Открытый урок по математике в 3 классе на тему «Проверка умножения»
Открытый урок по математике в 3 классе
Проверка умножения
Фарапонова Лидия Федоровна,
учитель начальных классов
Севского филиала МБОУ-СОШ №2
имени И.Г.Петровского г.Севска
2015 год.
Тема урока: Проверка умножения
Цели урока:
образовательные: усвоение полученных знаний, умений и навыков при выполнении проверки умножения делением, развитие умения переносить навыки в сходные и новые условия, закрепление вычислительных навыков, умения решать задачи изученных видов, находить значения буквенных выражений.
развивающие: развитие наблюдательности и умения рассуждать, логического мышления, внимания и интереса к предмету.
воспитательные: воспитывать навыки самоконтроля и самопроверки; доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.
Задачи урока:
Формировать умения и знания для проверки умножения делением, закреплять полученные знания, умения и навыки при делении и умножении двузначных чисел на однозначные.
Развивать навыки устного счета.
Развивать логическое мышление.
Планируемые результаты:
Предметные:
Овладение основами логического мышления, основами счёта.
Умение проверять результат умножения делением.
Умение самостоятельно решать задачи изученных видов.
Умение построения логической цепи рассуждения.
Личностные:
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.
Умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные:
Умение обнаруживать недостоверность получаемой информации.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Дополнительные материалы: электронное приложение к учебнику М.И. Моро «Математика» 3 класс, иллюстрации к устному счёту.
Тема урока: Проверка умножения
Данный урок был проведен в 3 классе, в котором 7 учеников, из которых 5 мальчиков и 2 девочки.
Программа «Школа России», автор учебника математики: Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.
Раздел учебника: Числа от 1 до 100. Умножение и деление.
Количество часов в неделю: 4 часа, в год: 136 учебных часов.
На первом этапе «Организационный момент» происходит эмоциональный настрой учащихся на работу. Этот этап урока настроил на доброжелательную обстановку, активизировал внимание учеников. Результатом такого взаимодействия явилась готовность к учебной деятельности. На втором этапе «Актуализация опорных знаний» проведена интегративная разминка и устный счёт, который подготавливает обучающихся к знакомству с новым материалом. На третьем этапе «Самоопределение к деятельности» учитель выдвигает проблему, решив которую обучающиеся сами определяют тему урока и ставят задачи урока. На четвёртом этапе «Изучение нового материала» учащиеся знакомятся с ресурсом ЭОР, в котором представлено объяснение нового материала. На пятом этапе «Первичное закрепление нового материала» самостоятельно с помощью учебника знакомятся с новым материалом. Выполненные задания сравнивают с эталоном. На шестом этапе «Релаксационная пауза» дети отдыхают, происходит мобилизация сил и энергии. На седьмом этапе «Закрепление изученного материала» происходит работа с задачей. Разбор задачи происходит фронтально и запись условия на доске, затем обучающиеся самостоятельно решают задачу с дифференцированным заданием. В заключении этапа происходит взаимопроверка задачи с эталоном. На восьмом этапе «Контроль» обучающиеся выполняют дифференцированную самостоятельную работу, которую проверяют, объединившись в сектора (группы). На девятом этапе «Рефлексия» происходит подведение итогов урока, выяснение, были ли достигнуты поставленные задачи. На десятом этапе «Домашнее задание» происходит объяснение дифференцированного домашнего задания с правом выбора.
Методы: деятельный, проблемный, наглядно – демонстративный, частично – поисковый, практический
Инновационные технологии: технологии компьютерного обучения, развивающего обучения, деятельного подхода в обучении, словесно – продуктивный, проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения.
Используемая аппаратура: компьютер, мультимедийный проектор,
Активные формы обучения: работа в группах, работа в парах.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникатив ные |
|||
Организационный момент. (1 мин.)
|
Приветствует и мотивирует обучающихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на работу на уроке. - Здравствуйте! Все расселись по местам, никому не тесно! По секрету скажу вам, будет интересно! Будем мы считать, писать и решать задачи! Чтоб сегодня, как всегда, в руки шла удача! Узнаем новый материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: Это всё умею я! - Начнем урок с хорошего настроения. Сядьте правильно, подпишите число 6 февраля и Классная работа.
-Девиз нашего урока: прочитаем хором: «Математику учить – ум точить» (таблица на доске) - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Как вы считаете, зачем нужно знать математику? |
Приветствуют учителя.
Подписывают число.
Читают хором девиз.
