Урок по русскому языку «Письмо заглавной буквы Й» (1 класс)
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ Й
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования в памяти обучающихся четко дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной буквы Й; содействовать формированию умения перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот, выполнять виды соединений букв в слове (верхнее, среднеплавное, нижнее); способствовать развитию внимания, речевых умений, умения анализировать и обобщать.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов;
писать заглавную букву Й на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями.
Метапредметные (критерии сформированное™, оценки компонентов универсальных учебных действий -УУД):
Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.
Познавательные: выполнять моделирование прописных букв; проводить анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерия для сравнения, классификации объектов; демонстрировать умение подводить под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности.
Личностные: демонстрировать знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; выполнять оценку своих поступков, действий, слов.
Сценарий урока
I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
Игра «Доскажи словечко».
• Дом на рельсах тут как тут,
Всех умчит он в пять минут.
Ты садись и не зевай,
Отправляется... (трамвай).
• Что мы ели? Угадай!
Кара... (вай).
• Что нам пели? Угадай!
Баю-... (бай).
• Что за месяц? Угадай!
Месяц... (май).
• Что в стакане? Угадай!
Сладкий... (чай).
- Произнесите по слогам угаданные слова. Что их объединяет? На какой звук оканчиваются все слова? (Звук [и’].)
- Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную букву Й, которая обозначает согласный мягкий звук [й’], в первом слове предложения или в именах собственных.
II. Повторение звука [и’], изученного на уроке чтения.
-Дайте характеристику звуку [и’]. (Согласный мягкий звук.)
- Определите позицию звука [и’] в словах: сильный, хоккей, шайба, йод, линейка, гайка, рейка, красный.
III. Формирование зрительного образа заглавной буквы Й в памяти учащияхся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы Й: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
- Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы Й.
- Чем они похожи? Чем отличаются?
- Далее учитель на магнитной доске конструирует заглавную букву Й.
- Назовите элементы, из которых состоит заглавная буква Й. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон; полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)
- Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква Й.
- Выполните конструирование заглавной буквы Й у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 38, 6, 12, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 19, 36, 3, 20 для дифференцирования размера и формы элементов.
IV. Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.) Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснения образца начертания заглавной буквы Й на доске мелом.
- Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо пишем закругление, коснувшись ее (1), вниз опускаем прямую (2), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (3), до дополнительной линейки ведем плавную линию, отклоняясь вправо (4). Вниз опускаем прямую (5), не дойдя до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись ее (6), над буквой пишем полуовальную линию вправо (7).
Краткое описание: слева направо (1), вниз (2), вправо(З), вверх, отклоняясь вправо (4), вниз (5), вправо (6), вправо (7).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы Й под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради. (Тетрадь № 2, с. 30.)
4. Имитация учащимися начертания буквы Й по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).
Физкультминутка
Подготовка руки к письму.
V. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы Й.
- Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
VI. При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
- Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Что здесь нарисовано?
- Что делает мальчик?
- Придумайте имя мальчику, чтобы в слове был звук [и’]. Прочитайте имя мальчика под рисунком. (Ной.)
- Придумайте кличку щенку, чтобы в слове был звук [м’]. Прочитайте кличку собаки в тетради. (Лой.)
- Почему слова «Ной» и «Лой» написаны с заглавной буквы? (Имена собственные.)
- Проанализируйте слова «Ной» и «Лой». Сколько звуков в слове? Какой звук стоит в конце каждого слова? На какой звук падает ударение?
- Проанализируйте виды соединений букв в данных словах и выполните письмо по образцу.
- Рассмотрите схему текста. Сколько в нем предложений?
- Составьте рассказ о мальчике Ное и собаке по кличке Лой по данной схеме.
- Как можно назвать ваш рассказ?
- Прочитайте предложение в тетради. Что вы узнали о собаке?
- Сколько слов в предложении? Как пишутся слова в предложении? С какой буквы пишут первое слово в предложении? Какой знак препинания стоит в конце предложения?
- Проанализируйте каждое слово предложения.
- Выполните письмо предложения по образцу.
VII. Выполнение логических заданий с буквами.
- Какие буквы написал Почемучка?
- Сравните буквы У, И, р, Й и выделите в них общий элемент. (Общий элемент - полоска в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)
-Обведите общий элемент предложенных букв и впишите его в рамку.
- Переконструируйте заглавную букву Й в заглавную букву И.
- Сравните буквы м-л. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть два одинаковых по форме и по размеру элемента: полоска в форме плавной линии и полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)
- Переконструируйте строчную букву м в строчную букву л.
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
VIII. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
- Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоски в форме прямой линии с закруглением с двух сторон.)
- Какая птица нарисована в узоре? (Лебедь.)
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
- Чему учились на уроке?
- Какое задание особо привлекло ваше внимание? Чем?
- Какую работу вам хотелось бы выполнить еще?