Статья «Урок-мастерская как средство развития языковой компетенции учащихся»
Урок-мастерская как средство развития языковой компетенции учащихся
Морозова Любовь Павловна, учитель русского языка и литературы,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 19»
г. Кандалакша Мурманская область
Формирование ключевых компетенций учащихся, т.е. способности применять знание в реальной жизни – одна из главных целей современного образования. Компетенция – способность к выполнению какой-либо деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений. В теории и практике преподавания русского языка, а также в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования выделяются следующие компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная, культуроведческая.
Развитие языковой компетенции – важнейший аспект обучения. Обратимся к содержанию понятия «языковая компетенция»: это способность употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с литературными нормами; владение богатством языка как условие успешной речевой деятельности; новые пласты лексики; фразеологический запас; грамматический строй речи; морфологические нормы; нормы согласования, управления; построение предложений разных видов. Языковую компетенцию в отечественной науке раскрывают чаще всего как совокупность конкретных умений, необходимых члену языкового сообщества для речевых контактов с другими и овладения языком как учебной дисциплиной.1 В последнее время формированию языковой компетенции придается особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного формирования социально активной личности.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с рядом проблем. Большинство учащихся не читают произведения художественной литературы или читают их только в рамках уроков литературы. Следствием этого является снижение уровня развития языковой и коммуникативной компетенций, что в дальнейшем вызывает затруднения при написании творческой работы в рамках ОГЭ или ЕГЭ, где учащиеся демонстрируют невысокий уровень практической грамотности.
Одним из способов решения проблемы является организация учебной деятельности на основе современных технологий (деятельностный подход), в том числе технологии педагогических мастерских, которая позволяет разрешить часто встречающееся противоречие между предметным содержанием и формой обучения. Чтобы добиться высокого уровня развития языковых компетенций, использую новые образовательные технологии, одной из которых является «Педагогическая мастерская».
Педагогическая мастерская – это нестандартная форма учебно-воспитательного процесса, которая создает творческую атмосферу, психологический комфорт. В мастерской ребенок способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который мастером продуман и организован, опирается на ряд принципов. Кроме того, возможно использование элементов мастерской (какого-либо этапа) и на традиционных уроках для активизации познавательных процессов, мотивации к деятельности, для достижения поставленных образовательных задач.
Приведу пример реализации технологии педагогической мастерской. На уроке развития речи (урок-мастерская творческого письма) «Подготовка к сочинению-описанию картины С. В. Герасимова «Церковь Покрова на Нерли» я использовала следующие задания для формирования языковой компетенции учащихся:
1) Редактирование текста. Цель работы: предупреждение речевых ошибок.
В центре картины С. В. Герасимова небольшой зеленый холм, на котором воздвигнута церковь. Церковь стоит в окружении деревьев. Купол церкви, освещенный весенним солнцем, отливает золотом. Мы не видим деталей самого здания церкви — она изображена издали. Художник ставил цель изобразить церковь в окружении природы, чтобы подчеркнуть величие, величие священного места, где была воздвигнута церковь.
2) Лексическая работа. Цель: обогащение словарного запаса учащихся. Работа со словарём эпитетов. К именам существительным подберите эпитеты, с помощью которых вы могли бы описать то, что видите. Укажите оценочные и цветовые эпитеты.
Трава (зеленая, изумрудная, изумрудно-яркая, сочная, свежая, яркая, молоденькая, новая, луговая, сверкающая)
Река (ярко-синяя, извилистая, змеистая)
Цветы (ярко-желтые, свежие, яркие, луговые, удивительные)
3) Лексическая работа. Цель: предупреждение речевых и грамматических ошибок. Составьте словосочетания сущ.+причастие, используя в качестве главного слова небо и облака. Составьте предложение с причастным оборотом. Преобразуйте его в сложное предложение.
4)Орфографическая работа. Цель: предупреждение орфографических ошибок.
Напишите слитно, раздельно или через дефис. Какие слова пишутся через дефис, а какие вы написали раздельно. Почему?
Ярко?синий; светло?синий; густо?жёлтый; бело?розовый; изумрудно?зелёный; матово?белый;небесно?голубой;молочно?белый;удивительно?яркий; слепительно?белый; лимонно?жёлтый; светло?голубой; золотисто?желтый.
5)Лексическая работа. Цель: Отработка умений находить средства речевой выразительности и определять их роль в тексте.
(1)Если вам в жизни приходится нелегко, если скорбь и печаль овладели вашим сердцем, отправляйтесь в заливные клязьминские луга. (2)Там у реки, на холме среди кущ деревьев, стоит храм Покрова на Нерли. (3)Вглядитесь в благородные пропорции белого храма, отражающегося много веков в водах. (4)Вы, конечно, увидите, как точно и естественно вписано строение в окружающий пейзаж. (5)Всюду необыкновенная красота: луговое среднерусское раздолье, духмяные травы, лазоревые цветы, нескончаемые песни жаворонков… (6)Душевное спокойствие приходит к вам с ощущением полноты бытия, олицетворяемой белым храмом и умиротворяющим видом местности. (7)Всё дышит миром и спокойствием. (8)И вы начинаете верить: на свете есть счастье… (Е. Осетров)
- Какие тропы использовал автор? Зачем? Можно ли употребить их в сочинении? Есть ли в тексте слова, значение которых вам непонятно?
6)На этапе рефлексии также предлагаю работу, направленную на предупреждение речевых и грамматических ошибок.
Отредактируйте текст.
Покоем и умиротворением веет от картины С. Герасимова. С. Герасимов использует для своей картины яркие, солнечные краски. Яркие краски делают картину необыкновенно яркой. Тихая, но гордая, величественная в своей простоте и недоступности - именно такой предстает Россия на картине С.Герасимова «Церковь Покрова на Нерли».
Работа по восстановлению деформированного высказывания. Цель: предупреждение грамматических ошибок.
Вставьте предложения слова, выражающие ваше впечатление от картины Герасимова.
Сегодня я увидел(а) __________ картину «Церковь Покрова на Нерли». Её красота меня __________.Так и рвутся из самого сердца слова: «_____________!».Глядя на пейзаж Герасимова, на душе просыпаются ________, _______ чувства.
В результате использования таких заданий на разных этапах урока учащиеся умело используют синонимические средства языка, употребляют слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с нормами литературного языка, что свидетельствует о развитии языковой компетенции, формирование которой, несомненно, задача предмета «русский язык». Однако она является и надпредметной компетенцией, которая должна совершенствоваться в процессе изучения всех учебных предметов в условиях единого речевого режима.
Список литературы
1.Василевич А.П. Проблемы измерения языковой компетенции// Лингвистические основы преподавания языка. М., 1983. С. 113 — 136
2.Божович Е. Д., Козицкая Е. И. Языковая компетенция как критерий готовности к школьному обучению (на материале родного языка) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 1999. № 1.\ 1 Режим доступа:.http://psyjournals.ru/psyedu/1999/n1/Bozhovich.shtml
3.Федеральный государственный стандарт основного общего образования http://www.fgos.ru