В наше время, чтобы строить, и машиной управлять,прежде нужно уже в школе математику узнать. На работе современной, в годы мирного труда, при расчёта непременно математика нужна! |
Приветствие учителя и учающихся. |
||
Актуализация опорных знаний. (7 мин.) 1.Интегративная разминка.
2.Устный счёт.
|
Учитель в быстром темпе задает вопросы учащимся. – Ответьте на мои вопросы. -Сколько месяцев в году? - К какому времени года относится февраль? -Какой он по счету? - Какое мировое грандиозное событие произойдёт завтра, 7 февраля? Российская чемпионка по фигурному катанию Алина Кабаева зажжёт Олимпийский огонь в Сочи. (слайд №1) - Я предлагаю вам поучаствовать в зимних Олимпийских играх. - Как вы думаете, чтобы принимать участие в Олимпиаде и стать олимпийским чемпионом, какими качествами должен обладать спортсмен? -Чтобы стать чемпионом, нужно много тренироваться. Чтобы иметь хорошую оценку по математике, тоже нужна тренировка, только это тренировка для ума. С неё мы и начнём. Итак, внимание! Разминка 1.На экране ряд чисел: (на доске) 27, 36, 45, ..., …, …, …, …, … . 16, 20, 24, …, …., …, …, … . - Найдите закономерность и продолжите ряд, запишите ещё 4 числа. - Прочитайте числа. 2. – Решите задачки в стихах. У стола четыре ножки. А вопрос таков: Сколько вместе будет ножек у пяти столов? (20) 3. 48 ярких книжек Раз купили 8 мышек. Но понять не могут мышки, Как им книжки поделить, Чтобы по ошибке книжкой Никого не обделить. Им не справиться самим, Помогите, дети, им!
4.Если 6 на 7 умножить, А затем прибавить 5. Сколько будет же в итоге, Кто мне может подсказать? - Настало время и нам зажечь свой олимпийский огонь.Это сделает тот, кто правильно решит примеры. 3.Игра «Быстрый счетчик» (ответы закрыты) - Решите примеры : 16*4= 96:6= 93:3= 72:4= 28*2= 15*3= 33:11= 8*12= (Самопроверка) |
Дети в быстром темпе отвечают на вопросы.
Открытие Зимней Олимпиады в Сочи.( 22 Зимние Олимпийские игры в Сочи.)
Ответы детей.(Сильным, ловким, смелым, волевым, способным прийти на помощь друг другу, уверенным в своих силах, умеющим преодолевать любые трудности и т.д.)
Дети определяют правило, по которому составлен каждый ряд и записывают числа.
4*5=20
48:8=6
6*7+5=47
Дети устно решают и записывают примеры в тетрадь. |
|
Установление причинно-следственных связей.
Анализ и классификация объектов с целью выделения признаков. |
|
Самоопределение к деятельности. (3 мин.) |
- Олимпийский чемпион должен быть готовым ко всем трудностям и препятствиям, уметь справляться с любыми неожиданными задачами. И вот перед нами стоит тоже такая задача. 1.Выдвигает проблему. 6*7=35 -Вы согласны с решением примера? - Почему? - Как доказать, что он решен неверно? -Вспомните, как называются числа при умножении? -Есть ли у вас предложения, как проверить, правильно ли вычислено произведение? (Запись на доске по ходу рассуждения детей) 35:7=5 35:6 не делится 5=6 -Значит, умножение выполнено неверно. -Какой будет ответ? 6*7=42 Проверка:1) 42:7=6 2)6=6 - Числа совпали. - Значит, умножение выполнено верно. - Сформулируйте тему и задачи урока. -Давайте проведём эксперимент. 2. Организует просмотр ЭОР.или учебник 18*4=72 Проверка: 1)72:4=18 2)18=18 Связь компонентов при умножении с компонентами при делении. |
Находят, исправляют ошибку, доказывают правильность своего выбора.
- Нужно проверить.
Множитель, множитель, произведение.
Произведение разделить на один из множителей.
Дети формулируют тему урока, его задачи.
Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
|
Постановка учебной задачи на основе соотнесения, того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно.
|
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Выделение необходимой информации с помощью компьютерных средств. |
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками- определение цели, функций участников, способов взаимодействия. |
Изучение нового материала. (3 мин.) |
- Итак, правильные выводы вы сделали? -Какое знакомое нам правило мы будем использовать при проверке примеров на умножение? - Сверимся с нашим учебником с. 19 |
Если произведение двух множителей разделить на один из множителей, то получится другой множитель. |
|||
Первичное закрепление нового материала. (4 мин.)
|
- Потренируемся. Работаем по учебни ку с.19 №1 Организует работу с учебником.
|
Выполняют задание с комментированием у доски.
