Открытый урок литературы в 5 классе
Тема урока: Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев». Драма как род литературы.
Аннотация: Сценарий открытого урока литературы в 5 классе: УМК «Литература» 5 класс под ред. В. Я. Коровиной. Учебный предмет: Литература. Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи урока: расширить представление учащихся о творчестве поэта С.Я. Маршака;
дать представление о драме как роде литературы;
раскрыть традиции народной сказки в пьесе С.Я.Маршака;
развивать навыки выразительного чтения как элемента культуры речи;
формировать умение анализировать художественное произведение;
формировать навыки работы в группе.
Оборудование: портрет С.Я.Маршака, выставка книг С.Я.Маршака; музыка, мультимедийный проектор, атрибуты для инсценирования эпизода из сказки «Двенадцать месяцев».
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Итак, друзья, внимание
Ведь прозвенел звонок
Садитесь, поудобнее,
Начнём скорей урок.
- Сегодня мы проводим открытый урок литературы. К нам пришли гости, давайте их поприветствуем.
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
(весёлым, интересным, познавательным)
Отчего это зависит? (Оттого как мы будем отвечать, внимательно слушать учителя, друг друга, дружно работать в команде.)
Правильно. Я желаю, чтобы урок прошёл с пользой и может быть вам удастся открыть что-то необычное в себе и своих друзьях.
2. Стадия вызова. Актуализация субъектного опыта учащихся. Ученическое целеполагание.
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, а вы верите в чудеса? А в сказки?
Урок литературы – один из самых интересных предметов в школьной программе. У вас есть возможность на уроке создать волшебную атмосферу своей фантазией, своими словами. Потому что каждый урок литературы – встреча с мастером слова, а не просто с поэтом и писателем.
2. Актуализация опорных знаний.
- Итак, мы продолжаем изучение творчества С.Я Маршака.
(видеофрагмент 12 месяцев на поляне» презентация?)
Работа над теорией литературы.
Ребята, вы уже знаете, что сказка С.Я. Маршака относится к литературным сказкам. А что вы еще знаете о литературных и народных сказках? Я предлагаю вам поработать в парах, прочитайте статью о сказках и заполните таблицу - опору. А затем мы обсудим наши результаты. (Слайд)
ЗАДАНИЕ:
Итак, у вас на столах листы с таблицей-опорой, заполните ее6 общие черты, различия.
Сказка народная |
Сказка литературная |
Общие черты |
|
Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка Фантастическое Герои дел-ся на положительных и отрицательных |
Построение сказки: зачин, развитие действия, кульминация, концовка Фантастическое Герои дел-ся на положительных и отрицательных |
Различия |
|
Нет конкретного автора |
Конкретный автор Герои созданные самим автором Определить время, место и действие Пишут сказки для постановки на сцене |
Текст
Сказка… Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес... И читатель сам воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая рыбка…
Сказки писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а литературные сказки могут занимать десятки страниц.
Некоторые писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции народных сказок.
(Вместе обсуждаем рез-т работы)
Ребята, произведение С.Я. Маршака «12 месяцев» - это не просто сказка, а сказка-пьеса.
- А какие жанры произведений вы знаете? (Стихи, сказки, драматические сказки, сказы, рассказы, повести)
Действительно, мир художественной литературы очень разнообразен, но принято в литературоведение объединять все произведения в три группы, рода.
Эпос |
Лирика |
Драма |
- А какие жанры этих родов вы знаете?
Слайд 1
Рассказ Повесть Роман |
Стихотворение Басня Поэма |
Пьеса Комедия Трагедия |
-А о чем обычно говорится в эпических произведениях? (повествуется о каких-то событиях из жизни героев)
- В лирических (рисуются отдельные состояния характера в отдельный момент жизни)
- А вот о третьем роде, т.е о драме, мы подробно поговорим сегодня на уроке.
Ребята, а как вы считаете о чем пойдет речь сегодня на уроке?
- Итак, откроем тетради, запишим в тетрадях тему нашегоурока «Художественные особенности пьесы-сказки С.Я. Маршака «12 месяцев»». Драма как род литературы. (СЛАЙД) Какие цели мы поставим пред собой: (СЛАЙД) - определить……………..(особенности пьесы как жанра) - сравнить……………….(драму с другими родами литературы) - научиться………………Понимать особенности чтения драмы - Воспитывать……………….чувство ответственности за свои поступки. Сегодня мы подробней познакомимся с драмой, дадим понятие этому роду литературы, выявим путем сравнения особенности этого рода литературы, поймем особенности чтения драмы. |
В тетрадях и на доске |
К какому роду литературы относится Сказка – пьеса С.Я. Маршака– драме. Попытаемся дать определение драмы.
