Открытый урок «Организация работы на уроках с дошкольниками, используя различные современные формы обучения»
Открытый урок
педагога ИЗО Ивкиной Е.Н. 17 декабря 2008 года.
Тема: «Организация работы на уроках с дошкольниками, используя различные современные формы обучения».
ЦЕЛЬ УРОКА: исследовать современные формы обучения навыков работы с цветной бумагой, на занятиях по аппликации детей дошкольного возраста (5-7 лет).
ЗАДАЧИ: развивать воображение, умение придумывать необычный образ, сопоставлять его с реальным и выделять необычные черты, делающие его сказочным (форма, цвет, характерные детали и т.п.). Формировать умение подбирать красивые цвета и их сочетания.
Познакомить детей с силуэтным вырезыванием целого изображения (птица), как бы рисуя ножницами на листе бумаги. Учить передать, где нужны плавные переходы.
ФОРМА УРОКА: Художественно – педагогическая игра.
ОБОРУДОВАНИ: магнитофон, аудиокассета с записью «Голоса птиц», П.И. Чайковского «Времена года» (фортепиано): 1.Март. «Песня жаворонка».
Используемая литература:
Т.С. Комарова Детское Художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез 2005.
Т.С. Комарова, А.И. Савенко Коллективное творчество дошкольников. – М.: Педагогическое общество России 2005.
Т.С. Комарова Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение 1978.
Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ. Под ред. докт. пед. наук Н.П. Сакулиной. – М.: Просвещение 1971.
Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Под ред. докт. пед. наук Т.С. Комарова. – М.: Просвещение 1991.
Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение 1982.
З.А. Богатеева Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение 1986.
Т.Г. Казокова Изобразительная деятельность младших дошкольников. – М.: Просвещение 1980.
Педагогика. Под ред. зас. деятеля науки РФ, докт. пед. наук, профессора П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России 2000.
И.П. Подласый Педагогика. – М.: ВЛАДОС 1999.
Т.С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез 2006.
Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: Аркти, 2003.
Е.А. Флерина Эстетическое воспитание дошкольника. – М.: 1961.
И.Л. Климина Маленький Волшебник. Методическое пособие для воспитателей детских обр. учр., учителей школ, студентов пед. учебных заведений.– Самара 2002.
В.А. Крутецкий Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1980.
Б.М. Неменский. Культура – Искусство - Образование. Цикл бесед. – М.: 1993.
Ежемесячный научно-методический журнал Дошк. Восп. А. Паславский Аппликация 127стр. – М.: 2001.
И.М. Петрова Объемная аппликация. – Санкт – Петербург «Детство-Пресс» 2007.
Н.Б. Рябко Занятия по изобразительной деятельности дошкольника. Бумажная пластика. – М.: Педагогическое общество России 2007.
Е.А. Янушко Аппликация. - М.: Мозаика-Синтез 2006.
С.И. Мусиенко, Г.В. Бутылкина Мастерим из бумаги. – М.: Просвещение 2007.
Вывод:
Достигнута ли цель? Поставленные цели и задачи были достигнуты.
Что получилось? Практически у всех детей был высокий уровень успеваемости. Дети научились правильно воспринимать поставленные задачи. Научились составлять грамотную композицию на листе бумаги.
Что не получилось? К сожаленью не все игровые моменты вошли в урок.
Дальнейшее развитие.
Мир аппликации – это удивительная и прекрасная страна, где живут красота и гармония, радость и доброта, сила и нежность, где все пронизано духом творчества и созидания.
На занятиях ребенок получает знания об окружающем мире вокруг и развитие эстетического вкуса, творческого восприятия этого окружающего мира. Нужно помнить, что ребенок получает знания об окружающем мире, через игру, поэтому занятия по аппликации проходит в игровой, театральной форме. Это помогает ребенку раскрываться как творческая личность.
Занятия по аппликации позволяют соблюдать и выполнять одно из важнейших условий сохранения интереса к творческой деятельности – ее разнообразие. Разнообразие изучаемых методов, способов и различных форм работы на занятиях по аппликации, способствуют возбуждению интереса к данным занятиям. Красота, образность, эмоциональность, изучаемого материала на занятиях аппликации заставляет детей с интересом следить за происходящим в течение занятии.
Сообщение педагога изо Ивкиной Е.Н.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и так далее. Такие занятия дарят детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Рисование, лепка и аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок, очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.
Проблему изобразительной деятельности в дошкольном учреждении рассматривают разные авторы, но все они придерживаются, что творчество в дошкольном возрасте одна из главных составляющих.
Доктор педагогических наук Т.С. Комарова. В «Программе воспитания в детском саду» большое внимание уделяется развитию детской изобразительной деятельности. Перед педагогом дошкольного учреждения ставятся задачи: учить детей видеть богатство цветов и форм предметов окружающего мира, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желания рисовать, лепить, вырезывать; развивать творческие способности; учить воспринимать произведения искусства.
Успешное развитие детского изобразительного творчества зависит от целого ряда условий. Главные из них – целенаправленное обучающее воздействие педагога, организующего деятельность детей; систематическое и последовательное развитие восприятия, представлений, на основе которых формируется изображение; обучение изобразительным умениям и навыкам.
Для каждой возрастной группы в программе детского сада указан объект занятий, навыков и умений, который должны усвоить дети, чтобы научиться передавать в рисунке, лепке, аппликации разнообразные предметы и явления окружающего их мира.
Н.П. Сакулина доктор педагогических наук. Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. И педагог создает для этого все условия: он, прежде всего, обеспечивает эмоционально-образные восприятия деятельности, формирует эстетические чувства и представления, развивает образное мышление и воображение, учит детей способам создания изображений, средствам их выразительного решения.
Нужно понимать, что аппликация это очень сложный предмет и для каждой возрастной группы своя методика обучения. Актуальность данной темы в том, что занятия аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития детей пяти – семи лет. Они способствуют развитию у них творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Чтобы получить хороший результат был выбран урок игра.