Урок по математике на тему «Проверка деления с помощью умножения» (3 класс)
Конспект урока математики в 3-м классе по теме
«Деления с помощью умножения»
Цели: научить выполнять проверку деления с помощью умножения; развивать умение наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать; развивать математическую речь, память; воспитывать доброжелательность и взаимопомощь.
Формируемые УУД:
Познавательные – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; построение логической цепи рассуждений и доказательств; делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Коммуникативные - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Регулятивные – самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки.
Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.
Тип урока: урок открытия нового знания
Методы обучения: проблемно-диалогическое и личностно-ориентированная технология обучения
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная
- индивидуальная
- самостоятельная
Учебник: «Математика» 3 класс часть 2; авторы М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.
Образовательная система: «Школа России»
Форма проведения: урок усвоения новых знаний с использованием мультимедийной презентацией
Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы. Разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.
Результативность: учащиеся познакомятся с проверкой умножения, научатся её выполнять, усвоят практическое значение проверки умножения делением и применять её на практике.
Оборудование урока: мультимедийная презентация
Ход урока
Организационный момент (приветствие)
Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука-
Эта математика.
(дети записывают число, классная работа)
Мотивация и актуализация опорных знаний:
С чего мы всегда начинаем урок математики? (с устного счета)
- Для чего он нам нужен? (развиваем речь, мышление и т.д.)
Устный счет (презентация):
2 слайд. Работа с геометрическим материалом.
- Сколько прямоугольников на чертеже? (7)
- Назовите признаки прямоугольника.
3 слайд. Подберите пропущенные числа
- Каким числом заканчивается математическая цепочка? (9)
- Что вы можете сказать о числе 9? (однозначное, нечетное)
4 слайд. – С какого числа начнем выполнять следующее задание? (с числа 9)
- Решите примеры и расшифруйте слово.
9∙7= 63 м
7∙6= 42 у
81:9= 9 д
40∙2= 80 р
40:8= 5 о
8∙9= 72 с
54:9= 6 т
32∙2= 64 ь
- Какое слово получилось? (Мудрость)
- Как вы понимаете это слово? (мы узнаем что-то новое и умнеем) Мудрость-это жизненный опыт.
- Давайте обратимся к толковому словарю Ожигова (ученик читает значение слова мудрость из словаря) МУДРОСТЬ, -1. мудрый. 2. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.
– Прочитайте пословицу, как вы её понимаете? В человеке ценят
не красоту, а мудрость (т. е., в первую очередь в человеке ценят ум, н-р: вы с каждым уроком, годом приобретаете новые знания, которые будут накапливаться. И вы станете умнее, мудрее.)
- Пусть эта пословица будет крылатым выражением нашего урока. Сегодня нам очень пригодятся наши знания, полученные ранее, для того, чтобы выполнить все задания.
3. Постановка учебной проблемы
- Одно из таких заданий у вас на доске
(на доске) 81 : 3 = 58 : 2 =
Как называются компоненты при делении? (делимое, делитель, частное)
Прочитайте выражения по-разному
Найдите значения выражений (ученики называют полученные ответы)
- Почему у вас получились разные ответы? Что нужно сделать, чтобы проверить правильность решения выражений? (Выполнить проверку)
- Как проверить выражение на деление? (необходимо частное умножить на делитель)
Один ученик у доски выполняет проверку, остальные в тетради (со вторым выражением аналогичная работа)
81 : 3 = 27 58 : 2 = 29
27 ∙ 3 = 81 29 ∙ 2 = 58
81=81 58=58
Учитель открывает третье выражение 18 ∙ 3 =
1)Назовите компоненты при умножении?
2) Прочитайте выражение по-разному
3) Найдите значение выражения (ученики называют полученные ответы)
- Как вы думаете, что нужно выполнить, чтобы убедиться в правильности решения? (проверку)
- Как мы можем проверить умножение? (надо произведение разделить на один из множитель)
- Выполните проверку (один ученик у доски выполняет проверку, остальные в тетради)
(запись на доске) 18 ∙ 3 = 54
54 : 3 = 18
- Что мы сейчас делали? (выполняли проверку)
- Как проверить умножение? (делением)
- Сформулируйте тему нашего урока. (проверка умножения делением)
5 слайд (тема) - Правильно. Тема нашего урока «Проверка деления с помощью умножения»
-Чему будем учиться на уроке? (Будем учиться выполнять проверку деления с помощью умножения)
6 слайд (цели)
- Откройте учебник на с.17 и прочитайте правило выполнения проверки.
- Скажите, правильно ли вы рассуждали?
4. Первичное усвоение новых знаний.
- Используя правило проверки, выполните №1 на стр.17 работа у доски с объяснением, остальные самостоятельно, у доски работает один ученик с обратной стороны доски – самопроверка по образцу)
Проверьте себя!
- Оцените на полях «!» - все верно, «+» - есть незначительные ошибки, «-» - решил неверно.
5. Физминутка.
Поднимайся дружно класс, это – раз!
Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!
6. Первичная проверка понимания.
- Каким правилом вы пользовались при решении примеров на умножение? (проверяли умножение делением)
- Где мы можем использовать полученные нами правила на практике? (в решении задачи, выражений, уравнений).
- У вас на столах лежат карточки с текстом задачи, прочитайте его? Затем читает хорошо читающий ученик.
Задача
Мудрец купил 3 книги по 15 рублей каждая. Сколько всего заплатил мудрец за книги?
Составьте задачу обратную данной.
- О чем говорится в задаче?
- Что известно?
- Что нужно узнать?
- Как удобно записать задачу кратко? (в таблице)
- Как будет называться таблица? (цена, количество, стоимость)
(один ученик работает у доски)
- Что означает число 15? Число 3?
Цена | Кол-во | Стоимость |
15р | 3шт | ? |
- Как узнать стоимость? (С=Ц∙К)
- Решите задачу самостоятельно. Запишите ответ. (ученик работающий у доски записывает решение задачи на отворотной стороне доски)
Фронтальная проверка.
- Какое еще задание стоит перед вами? (составить задачу обратную данной)
Ученики озвучивают свои задачи. Одну из задач оформляют в таблице и решаем у доски.
Цена | Кол-во | Стоимость |
? | 3шт | 45р |
- Как узнать цену? (Ц=С:К)
- Решите задачу самостоятельно и запишите ответ. (ученик работающий у доски записывает решение задачи на отворотной стороне доски)
(на доске получается запись)
15 ∙ 3 = 45 (руб.) 45 : 3 = 15(руб.)
Ответ: Ответ:
-Посмотрите на решение первой и второй задачи, что вы заметили? (что задача обратная к данной является проверкой основной задачи)
- Итак, как можно проверить умножение? (умножение проверяем делением)
- При выполнении каких заданий требуется проверка? (при решении задач, при решении примеров и уравнений)
Стр. 17 №4
-Что известно в задаче?
-Какой вопрос в задаче?
-Что нам нужно найти первым действием? Вторым? Третьим?
7. Самостоятельная работа с.17 №2
- Объясните решение уравнения и его проверку.
- Так как проверить умножение? (Умножение проверяется делением)
8. Рефлексия (презентация)
8 слайд - Вспомните пословицу, с которой мы начинали наш урок
- Скажите, а вы стали после этого урока умнее?
- Что нового вы узнали?
- Оцените свою работу на лесенке достижения
Чью работу вы хотели бы оценить?
- Какое задание вы должны выполнить для того, чтобы закрепить свои навыки? (домашнее задание)
Д/з с.17 №3,№:6.
Пролубщикова Наталья Владимировна