Урок чтения в 1 классе на тему «Чтение слов с буквой ь»
Пояснительная записка к презентации
Тема: «Чтение слов с буквой ь»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель: создать условия для закрепления у учащихся знаний о букве ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления.
Задачи урока:
Образовательные: Сформировать в памяти чёткий образ буквы; формировать навыки чтения слов с Ь – показателем мягкости согласных звуков;
Развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание;
Совершенствовать у учащихся умение работать с текстом;
Коррекционно - развивающие: Развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание; формировать умения самостоятельно строить и применять новое знание;
Воспитательные: Воспитание познавательного интереса к творчеству народных умельцев, чувства гордости за свою Родину.
Планируемые результаты (предметные): осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с этой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Личностные результаты: проявляют интерес к окружающей среде.
Основное содержание темы, понятия и термины: буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Оборудование и: мультимедиа, презентация, удочки с магнитами на конце, картинки рыб с магнитами и названиями на обратной стороне, картинки водоплавающих птиц с названиями на обратной стороне и магнитами, трафареты мягкого знака с дырочками шнурками для шнуровки, зелёный коврик, картинки цветов со словами, обозначающими действия на обратной стороне, листки с заданиями, контейнеры с гелем и солью, разрезные картинки (день, ночь), буквы для складывания слов (день, ночь), фонарик, мыльные пузыри.
Орг. момент. БУД
Учитель: Прозвенел для нас звонок. (Л) Осознание себя как ученика, Начинается урок. заинтересованного посещением школы, Тихо сели, ноги вместе. обучением, занятиями.
Книги, ручки – всё на месте. (Р) Умение адекватно соблюдать
Руки замерли у всех. ритуалы школьного поведения
Будем думать, будем слушать
И учиться лучше всех.
Основная часть.
Учитель: Ребята, мы с вами изучили уже (К) Использовать принятые ритуалы
больше половины букв русского алфавита. социального взаимодействия с
Мы знаем, что все буквы делятся на гласные. одноклассниками и учителем
которые мы обозначаем красным цветом и
согласные, мы их обозначаем синим. Но мягкий
знак мы не можем назвать не гласной и не
согласной буквой.
Изобразим мы мягкий знак (П) Наблюдать; работать с информацией,
Нежно, капелькой, вот так. понимать элементарное схематическое
Букву капелька смягчит, изображение.
Слово мягко зазвучит.
Игра «Шнуровка». (Р) Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
Учитель: Все идем на прогулку на рыбалку. (Р) Принимать цели и произвольно
Все встали и друг за другом идем лесной включаться в деятельность, следовать
тропинкой. предложенному плану
Чистоговорка: Ось – ось – ось - лось
Переступаем через упавшие деревья. (Л) Формировать целостный,
Идём высоко поднимая колени социально ориентированный взгляд на мир
Слайд.
Посмотрите, кого мы встретили. (П) Умение читать
Давайте прочитаем. На конце слова стоит буква Ь.
Чистоговорка: Едь – едь - едь - медведь
На пути у нас ямы, давайте их перепрыгивать. (Л) Формировать целостный,
Прыгаем двумя ногами вперёд. социально ориентированный взгляд на
мир
Слайд.
Посмотрите, кого мы встретили. (П) Умение читать
Давайте прочитаем. На конце слова стоит буква Ь.
Чистоговорка: Ень – ень - ень - пень
Убегаем от медведя. (Л) Формировать целостный,
Бежать друг за другом. социально ориентированный взгляд на
мир
Слайд.
Посмотрите, что мы встретили. (П) Умение читать
Давайте прочитаем. На конце слова стоит буква Ь.
Чистоговорка: Ель – ель - ель - ель
Сели и отдыхаем на пне. (Л) Формировать целостный,
Присели на месте. социально ориентированный взгляд на
мир
Слайд.
Посмотрите, что мы встретили. (П) Умение читать
Давайте прочитаем. На конце слова стоит буква Ь.
Учитель: Вот мы и пришли к пруду.
Игра «Рыбалка». Дети ловят рыбу и читают (К) Умение вступать в контакт и
названия: окунь, линь, карась. А также «кормят» работать в коллективе
водоплавающих птиц и читают их
названия: лебедь, гусь. (П) Умение читать
Учитель: Молодцы! А теперь давайте (К) Умение слушать и принимать
отдохнём на полянке. Соберём цветы. инструкцию к учебному заданию
Игра «Собери цветы». Прочитать слово на (П) Умение читать
обороте цветка и показать действие:
(мыть, пить, лить, спать, шить, петь).
Учитель: Возвращаемся в класс на автобусе. (Р) Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану
Физминутка Автобус.
Учитель: Мы вернулись в класс. (Р) Умение пользоваться учебной
Давайте присядем за парты и поиграем. мебелью
Ребята мягкий знак может изменить значение слова
Мягкий знак – хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Слайд. Читаем: хор – хорь. (П) Умение читать
Учитель: Молодцы.
Слайд. Читаем: угол – уголь. (П) Умение читать
Учитель: Молодцы.
Слайд. Читаем: мел – мель. (П) Умение читать
Закрепление.
Учитель: Молодцы. А теперь мы (П) Умение читать и писать
выполним письменное задание на листках.
Нужно вставить мягкий знак, прочитать слово.
Соединить слово с картинкой.
Учитель: Молодцы. (К) Умение договариваться и изменять
Игра с солью и гелем. свое поведение
Написать по соли слова: соль, пень, олень, ель.
Учитель: Молодцы.
Игра «День – ночь». (К) Умение обращаться за помощью и
Собрать разрезную картинку. принимать помощь
Работа у доски
Собрать слово из букв.
Учитель: Правильно. Давайте посчитаем (К) Умение слушать и принимать
Количество букв и звуков в словах. инструкцию к учебному заданию
(букв 4, звуков 3)
Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим (П) Умение пользоваться знаками,
и произносим. символами.
Релаксация.
Учитель: Ребята, урок-прогулка (Р) Умение адекватно соблюдать
заканчивается. Вспомните, что мы сегодня ритуалы школьного поведения
делали?
Ответы детей с помощью учителя, тьютера.
Воспитатель: Днём светит солнышко и (Р) Соотносить свои действия и их
получается тень. Давайте поиграем с тенью. результаты с заданными образцами.
Игра «Теневой театр». (К) Умение сотрудничать со взрослыми
Покажите гуся, оленя, голубя, собаку. и одноклассниками.
Учитель: С каким настроением вы (Р) Умение адекватно соблюдать
завершаете урок? Встаньте те, у кого настроение ритуалы школьного поведения.
отличное. А теперь те, у кого настроение не очень
хорошее.
Учитель: Вы сегодня молодцы, выполнили
все задания. Поэтому получаете сюрприз –
мыльные пузыри. В слове пузырь тоже есть
мягкий знак.