Открытый урок – конференция, посвященная 125-летию со дня рождения русского поэта Сергея Александровича Есенина
Сопроводительная презентация к открытому уроку по творчеству
PPTX / 68.55 Мб
Приложение 1
DOC / 59 Кб
Приложение 2
DOC / 115 Кб
Сергея Александровича Есенина
Цель: раскрыть наиболее сильные стороны поэзии Есенина, показать, что делает его поэтом большого масштаба, обогатившим русскую и мировую литературу.
Задачи: вызвать интерес обучающихся к жизни и творчеству С. А. Есенина; дать представление об истоках и художественном своеобразии неповторимой поэзии С. Есенина; воспитывать уважение к родной земле, природе, активизировать патриотическое настроение студентов через изучение жизни и творчества поэта; способствовать эстетическому воспитанию обучающихся.
Место проведения мероприятия: кабинет русского языка и литературы.
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Участники: студенты 2 и 3 курса, жюри.
Оборудование:
портрет С.А. Есенина;
сопроводительная презентация;
музыкальное сопровождение (песни в исполнении С. Безрукова, группы «Би-2», Н. Расторгуева и Е. Гусевой).
Ход занятия
1. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте уважаемые гости и участники конференции, посвященной 125-летию со дня рождения прекрасного поэта Сергея Александровича Есенина!
Начать наше мероприятие я бы хотела с эпиграфа:
«Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
СЛАЙД (1-2)
Есть писатели, которые живут в энциклопедиях и разнообразных справочниках, а есть такие, которые живут в сердцах людей. К последним относится Сергей Есенин
Жизнь его была насыщенна, сложна и многогранна. Об этом мы с вами говорили на наших занятиях. И сегодня, на заключительном уроке-конференции по изучению творчества С. Есенина, прозвучат те строки поэта, которые произвели на вас наибольшее впечатление.
Есенин – личность яркая, неординарная и талантливая, поэтому разговор наш о нем сегодня будет тоже интересным, запоминающимся и продуктивным. Желаю творческим группа, подготовившим свои выступления, удачи. Мы начинаем!
СЛАЙД (3-4)
1-ая творческая группа
Есенин на всех производил чарующее впечатление: в его внешности было что-то легкое и ясное. Блондин с почти льняными, светлыми, слегка вьющимися волосами. Глаза голубовато-серые, очень живые и серьезные, внимательные, но с какими-то удивительно озорными искорками, которые то вспыхивали, то вновь исчезали. Вообще он был красив типичной неброской славянской красотой, довольно распространенной на севере.
Но его редко видели злым, грустным, ёжащимся от холода, целый осенний день, лежащим в постели, куря одной за другой папиросы;
Его мало видели весёлым, с неподражаемо-тонким юмором изображающим мужиков
СЛАЙД (5-6)
или поющим под гармонь, с припевом, притоптыванием и посвистом песни,
СЛАЙД (7)
или ведущим бесконечно-длинные разговоры с сёстрами и матерью.
СЛАЙД (8)
II. Как жил Есенин? Внешне – жил странно, не по-обычному. Шумно, неспокойно. Вокруг него постоянно галдела ватага людей, среди которой он был самым шумным, самым галдящим. Те квартиры, где живал Есенин, знали всё, кроме покоя. И не то, чтобы он шумом своим заполнял всю квартиру, - он квартиру и её обитателей приводил в движение, заставлял вести общую с ним жизнь. Там, где он бывал, всё жило им.
СЛАЙД (9)
III. И так страшно и неожиданно стало произошедшее в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер» 27 декабря 1925 г.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей,
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
IV. Страстные споры разгорелись вокруг смерти поэта. На могиле Есенина спорили так, как не спорили при его жизни. Так называемые «друзья» стремились представить его этаким непонятым талантливым гением, кабацким поэтом, хулиганом, пессимистом. В бой за Есенина вступили лучшие писатели, поэты, выдающиеся деятели культуры.
