12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга41

Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

«Школа «Орбита» муниципального образования

городской округ Люберцы Московской области


 

Конспект открытого урока по русскому языку

По теме «Причастие»


 

подготовила

учитель русского языка и литературы

Коритник Ольга Александровна


 

г. Люберцы
2019

Тип урока: повторительно-обобщающий урок по морфологии.

Форма: урок-квест (по мотивам «Гарри Поттера»)

Класс: 7

Цели урока:

Образовательные:

- обобщение и систематизация знаний учащихся о причастии;

- формирование умения нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастном обороте;

Воспитательные:

- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.

Развивающие:

- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.

- работа по развитию личности: развитие актёрских способностей, внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения, пунктуационной зоркости учащихся;

I. Оргмомент.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас ждёт с вами квест, который расположен на Тисовой улице, но прежде чем туда отправиться, давайте вспомним домашнее задание. Что вам было задано? (ответ детей: инсценировка сказки)

II. Проверка д/з.

Всего 2 команды (каждая показывает свою сказку).

Команда 1 (сказка-загадка «Страдательное причастие»).

Роли: Автор, Страдательное Причастие, Существительное.

Автор: Всеми обиженное, всеми униженное, никем не примéченное, почти не замéченное – седое, бледное Страдательное Причастие! Теперь оно – причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нём в качестве дополнения.

Страдательное Причастие: Ах, не говорите! Одни страдания!

Существительное пробует кивнуть, но Страдательное Причастие не позволяет ему даже этого.

Страдательное Причастие: Не говорите, не говорите! Самое дорогое, что у меня есть – это две Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без зависимого слова, как я сразу же теряю одну Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите…

Автор: Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно оно виновато, что у Причастия всё так неудачно складывается. А Причастие продолжает…

Страдательное Причастие: И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, Причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?

(Вопрос для команды 2: о каких свойствах страдательных причастий рассказывается в сказке?)

Команда 2 (сказка-загадка «Как прилагательные с причастиями подружились»).

Роли: Автор, Причастие, Прилагательные.

Автор: Давно это было… Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродило по лесу Причастие. И не было у него ни хлеба, ни крова. Вот подумало как-то Причастие: как дальше жить? И решило оно попроситься на постоянное место жительства к Прилагательным. Пошло оно к избушке, где жили Прилагательные и постучало. А в ответ ему:

Прилагательные (хором): Кто там?

Причастие: Это я, Причастие.

Прилагательные (хором): Что тебе нужно?

Причастие: Пустите меня к себе в избушку, я хочу жить вместе с вами. Буду помогать вам, чем смогу.

Прилагательные (хором): Иди лучше к Глаголам, ведь ты глагольного происхождения!

Причастие: Но ведь я родня вам. И отношусь я, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяюсь, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают!

Прилагательные (хором): Подожди, мы посоветуемся.

Прилагательные советуются и шушукаются шёпотом друг с другом.

Прилагательные (хором): Мы пустим тебя, только отбрось приставку и одну -Н- из суффикса.

Причастие (задумалось, но согласилось): Хорошо.

Автор: С тех пор стали жить Прилагательные и Причастие в большой дружбе, вместе ходят на работу.

(Вопрос для команды 1: о каких свойствах причастий рассказывается в сказке?)

За инсценировку каждая команда может получить максимум 5 баллов + 1 балл за правильный ответ на вопрос.

III. Проведение квеста по мотивам «Гарри Поттера»!

Учитель: Ребята, давайте вспомним, каким членом предложения является у нас причастный оборот?

Дети: Определением.

Учитель: Как мы подчёркиваем его в предложении?

Дети: Волнистой линией

Учитель: А теперь давайте вспомним, на каком языке умел разговаривать Гарри Поттер? (Для подсказки включаем им аудио с парселтангом, которое можно найти и скачать в Интернете).

Дети: Парселтанг (змеиный язык).

