Открытый урок по предмету "Слушание музыки" на тему "Карнавал животных К. Сен-Санса":
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Убинская детская школа искусств»
Убинского района Новосибирской области
Открытый урок по слушанию музыки
на тему: «Карнавал животных К.Сен-Санса»
Провела: Пасичник М.М.
-с. Убинское, 2025-
Тема урока: «Карнавал животных К.Сен-Санса»
Тип урока: открытый, тематический
Дата проведения: 05.03.2025 года
Состав обучающихся: учащиеся 2 класса
Технические средства: ноутбук, ТV, аудиохрестоматия по предмету «Слушание музыки», DVD
Цель урока:
- познакомить учащихся с творчеством французского композитора К.Сен-Санса, с циклом произведений «Карнавал животных»;
- формирование музыкального мышления обучающихся на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.
Задачи урока:
Образовательные:
- Учить слушать музыку эмоционально осмысливая, анализируя средства музыкальной выразительности, раскрывая образную сущность музыки и ее музыкальное содержание;
- Научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям.
Развивающие:
- Развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;
- Развивать вокальные навыки при исполнении песен;
- Расширение кругозора обучающихся в области искусства.
Воспитательные:
- воспитание эмоциональной культуры ребёнка;
- воспитывать любовь к музыке;
- воспитывать эстетический вкус.
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-развитие мышления.
Учитель: Я начну наш урок с музыкальной загадки. А вы внимательно послушайте и отгадайте о ком идет речь.
В этой сюите – увидите сами,
Ноты живые, с хвостами, усами!
Бегать умеют они и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать!
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и ноты горбатые.
Добрые, злые, наземные, водные.
Кто же они, догадались? (Слайд 1)
(Ответы детей)
Учитель: Молодцы ребята, конечно же это животные! Мы сегодня с вами отправимся на карнавал! Что же такое сюита? (ответы детей). Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей. В сюите К. Сен-Санса каждая часть рисует музыкой образ животного. Что такое карнавал? (Ответы детей).
(Учитель рассказывает о создании сюиты «Карнавал животных», слайд 2, 3, 4).
Учитель: Сегодня мы познакомимся с животными музыкального карнавала. Но сегодняшнее занятие будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо – приглашение. Я его прочитаю, а вы послушайте. (Учитель достаёт из конверта письмо и читает ученикам).
Черепаха, слон и львенок,
Мы поем с утра спросонок,
Каждый друга видеть рад,
Приглашаем в ………..? (ответы детей)
Совершенно верно. Чтобы показать людям и сохранить многих зверей, птиц, рыб из разных уголков планеты, строят зоопарки. В зоопарке учёные наблюдают за животными. Побывав в зоопарке, вы также узнаете много интересного и нового о животных.
Учитель: Открывает сюиту «Королевский марш льва». Это торжественный выход царя зверей.
На марш настройтесь белки, совы –
Дает команду дирижер
Прославят карнавал веселый
Большой оркестр и птичий хор!
Вот смелый лев выходит грозно
«Король!» - в испуге говорят,
Его боятся даже звезды –
При нем слабей они горят! (Слайд 5)
(Прослушивание пьесы «Королевский марш льва», беседа по прослушанному фрагменту)
Учитель: Вслед за львом появляются и другие гости.
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит
Под ним, не зная страха –
Гуляет черепаха!
Черепаха известна своей медлительностью и неторопливостью. Ребята, как вы думаете, какая будет музыка? (ответы детей, слайд 8).
Прослушивание пьесы «Черепахи» (Беседа по прослушанному материалу).
Учитель: А сейчас для вас, ребята, будет загадка!
На окошке пруд –
В нем рыбки живут,
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков! (ответы детей)
Учитель: Верно, молодцы! Следующая пьеса – «Аквариум»! (слайд 11, беседа по прослушанному материалу).
Музыка искрится и переливается, как-будто в аквариуме плавают волшебные рыбки. Нежно поют скрипки, музыка словно скользит и искрится. Это же настоящее чудо!
Учитель: А сейчас, ребята, мы послушаем самое знаменитое произведение, которое можно услышать не только в этой сюите, но и в различных мультфильмах и телепередачах и даже в кинофильмах. Но для начала догадайтесь о ком идет речь:
Тело серебром облито
К нам спешил на карнавал,
В лунных водах выплывал.
Мне поныне это снится:
Серебра сиянье длится,
Эта птица между вод
С видом царственным плывет! (ответы детей)
Учитель: Молодцы, ребята! Конечно же, это лебедь! (слайд 17, беседа по прослушанному аудиофрагменту).
Итог урока: Сколько разных животных прибыло к нам на карнавал! Обо всех нам сегодня рассказала музыка! А написал эту необыкновенную музыку К. Сен-Санс. Музыка очень необыкновенная и я надеюсь, что наш урок оставил у вас только положительные впечатления и эмоции, сегодня на уроке вы получили новые знания, а эта музыка оставила в вашем сердце частичку доброты и тепла, эта музыка действительно очень необыкновенная! И в этом мы с вами убедились, побывав сегодня на карнавале животных! До новых встреч!
На уроке присутствовали:
Директор ДШИ Николаева М.С.
Преподаватель по классу баяна Лавриненко Л.И.
Преподаватель по классу фортепиано Фатина Т.В.