СЛАЙД (10) ВИДЕО. МАЯКОВСКИЙ «Сергей Есенин»
2-ая творческая группа
СЛАЙД (11)
V. Горький вспоминал: «Впервые я увидал Есенина в Петербурге в 1914 году, где-то встретил его вместе с Клюевым. Он показался мне мальчиком пятнадцати-семнадцати лет. Кудрявенький и светлый, в голубой рубашке, в поддевке и сапогах с набором, он очень напомнил слащавенькие открытки Самокиш-Судковской, изображавшей боярских детей, всех с одним и тем же лицом. Было лето, душная ночь, мы, трое, шли сначала по Бассейной, потом через Симеоновский мост, постояли на мосту, глядя в черную воду. Не помню, о чем говорили, вероятно, о войне: она уже началась. Есенин вызвал у меня неяркое впечатление скромного и несколько растерявшегося мальчика, который сам чувствует, что не место ему в огромном Петербурге…Позднее, когда я читал его размашистые, яркие, удивительно сердечные стихи, не верилось мне, что пишет их тот самый нарочито картинно одетый мальчик, с которым я стоял, ночью, на Симеоновском…
Через шесть-семь лет я увидел Есенина в Берлине, в квартире А. Н. Толстого. От кудрявого, игрушечного мальчика остались только очень ясные глаза, да и они как будто выгорели на каком-то слишком ярком солнце. Беспокойный взгляд их скользил по лицам людей изменчиво, то, вызывающе и пренебрежительно, то, вдруг, неуверенно, смущенно и недоверчиво…
…Есенина попросили читать. Он охотно согласился, встал и начал монолог Хлопуши. Вначале трагические выкрики каторжника показались театральными…Но вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слез. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчеркивало каменные слова Хлопуши…
…Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно разновесна. Казалось, что он мечет их, одно - под ноги себе, другое - далеко, третье - в чье-то ненавистное ему лицо. И вообще все: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза - все было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час…
…Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он - думаю - и не нуждался в них.
Я попросил его прочитать о собаке, у которой отняли и бросили в реку семерых щенят.
- Если вы не устали...
- Я не устаю от стихов, - сказал он и недоверчиво спросил:
- А вам нравится о собаке?
Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных.
- Да, я очень люблю всякое зверье, - молвил Есенин задумчиво и тихо… и начал читать «Песнь о собаке». И когда произнес последние строки, на его глазах тоже сверкнули слезы.
После этих стихов невольно подумалось, что Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире…
СЛАЙД (12) «Песнь о собаке»
СЛАЙД (13)
VI. Многие поэты, чья лира звучала уже после Есенина, пережили радость встречи с его стихами, у каждого из них в душе «свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте. Стихи Есенина звучат на украинском и белорусском, латышском и грузинском, эстонском и армянском и многих-многих других языках.
VII. Есенин не любил, когда его называли поэтом из низов. Он всегда говорил: «Я просто поэт!» Деревенского юношу с копной золотых волос и васильковыми глазами воспринимали как простачка. А. Блок горячо поддерживал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передовых литературных журналах. В литературных кругах постоянно обсуждалась и личная жизнь поэта, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи, драчуна.
СЛАЙД (14-15)
Сегодня мы знаем, что семейные узы не приносили счастья поэту. Он трижды был женат. Имел детей с Анной Изрядновой, Зинаидой Райх, Надеждой Вольпин. Трагедия, происшедшая 27 декабря, шокировала всех, кто знал поэта. Его жена Зинаида Райх отвергала мысль о самоубийстве, священник Константиновской церкви тоже не мог в это поверить и отслужил в церкви службу. Мать поэта чувствовала сердцем, что не мог он так уйти из жизни.
При всем хаосе и неразберихе Есенина хоронили так, как не хоронили ни одного русского поэта. Талант его ни с чем не сравним, на его стихи еще при его жизни появились первые песни. Они увековечили навсегда имя поэта в сердцах людей, ведь слова запоминаются быстрее и легче, когда они положены на музыку.
СЛАЙД (16) песня «Клен ты мой…» (исполнители: Н Расторгуев и Е. Гусева)
3-яя творческая группа
VIII. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - говорил Есенин. И действительно, каждая строчка его стихов проникнута горячей любовью к родине, а родина для него неотделима от русской природы и деревни. Глубоко человечные, свободолюбивые, в высшей степени патриотические слова поэта доходят до нас, пробуждая в нас лучшее.
СЛАЙД (17-21)
Чтец:
... Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Чтец:
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску...
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить, -
Я научиться не могу.
Чтец:
Тебе одной плету венок.
Цветами сыплю стежку серую,
О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верую...
О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний
А в сердце светит Русь.
