Урок открытия новых знаний по математике в 3 классе на тему «Умножение на 1»
Урок математики в 3 классе
Учитель: Р.Ф.Миназиева
Тема урока: Умножение на 1
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цель урока: осознание и усвоение правила умножения на 1.
Задачи:
- Развивать умения: рассуждать, логически мыслить, пользоваться знаково-символическими моделями, совершенствовать вычислительные навыки,
– Исследовать правило умножения на 1; закреплять: знания таблицы умножения; умение решать задачи на разностное сравнение и на нахождение S;
- Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, коммуникативные качества.
I. Мотивация к учебной деятельности.
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок!
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получить
Только лишь отметку 5.
– Прочитайте пожелание на сегодняшний урок. («С хорошим настроением принимайся за работу!»)
– Почему работу надо начинать с хорошим настроением?
– Давайте настроимся, улыбнёмся друг другу и гостям и начнём работать.
Чтобы спорилась работа,
Начнем с «гимнастики ума» -
… … (Устного счета.)
II. Устный счет
1.Арифметический диктант
Первый множитель 3, второй 7. Найди произведение. (3∙7 = 21)
Какое число в 8 раз меньше 32? (32:8=4)
Во сколько раз 30 больше, чем 5? (30: 5=6)
Какое число надо умножить на 4, чтобы получить 36? (36:4=9)
Во сколько раз 40 больше 5? (40:5=8)
Найдите произведение 8 и 3. (8∙3=24)
Высота берёзы 9 м, дом в 3 раза выше, чему равна высота дома? (9∙3=27 м)
Сколько пальчиков на руках 3 мальчиков? (10∙3=30)
Коля старше Маши в 3 раза. Ему 9 лет. Сколько лет Маше? (9:3=3)
Самопроверка с доской, самооценка на полях и комментирование
- Какие знания и умения вам пригодились при выполнении этого задания?
(Знание таблицы умножения,
знание компонентов при умножении,
знание правила «Чтобы узнать, во сколько раз одно число > или < другого, надо большее число разделить на меньшее»
- Я очень рада за тех ребят, кто уже хорошо знает таблицу умножения и надеюсь, что скоро все будут знать её на «отлично».
Помните, что таблицу надо постоянно повторять, ведь «Повторенье – … (мать ученья)» и мы это помним.
III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Работаем в группе и в парах.
Перед вами набор математических терминов и математическое действие. вам нужно выбрать только те слова, которыми пользуемся для работы с таким знаком.
Делимое, 1 слагаемое, произведение, частное, сумма, делитель, уменьшаемое, вычитаемое, 1 множитель, разность, 2 множитель, 2 слагаемое
- Как называются числа при умножении?
- Запишем такие произведения
14 х 3 25 х 2 20 х 4 11 х 1
В таблице есть такие произведения? Как же их вычислить?(заменить сложением) Решите самостоятельно. Проверка с записью на доске.
Какое произведение вызвало затруднение? Почему?(нельзя заменить сложением)
4. Целеполагание и открытие детьми новых знаний.
Значит, какая тема у нас сегодня? Какую задачу поставите перед собой?
- Смогли вы найти результат данного произведения?
- Как?
(Вспомнили правило, изученное во 2 кл.: «При умножении 1 на любое число получается то число, на которое умножали»,
а затем воспользовались Переместительным свойством умножения)
воспользуемся переместительным свойством и решим (записать на доске)
- Это особый случай. Нельзя взять число слагаемым один раз. Для этого специально договорились действовать по правилу, которое надо запомнить.
- Попробуйте сами сформулировать правило! (При умножении любого числа на 1, получается то число, которое умножали.)
Давайте проверим по учебнику.
а · 1 = а (Вывешиваю на доску )
- Прочитайте и расскажите друг другу в паре это правило.
V. Первичное закрепление.
Устная работа, счет «по цепочке» ( примеры на доске) проговаривая простые примеры разными способами. Если ответ правильный – хлопаем в ладошки.
4 х1 12 х 1 34 х 1 1 х 17 1 х 41 20 х 1 1 х 100
- Молодцы! Я надеюсь правило запомните навсегда и будете им пользоваться.
Физминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь,
Руками коленей коснитесь.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Рот закрыли на замок,
Продолжается урок!
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону ( на карточке по трём уровням сложности.)
Уровень 1. (белая бумага) Найди ошибки. 1 х 15 = 1 83 х 1 = 83 36 х (15 – 14) = 1 3 х 7 х 1 = 24 (50 – 49) х 17 = 1 |
Уровень 2. (Голубая) Найди ошибки. 52 х (48 – 47) = 1 (70 – 69) х (28 + 32) = 50 (62 + 24) х 1 = 1 (25 – 5) х (5 – 4) = 5 12 : 6 х 1 = 6 |
Уровень 3. (зеленая) Найди ошибки. 28 : 4 х 1 = 1 32 + 1 х 57 = 89 1 х 8 х 3 х 1 = 32 (63 х 1) : (3 х 3) = 7 (8 х 5 + 7) х 1 = 1 |
Самопроверка ответов, самооценка с комментированием устно.
7. Итог урока
Какая была тема? Какую цель ставили?
Выберите предложение и продолжите
Поставьте себе отметку за весь урок, учитывая отметку и за устный счет.
- А теперь Геометрическое задание ( работа в группе)
Собрать из частей прямоугольник, найти периметр и площадь.