Осуществляют самопроверку.
Самостоятельно решают в паре. |
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. |
Поиск и выделение необходимой информации. |
Работа в паре, договариватьсяслушать друг друга.. |
Релаксационная пауза. (2 мин.)
|
Организует проведение релаксационной паузы. Танцы на льду. - Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места. (под музыку-песню «Мишка Тишка и Стрякотушка) |
Дети выполняют прыжки, хлопки, ходьбу на месте и произвольные упражнения. |
Саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий. |
||
Закрепление изученного материала. (11 мин.)
8.Физминутка для глаз. |
1. - Я вижу, всё у вас получается, и мы можем переходить к участию в различных зимних видах спорта. - Первый вид спорта, в котором мы примем участие – парное фигурное катание. (слайд)(проектор) - Самостоятельно решить примеры с проверкой №2.
2. Участвуем в лыжных гонках. (слайд)(проектор) - Что вы видите на экране? Прочитайте уравнение математическим языком. -Что неивестно в этом уравнении? -Как найти неизвестный множитель? -Как выполнили проверку? - Объясните решение уравнения.
Х*8 = 96 Проверка: Х =96:8 12*8=96 Х=12 96=96
-Самостоятельно решите уравнение по образцу и сделайте проверку. Вариант 1: Х*4=84 Вариант 2: х*5 =65 (По одному ученику от каждого варианта работают у доски) Проверка.
4.-Продолжаем наши зимние Олимпийские игры. Следующий вид спорта – прыжки с трамплина. (слайд)(проектор) - Дальше прыгнет тот, кто решит задачу №3 с.19 Организует разбор задачи. -Прочитайте про себя. Прочитаем вслух. -Как вы понимаете, длина второго отрезка составляет одну четвёртую длины первого? -Кто желает объяснить решение? -Кто любит хоккей? Вхоккей играют настоящие мужчины! Трус не играет в хоккей! 5.Участвуем в хоккее. (слайд) Решить задачу. Команда Зенит забила 12 голов, а Спартак в 3 раза больше. На сколько голов больше забил Спартак?
6.Хоккей на льду. Включает проектор. Физминутка для глаз. 4.- Следующий вид спорта – биатлон.
- №6 на с.19 - Прочитайте. -Как называется выражение? -Что надо найти? - Подставьте вместо переменных числа и найдите значения выражений. |
Самостоятельно решают в паре.
Объяснение около экрана.
По одному ученику от каждого варианта работают у доски.
Два ученика решают на доске, остальные в тетради.
Выполняют запись условия (коллективно) и решение задачи. Ученик объясняет.
Учащиеся записывают кратко на доске, решают самостоятельно.
Снятие напряжения с глаз. Следят глазками за шайбой.
Самостоятельная работа. Взаимопроверка. При правильном ответе хлопать в ладоши. |
Составление плана и последовательности действий.
Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона. |
Извлечение необходимой информации из текста задачи. |
Контроль и оценка действий партнёра. |
Контроль. (10 мин.)
Подведение итогов. |
Организует и контролирует проведение самостоятельной дифференцированной работы. 1.-Чемпион у нас ещё не определился. Участвуем в конькобежном спорте. Я хочу предложить вам тест. Оценки, полученные за его выполнение, помогут узнать, кто какое занял место. (Выполнение теста по теме «Умножение и деление». Приложение1 (Самопроверка - ключ к ответу) задание в печатной тетради. С.30 №77,(в парах) 2.-Ребята! Сегодня вы были участниками зимних Олимпийских игр по математике. - Вспомните тему чемпионата! -Чему вы научились сегодня на уроке? -Какое математическое свойство вы использовали для проверки примеров на умножение? Кто хорошо понял тему и может объяснить ее товарищам? -Мы – Сноубордисты. «Проверь себя» учебник с.19 |
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют проверку в группе. Самостоятельное выполнение. Проверка.
Проверять умножение делением.
Быть упорными, стремиться к победе, помогать товарищу, дружно работать и т.д. |
Организация обучающимися своей самостоятельной учебной деятельности. |
Управление поведением партнера – контроль, коррекция. |
|
Рефлексия(2 мин.) |
Подводит итог урока, организует проведение рефлексии. Подводит к выявлению, были ли достигнуты поставленные цели. -Что вам нужно было знать и уметь во время нашей Олимпиады? - Сейчас покажите, с каким настроением вы работали. Поднимите смайлик соответствующего цвета. Я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Мне было интересно – жёлтлго цвета.
