Открытый урок по чтению в 1 классе на тему «Знакомство с буквой "Й, й"»
Тема: «Знакомство с буквой «Й,й».
Цель:
- познакомить с буквой «Й, й», закрепить знания изученных букв,
формировать навыки плавного слогового чтения, формировать
понятие о родственных словах;
- развивать речь, фонематический слух, наблюдательность, умение
классифицировать, анализировать, сравнивать и обобщать,
обогащать словарный запас;
- воспитывать внимательность, усидчивость, старательность,
привить интерес к чтению.
Оборудование: букварь, схемы слов, предметные картинки, лента букв и сюжетная картинка, презентация.
План урока.
1. Организационный момент.
- Привлечь внимание учащихся.
- Психологический настрой.
Прозвенел уже звонок,
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать учиться,
Все заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
2. Повторение изученного.
Ответы на вопросы.
-Какая бывает речь?
- Из чего состоит речь? Из чего состоит предложение?
- Из чего состоят слова? Какие бывают звуки?
- Чем гласный звук, отличается от согласного?
Работа по ленте букв
Фонематическая зарядка.
Работа со скороговоркой.
Огорчённая сорока
Возвращается с урока.
Весь урок болтала с сойкой
И домой вернулась с двойкой.
3.Актуализация знаний
– Это что за птица к нам в гости прилетела?
У морей, озёр и рек
Часто видит человек -
Стаи смелых птиц летают,
Рыбу налету хватают:
На воде они хозяйки,
А зовутся птицы - (Чайки)
4. Постановка учебной задачи. «Открытие» детьми нового
– Сегодня у нас праздник новой буквы. Вам с гостями нужно поучаствовать в весёлых конкурсах.
– Послушайте стихотворение. Читает подготовленный ученик.
Быстро бегает джейран –
Грузовик опередил.
Ловко плавает кайман,
Потому что крокодил.
Чайка здорово летает
И парит легко, как пух.
Лайка просто так не лает –
Пёс – охотник, пёс – пастух.
– Кто к нам пришёл на праздник? (Джейран, кайман, чайка, лайка)
Джейран – небольшой быстроногий козлик, который живёт в пустыне.
Кайман – длинный зубастый крокодил.
Чайка – водоплавающая птица.
Лайка – порода охотничьих собак.
– А почему именно они пришли к нам в гости? Кто догадался? (В словах есть одинаковый звук [й'])
– Кто догадался, какова тема урока? (Звук [й'], буква й.)
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Искать в словах звук [й'], читать слова с буквой й, писать эту букву …)
– Да, сегодня у нас именинница й, поэтому мы должны всё узнать о звуке [й'] и букве й.
Игра: «Узнай звук!»
--- Хлопните в ладоши, если вы услышите [ й ] в словах:
лиса, лайка, игрок, лицо, умывальник, соловей, муравей, автобус, троллейбус, ножницы, машина, змей, имя, чай.
--- Как вы думаете, о чём будем говорить на уроке?
5. Сообщение темы и цели урока.
Знакомство с буквой Й, й.
6. Работа по теме урока.
– Что можете сказать о звуке [й']? (Он согласный)
– Какие бывают согласные звуки? (Твёрдые и мягкие)
– Произнесите этот звук мягко, а затем твёрдо. Что заметили? (Этот звук никогда не бывает твёрдым, он всегда мягкий)
– Какой буквой обозначается на письме этот звук? (Буквой Й. Показ учителем этой буквы.)--- Чайка нам принесла букву Й, й.
Эта буква не простая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На ее плечах сидит.
Букву Й зовут «И кратким».
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
--- Показ печатных букв Й, й.
Странная буква.
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
Слайды 9-13
в) Физминутка
7.Работа с учебником.
Работа с иллюстрацией.
- Как назвать одним словом людей, изображённых на иллюстрации?
(Солдаты, воины…)
- Почему здесь мы видим воинов в разной форме и с разным видом оружия? (Воины в русской армии разных времён)
- Наша страна очень большая и поэтому чужеземцы не раз пытались отвоевать часть русской земли. Но наша армия всегда была сильной и не позволяла врагам захватывать свои земли.
- Как называлась одежда древних воинов? (Кольчуга)
- А что защищало голову ? (Шлем)
- В верхней части иллюстрации изображён воин армии царя Петра Первого. У них совсем другая форма.
- Сможете найти здесь воина наших дней?
Чтение рассказа на стр. 35.
Посмотрите на иллюстрацию на соседней странице. Можно ли сказать, что на ней тоже изображён воин? (Можно, но он уже не воюет, потому что старенький.)
Читаем текст под иллюстрацией.
- Кем был дедушка на войне?
(Снайпером.)
- Кто такой снайпер? (Человек, который хорошо стреляет.)
- Какое слово является синонимом к слову снайпер? (стрелок)
- Какой медалью награждён дедушка? («За отвагу»)
Медаль «За отвагу» даётся за личное мужество и отвагу, проявленные при защите Родины и исполнение воинского долга в боях с врагами или при защите границ нашего Отечества.
- Подумайте, какие синонимы можно подобрать к слову «отвага»?
(смелость, храбрость, решительность, мужество, героизм, бесстрашие…) – всего 18 синонимов!
- Что говорит мама о дедушке?
- Как вы понимаете эту фразу?
8.Закрепление пройденного материала.
1) Работа в парах
- Я показываю вам схему слова, а вы ищите на карточках слово, подходящее к данной схеме.
ВОЙНА ГЕРОЙ ВОИН СНАЙПЕР
-Как вы думаете, почему мы с вами всё ещё допускаем ошибки в определении звукового состава слова? (Трудно. Не внимательны)
2) образование однокоренных прилагательных от имен существительных
Когда в нашей стране начиналась война, то люди всегда вставали на её защиту. Каким человек должен быть, чтобы стать героем, защитником своей страны, матери, девочки, маленького котенка?
Сегодня мы опишем мальчиков на картинке, используя родственные слова:
Добро- добрый зло- злой ум-умный глупость-глупый лень-ленивый труд-трудолюбивый
Какой мальчик вам нравится? А какой не нравится?
Давайте дадим описание мальчика, который в будущем сможет своими делами сберечь нашу планету по имени Земля.
Какая буква встречалась в словах, которые вы образовали?
Слайды 14-29
2) Игра в антонимы.
БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ
КРИВОЙ – ПРЯМОЙ БЕЛЫЙ – ЧЁРНЫЙ
УЗКИЙ – ШИРОКИЙ ДАЛЁКИЙ – БЛИЗКИЙ
КОРОТКИЙ – ДЛИННЫЙ ТОЛСТЫЙ – ТОНКИЙ
3) – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».
- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.
- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й).
Игра «Замени звук». Замените звук в середине слова на Й:
чаШка - чаЙка леСка – леЙка
лаПка – лаЙка реЧка – реЙка
моШка – моЙка соТка – соЙка
гаЛка – гаЙка реЧка – реЙка
9.Обобщение.по ленте букв слайд 30
10.Рефлексия.
Сегодня на уроке у мы познакомились …
Мы повторили …
У меня получилось …
У меня не получилось…
Моё настроение в конце урока… на смайлике
11. Итог урока.