Статья на тему «Организация дистанционного обучения в период самоизоляции»
Целищева Елена Дмитриевна
учитель информатики
МАОУ «Лицей №1»
г. Березники Пермский край
Организация дистанционного обучения в период самоизоляции
В ситуации с самоизоляцией на помощь пришло дистанционное обучение. Такой формат обучения предоставляет возможность не прерывать учебный процесс в эпидемической ситуации.
Дистанционное обучение - это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет - технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:
электронная почта;
телеконференции;
пересылка данных (FTR- серверы);
гипертекстовые среды (WWW – серверы);
ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
видеоконференции.
При организации дистанционного обучения в период самоизоляции важно придерживаться следующих правил:
это соблюдать режим дня и учителям, и ученикам, и родителям;
платформ/сервисов не должно быть много, все они должны быть по техническим характеристикам доступны ученикам;
у ученика должна быть возможность быстро связаться с учителем, не ждать от него ответа 2-3 дня;
обязательно «живое» общение с помощью Skype, discord, zoom и т.д.
В настоящее время есть немало платформ/сервисов для организации дистанционного обучения:
Российская электронная школа;
Московская электронная школа;
Мои достижения – онлайн сервис самоподготовки и самопроверки;
Медиатека Издательства «Просвещения»;
Яндекс.Учебник;
Учи.ру – интерактивная образовательная онлайн-платформа;
Фоксфорд – онлайн-платформа образовательных курсов;
Якласс – цифровой образовательный ресурс для школ с множеством заданий и тестов;
Образовариум – интерактивная образовательная онлайн-платформа;
Lecta – образовательная онлайн-платформа;
МЭО (мобильное электронное образование) – онлайн курсы;
Skype – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций;
Zoom – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций;
Talky – ресурс для проведения онлайн- видеоконференций.
Работая учителем информатики МАОУ «Лицей №1» г. Березники я и ранее в своей работе использовала дистанционный формат обучения. Учащиеся до карантина были знакомы со многими онлайн-сервисами. Поэтому решила в своей работе на период самоизоляции использовать те интернет-ресурсы, с которыми ученики работали ранее.
1.Система электронных дневников и журналов «ЭПОС» https://school.permkrai.ru/. Система позволяет не только выставлять/просматривать оценки участникам образовательного процесса. Есть возможность прикрепления домашнего задания учителями, организация личной переписки с учениками, ученик имеет возможность выполнить домашнее задание и тут же отправить учителю на проверку. Есть библиотека электронных тестов, приложений и дистанционных уроков, но она пока в разработке.
2. Zoom - ресурс для проведения онлайн- видеоконференций. Бесплатный тариф позволяет проводить уроки по 40 минут. Есть возможность «демонстрация экрана», онлайн-доска.
3. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» используется:
для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся по освоению новыми знаниями, нестандартными способами решения задач;
для организации тематического повторения;
для организации текущего контроля знаний учащихся;
для проведения итоговых контрольных работ в формате ЕГЭ;
для контроля индивидуального уровня подготовки учащегося;
для ознакомления с правилами проверки экзаменационных работ.
4. Персональный сайт учителя информатики s90263q5.beget.tech/информатика/. Назначение сайта - помочь ученикам через странички сайта получить дополнительные материалы при подготовке к зачетам, контрольным работам, конкурсам. На сайте размещаются необходимые дополнительные материалы по предмету, ссылки на цифровые образовательные ресурсы, видеоматериалы, презентации, тесты. Имеется раздел «Вопросы и ответы». Предусмотрена возможность общения в реальном времени по средствам чата, связь с учителем через форму обратной связи, гостевая книга и система комментирования.
5. Социальная сеть ВКонтакте. Несколько лет назад создана группа «Домашнее задание по информатике» https://vk.com/club111608068. Функционирует и по настоящее время. В ней размещаются объявления для учеников, выкладывается необходимый материал для обучения, файлы и видеозаписи с онлайн-уроков и т.д.
6. Google формы можно использовать для создания тестов, презентации, работы с документами. Пример теста, который создан с помощью форм Googlehttps://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSer3DSMmE1HANFxwh7bL_fFX7kL4_Civ2nYB_qsxAImBiPLaw/viewform
7. Облачные сервисы Яндекс.Диск и Облако@Mail.Ru используются для хранения файлов.
При организации учителем дистанционного обучения важно повышать уровень ИКТ-компетенции. Для этого Корпорация «Российский учебник» организовывает онлайн-вебинары, на которых подробно рассказывается о формах и возможностях дистанционного обучения.
Коронавирус внёс в нашу жизнь свои коррективы, но это совершенно не означает, что она остановилась полностью.