Материал на проверке

Открытый урок литературы в 10 классе "Жизненный путь Чичикова"

2
2
Материал опубликован Вчера в 00:15


ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»



















Открытый урок литературы в 10 классе

«Жизненный путь Чичикова»



t1733174086aa.jpg


Подготовила

учитель

русского языка

и литературы

Жебеленко В.В.









2024г.


Цели:

Продолжить знакомство с поэмой Н.В. Гоголя «Мертвые души», показать учащимся нового героя эпохи - Чичикова;

рассмотреть этот образ в контексте художественной системы романа;

продолжить формирование умения давать всестороннюю оценку литературному герою;

показать отношение Гоголя к современной ему действительности;

раскрыть сущность предпринимателя, показать его типичность;

в ходе исследовательской деятельности прийти к решению проблемного вопроса; учить аргументированно высказывать свое мнение, используя текст: цитировать, ссылаться на мнение автора.

Учить ребят мыслить, развивать свои читательские умения, способствующие проявлению интеллектуально-творческого и эмоционально-образного мышления; развить исследовательские и коммуникативные компетентности учащихся, навыки анализа текста.

Воспитывать неформальное отношение к жизненным событиям и явлениям; воспитывать читательскую проницательность и общую читательскую культуру. Формировать ценностное отношение к литературному герою, воспитывать толерантность к существованию различных точек зрения на один и тот же факт.

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД:

1.регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.

2.познавательные:

- ориентироваться в учебнике, художественном тексте, тетради;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

3.коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка,

- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении творческих заданий

Предметные УУД:

- расширение объема знаний по литературе;

- выявление заложенных в произведениях литературы вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- восприятие текста литературного произведения,

- владение элементарной литературоведческой терминологией;

-создавать устные монологические высказывания разного типа;

формирование основ мировоззренческой и нравственной культуры учащихся;

на основе сопоставления взаимосвязи между автором и героем произведения понимание необходимости вдумчивого чтения,

- формулирование собственного отношения к произведению,

- получение опыта метапредметной деятельности.

Ход урока

СЛАЙД №1

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня на уроке у нас присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.

СЛАЙД №2

Откройте тетради, запишите число:

Одиннадцатое января

Классная работа

- А теперь сформулируйте тему урока. У вас на столах карточки, составьте слова из них и прикрепите на доску, прочитайте, что у вас получилось?

Жизненный путь Чичикова

- Это тема нашего урока.

2. Актуализация знаний

СЛАЙД №3

Сегодня мы будем работать в группах.

1-я группа – литературоведы.

2-я группа – помещики поэмы «Мертвые души».

3-я группа – современные читатели.

За правильные ответы вы получаете жетон.

Проверка домашнего задания

(Звучит отрывок из сюиты А. Шнитке «Ревизская сказка»)

СЛАЙД №4

- Послушайте отрывок из сюиты А.Шнитке «Ревизская сказка».



Словарь

Что такое «ревизская сказка»?

Как вы думаете, какое произведение вдохновило композитора на написание музыки?

( «Мертвые души»)

- К какому жанру относится это произведение и кто его автор? (поэма, Н.В. Гоголь)

- Почему поэма имеет такое необычное название? (потому что Чичиков скупал у помещиков мертвые души)

- Почему Чичиков покупает мертвые души?

Подробный ответ на этот вопрос нам даст автор видеоролика

Видео №1

Словарь

Мошенник, предприниматель

(Смотрим в толковый словарь С.И. Ожегова)

-Кто же такой Чичиков мошенник или предприниматель?

СЛАЙД №5

1 – я группа

(Павел Иванович Чичиков, главный герой «Мертвых душ». В Чичикове воплощены черты зарождающегося в России класса ловких дельцов, предпринимателей-авантюристов, готовых идти на все ради обогащения. Гоголь хотел создать произведение о прошлом, настоящем и будущем России, а средством для воплощения своей идеи избрал повествование о действиях главного героя – отставного чиновника Павла Ивановича Чичикова.

Чичикова нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. Павел Иванович Чичиков – мужчина «приличных средних лет». Точный возраст героя Гоголь не указал, но, судя по всему, ему около тридцати пяти лет. Чичиков не красавец, но приятен внешне, словом, «таков, как следует быть мужчине». Упитан, но не чрезмерно. Даже голос его звучит приятно для окружающих. Чичиков очень педантичен и чистоплотен.

Щеки он брил так гладко, что они походили на «настоящий атлас», постоянно был «вспрыснут одеколоном». Чичикову нравится собственное лицо, в котором он «привлекательнее всего находил подбородок». Герой аккуратен, постоянно перебирает свои вещи, уложенные в специальные коробочки, тщательно заботится о парадном наряде – фраке «брусничного цвета с искрой». Такая чистоплотность, аккуратность и общая «приятность» Чичикова заставляет людей высшего сословия принимать его за представителя своего круга.