Я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно, чувствовал какое-то неудобство, волновался – красного цвета.
Я работал на уроке без желания, боялся отвечать и выполнять работу. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему), были ли достигнуты поставленные цели. |
Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Контроль и оценка процессов и результатов деятельности. |
|
Домашнее задание. (2 мин.) |
Организует объяснение домашнего задания. 1.Стр.19 №5,7 2. Ребусы на полях. |
Слушают учителя и записывают домашнее задание. |
Составление плана и последовательности действий. |
||
|
-Спасибо за урок! (Слайд) |
Приложение № 1.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. Раздел: «Умножение и деление чисел от 1 до 100». Урок: «Проверка деления».
|
Информационно- практический |
Интерактивное задание |
Приложение №2
Индивидуальные задания.
Карточка №1 Выполни вычисления.
72:4= 16∙2= 65:5= 48∙2= 24:2= 25∙3= |
Карточка №2 Выполни вычисления.
18∙4= 74:2= 12∙7= 46:2= 34∙2= 68:4= |
Карточка №3 Выполни вычисления.
21∙4= 38:2= 23∙4= 45:3= 35∙2= 57:3=
|
Карточка №4 Выполни вычисления.
60:4= 28∙2= 78:6= 24∙3= 45:5= 29∙2= |
Карточка №5 Выполни вычисления.
33∙3= 98:7= 21∙3= 62:2= 43∙2= 84:3= |
Карточка №6 Выполни вычисления.
75:3= 46∙2= 58:2= 12∙6= 68:2= 22∙4=
|
Приложение №3
Задания для самостоятельной дифференцированной работы.
Задание для 1 сектора.Ф.И. - ______________________________________ 1)Выполни вычисления и проверку. 52:4=____________________________Проверка:________________________________ 42:3=____________________________Проверка:_________________________________ 56:2=____________________________Проверка:_________________________________ 57:3=____________________________Проверка:_________________________________ 72:4=_____________________________Проверка:________________________________ 2) Составь свои примеры на деление. __ : _ =__ __ : _ =__ |
Задание для 2сектора. Ф.И. - ______________________________________ 1)Выполни вычисления и проверку. 30:2=___________________________Проверка:__________________________________ 78:6= ___________________________Проверка: _________________________________ 51:3= ___________________________Проверка:_________________________________ 84:4= ___________________________Проверка:_________________________________ 75:5= ____________________________Проверка:________________________________ |
Задание для 3сектора. Ф.И. - ______________________________________ 1)Выполни вычисления и проверку. 39:3= ( __ + __ ) :3=___________ Проверка: _____________= ( __ + __ ) ∙ 3=_____________________ 46:2= ( __ + __ ) :__=___________ Проверка: _____________= ( __ + __ ) ∙ __=_____________________ 84:6= ( __+__ ) : __=____________ Проверка: _____________= ( __ + __ ) ∙ __=_____________________ |
Тест.
1.Представь число 76 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4.
А) 50+26, б) 40+36, в) 60+16
2. Найди значение произведения чисел 23 и 3
А) 69, б) 67, в) 72
3.Сравни: 34:34….22:22 А) <, б) >, в) =
4.Во сколько раз число 5 меньше 45?
А) в 9 раз, б) в 13 раз, в) в 84 раза
5.Произведение каких двух чисел равно 84?
А) 18 и 3, б) 3 и 17, в) 6 и 14
Тест
1.Представь число 76 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4.
А) 50+26, б) 40+36, в) 60+16
2. Найди значение произведения чисел 23 и 3
А) 69, б) 67, в) 72
3.Сравни: 34:34….22:22 А) <, б) >, в) =
4.Во сколько раз число 5 меньше 45?
А) в 9 раз, б) в 13 раз, в) в 84 раза
5.Произведение каких двух чисел равно 84?
А) 18 и 3, б) 3 и 17, в) 6 и 14
Тест
1.Представь число 76 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4.
А) 50+26, б) 40+36, в) 60+16
2. Найди значение произведения чисел 23 и 3
А) 69, б) 67, в) 72
3.Сравни: 34:34….22:22 А) <, б) >, в) =
4.Во сколько раз число 5 меньше 45?
А) в 9 раз, б) в 13 раз, в) в 84 раза
5.Произведение каких двух чисел равно 84?
А) 18 и 3, б) 3 и 17, в) 6 и 14