Этап урока
|
Ход урока
Деятельность учителя
|
Методы, приёмы, формы обучения
|
Средства
|
Деятельность учащихся на уроке
|
Предметные
|
Формирование УУД на каждом этапе урока
|
Мотивация к учебной деятельности.
|
Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Учитель задаёт вопросы, проверяет готовность к уроку.
-Сегодня среда?
-Сегодня вторник?
-У нас урок русского языка?
-У нас урок математики?
-Вы готовы к уроку?
-Вы будете лениться?
-Вы любите учиться?
-Тогда прошу садиться!
Вы записали число, классная работа. Какие орфограммы встретились в словах?
24 ноября.
Классная работа.
|
Словесный метод;
диалог, психологическая поддержка;
фронтальная
Межпредметная связь: русский язык (орфографическая минутка)
|
Мимика, жесты учителя
|
Дети проверяют свою готовность к уроку, отвечают «да», «нет», включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на работу.
|
|
Личностные: самоопределение.
Познавательные:
Регулятивные: волевая саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
|
Учитель организует актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
Задачи в стихах. Учитель читает загадки и одновременно показывает иллюстрации из сказок (картинки или слайд-шоу). Ребята считают, называют ответ, а затем вспоминают из какой сказки* (или мультфильма) герои и кто автор произведения) (Приложение 1)
А. Двое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им. 2х4=8
Б. У речки гуляли 4 утёнка
И 24 весёлых гусёнка.
Во сколько раз больше было гусят?
Во сколько раз меньше было утят? 24:4=6
В. К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (2+3)х7=35
Г. Восемь жёлтеньких цыплят,
восемь пухленьких зайчат,
Восемь лис и восемь кошек
Дружно выстроились в ряд.
Всех зверушек, все игрушки
К нам прислали в детский сад.
Помогите вы Валюше,
сосчитайте все игрушки. 8х4=32
Д. Мышка зёрна собирала
По три зёрнышка таскала,
Принесла их девять раз.
Каков мышкин стал запас? 9х3=27
Е. 9 пар танцуют польку,
Ну а всех танцоров сколько? 9х2=18
Ж. Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладий 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? 27:3=9
__________________
Уравнения. Реши уравнения.
Попробуйте из данных компонентов сложить уравнение. Запишите на доске.
:
|
х
|
=
|
42
|
7
|
·
|
y
|
=
|
4
|
24
|
:
|
х
|
=
|
6
|
8
|
:
|
х
|
=
|
5
|
40
|
42: х = 7 х : 6 = 8
4 · у = 24 40 : х = 5
Почему вы быстро нашли значение неизвестного? В каком уравнении значение неизвестного следует находить умножением?
Назови ответ.
56:7 7х8 40:5 6х5 56:8
4х2 32:4 24:3 8х8 9х8
Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание? Какую таблицу умножения повторили? Какой пример запоминается труднее? Какое выражение лишнее?
|
Словесный, практический, наглядный;
интеллектуальная разминка (устный счёт), устный опрос, диалог;
фронтальная
Межпредмтная связь: литературное чтение (задачи в стихах); изобразительное искусство (иллюстрации).
|
Тексты задач, карточки с цифрами и знаками, доска, картинки из детских сказок
|
Отвечают на вопросы учителя, вычисляют, решают задачи, вспоминают литературное произведение и автора
Из карточек составляют уравнения
Примеры записаны на доске
|
Знание арифметических действий, умение сравнивать, делать выводы, использовать изученные алгоритмы.
|
Личностные: познавательный интерес к учебному материалу. Регулятивные: контроль, коррекция.
Познавательные: ориентирование в своей системе знаний.
Коммуникативные: формирование умения слышать и слушать
|
Выявление места и причины затруднения
|
Предлагает заполнить ряд чисел и найти лишние числа.
4, 36, 18,45, 42, 27, 72, 60, 54,63
Организует диалог, в ходе которого помогает выявить место затруднения.
Поставьте эти числа в порядке увеличения.
Чем похожи эти числа? Почему они объединились в одну группу? Запиши числа, заполнив все окошки.
|
Словесный метод, частично-поисковый;
«найди лишнее» (исключение), подводящий диалог;
фронтальная
|
Доска
|
Находят лишнее число, поясняют свой ответ. Отвечают на вопросы учителя. Выявляют место затруднения.
|
Знание таблицы умножения на 2,3,4,5,6,7,8
|
Личностные: положительная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение вступать в диалог.
|
Построение проекта выхода из затруднения.
|
С помощью диалога помогает учащимся найти выход из затруднения.
Почему осталось ещё одно окно незаполненным? Что вы предлагаете?
Сформулируйте тему нашего урока. (Составление таблицы умножения и деления с числом 9).
|
Словесный, активный;
диалог, проблемный
ряд, точка зрения;
фронтальная
|
Доска
|
С помощью учителя определяют цель урока.
План построения таблицы.
|
Знание табличных случаев умножения и деления.
|
Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Регулятивные: умение выявлять проблему; понимать и принимать учебную задачу; целеполагание, прогнозирование.
Познавательные: умение определять учебную задачу.
Коммуникативные: вступать в диалог.
|
Реализация построенного проекта.
|
Учитель организует, координирует работу учащихся по составлению таблицы умножения с числом 9.