Чтец:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Чтец:
Но и тогда,
Когда на всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, -
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
4-ая творческая группа
IX. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляющие образы – почти всегда настоящее художественное открытие. Природа в стихах поэта звенит голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей, играет цветами бесчисленных радуг. (СЛАЙД (22) Чтец читает наизусть «Отговорила роща золотая...»).
X. В поэзии Есенина покоряет и захватывает в «песенный плен» удивительная гармония мысли и образа. В его поэзии есть что-то сокровенно-родное и близкое. Покоряет то, что, пожалуй, ни у одного поэта так природа не связана с человеком, его земными радостями и тревогами.
(СЛАЙД (23) Чтец читает наизусть «Не жалею, не зову, не плачу...»)
СЛАЙД (24)
XI. Он искал пристанище, искал уюта, тепла. Но ничего этого у него не было. Зачастую он был беспомощен, как двухлетний ребёнок; не мог создать нужной для себя обстановки, устроить просто, по-человечески свою жизнь. И, вместе с тем, он умел заботиться о других. Помогал семье, взял из деревни сестёр, учил их, бесконечно радовался их школьным успехам. Интересно отношение Есенина к молодым, начинающим поэтам. Их много приходило к нему, и в судьбе многих из них он принял немалое участие. Это было участие не только советом; он оказывал многим жизненную поддержку. При своей неустроенной, бесшабашной жизни, он находил всё же время заняться этими младшими друзьями, учениками. Бездомные, без денег, они находили у него приют, ночлег; а ко многим он на столько привязывался, что втягивал их в свою жизнь.
СЛАЙД (25-26)
XII. Есенина любили все, близко знавшие его. Есенина нельзя было, невозможно было не любить. Он всех привлекал своим огромным редким талантом. Как он писал? Обычно, когда он усаживался писать, он просил поставить на стол горячий самовар, который кипел всё время. Чаю он выпивал тогда много. Вино же исчезало из комнаты. Даже нарзану он не позволял ставить на стол. Даже пустые бутылки выбрасывал. И как горько слушать сегодня «предположения», что Есенин писал стихи пьяным. Ни разу в жизни он ни одной строчки не написал в нетрезвом состоянии! Выносить приговор всегда проще. Я считаю, что талант, которым обладал Есенин, вызывал странную зависть у современников. То, что мог он, не мог никто другой. И это давало основание сделать поэта без вины виноватым. Ведь никто другой не умел очеловечить природу так, как это делал он. Животные, птицы у него думают, воображают, видят сны, страдают, плачут, как человек.
СЛАЙД (27) Чтец читает наизусть «КОРОВА»
5-ая творческая группа
XIII. Сила Есенина в том, что интимный мир своего внутреннего «я» он смог выразить в словах обыденных, неброских, но пронизанных истинным трепетом души и поэтому безраздельно покоряющих читательское сердце. Вспомним его «Письмо к матери»: ласковое и умиротворяющее, полное горького сознания вины перед самым дорогим человеком и надежды на щедрость материнского сердца. (СЛАЙД (28) Чтец читает наизусть «Письмо к матери»).
XIV. Правдивость – одна из самых характерных черт творчества поэта. Будущий биограф установит эту исключительную, непосредственную связь между событиями в стихах и событиями в жизни поэта. У него не было «выдуманных» стихов, как это иногда казалось. Каждая строчка его говорит о чём-то конкретном, имевшем место в его жизни. Всё – вплоть до имён, которые он называет, вплоть до предметов. У него действительно были и цилиндр, и чёрная чадра, и кольцо, что вытащил попугай, и много других вещей, упоминаемых им в стихах.
XV. Любовная лирика Сергея Есенина столь же интересна и многогранна, как и его тернистый жизненный и творческий пути. Начиная как обычный самоучка, пройдя длительную стадию огранки своего таланта и оттачивания пера, он сумел стать одним из метров российской классической поэзии. Стихи Есенина о любви по-своему уникальны, они способны удивить читателя своей разноплановостью и глубиной оттенков, разнообразием вариаций и отзвуков чувства, которое превозносит поэт. Его строчки поднимают вопросы яркой страсти и жгучей ревности, печали ожидания, радости встреч и горечи разлук. Поэт гневно осуждает неправду в человеческих отношениях, он осуждает расчетливое женское лукавство, любовь без тепла, без верности, без чести, он не приемлет женщин «легкодушных, лживых, пустых и с тоской пишет о сердцах, охладевших, не способных дарить людям любовь». Но в его стихах мы находим и мечту о чистой возвышающей человека любви. Об этом говорится в стихотворении Чтец читает наизусть «Листья падают» (СЛАЙД (29).
