Открытый урок по русскому языку для 4 класса «Синонимы, антонимы, омонимы»
Цель:
1.Повторить и систематизировать понятия: синонимы, антонимы, омонимы.
УУД:
Личностные результаты усвоения урока:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к изучению языка;
Метапредметные результаты усвоения урока:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Познавательные УУД:
- пользоваться словарями.
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Предметные результаты усвоения урока:
- пользоваться словарём; видеть в тексте синонимы и антонимы, омонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам.
ХОД УРОКА
I.Самоопределение
- Здравствуйте, ребята. Я рада всех видеть. И думаю,что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Удачи Вам и успехов.
II. Актуализация усвоенных ЗУН.
-Словарная работа
Замените одним словом
Сияет ярким, искристым, прерывистым светом (сверкает)
Оздоровительное учреждение для школьников (лагерь)
Седьмой день недели(воскресенье)
Огородные плоды и зелень, употребляемые в пищу( овощи)
Человек к которому испытываешь симпатию, поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь(друг)
- Найдите среди записанных слов лишнее. Объясните свой выбор.
-Посмотрите на слайд ,Какие слова перечислены в каждой из группы? Слайд 2
-Что Вы можете сказать о словах из первой группы? Какие слова мы называем антонимами?
-Какие слова мы называем синонимами?
-Какие слова мы называем омонимами?
III.Постановка учебной задачи.
-Сформулируйте тему урока. Давайте поставим перед собой цели. (слайд 3)
Желаю Вам удачи в достижении этих целей.
IV.Практическая работа, направленная на устранение затруднений.
- Продолжите ряды слов- синонимов своими примерами. Если Вы затрудняетесь обратитесь к словарику на с.122 учебника слайд 4
Проверка. Самооценивание.
- Работа в группах.
- Игра «Кто быстрее?»
Запишите слова-антонимы парами. (у.144)
-Давайте проверим. Коллективная проверка по образцу. Чья группа справилась без ошибок поднимите руку. Поставьте себе 5.
- Прочитайте стихотворение.
Объясните значения выделенных слов. Как называются такие слова.
-Прочитайте стихотворение и выпишите омонимы. Объясните значение каждого слова. (слайд)
Шьет иглой портниха в строчку.
Взял коньки точильщик в точку.
Я, заканчивая строчку,
Ставлю маленькую точку.
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
-Где вы были?
-У лисички.
-Что вы ели там?
-Лисички.
Физминутка.
V. Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.
Найди соответствия.
Слова, близкие по лексическому значению, но различные по звучанию | | Омонимы |
Слова, противоположные по лексическому значению | | Синонимы |
Слова, одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению | | Антонимы |
Подбери синонимы
Веселый- дом-
Друг- умный-
Беречь- война-
Подбери антонимы.
Горячий- быстрый-
Войти- трудно-
Открытый- огонь-
Подчеркни омонимы.
Ручка, лисички, воздух, небо, труба, телефон, кран.
За каждое верно выполненное задание поставьте себе 1 б. У кого 4 балла? У кого 3 балла? 2 балла?
4 б.-5
3б.- 4
2б-3
1б-2.
- Что повторили на уроке?
- Достигли мы с вами цели которую ставили в начале уроке?
Спасибо за работу!
Домашнее задание с.88 упражнение по выбору.