Открытый урок по музыке на тему «Мама» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Мама».
Цель: Формирование творческих навыков старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа( дети 6-7 лет).
Форма совместной деятельности: работа по подгруппам, в парах, совместная деятельность педагога с детьми и
самостоятельная деятельность детей.
Форма организации: непосредственная образовательная деятельность с использованием технологии «Путешествие по карте», технологии ИКТ.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция разнообразных видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной, музыкально-ритмической и творческой.
Методы обучения: беседа, выразительный показ, оценка качества исполнения, объяснение, беседа, демонстрация, повторение, упражнение, стимулирование занимательным содержанием, музыкально-дидактичесике игры.
Принципы воспитания: принцип сотрудничества, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, принцип культуросообразности, создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, принцип гуманизации.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип развивающего обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип интеграции, принцип индивидуализации обучения.
Планируемый результат:
− проявляют инициативу в общении со сверстниками и взрослым;
− демонстрируют речевую активность в музыкальной деятельности;
− проявляют творческие способности в процессе развития восприятия, воображения, памяти;
− демонстрируют танцевальные движения по - одному и в парах;
− проявляют положительный эмоциональный отклик.
Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы, программа «Ладушки» Каплунова, Новоскольцева
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы; словарная работа; звуковой анализ; разучивание песен и танцев на тему «Мама»; знакомство с алгоритмом работы с интерактивным оборудованием. Подготовка атрибутов к мероприятию.
Оборудование: музыкальный центр, диски, демонстрационная панель, компьютер, карта путешествия, письмо от ноток, музыкальные инструменты (ложки, бубны), мультимедийная игра «Раздели на группы» на тему «Инструменты», картинки ноток синего, желтого и красного цвета.
Задачи: Обучающие:
− формировать умения воспринимать и воспроизводить танцевальные движения;
− совершенствовать приемы игры на детских музыкальных инструментах;
− продолжать учить петь свободно, без напряжения;
− закрепить умение правильно брать дыхание;
− учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления;
− формировать певческую культуру (правильно передавать мелодию естественным голосом, без напряжения)
Развивающие:
− формировать звуковысотный, ритмический и динамический слух;
− развивать музыкальные способности: чувство ритм, музыкальный слух и музыкальную память;
− развить умение двигаться ритмично;
− развивать умение двигаться свободно, ритмично, непринуждённо, передавая образ;
− развивать умение внимательно слушать и анализировать музыкальные произведения;
− развивать зрительно-моторную координацию;
− развивать умение выразительно передавать характер произведения.
Воспитательные:
− воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к музыкальным произведениям;
− устанавливать партнерские отношения в процессе совместной деятельности со взрослым, сверстниками;
− укреплять интерес и желание слушать музыку, подпевать;
− поощрять желание действовать индивидуально;
− формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).
Ход НОД
Этапы (последовательность) деятельности |
Содержание деятельности КОГО |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемый результат |
ПРИВЕТСТВИЕ |
||||
Мотивация на совместную деятельность |
Дети под музыку входят в зал и встают в круг |
Музыкальный руководитель играет «Марш» Ф.Надененко. М.Р.:(пропевая) Добрый день, Добрый день – нам здороваться не лень. Ребята, а у вас сегодня какое настроение? ПЕДАГОГ Создает приветливую, доброжелательную ситуацию. |
Проявляют готовность к общению с педагогом. Приветствуют педагога, повторяя распевку-приветствие
|
Настрой на занятие. Проявляет заинтересованность, положительная мотивация на дальнейшую деятельность. |
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
||||
Позитивный настрой на деятельность |
Разминка «У каждого мама своя» |
М.Р.: ну тогда давайте сделаем веселую разминку. (Приложение 1) |
Дети делают разминку, после окончания слов в музыке, дети под аккомпанемент педагога проходят на стульчики |
Настрой на совместную деятельность |
Создание игровой ситуации, побуждающей интерес детей к деятельности |
Обнаружение письма, выбор путешествия, продумывание маршрута.