СЛАЙД (30)
XVI. Радостное волнение играло на его лице, губы как-то странно сжимались, когда он получал из издательства маленькие сборники своих стихов. Он разглядывал их, перелистывал, показывал и говорил:
- Это – что! А вот скоро увижу первый том полного собрания. Вот это - здорово как будет!
Издание полного собрания занимало его.
- Вот в России почти все поэты умирали, не увидав полного издания своих сочинений. А я вот увижу своё собрание. Ведь увижу!
Вся фигура и лицо его, озарённые, выражали какое-то притаённо-радостное ожидание.
Собрание своих сочинений он всё же не увидел.
VII. Сегодня поражает не только количество созданного и задуманного Есениным, но также широта и многообразие его связей с эпохой. В частности, эпистолярное наследие поэта показывает, с какими замечательными людьми сводила его судьба, сколь насыщенными событиями, впечатлениями, общественной и издательской деятельностью была его ослепительно короткая жизнь. В России есть пока только два Академических изданий русских поэтов: Пушкина и Есенина, и в этом, бесспорно, есть глубокий смысл, как и в том, что прекрасный памятник великому рязанцу стоит рядом со знаменитым памятником Пушкину – на Тверском бульваре. По существу, оба поэта давно стали «культовыми фигурами, объектами стихийного поклонения, своеобразной «народной канонизацией».
Заключительное слово учителя: Итак, сегодня мы с вами прикоснулись к неповторимому миру Сергея Есенина, вспомнили его биографию, вспомнили его нетленные произведения. Уверена, вы согласитесь со мной: можно любить и не любить стихи Маяковского, можно понимать и не понимать стихи Николая Гумилева. Но невозможно не любить, не понимать поэзию Сергея Есенина. Его поэзия близка каждому русскому сердцу.
Предлагаю поиграть в игру-викторину на знание творчества и биографии поэта! Разделимся на 2 команды.
ВИКТОРИНА «ЧТО Я ЗНАЮ О С. ЕСЕНИНЕ»
(приложение № 1)
Учитель: Спасибо всем участникам! Спасибо командам! Спасибо каждой группе поддержки! А теперь дадим слово жюри для подведения итогов мероприятия!
Подведение итогов мероприятия. Награждение победителей.
Список использованной литературы:
Базаров, В.Г. Сергей Есенин и крестьянская Россия. - Л., "Советский писатель", 1982 г.
Воспоминания о Сергее Есенине. - М.: Московский рабочий, 2012. - 520 c.
2. Громов, О. В. Сергей Есенин - душа народа. – М., 1999.
3. Гулин, А.В. "В сердце светит Русь" (Духовный путь Сергея Есенина). Литература в школе № 4, 2001 г.
4. Гусляров, Е. и Карпухин, О. Есенин в жизни. - Калининград, 2000 г.
5. Дункан Айседора. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин. - М., "Издательство политической литературы", 1992 г.
6. Есенин, С.А. Материалы к биографии. - М., "Историческое наследие", 1993 г.
7. Есенин, С.А. Сочинения. // Художественная литература 1988 г.
8. Казаков, А.Л. Как жил Есенин. // Литература в школе № 3, 1991 г.
9. Занковская, Л.В. Новый Есенин. - М., "Флинта", 1997 г.
10. Куняевы Станислав и Сергей. Жизнь Есенина.- М., " Центрполиграф", 2002 г.
11. Мариенгоф, Анатолий Анатолий Мариенгоф о Сергее Есенине / Анатолий Мариенгоф. - М.: Октопус, 2006. - 208 c.
12. Наумов, Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество / Е. Наумов. - М.: Просвещение, 2015. - 280 c
13. Прокушев, Ю. Сергей Есенин. Образ. Стихи. Эпоха. - М., "Советская Россия", 1978 г.
14. Прокушев, Сергей Есенин / Прокушев, Юрий. - М.: Детская литература, 2003. - 224 c
15. Юшин, П. Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция / П.Ф. Юшин. - М.: Издательство МГУ, 2000. - 480 c.
Спицына Любовь Ивановна
Наталия Манирка