А для этого поработаем в парах. Перед вами на партах 2 варианта произведения С.Я. Маршака «12 месяцев».
Первая – эпическая сказка с подзаголовком – новогодняя сказка.
Вторая – драматическая сказка.
Вот на основе сравнения этих сказок мы и дадим понятие ДРАМЫ.
- Мы уже с вами говорили об этих сказка, но мы в них сравнивали сюжет, героев
- Сегодня у нас задача: сравнить эти два одноименных произведения с целью выявления особенностей драматической сказки.
- Что легче пересказать? (эпическое повествование) А почему?
А пересказ какого произведения вызывает трудности и какие? Почему? (Драматическое)(Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене)
- Т.е., где же мы смогли бы, кроме книги, увидеть эту пьесу? (В театре)
Ребята, из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)
- Обратим внимание на то, что следует в обеих сказках после названия? (В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц, т.е. АФИША)
Повествованию предшествует афиша (СЛАЙД)
- Обратите внимание, что в тексте драматической сказки слова, заключенные в круглые скобки. А в этической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они нужны? Их роль? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в драматической сказке эти слова поясняют, как действуют персонажи)
- Это РЕМАРКИ - слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.
Итак, ребята, текст драмы состоит из монологов, диалогов, афиши и ремарок.
А как вы думаете, есть ли в драматической сказке описание (отдельное) внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)
- А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора) О внешности и характере персонажей мы узнаем из реплик героев.
Какое определение драмы вы могли бы дать?
(Драма – это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
Постановка пьесы
Друзья, а сейчас мы с вами отправимся в театр.
«Театр уж полон, ложи блещут».
И перед нами разыгрывается один из эпизодов прекрасной драматической сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Представим себе: Маленький домик на окраине города Жарко топится печка, за окнами метель, сумерки…
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке).
Работа над содержанием пьесы
А сейчас мы с вами поработаем в группах. Для каждой группы я подготовила вопросы, Обсудите и дайте связный и развернутый ответ.
1 группа.
Кто из героев стоит на стороне добра?
Какие их добрые дела и мысли показаны в пьесе?
2 группа.
Кто помогает Падчерице?
Почему ей помогают окружающие?
3 группа
За что наказаны отрицательные герои?
Что заставляет отрицательных героев пьесы-сказки измениться к лучшему?
(Ответы каждой из групп. Совместно делается вывод, почему в сказках всегда побеждает добро. Слайд )
- Итак, судьба доброй и трудолюбивой Падчерицы в пьесе С.Я. Маршака складывается счастливо, и справиться со злом помогает не только волшебство, но и положительные качества людей. Зло должно быть наказано, а добро должно торжествовать. В это верил русский народ, эта вера воплотилась в народных сказках, стала традицией. С.Я. Маршак в своей пьесе-сказке продолжил эту традицию.
(Вместе обсуждаем рез-т работы)
Характеристика героев.
Как и в народной сказке герои нашей сказки делятся на положительных и отрицательных:
Назовите положительных героев нашей сказки
(Слайд)
Положительные герои |
Отрицательные |
Падчерица Профессор 12 месяцев Солдат |
Старуха Дочка Королева |
Продолжаем работу в группах (3 мин.)
- подберите эпитеты характеризующие:
Королеву-
Падчерицу
Старуху
Дочку
(Слайд): (взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, избалованная, ленивая)
Какие же поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
(Инсценирование фрагмента пьесы- сказки)
И снова мы отправляемся в театр и пред нами герои сказки. Сцена в королевском дворце.
Мы вспомнили героев нашей сказки, а какие же из них часто встречаются в народных сказках?...............
Есть ли в пьесе сказке действующие лица не фольклорные, а литературные? (профессор, канцлер, солдат, глашатай, астролог)
Художественные особенности
Одной из художественной особенностью сказки являются образы - символы. Есть они и в сказке «12 месяце». Перечислите их (волшебное колечко, весенний цветок подснежник). А волшебное колечко приводит падчерицу к новогоднему костру, к братьям-месяцем. Подснежники - символы весны, просыпающейся жизни.
