12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Першина Любовь Семёновна359
Россия, Кировская обл.

Разработка урока математики в 3 классе

Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 9».

Учитель:

Першина Любовь Семёновна

Урок математики

Класс: 3

Учитель: Першина Любовь Семёновна

Тема урока: Таблица умножения и деления с числом 9.

Цели: составить таблицу умножения и деления с числом 9, работать над её запоминанием; закрепить знания таблицы умножения, умение решать задачи изученных видов; учить рассуждать и делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

  • познавательные:

    предметные:

    регулятивные УУД: 

    • познакомить с табличными случаями умножения и деления на 9.

      активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся;

      знакомство и закрепление знаний табличных случаев умножения и деления с числом 9,

      усвоение и систематизация понятий: компоненты действий, периметр, площадь.

      действовать по плану и планировать свои учебные действия;

      адекватно оценивать свои достижения,

      осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления, прогнозировать результат;

Воспитательные:

  • коммуникативные:

    личностные: 

    • воспитывать  умение слушать и вступать в диалог;

      воспитывать  умение  участвовать в коллективном обсуждении проблем;

      воспитывать  умение  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

      воспитывать интерес к чтению и российскому кинематографу.

      воспитывать   учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

      воспитывать способность к самооценке;

      способствовать воспитанию активности, самостоятельности, продолжить формирование коммуникативных навыков.

Развивающие:

  • познавательные УУД:

    коммуникативные УУД:

    личностные УУД:

    • искать, получать и использовать информацию соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

      развивать речь, мышление, математические способности, внимание, умение выполнять операции анализа, синтеза;

      способность делать выводы на основе наблюдений и закономерностей;

      участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; умение работать в группах, анализировать;

      формировать у младших школьников учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения новой задачи,

      развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающим.

Планируемые результаты:


 

учащиеся научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 9 и пользоваться ею;

решать задачи изученных видов;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль своей деятельности;

слушать других и принимать новую точку зрения

Тип урока – урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся: работа в парах, в группах, фронтальная, индивидуальная работа.

Методы (по способу взаимодействия У и у): словесный, наглядный, практический, частично-поисковый.

Методы (в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения): активный, интерактивный.

 

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

Методы, приёмы, формы обучения

Средства

Деятельность учащихся на уроке

Предметные

Формирование УУД на каждом этапе урока

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствует учащихся. Настраивает на работу. Учитель задаёт вопросы, проверяет готовность к уроку.

-Сегодня среда?

-Сегодня вторник?

-У нас урок русского языка?

-У нас урок математики?

-Вы готовы к уроку?

-Вы будете лениться?

-Вы любите учиться?

-Тогда прошу садиться!

Вы записали число, классная работа. Какие орфограммы встретились в словах?

24 ноября.

Классная работа.

Словесный метод;

диалог, психологическая поддержка;

фронтальная


 


 


 


 


 

Межпредметная связь: русский язык (орфографическая минутка)

Мимика, жесты учителя

Дети проверяют свою готовность к уроку, отвечают «да», «нет», включаются в деловой ритм урока. Настраиваются на работу.


 

Личностные: самоопределение.

Познавательные:

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Учитель организует актуализацию изученных способов действий, мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.


 

Задачи в стихах. Учитель читает загадки и одновременно показывает иллюстрации из сказок (картинки или слайд-шоу). Ребята считают, называют ответ, а затем вспоминают из какой сказки* (или мультфильма) герои и кто автор произведения) (Приложение 1)


 

А. Двое шустрых поросят

Так замёрзли, аж дрожат.

Посчитайте и скажите:

Сколько валенок купить им. 2х4=8

Б. У речки гуляли 4 утёнка

И 24 весёлых гусёнка.

Во сколько раз больше было гусят?

Во сколько раз меньше было утят? 24:4=6

В. К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по 7 морковок съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок? (2+3)х7=35

Г. Восемь жёлтеньких цыплят,

восемь пухленьких зайчат,

Восемь лис и восемь кошек

Дружно выстроились в ряд.

Всех зверушек, все игрушки

К нам прислали в детский сад.

Помогите вы Валюше,

сосчитайте все игрушки. 8х4=32

Д. Мышка зёрна собирала

По три зёрнышка таскала,

Принесла их девять раз.

Каков мышкин стал запас? 9х3=27

Е. 9 пар танцуют польку,
Ну а всех танцоров сколько? 9х2=18

Ж. Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладий 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? 27:3=9

__________________

Уравнения. Реши уравнения.

Попробуйте из данных компонентов сложить уравнение. Запишите на доске.

:

х

=

42

7

·

y

=

4

24

:

х

=

6

8

:

х

=

5

40


 

42: х = 7           х : 6 = 8

4 · у = 24          40 : х = 5

Почему вы быстро нашли значение неизвестного? В каком уравнении значение неизвестного следует находить умножением?

Назови ответ.

