Открытый урок математики в 4 классе «Таблица умножения и деления числа 5»
Открытый урок математики, 4 класс
Тема: «Таблица умножения и деления числа 5»
Тип урока: Открытие новых знаний.
Цель: Создать условия для составления таблицы умножения числа 5 и соответствующих случаев деления и работать над ее запоминанием
Задачи:
Образовательная: Учить выполнять выражения на умножение и деление 5, на 5, учиться применять знания на практике, закреплять умение решать примеры и задачи, геометрические фигуры.
Коррекционно-развивающая: корригировать мыслительную деятельность через решение заданий и упражнений. Развивать память и внимание через решение примеров в быстром темпе и устно; мелкую моторику через письменные работы в тетради; зрительное восприятие через работу с проектором.
Воспитательная: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения, воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: составлять таблицы умножения и деления с числом 5, соответствующие случаи деления; решать простые и составные задачи; закреплять знания таблицы умножения и деления.
Метапредметные: Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: совместно с учителем находить и формулировать учебную проблему; совместно формулировать тему и цели урока; планировать решение учебной задачи (выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритмических действий).
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; самостоятельно находить способы решения проблемы.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; проявлять инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Личностные: осваивать позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач
Методы и приемы: объяснительно- иллюстративный, проблемный, частично- поисковый репродуктивный, словесный.
Деятельность учащихся: фронтальная, парная, индивидуальный опрос, самостоятельная
Технологии: ИКТ, игровые, здоровьесберегающие
Межпредметные связи: окружающий мир, моделирование различных ситуаций в виде схем.
Ресурсы урока: Рабочая программа, учебник «Математика» Т. В. Алышева, И. М. Яковлева, 1 часть, презентация; карточки для самостоятельной работы.
Необходимые технические средства и материалы для проведения урока: Мультимедийный проектор, компьютер, экран, колонки
Технологическая карта открытого урока математики
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые УУД | |||||||||||||||
1. Организационный момент | - Здравствуйте, ребята! Этот урок науке посвящается, На уроке постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. - Вспомним правила посадки. Руки на месте (на месте), Ноги на месте (на месте), Локти на месте (на месте, у края), Спинка прямая (прямая). Не забывайте о том, что правильная осанка, залог здоровья. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||||||||
2.Мотивация учебной деятельности | На уроке нам предстоит большая работа, а чтобы мы справились со всеми заданиями нужно работать активно, дружно. Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики. - Итак, повернитесь друг к другу, улыбнитесь . Откройте свою тетрадь, положите под наклоном, сядьте прямо и запишите число и классную работу. | -Записыюают число и классная работа. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому | |||||||||||||||
3.Актуализация знаний | Математическая разминка: Закрепление знаний по теме - Ребята, какое время года сейчас? - А чем замечательно это время года? Какие изменения происходят? - Посмотрите на экран. (Любуешься красотой осенних деревьев, часто идут дожди, прохладно, люди одеты в теплые вещи). Включаю запись звуков леса. Слайд 2 - Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. (Слышны звуки леса). -Что вы услышали? (шелест листьев, шум дождя). - Сегодня мы с вами совершим прогулку…А куда? Отгадайте загадку. Где деревьев миллионы? - Кто догадался, куда мы совершим путешествие? (В осенний лес) -Если мы сейчас решим эти примеры, мы узнаем, кто нас пригласил в осенний лес. Посмотрите на доску, работаем по цепочке. 90-10= 80 И 70-3= 63 Ж 31+8= 39 Ё 99+1= 100 К 80 – и, 63 – ж, 39 – Е, 100 - к - Расположите карточки с числами в порядке возрастания, и вы узнаете, кто к нам пришёл сегодня на урок. (Ежик) - Посмотрите, как здесь нарядно и красиво. - Чтобы войти в осенний лес, мы должны показать ежу, как хорошо и правильно мы умеем считать устно. Устный счет: - А теперь друзья за дело Математика нас ждет, Начинаем устный счет! - Вот мы и в лесу. - Посчитайте десятками до 100 и обратно. (Молодцы!) - Ежик предлагает нам решить веселые задачки. 1. Взял Антон лукошко, В лес пошёл Антон. Набрал грибов немножко…И их считает он: 3 лисички, 3 волнушки, 3 груздя и 3 чернушки. Сколько же грибов в лукошко Положить успел Антошка? 2. 6 пар танцуют польку, А всех танцоров сколько? (12) 3. В поле бабочки летали Лепестки цветов считали. На одном цветке их 5. Сможете вы сосчитать? Сколько будет лепестков, Если 3 всего цветков? (15) | записывают проверяют ответы | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: осознают свои | |||||||||||||||