Герой стесняется своего происхождения и хочет производить на людей более высокого сословия благоприятное впечатление, поэтому ездит на хорошей бричке и носит дорогой костюм. Он воспитан, тактичен, умеет преподнести себя в обществе.

Никакими выдающимися качествами Павел Иванович не обладает. Если другие персонажи наделены специфическими чертами, то у Чичикова все посередине. У него абсолютно все среднее: и возраст, и внешность, и способности. Даже вредных привычек герой не имеет. Интересно, что все это не создает впечатления добропорядочного человека. Все описанные черты – отнюдь не показатель высоких моральных качеств Чичикова. Павел Иванович циничен, у него один жизненный мотив – выгода. Все положительное в нем теряется, потому что просматривается через выгоду.)







2- я группа

СЛАЙД №6

(Манилов: “Павел Иванович?! О! Это чрезвычайно приятнейший, образованнейший человек. Удостоил нас с душенькой Лизанькой своим посещением… Уж такое, право, доставил наслаждение…майский день…именины сердца…Да, случай доставил мне счастье, можно сказать, образцовое говорить с Павлом Ивановичем и наслаждаться приятным разговором.

СЛАЙД №7

Коробочка: “А! Тот приезжий-то? Купил он тогда мёртвые души у меня за 15 рублей. И птичьи перья тоже покупает. И много всего обещался накупить. И в казну сало тоже ставит, и потому, наверно, плут.


СЛАЙД №8

Ноздрёв: “Кто Чичиков? Да большой мошенник он. Если бы я был его начальником, то, ей-богу, повесил бы его на первом дереве. Ещё хотел, свинтус он такой, скотовод этакой, увезти губернаторскую дочку. Я сам взялся помогать ему в этом деле, ведь мы с ним большие друзья! Хотите знать, кто Чичиков?! Да фетюк он, одним словом, фетюк. Сейчас видно, что двуличный человек. Я думал было прежде, что он хоть сколько-нибудь порядочный человек, а он никакого не понимает обращения. С ним нельзя никак говорить, как с человеком близким. Никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич, такой подлец!!!”.



СЛАЙД №9


Собакевич: “Чичиков - хороший человек.



СЛАЙД №10

Плюшкин: “Да, признаться сказать, мало проку я вижу в этом Чичикове: завёл пренеприличный обычай ездить в гости, а в хозяйстве-то упущения… да и лошадей корми сеном)

3 –я группа

СЛАЙД №11

(Чичиков - главный герой поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Он не красив, не уродлив, не толст и не худ, не высокий и е низкий, не богатый и не бедный. В общем, ничем не примечательный господин, который произвел хорошее впечатление на общество губернского города NN.

Павел Иванович приезжает в губернский город, с целью купить крестьян, которые умерли, но по ревизской сказке числятся живыми. После чего, он их сдаст под залог в Опекунский совет за деньги и не малые. А проживание их записать в Херсонской губернии. А это так далеко, что, по его мнению, проверять никто не станет.

По сути, закон он не нарушает, ссылаясь на то, что помещикам, у которых он покупает мертвые души, не придется платить за них налоги. Но и сам Чичиков не собирается этого делать, так как главная его цель – получить за них деньги и скрыться.

Но если будет проводиться перепись крестьян, то обман сразу обнаружится, поэтому Чичиков сразу будет разоблачен в своем коварном плане.)

-Итак, мы выслушали тех, у кого Чичиков покупал не совсем привычный товар – мёртвые души. И что мы услышали?! “Приятнейший, образованнейший человек”, “плут”, “такая дрянь”, “великодушный”. Мнения разные, но в целом – хороший человек.

4. Работа в тетрадях

- Напишите в тетрадях заголовок. Выпишите положительные качества Чичикова.

СЛАЙД №12

Положительные качества

 Добрый, сильный, честный, благородный, отзывчивый, мудрый, решительный, великодушный, неподкупный, справедливый, смелый, романтичный, милосердный, красивый, жизнерадостный, с чувством юмора, вежливый, аккуратный, заботливый, волевой, целеустремлённый, скромный, самоотверженный, уравновешенный, умеющий любить, способный сострадать, бескорыстный, мыслящий, ответственный, с чувством долга, порядочный, чистый душой.   