56:7    7х8     40:5     6х5     56:8

4х2     32:4    24:3     8х8      9х8


 

Что нужно знать, чтобы правильно выполнить задание? Какую таблицу умножения повторили? Какой пример запоминается труднее? Какое выражение лишнее?

Словесный, практический, наглядный;

интеллектуальная разминка (устный счёт), устный опрос, диалог;

фронтальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Межпредмтная связь: литературное чтение (задачи в стихах); изобразительное искусство (иллюстрации).

Тексты задач, карточки с цифрами и знаками, доска, картинки из детских сказок

Отвечают на вопросы учителя, вычисляют, решают задачи, вспоминают литературное произведение и автора

Из карточек составляют уравнения

Примеры записаны на доске

Знание арифметических действий, умение сравнивать, делать выводы, использовать изученные алгоритмы.

Личностные:  познавательный интерес к учебному материалу. Регулятивные: контроль, коррекция.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний.

Коммуникативные: формирование умения слышать и слушать

Выявление места и причины затруднения

Предлагает заполнить ряд чисел и найти лишние числа.

4, 36, 18,45, 42, 27, 72, 60, 54,63

Организует диалог, в ходе которого помогает выявить место затруднения.

Поставьте эти числа в порядке увеличения.

18

27

36

45

54

63

72

 


 

Чем похожи эти числа? Почему они объединились в одну группу? Запиши числа, заполнив все окошки.

Словесный метод, частично-поисковый;


 

«найди лишнее» (исключение), подводящий диалог;


 

фронтальная

Доска

Находят лишнее число, поясняют свой ответ. Отвечают на вопросы учителя. Выявляют место затруднения.

Знание таблицы умножения на 2,3,4,5,6,7,8

Личностные: положительная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникативные: умение вступать в диалог.

Построение проекта выхода из затруднения.

С помощью диалога помогает учащимся найти выход из затруднения.

Почему осталось ещё одно окно незаполненным? Что вы предлагаете?

Сформулируйте тему нашего урока. (Составление таблицы умножения и деления с числом 9).


 

Словесный, активный;


 

диалог, проблемный

ряд, точка зрения;


 

фронтальная

Доска

С помощью учителя определяют цель урока.

План построения таблицы.

Знание табличных случаев умножения и деления.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

Регулятивные: умение выявлять проблему; понимать и принимать учебную задачу; целеполагание, прогнозирование.

Познавательные: умение определять учебную задачу.

Коммуникативные: вступать в диалог.

Реализация построенного проекта.

Учитель организует, координирует работу учащихся по составлению таблицы умножения с числом 9.

Детям раздаются карточки (Приложение 2), на которых они составляют таблицу. Затем учитель предлагает поверить выполненное задание в парах.

Использует ИКТ для дополнительной информации «Таблица умножения с числом 9 на пальцах рук» .

Практический (выполнение по алгоритму);


 

самостоятельная работа, тренировочные упражнения, ИКТ, взаимоконтроль;


 

индивидуальная, парная, фронтальная

Индивидуальные карточки, электронное приложение к учебнику по теме урока

Выполняют проект в соответствии с планом. Самостоятельное составление таблицы умножения и деления с числом 9. Взаимоконтроль.

Табличное умножение и деление.

Личностные: самоопределение к деятельности.

Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу; прогнозирование, контроль, коррекция.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Физкультминутка.

Обеспечивает отдых учащимся.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развёл, 

Ключик видно не нашёл. 

 Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

(иллюстрация из сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Толстой)

Фронтальная


 


 


 

Отдых.

 

Личностные: установка на здоровый образ жизни.

Первичное закрепление во внешней речи.

Организует работу у доски. Предлагает учащимся заполнить таблицу (Математика. Учебник. Ч.1. с. 65 (внизу). Начерчена табличка на доске.

b

1

2

3

4

5

6

7

8

9

bх9

                 


 

Как изменяются числа во второй строчке?

Практический;


 

комментирование, запись с объяснением;


 

фронтальная

Доска, таблица

Заполняют таблицу с проговариванием.

Табличное умножение и деление с числом 9.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при изучении табличных случаев умножения и деления на 8 и 9.

Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует работу по учебнику: устный опрос, письменная работа.

1) С. 65 №1

1 и 2 стлб устно.

Какие знания проверяют первые два столбика?

3 и 4 письменно.

Какое правило нужно вспомнить, чтобы решить данные выражения?

Предлагает более успешно усваивающим программу по математике учащимся решить задания в рабочей тетради на печатной основе (с.51-52, №139,140)

2) c.65 №4

Какие знания помогут вам верно выполнить это задание?

Где ещё в своей жизни вы можете использовать единицы длины (нахождение периметра и площади)?

Практический, словесный;


 

работа с учебником, устный опрос, работа в тетради, тренировочные упражнения, дифференциация, самопроверка;


 

фронтальная, индивидуальная

Учебник, рабочие тетради на печатной основе

Работа по учебнику. Знание способов сложения, вычитания, умножения чисел в пределах100.

