Урок математики в 4 классе «Умножение и деление на однозначное число. Повторение»
Пять уроков по теме: «Умножение и деление на однозначное число. Повторение»
Урок 1.
Цель уроков: Закрепить навыки счета при умножении и делении на однозначное число.
Задачи:
- Тренировать способность к изученным приемам действий с многозначными числами, закрепить взаимосвязь между умножением и делением, компонентами и результатами эт их действий;
- Закрепить изученные приемы решения уравнений и текстовых задач;
- Уточнить и систематизировать представления о прямоугольниках и о треугольниках, их видах, сформировать способность к построению этих геометрических фигур;
- Формировать способности к рефлексии собственной деятельности;
- Тре нировать внима ние, память, речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, аналогию), творческие способности учащихся.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, интерактивная доска.
Ход урока 1:
Организационное начало.
- Ребята, мы отправляемся в межпланетное путешествие вместе с Алисой Селезневой.
Цель экспедиции – сбор редких животных для Московского зоопарка.
Члены экспедиции: профессор Селезнев;
Геннадий Полосков – командир корабля;
Механик Зеленый;
Алиса, дочь профессора Селезнева.
На доске появляется изображение экипажа (Презентация «Урок 1»: Слайд 2.).
- С собой необходимо взять вещи, которые пригодятся для работы. Назовите их. (Клетки, ловушки, продукты, лекарства, одежду и т.д.)
- Верно, а также посылки для тех людей и инопланетчиков, с которыми нам придется встретиться.
Актуализация знаний.
Устные вычисления.
Корабль уже на стартовой площадке, на него доставляют последний груз. Мы тоже направляемся к месту вылета. Определим, где это место.
На доске появляется текст (отрывок из школьного сочинения Алисы), в нем необходимо найти слова, в которых «спрятались» числа. (Слайд 3)
- Найти сумму этих чисел.
Стояла осень на дворе. Птицы готовились к перелету за тридевять земель, в теплые страны. С деревьев облетали листья и кружились в воздухе. В старом городском парке были совершенно новые скамейки. Их здесь было больше десятка, но лишь две из них были заняты в данный момент: на одной сидели три девчушки и весело смеялись, а на другой – дедушка с седой бородой и тросточкой. Он читал газету и изредка покачивал головой, глядя на девчушек, которые, по всей видимости, мешали ему наслаждаться тишиной старого парка.
(100 + 3 + 9 + 10 + 2 + 1 + 3 = 128)
На доске - карта московской области. (Слайд 4)
2. Самостоятельная работа.
- Стартовая площадка находится в 128 км от Москвы. Определить направление движения помогут примеры в учебнике (с.3, №6-решают самостоятельно).
Каждому ответу соответствует буква:
125160 С 299600 Т 73288 К
373500 В 270912 О 432060 О
373500 |
270912 |
125160 |
299600 |
432060 |
73288 |
В |
О |
С |
Т |
О |
К |
- Итак, мы отправляемся на стартовую площадку, которая находится в 128 км
восточнее Москвы.
- Пока не закончилась погрузка, нужно все проверить и пересчитать.
(Решаем задачу - с.3, №1). Дополнительный вопрос: Вишневый сок будет
отправлен археологам с системы 2-БЦ. Сколько литров сока они получат?
(Решаем задачу – с.3, №2). Дополнительно: Для астрономов с Марса отправили
столько же апельсинов, сколько яблок привезли в I столовую, разложив их
в 5 ящиков. Сколько ящиков с апельсинами нужно погрузить на корабль?
(Решаем устно №3 на с.3)
Дополнительно: Первый пункт назначения – Луна. Домашнее задание –
оформить один слайд – «Интересные факты о Луне в числах». Например, чему
равны лунные сутки и т.д.
Первичное закрепление материала.
- В момент погрузки к капитану корабля подошла бабушка в синей шали и
попросила передать маленькую посылочку для ее сына Коли на Альдебаран.
Капитан поинтересовался, что в посылке.
- Тортик ко дню рождения. Граммов 200, не более, - ответила старушка.
Сколько весит «тортик», если у Коли 130 друзей и каждому из них достанется
кусочек торта массой 200 г? (200 х (130 + 1) = 26200 г = 26 кг 200 г)
- Мы все проверили: груз на корабле, приборы работают нормально, погодные
условия удовлетворительные. Начинаем отсчет: 3, 2, 1, взлет! (Слайды 5, 6, 7)
(Решаем задачу №7) Дополнительно: Увеличьте сторону
квадрата в 1000 раз и узнайте площадь отпечатка,
который остался на стартовой площадке после взлета корабля.
5. Итог урока (рефлексия учебной деятельности):
- Заканчивается первый день нашего путешествия. Расскажите
о своих впечатлениях.
- Какие задания были легкими? Какие сложности испытали?
Чего вы ждете от этого путешествия?
Домашнее задание: с.3, № 4,5, слайд о Луне.
Приложение 1.
Для выполнения домашнего задания учитель сам может предложить детям материал о Луне, т.к. детям младшего школьного возраста еще сложно выбрать самостоятельно необходимую информацию.
Для оформления слайда детям достаточно сравнить некоторые параметры Земли и Луны и дополнить картинками или фотографиями.
Дополнительный материал к уроку 1.
Интересные факты о Луне в числах
День на Луне наступает почти мгновенно, как только из-за крутого лунного горизонта появляется краешек Солнца. И происходит это неожиданно. У нас, на Земле, восходу Солнца предшествует утренняя заря. А на Луне нет воздуха, рассеивающего солнечный свет. Поэтому ни утренних зорь, ни вечерних закатов там не бывает: была темень – и сразу свет!
Взошедшее Солнце очень медленно поднимается над горизонтом. Ведь в лунном мире солнечные сутки равны лунному месяцу, то есть длятся 29 земных суток 12 часов и 44 минуты. Почти 15 суток тянется день, который сменяется такой же долгой, нескончаемой ночью.
В течение продолжительного дня поверхность Луны очень сильно нагревается солнечными лучами. В области лунного экватора горные породы раскаляются до 134оС! На краях дневного полушария температура около 0оС. Зато долгой лунной ночью поверхность сковывают жестокие морозы, достигающие 170оС!
Столь разительные изменения температуры на Луне происходят из-за отсутствия у нее атмосферы.
Переломова Марина Петровна
Терехова Яна Ивановна