Детям раздаются карточки (Приложение 2), на которых они составляют таблицу. Затем учитель предлагает поверить выполненное задание в парах.
Использует ИКТ для дополнительной информации «Таблица умножения с числом 9 на пальцах рук» .
|
Практический (выполнение по алгоритму);
самостоятельная работа, тренировочные упражнения, ИКТ, взаимоконтроль;
индивидуальная, парная, фронтальная
|
Индивидуальные карточки, электронное приложение к учебнику по теме урока
|
Выполняют проект в соответствии с планом. Самостоятельное составление таблицы умножения и деления с числом 9. Взаимоконтроль.
|
Табличное умножение и деление.
|
Личностные: самоопределение к деятельности.
Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу; прогнозирование, контроль, коррекция.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.
|
Физкультминутка.
|
Обеспечивает отдых учащимся.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл,
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
(иллюстрация из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстой)
|
Фронтальная
|
|
Отдых.
|
|
Личностные: установка на здоровый образ жизни.
|
Первичное закрепление во внешней речи.
|
Организует работу у доски. Предлагает учащимся заполнить таблицу (Математика. Учебник. Ч.1. с. 65 (внизу). Начерчена табличка на доске.
Как изменяются числа во второй строчке?
|
Практический;
комментирование, запись с объяснением;
фронтальная
|
Доска, таблица
|
Заполняют таблицу с проговариванием.
|
Табличное умножение и деление с числом 9.
|
Личностные: самоопределение.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при изучении табличных случаев умножения и деления на 8 и 9.
Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Организует работу по учебнику: устный опрос, письменная работа.
1) С. 65 №1
1 и 2 стлб устно.
Какие знания проверяют первые два столбика?
3 и 4 письменно.
Какое правило нужно вспомнить, чтобы решить данные выражения?
Предлагает более успешно усваивающим программу по математике учащимся решить задания в рабочей тетради на печатной основе (с.51-52, №139,140)
2) c.65 №4
Какие знания помогут вам верно выполнить это задание?
Где ещё в своей жизни вы можете использовать единицы длины (нахождение периметра и площади)?
|
Практический, словесный;
работа с учебником, устный опрос, работа в тетради, тренировочные упражнения, дифференциация, самопроверка;
фронтальная, индивидуальная
|
Учебник, рабочие тетради на печатной основе
|
Работа по учебнику. Знание способов сложения, вычитания, умножения чисел в пределах100.
Повторение и закрепление темы «Единицы длины», комментируют
|
Применение знаний арифметических действий, свойств арифметических действий. Освоение таблицы умножения и деления с числом 9. Решение примеров в несколько действий.
|
Личностные: осознание практической важности знания таблицы умножения.
Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия; контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, осуществлять коррекцию. Познавательные: умение структурировать знания при выполнении действий в выражения со скобками и без них, ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач.
|
Включение в систему знаний и повторение
|
Организует работу по группам. Работа над задачей. Решение задачи. Предлагает учащимся объединиться в группы и поработать над задачей вместе С. 65 № 3.
Координирует работу учащихся в группе. Организует выступление групп, обмен мнениями.
|
Практический, частично-поисковый;
Интерактивный;
выделение главного, точка зрения, заполнение таблица, алгоритм, самостоятельная работа;
работа в группах (сотрудничество)
|
Таблица (заполни краткую запись задачи), учебник
|
Создают группы (по рядам). Читают задачу. Высказывают своё мнение,
обсуждают выбор. Дополняют таблицу. Решают.
Контроль. Мнение всех групп.
|
Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы; решать текстовые задачи; использовать знаково-символические средства, приёмы решения задач.
|
Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы.
Регулятивные: планировать свои учебные действия и действовать по плану; выбор действий в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.
|
Рефлексия учебной деятельности. Д.з.
|
Учитель через диалог вместе с учащимися подводит итог урока, оценку успешности работы детей. В чём упражнялись на уроке? Вы довольны своей работой на уроке? Где вам может пригодиться знание таблицы умножения? Проверьте свои знания.
Учитель проводит небольшой математический диктант.
9х9, 9х5, 72:9, 81:9, 7х9
Проверка.(81, 45, 8, 9,63)
Даёт комментарии по выполнению домашнего задания.
Д.з. с.65 № 6, повторять табл.умножения
Это задание поможет вам подготовиться к следующему уроку – что вам нужно вспомнить?
Как найти площадь квадрата? периметр квадрата?
Предлагает учащимся оценить работу на уроке с помощью рефлексивных карточек:
Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.
Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.
Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
|
Словесный, практический;
диалог, математический диктант, самопроверка, оценка успешности;
фронтальная
|
Текст, учебник, тетрадь, рефлексивные карточки
|
Записывают ответы.
Самопроверка.
Записывают д.з. в дневник.
|
Применение освоенных знаний – табличное умножение и деление с числом 9.
|
Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету.
Регулятивные: осуществлять контроль результата своей деятельности.
Познавательные: овладение логическим действием – обобщением. Коммуникативные: задавать вопросы и формулировать свои затруднения.
|
Адамова Нарема Семедовна
Вахрина Мария Ивановна