты:
.Предметные: воспроизводить на слух и произносить звуки и звукосочетания (в словах),воспроизводить новые лексические единицы по теме; составлять элементарное монологическое высказывание по теме «Семья»;формировать навыки работы с незнакомым текстом, навыки поискового чтения;
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование и развитие интереса к иностранному языку;
Метапредметные: познавательные: развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве); умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание по образцу;
коммуникативные: формирование готовности к иноязычному общению, слушать и понимать других, строить высказывания в соответствии с коммуникативными задачами (с опорами и без использования опор);
регулятивные: умение самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию планируемого и полученного результата; способность определять, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение взаимодействовать в учебной деятельности;
Это урок усвоения новых знаний. Он включал в себя 10 этапов.
1 этап: Мотивационно-вступительная часть
2 этап –Постановка цели урока
3 этап - актуализация знаний и снятие языковых трудностей
4 этап: первичное усвоение новых знаний
5 этап– Физкультминутка
6 этап - первичное закрепление
7 этап- включение нового знания в систему знаний и повторение
8 этап – рефлексия
9 этап - Информация о домашнем задании
10 этап: оценка деятельности учащихся
При проведении урока я использовала современные образовательные технологии в соответствии с требованиями ФГОС: ИКТ на всех этапах урока, технология разноуровневого и дифференцированного обучения на этапе
включение нового знания в систему знаний и повторение, здоровьесберегающая технология при проведении физминутки.
Чтобы добиться цели урока, я учитывала разный уровень возможностей учащихся и подобрала материал и задания к уроку.
По результатам рефлексии материал урока оказался интересным для всех учащихся, доступным для большинства.
В ходе урока была организована фронтальная, групповая, и индивидуальная работа учащихся.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: были применены диалоговые формы общения, на этапе первичного усвоения новых знаний была создана проблемная ситуация и организована самостоятельная работа учащихся со словарями.
На уроке мною использовались следующие средства обучения: мультимедийная презентация, видео и аудио записи, словари, рабочие листы, корточки для приема «Пазл».
Темп урока для данного класса оптимальный. Распределение времени было рациональное. Мне удалось уложиться по времени.
Учащиеся включались в работу активно, с интересом.
Результаты урока совпадают с целью урока.
Я полагаю, что мне удалось организовать деятельность учащихся, направленную на формирование лексических навыков по теме «Семья». Следовательно, цель была достигнута.