Открытый урок на тему «Работа над гаммой на начальном этапе обучения игре на скрипке»
ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 6»
(МБУ ДО г.о. Самара «ДШИ")
Методическая разработка открытого урока
преподавателя по классу скрипки
Завалиной Наталии Викторовны
Тема урока:
Работа над гаммой на начальном этапе обучения игре на скрипке
Тип и вид занятия- комбинированное, индивидуальное.
Цель- приобщить ученика к занятиям гаммами, сформировать комплексное понимание основной цели занятий этим видом техники, сфокусировать внимание ребёнка на задачах и методах, в достижении этой цели. Выработка лёгкой и подвижной техники.
Задачи- 1) донести до ученика общее понятие и смысл гаммы в учебном процессе, на примере пьесы Н.Потоловского «Охотник» 2) сформировать двигательно-слуховые представления о составе мажорной и минорной гамм, последовательности тонов и полутонов, 3) добиться ровного звучания в целых нотах и в длинных легато, 4) отработать незаметную и плавную смену смычка и струн, 5) точное распределение смычка как в легато, так и в смешанных штрихах, 6) формирование свободных движений правой руки, 7) изучение арпеджио.
Возраст учащегося: 8 лет.
План урока
Приветствие. Знакомство ребёнка с темой урока.
Что же такое гамма?
«Гаммой», то есть названием третьей буквы греческого алфавита (альфа, бета, гамма), окрестил поступенный звукоряд Гвидо Д,Ареццо, музыкант XI века, которому мы обязаны и наименованием самих нот.
Во французском языке так же используется слово гамма. В других европейских языках используется слово лестница. В немецком Tonleiter- буквально лестница из звуков. В итальянском scala. В Италии в городе Милан есть даже театр с таким названием- La scala, центр оперной культуры. Это название ему досталось от одноимённой церкви, которая была на этом месте. А церковь в свою очередь названа в честь Реджины из старинного веронского рода скалигеров, которые долгое время были правителями Вероны в средние века. Сейчас я покажу их семейный герб и всё станет ясно. То есть на гербе рода скалигеров изображена лестница. Можно предположить, что их предки занимались изготовлением лестниц.
Так вот гамма- это звукоряд, хотя мне больше нравится слово скала, в смысле лестница, потому что именно в этом слове заключается смысл восходящего и нисходящего движения. Если сыграть все звуки подряд, уходя в правую сторону клавиатуры на фортепиано, то слышно, что они становятся всё выше. И струны у фортепиано в этой части тоньше. На скрипке, мне кажется, это более наглядно. Если подниматься всё выше и выше по грифу, как по невидимой лестнице, то струна по размеру сокращается и издаёт более высокие звуки «шаг за шагом».
Так вот гамма это важная часть полноценного развития скрипача. Регулярно занимаясь гаммами, музыкант поддерживает своё «исполнительское здоровье», слух, так же как регулярные физические упражнения, чистка зубов или правильное питание поддерживают наш организм.
Так же есть ещё один немаловажный момент. Во многих произведениях, которые мы играем очень часто встречаются гаммы или целиком или какая-то их часть. Вот не так давно мы разучивали песенку про охотника Н.Потоловского. Сейчас мы снова на неё посмотрим и проанализируем есть ли там место гамме, какая часть её присутствует, какими штрихами и что она изображает в этой пьесе. Игра. Анализ- в самом начале мы увидели нижний тетрахорд ре мажора. Это подряд идущие по две ноты ре, ми, фа и одна нота соль. На этих нотках мы пропеваем цифры, считаем и поём- «раз, два, три, че-ты-ре, пять». В следующем эпизоде, где мы видим гамму уже целиком это с пятого по девятый такты. Каждая нотка играется по 2 раза. Это дубль-штрих. Что здесь изображается восходящим движением? Какие динамические оттенки здесь присутствуют? Да, здесь изображено движение и приближение, а также подход к кульминации. Поэтому через восходящее движение гаммы ре мажор мы должны показать этот накал за счёт динамики, которая в свою очередь подготавливается постепенным крещендо, всё большим количеством смычка и небольшого аччелерандо, то есть ускорения. То есть за счёт вот этих средств выразительности самая обыкновенная гамма превращается в красочный образ, напряжение и развитие ситуации. Дальше, как мы видим идёт нисходящее движение гаммы. Но штрихи и динамика совсем другие, согласно словам, которые и диктуют какие средства нам нужны в данном эпизоде. Конечно, самая яркая часть этой песенки это, когда охотник приблизился и стреляет из ружья. Какие мы видим штрихи здесь? Конечно, это яркое и острое мартле, так похожее на выстрел «пиф-паф». Вторую часть «Охотника» можно разделить на два эпизода- сама кульминация и развязка. Кульминация играется ярко, насыщенно, на весь смычок. Затем сочетание двух четвертей и половинки. А вот развязка, когда убегает заяц, изображена уже другими средствами. Здесь и диминуэндо и меньшее количество смычка, и снова дубль-штрих и, именно, нисходящее движение нижнего тетрахорда ре мажора наиболее подходящее средство для изображения удаляющегося зайца. Почему это важно понимать и анализировать? Потому что от этого зависит художественный образ песенки. Звук, штрих и динамика- это краски и мазки для музыкальной картины. Вот на примере такой маленькой песенки можно рассмотреть с первоклассником использование гаммы и штрихов в ней.
