Открытый урок по теме "Безударная гласная в корне слова"
ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 КЛАССЕ
Правописание безударных гласных в корне слова. Типы орфограмм
1.Орг.мом
-Добрый день. У нас сегодня на уроке гости. Это ваши родные мамы, папы, бабушки и дедушки. Они пришли посмотреть, как вы учитесь. Это ваши родные, поэтому не волнуемся, а работаем как обычно и даже лучше. Когда вы соскучитесь по родным, что делаете (звоним, пишем письма) Вот и герой нашего урока- Ваня соскучился и написал письмо сестре Маше. Чужие письма читать нехорошо, но Ваня просит помощи, поэтому разрешает вам прочитать его письмо и ответить, почему сестра его не поняла.
2.Опреденление темы, постановка целей РАСПЕЧАТКА ( 7 МИН)
1. Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо: «Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Вчера Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. А еще я был в лису.
Когда освобождаюсь от дел, то лижу на солнце, подставляя бачок, и читаю книги».
ЧИТАЮ САМА
В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Почему у тебя уже седеют волосы? И еще, какого лиса ты видел? Разве ты поймал лиса? Что ты лижешь на солнце? Где на речке бачки? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
-Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. (Ваня неправильно написал слова)
ПОРАБОТАЙТЕ В ПАРЕ, подчеркните в карточке слова, в которых допущены ошибки.
Почему именно в них ошибка? (не подобрал проверочные)
-Какое правило не знает Ваня?
-В какой морфеме допущена ошибка?
-На какую орфограмму были допущены ошибки?
-Как будет звучать тема урока? ЗАПИШЕМ ЕЕ (письмо с пропуском « Проверяемая и непроверяемая гласная в корне слова»)
- Сегодня , ребята мы будем заполнять рабочие листы. И я оценю ваши старания. Записываем на листах ФИ, Класс, заполните пропуски темы.
Цель урока?
(НА ДОСКЕ начальные слова:
Повторить …(правило безуд гл),
Закрепить умение писать слова с орфограммой),
Узнать (мой комментарий-что такое слова омофоны))
3. Новая тема Итак, приступаем к работе. Знакомая ли вам орфограмма? Да. Давайте вспомним правило. (8 МИН)
Сформулируйте алгоритм проверки безударной гласной в корне
-Посмотрите на алгоритм в распечатке. Заполним его.
-Поставь ударение
- Выдели корень.
-Определи безударную гласную.
-Подбери проверочное слово
Что ж, теперь, пользуясь алгоритмом, поможем Ване исправиться.
ЗАДАНИЕ 1 (5 МИН) + ПРОВЕРКА (5 МИН)
Выпишите слова с ошибками, исправьте (подсказка в письме сестры). Выделите орфограммы. (К ДОСКЕ 2 человека на закрытой стороне.
Образец: Ваня примерял друзей
Написал Ваня | Проверочное слово | Нужно было написать | Проверочное слово |
примерял | мерка | примирял | мир |
поседеть | сед | посидеть | сидя |
В лису | лисы | леса | лес |
лижу | лижет | лежу | лёжа |
бачка | бак | бочка | бок |
-Спрятать на доске 2 человека записывают (оценки)
4. Физминутка: 3 МИН
КИДАЮ мячик, называю слова, в ответ кидают и называют проверочное:
роса, | освещать, | трава, | бросались, | доска, веселье, сосна, налетел. |
+ нейрогимнастика
5. Закрепление
Молодцы, Ване помогли, объяснили ошибки. А теперь попробуйте самостоятельно выполнить упражнение 2 в рабочем листе. Если есть время!!!!!
-Почему мальчик перепутал слова? Они отличаются одной буквой, звучат одинаково, а значение имеют разное. Называются такие слова ОМОФОНЫ (распечатать-развернуть) Омофоны – это слова, которые звучат одинаково, но имеют разное написание и значение.
-Можно ли эти слова назвать однокоренными? (нет, а что такое однокоренные? Почему?)
Вывод: мы должны правильно подбирать ОДНОКОРЕННЫЕ проверочные слова.
РАПЕЧАТКА (устно с проверкой)---5 МИН
2. «Четвертое лишнее»:
Менять, сменить, заменить, мина.
Волны, волнистый, вол, волноваться.
Изба, избаловать, избушка, избенка.
Давка, давить, давно, придавить.
Линючий, полинять, ленивый, вылинять.
Лепка, лепить, прилепить, слепой.
-ПОЧЕМУ?-омонимичные корни
6. Работа со словарем- 5 МИН
-Ребята, а всегда ли в словам с безударной гласной можно подобрать проверочное? (нет, есть те, которые нужно запомнить. Где можем найти и проверить написание таких слов? (Смотреть написание в словаре)
РАБОЧИЙ ЛИСТ:
Запиши слова непроверяемой безударной гласной, проверяя себя по словарю:
1. гОризонт
бАлкон
2.дЕлегация
кАпуста
3. кОрзина
фЕстиваль
7.Домашнее задание: Составь рассказ из 5 предложений по картинке, используя слова: л…сёнок, п…ляна, л…сной, л…са, прож…вают, н…ра, цв…ты, х…л…да, л…ства .
Подбери проверочные слова
Рефлексия 2 МИН
- Скажите, о какой орфограмме шла речь на уроке.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Назовите алгоритм проверки безударной гласной в корне слова.
-Зачем нужно знать правило «Правописание безударных гласных»? (от одной буквы зависит лексическое значение слова)
-Скажите, достигли ли мы сегодня поставленных задач?
Повторить …(правило безуд гл),
Закрепить умение писать слова с орфограммой),
Узнать (мой комментарий-что такое слова омофоны))