4.Построение проекта выхода из затруднения. Постановка учебной задачи. | - Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (таблица умножения и деления с числом 5) Слайд 3 Таблица умножения и деления с числом 5. - Какая цель урока? Цель урока: Учиться….(составлять таблицу умножения и деления на 5, работать над ее запоминанием) Решать….. (будем решать задачи и примеры) - Да, я согласна с вами. Мы сегодня с вами составим таблицу умножения и деления на 5 и будем работать над её запоминанием. - Значит, какая сегодня тема урока? -Какая же цель урока? Девиз урока таков: Слайд 4 Так таблицу будем знать, Чтобы было все на 5! | (Учитель открывает тему на доске.) Отвечают на вопросы. Формулируют самостоятельно учебную задачу. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; | |||||||||||||||
Физминутка. | -Давайте немного отдохнём. -Сколько луковиц у нас, столько мы присядем раз. (5) -Сколько яблочек зелёных, столько сделаем наклонов. (4) -Сколько видим мы грибков, столько сделаем хлопков. (9) Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе. | | | |||||||||||||||
5.Открытие нового материала
| - Откройте учебники - Что такое умножение? Стихотворение «Что такое умножение?» Что такое Умножение? Это умное сложение. Чем слагать всё целый час. Умножения таблица
Вывод: - Почему первым в таблице умножения рассматривается случай 5 · 5? (предыдущие случаи уже известны) - С какого числа мы начнем умножение? (5х5=) 5х5=25 - Какой пример будет следующим? (5x6) 5х6=30 5х7=35 ….. - Итак, посмотрите на 1-ый столбик: Это таблица умножения числа 5. - Что интересного вы заметили? (Все ответы заканчиваются на 0 и на 5) Работа по плакату «Таблицу умножения на 5» | Отвечают на вопросы учителя и заполняют таблицу Составляют таблицу умножения на 5- Записывают в тетрадях Записывают самостоятельно | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: построение логической цепи рассуждений и доказательств; делать выводы на основе обобщения умозаключений. | |||||||||||||||
Музыкальная физкультминутка. | Тихая музыка. А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь посмотрите справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте. Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе. | Выполняют под музыку | | |||||||||||||||
6.Применение новых знаний | - Мы продолжаем наше путешествие по осеннему лесу. - А чем пахнет в лесу осенью? (Пахнет опавшими листьями, грибами). - Отличаются ли ароматы осеннего леса от ароматов летнего и весеннего? - А вот и белочка сделала запасы на зимы. На грибочках задания для вас. Давайте выполним задание, заодно закрепим таблицу умножения на 5. ( Каждый учащийся подходит к веревке с грибами) - Вспомним правила работы в паре. 1. Грибочки - задание: Работа в паре. Соотнесите значение с выражением 5х5= 45 7х5= 25 9х5= 35 6х5= 40 8х5= 30 (Cлабоуспевающим учащимся) 5 х…… = 25 7 x 5= 35 7 x …...= 35 5 x 5= 25 9 х……= 45 6 x 5= 30 х……= 30 8 x 5= 40 8 х …...= 40 9 x 5= 45 2. Ребята, что нам приносит осень, какие осенние дары? (овощи и фрукты) Ежик принес нам яблочки, а на них задание: Закрась числа, которые делятся на 5. Слайд 6
Проверим по слайду. Слайд 7. 3. Интерактивная игра "Проверим умножение" Слайд 8 | Выполняют работу в паре на карточках, сравнивают с эталоном - Работать дружно, тихо; - говорить по одному; - уметь слышать друг друга. Выполняют самостоятельно работу, сравнивают с эталоном | Коммуникативные: умение сотрудничать в парах. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; Коммуникативные: понимать задаваемые вопросы; использовать простые речевые средства. Регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. | |||||||||||||||
Гимнастика для глаз | - Ребята, погода испортилась, тучи затянули небо, подул холодный ветер и начали срывать листики. Понаблюдайте за ними. Слайд 8 А нам пора возвращаться в класс. | Делают гимнастику для глаз | | |||||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа по учебнику - А вот к нам в школу завезли крупный, вкусный картофель. -Давайте прочитаем задачу. Задача: В школу на обед привезли 4 ящика картошки по 5 кг в каждом. Сколько килограммов картошки привезли в столовую? - Вспомним алгоритм решения задач Читаем внимательно задачу. Составляем условие, схему. Решение. Записываем ответ. - Прочитайте задачу. - О чем говорится в задаче? - Сколько ящиков привезли? - Сколько в 1-м ящике? - Мы будем составлять условие или схему к задаче? - Можем ли мы ответить на вопрос задачи? - Сколько действий в задаче? (1) Решение задачи - Запишите выражение в тетрадь. Проверка. | Открывают учебники. Читают задачу Выполняют задания Ответы детей. Записывают решение задачи. Заполняют таблицу | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |||||||||||||||
8. Обобщение и систематизация знаний | - Назовите тему урока. - Где мы были? ( Мы были на прогулке в осеннем в лесу.) - Чему учились на уроке? (составлять таблицу, выполняли математические задания, решали задачу) -Какая цель на уроке была? -Достигли мы ее? Пригодятся ли вам эти знания и умения в жизни? | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Коммуникативные: Умение высказывать свое мнение. | |||||||||||||||
9. Рефлексия Д/ з | . На какую ступеньку вы поднялись на лестнице знаний? Слайд 9. - Я отлично знаю новый материал. - Сомневаюсь в знаниях -Я не знаю новый материал - Благодарю всех за урок. Слайд 10 Вы отлично потрудились сегодня на уроке математики, и я желаю вам счастливого пути по дороге знаний! Слайд 11 Д/ з стр. 121 № 19, учить таблицу умножения 5 | -Оценивают свою работу. Записывают задание на дом | Личностные: Умение оценить свою работу |
Учитель начальных классов Купрякова Л. А.