Повторение и закрепление темы «Единицы длины», комментируют

Применение знаний арифметических действий, свойств арифметических действий. Освоение таблицы умножения и деления с числом 9. Решение примеров в несколько действий.

Личностные: осознание практической важности знания таблицы умножения.

Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия; контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, осуществлять коррекцию. Познавательные: умение структурировать знания при выполнении действий в выражения со скобками и без них, ориентироваться в учебнике. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач.

Включение в систему знаний и повторение

Организует работу по группам. Работа над задачей. Решение задачи. Предлагает учащимся объединиться в группы и поработать над задачей вместе С. 65 № 3.

Координирует работу учащихся в группе. Организует выступление групп, обмен мнениями.


 

Практический, частично-поисковый;

Интерактивный;


 

выделение главного, точка зрения, заполнение таблица, алгоритм, самостоятельная работа;


 

работа в группах (сотрудничество)

Таблица (заполни краткую запись задачи), учебник

Создают группы (по рядам). Читают задачу. Высказывают своё мнение,

обсуждают выбор. Дополняют таблицу. Решают.

Контроль. Мнение всех групп.

Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы; решать текстовые задачи; использовать знаково-символические средства, приёмы решения задач.

Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы.

Регулятивные: планировать свои учебные действия и действовать по плану; выбор действий в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника.

Рефлексия учебной деятельности. Д.з.

Учитель через диалог вместе с учащимися подводит итог урока, оценку успешности работы детей. В чём упражнялись на уроке? Вы довольны своей работой на уроке? Где вам может пригодиться знание таблицы умножения? Проверьте свои знания.

Учитель проводит небольшой математический диктант. 

9х9, 9х5, 72:9, 81:9, 7х9 

Проверка.(81, 45, 8, 9,63)

Даёт комментарии по выполнению домашнего задания.

Д.з. с.65 № 6, повторять табл.умножения

Это задание поможет вам подготовиться к следующему уроку – что вам нужно вспомнить?

Как найти площадь квадрата? периметр квадрата?

Предлагает учащимся оценить работу на уроке с помощью рефлексивных карточек:

Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.

Словесный, практический;


 

диалог, математический диктант, самопроверка, оценка успешности;


 

фронтальная

Текст, учебник, тетрадь, рефлексивные карточки

Записывают ответы.

Самопроверка.


 


 


 

Записывают д.з. в дневник.

Применение освоенных знаний – табличное умножение и деление с числом 9.

Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету.

Регулятивные: осуществлять контроль результата своей деятельности.

Познавательные: овладение логическим действием – обобщением. Коммуникативные: задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

 

 

 

Приложение 1.

С.В.Михалков. Три поросёнка (по мотивам английской сказки).

Г.Х.Андерсен. Гадкий утёнок.

В.Сутеев. Мешок яблок.

В.Катаев. Цветик-семицветик.

 

С.Маршак. Сказка о глупом мышонке.

Ладушки-ладушки. Потешка (УНТ)

Ш.Перро. Золушка.

Приложение 2*

Вариант 1

9·2=__

2·9=__

18: 9=__

18:2=9

9·3=__

3·9=__

27:9=__

__:3=__

9·4=__

__·__=__

__:9=__

36:__=__

__·__=__

5·9=__

__:9=__

45:5=__

__·__=__

6·9=__

__:9=__

54:6=__

9·7=__

7·9=__

63:9=__

__:__=__

9·8=__

8·9=__

72:9=__

__:__=__

9·__=

 

__:9=__

 

Вариант 2.

9·2=__

2·9=__

18: 9=__

18:2=9

9·3=__

3·9=__

27:9=__

__:3=__

9·4=__

__·__=__

36:9=__

36:__=__

9·5=__

5·9=__

45:9=__

__:5=__

9·6=__

__·9=__

54:9=__

54:6=__

9·7=__

7·9=__

63:9=__

__:7=9

9·8=__

8·9=__

72:9=__

72:__=9

9·__=

 

__:9=__

 

*Карточки составлены с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

 

 

 

Источники:

Рабочая программа по учебным предметам. Математика 3 класс.

Поурочные разработки по математике к УМК М.И.Моро. 3 класс. /Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. – М.:ВАКО, 2013

Математика 3 класс. Учебник. Часть 1. /М.И.Моро. –М., Просвещение, 2015

Электронное приложение к учебнику математики М.М.Моро/2015

e-libra.ru; skazka3porosenka.narod.ru; kinder-surprise-video.ru; od.vgorode.ua audioskazki.net/archives /;

Математика. 3-4 классы: поурочные планы по программе «Школа России» (компакт-диск). – Волгоград, «УЧИТЕЛЬ», 2015

Опубликовано


Комментарии (2)

Адамова Нарема Семедовна, 24.04.17 в 21:39 0Ответить Пожаловаться
Классно! Мне понравилось.
Першина Любовь Семёновна
Комментарий был удалён пользователем 25 апр 2017 в 19:12
Вахрина Мария Ивановна, 14.06.17 в 19:25 0Ответить Пожаловаться
Замечательная работа, возьму на заметку))))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.