Учитель: Неправда ли, причастный оборот похож на змею в предложении? Вам нужно найти эту змею. Вместе с ней вы найдёте задание и при правильном выполнении задания подсказку с инструкциями, что делать дальше (необходимо спрятать в кабинете бумажную змею).

Дети ищут змею. Находят.

Учитель выдаёт командам задание на шаблонах:

Найдите в тексте причастные обороты, подчеркните их, расставьте недостающие знаки препинания:

Далее после выполнения задания учитель даёт им подсказку: «Следуйте за пауками» (можно выполнить эти подсказки на маленьких листиках и оформить их шрифтом Гарри Поттер, который можно найти и скачать в Интернете).

Необходимо спрятать в кабинете бумажного паука.

Ищут бумажного паука. Находят. Сзади на пауке написано: «За доской». Бегут к доске, осматривают её и находят сзади задание.

Задание на карточках для команд: разгадайте кроссворд по причастиям.

Учитель даёт командам подсказку: «Документ определяющий последовательность учебных занятий в образовательном учреждении на каждый день» (Ответ: расписание).

Бегут к расписанию и находят там надпись: «Вам всё же необходимо вернуться на Тисовую улицу, чтобы найти и исправить ошибку в подсказке »

Возвращаются в кабинет. Исправляют ошибку: «Документ, определяющий последовательность учебных занятий в образовательном учреждении на каждый день».

Далее получают задание от учителя на карточках: нужно каждому участнику объяснить как можно больше причастий на карточке, не используя однокоренные с этими причастиями глаголы, чтобы их команда отгадала эти причастия. При подсчёте времени используем песочные часы.

За каждое угаданное слово команда получает 1 балл.


 


 


 

Далее учитель даёт записку с подсказкой: «На руке и на стене, и на башне в вышине: ходят, ходят ровным ходом – от восхода до захода» (Ответ: часы). Дети ищут в кабинете часы и находят под ними записку («Expecto Patronum!» (лат.)) с тем, что сейчас состоится дуэль на палочках!

Задача: Чтобы победить в дуэли, вам необходимо использовать заклинание-превращение «Причастиум» (на листиках заранее написан глагол, от которого нужно образовать причастие. Соответственно, кто быстрее его произнесёт и направит палочку в сторону соперника, тот и выигрывает бой).

В качестве волшебной палочки можно использовать указку (см.фото)

Глаголы на листочках: читать, таять, зеленеть, держать, рекомендовать, освещать, рисовать и т.д.

Учитель: Итак, дуэль на палочках освоена, теперь пришло время собрать всё воедино.

Задание: собрать пазл + придумать и записать к сложенной картинке словосочетания по схеме прич.+сущ.

Подсчёт очков.

Итоги урока.


 

 

Список использованной литературы

Авторская разработка

Сказки про причастие взяты из следующих источников:

1. Феликс Давидович Кривин. «Карманная школа». - 1962 г: https://profilib.top/chtenie/66708/feliks-krivin-karmannaya-shkola-2.php

2. Н.Шапиро. Полезные мелочи. Журнал «Русский язык» №12/2003: http://rus.1september.ru/article.php ?ID=200301206

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. https://thumbs.dreamstime.com/z /змейка-2-кадров-10575905.jpg

2. https://images.vectorhq.com/images/previews/258/snake-outline-39820.png

3. http://raskraskindom.ru/images/nasekomye/pauk/raskraski-pauk-10.jpg

4. https://image.shutterstock.com/display_pic_with_logo/548371/548371 ,1302454336,2/stock-vector-two-cartoon-spiders-spinning-a-web-border-frame-with-room-for-text-74963071.jpg

5. http://invitationlibrary.com/wp-content/uploads/2017/04/harry-potter-birthday-party-invitations-printable-printable-harry-potter-invitation-pdf.jpg

6. https://universharrypotter.com/photos/wp-content/uploads/sites/2/nggallery/livre %20de%20coloriage%20HP/Livredecoloriageapercu006.png

Опубликовано


Комментарии (1)

Никитина Людмила Анатолиевна, 26.01.19 в 21:05 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Александровна! Очень интересная разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.