Урок по русскому языку «Письмо заглавной буквы Й» (1 класс)

1
0
Материал опубликован 2 November 2015

ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Й

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференциро­ванного зрительно-двигательного образа заглавной буквы Й; содействовать формированию умения перекодировать звукофо­немную форму слова в буквенную и наоборот, выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднеплавное, нижнее); спо­собствовать развитию внимания, речевых умений, умения анали­зировать и обобщать.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся правильно сидеть за столом и поль­зоваться письменными принадлежностями в течение всего пе­риода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов;

писать заглавную букву Й на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями.

Метапредметные (критерии сформированное™, оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД):

Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: выполнять моделирование прописных букв; проводить анализ объектов с целью выделения признаков(суще­ственных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов; демонстри­ровать умение подводить под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать друго­го ученика - партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности.

Личностные: демонстрировать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; выполнять оценку своих поступков, действий, слов.

Сценарий урока

I.       Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятель­ности.

Игра «Доскажи словечко».

•          Дом на рельсах тут как тут,

Всех умчит он в пять минут.

Ты садись и не зевай,

Отправляется... (трамвай).

•          Что мы ели? Угадай!

Кара... (вай).

•          Что нам пели? Угадай!

Баю-... (бай).

•          Что за месяц? Угадай!

Месяц... (май).

• Что в стакане? Угадай!

Сладкий... (чай).

-           Произнесите по слогам угаданные слова. Что их объединя­ет? На какой звук оканчиваются все слова? (Звук [и’].)

-           Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с дру­гими буквами заглавную букву Й, которая обозначает согласный мягкий звук [й’], в первом слове предложения или в именах соб­ственных.

II.      Повторение звука [и’], изученного на уроке чтения.

-Дайте характеристику звуку [и’]. (Согласный мягкий звук.)

-           Определите позицию звука [и’] в словах: сильный, хоккей, шайба, йод, линейка, гайка, рейка, красный.

III.    Формирование зрительного образа заглавной буквы Й в памяти учащияхся.

Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы Й: ма­лой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.

-           Сравните большую печатную и заглавную письменную бу­квы Й.

-           Чем они похожи? Чем отличаются?

-           Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву Й.

-           Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Й. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон; полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)

-           Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетра­ди, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква Й.

-           Выполните конструирование заглавной буквы Й у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 38, 6, 12, необходимых для конструирования этой буквы, следует поло­жить шаблоны № 19, 36, 3, 20 для дифференцирования размера и формы элементов.

IV.        Проверьте правильность выполнения задания на конструи­рование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.) Формирование зрительно-двигательного образа бук­вы в памяти учащихся.

1.       Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания заглавной буквы Й на доске мелом.

- Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо пишем закругление, коснувшись ее (1), вниз опускаем прямую (2), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, кос­нувшись ее (3), до дополнительной линейки ведем плавную ли­нию, отклоняясь вправо (4). Вниз опускаем прямую (5), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (6), над буквой пишем полуовальную линию вправо (7).

Краткое описание: слева направо (1), вниз (2), вправо(З), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5), вправо (6), вправо (7).

2.       Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы Й под счет.

3.       Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередова­нии напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воз­духе», а затем под счет по тетради. (Тетрадь № 2, с. 30.)

4.       Имитация учащимися начертания буквы Й по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

Физкультминутка

Подготовка руки к письму.

V.       Письмо учащимися в тетради двигательных элемен­тов и заглавной буквы Й.

- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в те­чение выполнения задания одной строки.

VI.   При необходимости учитель оказывает индивидуальную по­мощь учащимся. 

-           Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Что здесь нарисовано?

-           Что делает мальчик?

-           Придумайте имя мальчику, чтобы в слове был звук [и’]. Прочитайте имя мальчика под рисунком. (Ной.)

-           Придумайте кличку щенку, чтобы в слове был звук [м’]. Прочитайте кличку собаки в тетради. (Лой.)

-           Почему слова «Ной» и «Лой» написаны с заглавной бук­вы? (Имена собственные.)

-           Проанализируйте слова «Ной» и «Лой». Сколько звуков в слове? Какой звук стоит в конце каждого слова? На какой звук падает ударение?

-           Проанализируйте виды соединений букв в данных словах и выполните письмо по образцу.

-           Рассмотрите схему текста. Сколько в нем предложений?

-           Составьте рассказ о мальчике Ное и собаке по кличке Лой по данной схеме.

-           Как можно назвать ваш рассказ?

-           Прочитайте предложение в тетради. Что вы узнали о собаке?

-           Сколько слов в предложении? Как пишутся слова в пред­ложении? С какой буквы пишут первое слово в предложении? Какой знак препинания стоит в конце предложения?

-           Проанализируйте каждое слово предложения.

-           Выполните письмо предложения по образцу.

VII.  Выполнение логических заданий с буквами.

-           Какие буквы написал Почемучка?

-           Сравните буквы У, И, р, Й и выделите в них общий эле­мент. (Общий элемент - полоска в форме прямой линии с за­круглением с двух сторон.)

-Обведите общий элемент предложенных букв и впишите его в рамку.

-          Переконструируйте заглавную букву Й в заглавную букву И.

-          Сравните буквы м-л. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть два одинаковых по форме и по размеру эле­мента: полоска в форме плавной линии и полоска в форме пря­мой линии с закруглением с одной стороны.)

-          Переконструируйте строчную букву м в строчную букву л.

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

VIII.                      Рисование узора-бордюра.

Учащиеся выполняют узор.

-          Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоски в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)

-          Какая птица нарисована в узоре? (Лебедь.)

IX.    Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-          Чему учились на уроке?

-          Какое задание особо привлекло ваше внимание? Чем?

-          Какую работу вам хотелось бы выполнить еще?

Комментарии
Комментариев пока нет.