— Ребята, как вы думаете что в сказке жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? В сказке Маршака жизненны и правдивы характеры героев, их поступки. Правдиво изображены капризы Королевы, злоба и жадность Мачехи и Дочки, доброта Солдата, верность и сердечность Падчерицы.
Неправдоподобно, фантастично само существование братьев-Месяцев в виде людей, встреча девочки с ними у костра в лесу, превращение зимы в весну и потом быстрая смена всех времен года за короткое время.
Таким сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-Месяцы существуют. Маршак учит нас добру и состраданию. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью
и ложью и верим в добро и справедливость.
А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока. Я предлагаю вам выполнить Мини-тест
Что такое драма?
А) это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
Б) это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека
В) повествовательный род литературы. В центре внимания — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события
2. Что такое ремарка?
А) крылатые фразеологические выражения
Б) слова, сказанные героями
В) слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.
3. Символы пьесы –сказки?
А) береза
Б) подснежник
В) братья-месяцы
4. Из чего состоит драма?
А) актов, картин, действий, монологов, диалогов, ремарок, афиши
Б) актов, картин, сцен.
В) ремарок
(Слайд)
Ключ: 1 А), 2 Б), 3 Б), 4А)
Итак, вначале урока мы ставили перед собой цели, достигли ли вы их:
Рефлексия.
- Сегодня я узнал...
- Было интересно...
- Я выполнял задание...
- Я понял, что...
- Теперь я могу...
- Я почувствовал, что…….
- Я научился...
- Урок дал мне для жизни...
Мне хочется закончить урок словами писательницы М. Алигер: «Эта сказка заставляет поверить в то, что чудеса обязательно случаются в жизни, что только захоти, только будь хорошим, чистым, честным – и зацветут для тебя подснежники в январе и будешь ты счастлив…»
Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?
Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
Какой урок вы извлекли для себя?
Схема - опора
Сказка народная |
Сказка литературная |
Общие черты |
|
Различия |
|
Текст
Сказка… Кажется, само это слово светится и звенит, унося нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес... И читатель сам воображает себя смелым, сильным, а главное – справедливым и добрым героем волшебной сказки. Он сам готов сражаться против зла и коварства.
Все эти качества русской народной сказки привлекали к себе внимание писателей. И появились герои, созданные писательской фантазией: Золотой петушок, Золотая рыбка…
Сказки писателей (литературные сказки) отличаются от народных тем, что у них есть конкретный автор. У большинства народных сказок трудно определить время, в которое происходит событие. А вот в литературной сказке часто можно определить и время, и место действия. Народные сказки невелики по объёму, а литературные сказки могут занимать десятки страниц.
Некоторые писатели пишут сказки для постановки на сцене. Писатели продолжают традиции народных сказок.
-
Что такое драма?
А) это произведение художественной литературы, написанное для постановки на сцене.
Б) это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека
В) повествовательный род литературы. В центре внимания — жизнь человека, его взаимодействие с окружающими людьми, события
2. Что такое ремарка?
А) крылатые фразеологические выражения
Б) слова, сказанные героями
В) слова, заключенные в круглые скобки, с помощью которых автор помогает понять, как действуют герои.
3. Символы пьесы –сказки?
А) береза
Б) подснежник
В) братья-месяцы
4. Из чего состоит драма?
А) актов, картин, действий, монологов, диалогов, ремарок, афиши
Б) актов, картин, сцен.
В) ремарок
Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?
2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
3. Какой урок вы извлекли для себя, прочитав сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?
2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
3. Какой урок вы извлекли для себя, прочитав сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?
2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
3. Какой урок вы извлекли для себя, прочитав сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
Д/З написать мини-сочинение рассуждение на одну из тем:
1.Что вам нравится и не нравится в поступках королевы?
2.Как в сказке наказывается зло? Кто это зло олицетворяет?
3. Какой урок вы извлекли для себя, прочитав сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?
Славянская сказка в обработке С. Маршака
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Как же это случилось? А вот как.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела, а падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай, то хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь. Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была зима. Шёл январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники! Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:
— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет! Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
- подберите эпитеты характеризующие:
Королеву-
Падчерицу
Старуху
Дочку
( глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, избалованная, ленивая)