(видео «Паровозик из Ромашково»: см. Приложение) Имитация движения на поезде |
М.Р.: Ребята, когда я сегодня зашла в зал, обнаружила вот это письмо. Давайте откроем его и узнаем, от кого оно. (распечатывает и читает письмо). М.Р.: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам нотки. Нас заколдовала Баба Яга лишив нас звука. И мы не можем поздравить нашу маму, Фею Музыки, с праздником. В помощь вам посылаем маршрутную карту. Желаем вам удачи! В добрый час!». М.Р.: Да…, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем ноткам? М.Р.: хорошо, тогда отправляемся(смотрит на карту). Путь у нас не близкий – на чем мы с вами можем отправиться в путешествие. М.Р.: Давайте подумаем, на чем нам будет удобнее. Наш детский сад в каком районе находиться? М.Р.: Почему? М.Р.: Значит на чем нам будет удобнее путешествовать? М.Р: Занимайте свои места, отправляемся в путешествие. |
Дети: (отвечают) конечно поможем. Дети: (отвечают)на машине, автобусе, самолете…….. Дети: в Железнодорожном. Дети: Потому, что в нашем районе находиться железная дорога. Дети: на поезде. (Дети совместно с педагогом «проезжают» до станции). |
Диалог между педагогом и детьми, побуждающий на игровую деятельность Развитие воображения |
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ |
||||
Совместная деятельность детей и педагога. Актуализация знаний детей о музыкальных произведениях, вовлечение в действие и слушание |
Обращают внимание на поле с нотками
Дети слушают и угадывают произведения. Дети прослушав инструкцию, выполняют задание: поочередно программируют пчелок, чтобы доставить ноток по назначению – к нужной картинке. |
М.Р.: Мы прибыли на станцию «Внимательные ушки». Ребята, посмотрите, здесь поле с нотками. А нотки сидят на пчелках. Какое задание здесь нас ждет.(читает) М.Р.: Прослушайте произведения, и проводите ноток к нужной картинке. М.Р.: а сейчас нам нужно выполнить задание – (включает музыку): «Мама» П.И.Чайковского «Колыбельная» В.А.Моцарта ВОПРОСЫ ДЕТЯМ М.Р.: Задание выполнено. Можно ехать дальше. Ну что в путь. Идут под музыку «Паровозик из Ромашково» по залу кругом, затем останавливаются у стульчиков. |
Дети поочередно выполняют задание. Дети проходят в заданном направлении и садятся на стульчики. Обращают внимание на демонстрационную панель(большой телевизор) |
Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). закрепление звукового анализа музыкальных произведений. Выполнение задания по алгоритму |
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА. МУЗИЦИРОВАНИЕ. |
||||
Музыкально-ритмическая деятельность Создание игровой ситуации на развитие чувства ритма |
Выполнение задания музыкально-дидактической игры «Раздели на группы»
Игра на инструментах детского шумового оркестра |
М.Р.: Мы попали на станцию «Веселые инструменты» Ребята, как вы думаете, какое испытание нас ждет на этой станции. М.Р.: А давайте мы вспомним какие инструменты относятся к симфоническому оркестру, а какие к детскому шумовому оркестру. М.Р.: Ребята, а тут задание: ежик и медвежонок решили подарить мамам песенку, но не знают, как играть на инструментах. Поможем? Берем инструменты и играем. М.Р.: Задание выполнено, Нужно идти дальше. Давайте встанем. Закроем глаза и скажем волшебные слова: Покружись, покружись и на месте очутись. |
Дети: наверно игра на инструментах. Дети по очереди распределяют инструменты.
(играют на шумовых инструментах) |
Музыкально-дидактическая игра «Раздели на группы» Интерактивная игра «Раздели по группам». гра на шумовых инструментах, под мультимедийную презентацию: воспитывать чувство ритма. |
РАСПЕВАНИЕ. ПЕНИЕ |
||||
Установка на ровное дыхание и правильное звукоизвлечения во время пения. Включение детей в творческую исполнительскую деятельность |
Распевка «вибрато», «звуковая». |
М.Р.: Ребята, Мы с вами оказались на станции «Песенная». Нам нужна улица «Веселая». До нее мы поедем на машинах. Заводим моторчики – поехали. (Распевка на вибрато). ( обращает внимание на запертую дверь - слайд). Чтобы открыть дверь, нам нужно пропеть волшебное заклинание – ми-и-и-и-я-а-а. (Распевка) (открывается дверь на видео и появляется Фея Музыки) Д.Ф.: Здравствуйте ребята. А вот и я – Фея Музыки. Баба Яга заколдовала меня, но вы своими знаниями разрушили ее колдовство. Вот и снова может звучать музыка. Мои дочки нотки так хотели меня порадовать меня красивой песней. Может это сделаете вы? М.Р.: Споем ребята? |
Дети выполняют распевание по показу педагога Дети внимательно слушают Дедушку Фольклора Дети отвечают: конечно Дети поют песню «Мамочка». |
Продолжать учить петь свободно, без напряжения; закрепить умение правильно брать дыхание. |
ТАНЕЦ |
||||
Выполнение ритмичных движений под музыку. Включение детей в самостоятельную танцевальную деятельность |
Танец «Мама» |
Ф.М.: Какая чудесная песенка, что мне захотелось с вами еще и станцевать. Танец «Мама» |
Танец детей «Мама» |
Закрепление чувства ритма, через танцевально-ритмические движения |
РЕФЛЕКСИЯ |
||||
Заключительный этап – самоконтроль, самоанализ деятельности. |
Умение высказывать свои впечатления, делиться впечатлениями |
Ф.М..: Ребята, я наблюдала за вами, как вы думаете, вы справились с заданиями? Что получилось у вас, а что нет. Перед вами нотки. Если вы считаете, что у вас ничего не получилось – наклейте синие нотки, если вы считаете, что задание выполнили, но были трудности – наклейте желтые нотки, а если вы считаете что все получилось и было легко – наклейте красные нотки. Вот какая замечательная мелодия у нас получилась.
|
дети отвечают Дети клеят нотки на мольберт. |
Закрепление полученных знаний, выражение эмоционального отклика на проделанное путешествие и выполнения заданий. |