Теперь мы перейдём непосредственно к изучению такой гаммы, как Ре мажор. Что нам необходимо знать при этом? Конечно, это состав гаммы. Расстояние между звуками- тон или полутон. Мажорная гамма состоит из 2 тонов, полутона, ещё трёх тонов и последнего полутона 7 и 1(8) ступени.
Сейчас мы попробуем сыграть гамму, вкладывая в неё это знание, анализируя каждый тон и полутон и найдём некоторый принцип игры именно на скрипке. Потому что однооктавная гамма Ре мажор на ре и ля струнах играется с одинаковой расстановкой пальцев. То есть 2 и 3 пальцы будут стоять рядышком друг с другом на расстоянии полутона.
Теперь мы поиграем нашу гамму разными штрихами. Я приготовила несколько наглядных упражнений. В штрихах деташе и легато нам необходимо внимательно следить за сменой смычка и струн. В длинных легато важно следить за тем, чтобы пальцы левой руки легко передавали импульс друг другу. То есть, отыгравший пальчик освобождается. В деташе и легато по 2, мы внимательно также следим за интонацией. У скрипки строй зональный. Это как в биатлоне, баскетболе или в дартсе. У спортсменов есть цель- это мишень, корзина для мяча или внутреннее узкое кольцо. У каждой ноты есть зона. И вот как в игре- нужно попасть в самый центр этой зоны, в «десяточку». И тогда через палец мы сможем ощутить импульс от струны. Звук яркий, звонкий, и в нём много эхо(обертонов). Вот когда мы идём по улице и на другой стороне встречаем свою подружку и обрадовавшись зовём её по имени, то если кто-то идёт с таким же именем, он автоматически поворачивает голову в сторону зовущего. Так и с чистыми нотками. Если мы точно ставим первым пальцем ному ми, то верхняя струна ми тоже резонирует (откликается).
Теперь попробуем сыграть гамму Ре мажор по ноткам, которые я принесла. В этих смешанных штрихах важно правильно распределять смычок, но одновременно следить за правой рукой, чтобы она была свободна.
Арпеджио это трезвучие, которое мы играем по одной нотке друг за другом, а не сразу три вместе аккордом. Это самые главные три ступеньки гаммы- 1,3 и 5. С чем можно это сравнить? Например с самым важным документом для человека- паспортом или свидетельством о рождении. В этих документах находятся самые важные сведения о человеке- его имя, фамилия, отчество, где и когда родился. То же и с тоническим трезвучим. Первая ступенька это имя, третья это лад, пятая это принадлежность к тонике, то есть эта ступенька больше всех тяготит к главной первой ступени. Как, например, яблоко упавшее с дерева принадлежит яблоне, а не груше или барбарису.
Сыграем арпеджио сначала по одной ноте- деташе, затем на легато по 3 нотки. На что важно обратить внимание- на интонацию каждой нотки в отдельности и в связи друг с другом, помнить о том, что 3 ступенька отвечает за лад. Ещё именно в арпеджио важно плавное соединение смычка. Потому что ноты идут непоследовательно и есть такой психологический соблазн их поломать за счёт резких движений.
Домашнее задание: занимаясь дома гаммой по такой же схеме, следить за интонацией, плавными движениями смычка и свободными пальцами обеих рук.
Вывод: Гамма- это важная составляющая ежедневных занятий любого скрипача. Бесхитростный звукоряд может стать огромной помощью в изучении произведений, укрепления игровых навыков и неотъемлемой частью «здорового образа жизни» музыканта, большого и маленького.
Список литературы:
1. А.Григорян. Начальная школа игры на скрипке. М., Музгиз, 1997г.
2. К.Родионов. Начальные уроки игры на скрипке. М., Музгиз, 1995г.
3. В.Мазель. Скрипач и его руки. Правая рука. Спб., Композитор, 2015г.
4. В.мазель. Скрипач и его руки. Левая рука. Спб., Композитор, 2015г.
5. Л.Ауэр. Моя школа игры на скрипке. М., Музыка, 1992г.
6. И.Лесман. Очерки по методике игры на скрипке. М., Музыка, 1964г.
7. С.Шальман. Я буду скрипачом. 33 беседы с юным музыкантом. Ленинград, Советский композитор, 1987г.
8. С.Шальман. Я буду скрипачом. В 3х частях. Спб., Композитор, 2012г.
9. А.Григорян. Гаммы и арпеджио. М., Россия, 1993г.
10. В.Ю.Григорьев. Методика обучения игре на скрипке. М., классика XXI, 2006г.
11. В.И.Руденко. Лекции по методике обучения игре на скрипке. М., Дека-ВС, 2018г.
12. Э.Пудовочкин. Опыт раннего группового обучения на скрипке. Спб., Композитор. 2013г.
13. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе. Мастер-класс. М.,
Классика XXI, 2006г.
Приложения: раздаточный материал
Завалина Наталия Викторовна