СЛАЙД №13

Отрицательные качества

Эгоистичный, завистливый, заносчивый, узко мыслящий, коварный, жадный, самолюбивый, бесчестный, трусливый, хитрый, подлый, наглый, злой, малодушный, корыстный, грубый, жестокий, вредящий обществу, язвительный, бескультурный, пустой, не уважающий других, продажный, неискренний, способный к предательству, низкий, лживый, чересчур гордый.   

4.Физминутка

Видео №2

5.Работа в группах

Жизненный путь Чичикова

СЛАЙД №14, 15

Группа «Современные читатели»

Тема: «Детство Чичикова. Учёба в городском училище».  (глава ХI)

Проанализируйте картину раннего детства Павлуши Чичикова. Есть ли упоминание о матери? Почему? Какие черты характера должны сформироваться в ребёнке, у которого было такое детство?

Внимательно прочитайте наказ, который даёт отец Чичикову перед тем, как оставить его одного в городе. Чему учит мальчика-подростка отец? Какие качества в нём формируют слова родителя?

* Вспомните другие произведения русской литературы, где отцы дают наказы своим сыновьям. – «Капитанская дочка» А.С.Пушкина, «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Сравните эти наказы.

       Исполняет ли Павлуша отцовский наказ? Отвечая на этот вопрос, проанализируйте следующие эпизоды из жизни Чичикова в городском училище:

- отношения с товарищами,

- отношение к полтине (50 копеек), данной отцом,

- отношение к учителю.

Какие качества личности были сформированы у Чичикова в детстве и ранней юности?



- Напишите на доске в столбик качества, которые проявились у Павлуши в детстве и во время учёбы.

I. Детство героя, учёба в городском училище.

- стремление выбиться в люди,

- эгоизм,

- упорство,

- экономность,

- льстивость,

- лицемерие,

- способность добиться

   желаемого любой ценой,

- хитрость,

- целеустремлённость,

- расчетливость.




СЛАЙД №16


Группа «Литературоведы»

Тема: «Государственная служба Чичикова».  (глава ХI)

Проанализируйте материал ХI главы, рассказывающий о государственной службе Чичикова, по следующему плану:

1.Служба Чичикова в казённой палате:

а) отношение Чичикова к службе и чем оно определяется;

б) путь, которым Чичиков добыл себе место повытчика;

в) порядок брать взятки, заведённый Чичиковым.

2. Чичиков – член строительной комиссии:

а) почему строительство казённого здания так и не состоялось;

б) катастрофа, которую пережил Чичиков, и его отношение к жизни после неё.

3. Служба Чичикова в таможне:

а) цель поступления на службу;

б) Чичиков – гроза контрабандистов;

в) путь, которым шёл Чичиков к повышению по службе;

г) Чичиков вступает в соглашение с обществом контрабандистов;

д) новая катастрофа.

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

какие качества личности проявил Чичиков во время государственной службы?

* Подтвердите свои выводы короткими цитатами из текста.

- Запишите в таблицу качества Чичикова, которые проявились во время службы.

II. Государственная служба.

- исключительная

  целеустремлённость,

- воля, энергия,

- настойчивость,

- упорство,

- постоянная активность,

- цепкость,

- изумительная

  изворотливость,

- приспособляемость,

- предприимчивость,

- ловкость,

- угодливость,

- умение возрождаться,

- расчётливость,

- стремление к обогащению.


Группа «Помещики города NN»

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с помещиками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с каждым помещиком (главы II–VI) и ответьте на следующие вопросы:

а) Как меняется  поведение Чичикова в зависимости от характера его собеседника?

б) В чём причины изменчивости героя? Что позволяет Чичикову так быстро и удачно приспособиться к каждому из помещиков?

(*Чтобы верно ответить на этот вопрос, присмотритесь к Чичикову в те моменты, когда он остаётся наедине с самим собой, когда ему нет нужды маскироваться и изменять себя ради приспособления).

в) Чем хитроумный путешественник похож на тех, с кем он обделывает свои дела?

2. Сделайте вывод, какие качества личности помогают Чичикову найти общий язык с помещиками и добиться от каждого из них того, что ему нужно?

- какое свойство характера позволяет главному герою поэмы легко оказаться зеркалом своего собеседника? Что отличает Чичикова от «небокоптителей»?

Тема: «Взаимоотношения Чичикова с чиновниками».

Проанализируйте взаимоотношения Чичикова с чиновниками губернского города NN (глава I) и ответьте на следующие вопросы:

а) какое мнение сложилось у чиновников о Чичикове?

б) в чём его «великая тайна нравиться»?

2. Сделайте вывод:

какие качества личности помогают Чичикову войти в полное доверие к чиновникам губернского города N?




III. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

- великолепное знание людей,

- поразительное умение 

  приспосабливаться к любым условиям

  (хамелеонство),

- наблюдательность,

- дипломатичность,

- терпеливость,

- настойчивость,

- угодливость,

- умение убеждать,

- льстивость,

- угодливость,

- вежливость,

- умение вести себя в обществе,


 


-Прочитайте, какие качества проявились у Чичикова в определенные периоды жизни.

I. Детство героя, учёба в городском училище.

II. Государственная служба.

III. Взаимоотношения с помещиками и чиновниками.

- стремление выбиться в люди,

- эгоизм,

- упорство,

- экономность,

- льстивость,

- лицемерие,

- способность добиться

   желаемого любой ценой,

- хитрость,

- целеустремлённость,

- расчетливость.


- исключительная

  целеустремлённость,

- воля, энергия,

- настойчивость,

- упорство,

- постоянная активность,

- цепкость,

- изумительная

  изворотливость,

- приспособляемость,

- предприимчивость,

- ловкость,

- угодливость,

- умение возрождаться,

- расчётливость,

- стремление к обогащению.

- великолепное знание людей,

- поразительное умение 

  приспосабливаться к любым условиям

  (хамелеонство),

- наблюдательность,

- дипломатичность,

- терпеливость,

- настойчивость,

- угодливость,

- умение убеждать,

- льстивость,

- угодливость,

- вежливость,

- умение вести себя в обществе,


 




6. Авторская позиция (общий вопрос на слайде)

СЛАЙД №17

Тема: «Отношение Гоголя к своему герою». (глава ХI)

Как называет Гоголь своего героя перед тем, как собирается познакомить читателя с его биографией?

Меняется ли мнение автора о Чичикове после рассказа о его жизни? Почему Гоголь уже не столь категоричен в своих оценках?

Какими определениями Гоголь заменяет слово «подлец»? Почему такая замена оказывается возможной?

       Чтобы верно ответить на этот вопрос, нужно вспомнить, что время, в которое создавалась поэма (I т. – 1835 - 1841 гг., а время, изображённое в нём, это примерно 1830 - 1832), – это время, когда в России и Европе начиналась эра коммерции и спекуляции, когда в гору пошли напористые Чичиковы, способные делать деньги из чего угодно и готовые пойти на что угодно ради этих же денег.

Что роднит Чичикова с другими персонажами поэмы (помещиками, чиновниками)? А что отличает «подлеца - приобретателя» от простых «накопителей»?

Сделайте обобщающий вывод по теме своего исследования:

   - Почему Гоголь сделал подлеца Чичикова героем своей поэмы?



7.Письменная работа: мини-сочинение


- А сейчас предлагаю вам, обобщая всё, сказанное на уроке, письменно ответить на вопрос: Является ли Чичиков бедой для России? Высказанное мнение прошу обосновать. Объём работы  – 5 предложений. Время работы -  5 минут.

8. Итог урока

СЛАЙД №18


- В начале урока мы отвечали на вопрос, кто же такой Чичиков, мошенник или предприниматель?

Обобщим все ваши высказывания в таблице. Один человек идет заполнять таблицу на компьютере.

Чичиков - мошенник

Чичиков- предприниматель

1.Обманывал одноклассников, продавая им пирожки.

2. Женился на дочери повытчика, чтобы получить должность, а потом бросил её.

3. Брал взятки.

4. Хотел обойти закон, скупая мертвых душ.

5. Обманывал людей.

6. Лицемерил.

7. Льстил помещикам и чиновникам

1. Экономил деньги, не тратил того, что дал ему отец.

2. Копил деньги, придумывая разные сделки с товарищами.

3. Каждый раз поднимался по карьерной лестнице, и, если случались неудачи, не падал духом и продолжал подниматься, придумывая разные идеи обогащения.

.

- Так чего же больше получилось?

- Значит, Чичиков, несмотря на отрицательные качества, все-таки предприниматель.

Он никого не убивал, не грабил, не обижал. И поэтому Гоголь взял его в качестве главного героя своей поэмы. Но если бы он был положительным героем, от него бы общество не отвернулось. Чем же заканчивается поэма?

СЛАЙД №19


Выразительное чтение «Русь-тройка»

..И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, – только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал?

Видео №3

Так заканчиваются приключения Чичикова.

10.Оценки

- Посчитайте жетоны.

11.Домашнее задание

Напишите сочинение-рассужение. Кто, по Вашему мнению, Чичиков, положительный или отрицательный герой?

11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Урок построен грамотно, но не увидела ни презентации, ни видеороликов (ссылки на них отсутствуют)

Вчера в 15:09

Спасибо за конспект, Виктория Вячеславовна! Понравилось домашнее задание. Выложите, пожалуйста, презентацию к уроку.

Вчера в 21:14