Открытый урок по литературе на тему «Иван Сергеевич Тургенев»

3
0
Материал опубликован 4 January 2022

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Полетаевская средняя общеобразовательная школа»













Открытый урок по литературе на тему:

«Иван Сергеевич Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Их гуманный пафос. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Мастерство И.С Тургенева в изображении природы».



Автор: Р.Я. Аскарова

учитель русского языка и литературы , высшая квалификационная категория





















П. Полетаево

2022

Иван Сергеевич Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника». Их гуманный пафос. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Мастерство И.С Тургенева в изображении природы.


1.Познакомить учащихся с биографией и творчеством писателя, с содержанием рассказа «Бирюк» из цикла «Записки охотника».

2.Развивать у школьников навыки составления социально-психологической характеристики персонажа через описание портрета, пейзажа, интерьера, речи и поступков героя.

3.Воспитывать чувства сострадания, гуманного отношения к человеку.


Проектор, экран, мультимедийная презентация.


Портрет И.С Тургенева, тексты произведения, кластеры, альбомные листы, краски, кисти, лингвистические словари.


Угнетать рабством себе подобных – беззаконно.

Д.И. Фонвизин


Тема. Цель.

Новый материал.

-Вступительное слово учителя.

Ребята, что вы знаете об И.С. Тургеневе?

-Имя Тургенева нам всем знакомо с детства по повести «Муму», по «Запискам охотника».Он родился в Орле 12 октября 1818 года.

Мать, Варвара Петровна,- очень богатая помещица, вышла замуж за военного. Она отличалась очень властным, жестоким характером, в ее поместье царил деспотичный суровый произвол хозяйки, беспощадной со своими крепостными и слугами.


Именно здесь, добрый и мягкий от природы И.С.Тургенев научился ненавидеть крепостничество и после смерти матери многих ее слуг отпустил на волю.

Здесь же он, в окружающих его лесах и лугах, учился любить простую русскую природу. О дорогом ему Спасском Тургенев говорил: «Я провел здесь лучшие годы своей жизни.» Он знал каждый уголок своего парка, рано полюбил охоту, часто с ружьем бродил по берегам реки Десны, по лесам и болотам.

И.С.Тургенев является необыкновенным мастером изображения картины русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием писателя и его героев. В.Г. Белинский говорил: «Его картины всегда верны ,вы всегда узнаете в них нашу родную русскую природу.»Тургенев описывает поле и лес в различные времена года, в различные времена суток. Его пейзаж подвижен: он живет, изменяется. Тургенев обнаруживает себя тонким наблюдателем различных оттенков красок, звуков, запахов поля и леса при переходе от лета к осени, от дня к ночи, от солнечной погоды к ненастью. В большинстве случаев картины природы у Тургенева невелики по объему. Для них характерны сжатость и лаконичность.

В1847 году после опубликования первых рассказов из будущих «Записок охотника»,Тургенев стал самостоятельным писателем. Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Со страниц книги встает многогранный, чуть идеализированный образ народа. Крестьяне-крепостные, зависимые люди, но крепостное право не превратила их в рабов, духовно они свободнее и богаче господ. Существование сильных, мужественных, ярких народных характеров превращало крепостное право в позор и унижение России, в общественное явление, несовместимое с нравственным достоинством русского человека. Герои «Записок охотника» - простые люди, чьи поступки и отношения к жизни говорят об их высоком благородстве, о глубине их чувств.


Закрепление.

Ребята, дома вы прочитали рассказ « Бирюк», какое чувство он вызвал у вас?

В нём очень много непонятных слов, отражающих ту эпоху. Давайте объясним значение некоторых из них.

Какова главная мысль произведения? Для чего написан рассказ?

Кто из героев вам понравился? Почему?

Что обозначает слово «Бирюк»? Имя? Прозвище?

«Бирюк» - по словарю В. Даля, обозначает:

Зверь;

Волк-одиночка;

Нелюдимый угрюмый человек;

Какие ассоциации у вас возникают, при словах зверь, волк?

Лес, страх, хищник, колдовство, суеверие

Почему хороший человек назван Бирюком? Давайте поподробнее узнаем об этом герое? Какие вопросы интересуют нас, когда мы хотим узнать информацию о человеке?

Как он выглядит, то есть мы хотим описать его портрет

Где и как живёт, то есть мы хотим описать интерьер

Как он ведёт себя с окружающими, как говорит, то есть нас интересуют его поступки и речь

IV. Тренировочные задания

Образ Бирюка

Портрет

Интерьер

Речь и поступки

Пейзаж

Портрет.

Что такое портрет? Какую роль он играет в художественном произведении?

Найдите в тексте и зачитайте описание портрета

Какие художественно-выразительные средства он использует?

Устно нарисуйте портрет, каким его представляете

Что узнали о характере главного героя благодаря портрету?

Заполните таблицу.

Внешние проявления

Внутренние качества

Подневольный, мрачный, нелюдимый, хмурый, грозный, грубый, немногословный, сильный физически, необщительный, одинокий, покинутый, бедный.

Мужественный, совестливый, сострадательный, добросовестный, великодушный, добрый, отзывчивый, понимающий, хозяйственный, заботливый, честный.



Интерьер.

Что такое интерьер? Какую роль он играет в художественном произведении?

Найдите в тексте и выразительно прочитайте описание избы Бирюка.

Устно нарисуйте картину избы, которую вы представили себе?

Что говорит автор о жилье Бирюка?

Как это описание помогает понять характер главного героя?

Третья группа. Речь и поведение героя.

Что говорят в деревне о Бирюке?

Найдите и приготовьте чтение по ролям диалогов:

Лесник – охотник;

Лесник – мужик – вор;

Что такое диалог? Какую роль он играет в художественном произведении?

Что узнали о герое про его речи?

Какие поступки совершает Бирюк? Как в этом сказывается его характер?

Четвёртая группа. Пейзаж.

Что такое пейзаж? Какое значение он играет в художественном произведении?

Прочитайте выразительно описание природы. Как оно соотносится с образом главного героя?

Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

Нарисуйте три фрагмента (описание природы в тексте).

Итог. Вывод.

Итак, вернёмся к главному вопросу «почему хороший человек назван Бирюком?» Каков он на самом деле? Что делает его Бирюком?

Объясните значение эпиграфа? Как он соотносится с главной мыслью произведения?

Заполните кластеры.

Домашнее задание.

Напишите стихотворение о Бирюке.

Подготовить рассказ о нём, опираясь на план характеристики литературного героя.








Тема




Цели










Оборудование


Оформление урока


Эпиграф




Вступительное слово учителя












































Беседа по тексту






Словарная работа

































Групповая работа









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.