Открытый урок по теме «Причастие» (Русский язык, 7 класс)
Негосударственное частное общеобразовательное учреждение
«Школа «Орбита» муниципального образования
городской округ Люберцы Московской области
Конспект открытого урока по русскому языку
По теме «Причастие»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Коритник Ольга Александровна
г. Люберцы
2019
Тип урока: повторительно-обобщающий урок по морфологии.
Форма: урок-квест (по мотивам «Гарри Поттера»)
Класс: 7
Цели урока:
Образовательные:
- обобщение и систематизация знаний учащихся о причастии;
- формирование умения нахождения причастий в тексте, вычленения причастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с причастиями, находить суффиксы причастий, образовывать причастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при причастном обороте;
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия.
- работа по развитию личности: развитие актёрских способностей, внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения, пунктуационной зоркости учащихся;
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня нас ждёт с вами квест, который расположен на Тисовой улице, но прежде чем туда отправиться, давайте вспомним домашнее задание. Что вам было задано? (ответ детей: инсценировка сказки)
II. Проверка д/з.
Всего 2 команды (каждая показывает свою сказку).
Команда 1 (сказка-загадка «Страдательное причастие»).
Роли: Автор, Страдательное Причастие, Существительное.
Автор: Всеми обиженное, всеми униженное, никем не примéченное, почти не замéченное – седое, бледное Страдательное Причастие! Теперь оно – причастие прошедшего времени, и всё у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нём в качестве дополнения.
Страдательное Причастие: Ах, не говорите! Одни страдания!
Существительное пробует кивнуть, но Страдательное Причастие не позволяет ему даже этого.
Страдательное Причастие: Не говорите, не говорите! Самое дорогое, что у меня есть – это две Н в суффиксе. И вот стоит мне появиться в тексте без приставки или хотя бы без зависимого слова, как я сразу же теряю одну Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите…
Автор: Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно оно виновато, что у Причастия всё так неудачно складывается. А Причастие продолжает…
Страдательное Причастие: И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, Причастия, не бывает. А как прикажете жить без будущего?
(Вопрос для команды 2: о каких свойствах страдательных причастий рассказывается в сказке?)
Команда 2 (сказка-загадка «Как прилагательные с причастиями подружились»).
Роли: Автор, Причастие, Прилагательные.
Автор: Давно это было… Стояла в лесу избушка. И жили в ней Прилагательные. А по соседству с ними бродило по лесу Причастие. И не было у него ни хлеба, ни крова. Вот подумало как-то Причастие: как дальше жить? И решило оно попроситься на постоянное место жительства к Прилагательным. Пошло оно к избушке, где жили Прилагательные и постучало. А в ответ ему:
Прилагательные (хором): Кто там?
Причастие: Это я, Причастие.
Прилагательные (хором): Что тебе нужно?
Причастие: Пустите меня к себе в избушку, я хочу жить вместе с вами. Буду помогать вам, чем смогу.
Прилагательные (хором): Иди лучше к Глаголам, ведь ты глагольного происхождения!
Причастие: Но ведь я родня вам. И отношусь я, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяюсь, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают!
Прилагательные (хором): Подожди, мы посоветуемся.
Прилагательные советуются и шушукаются шёпотом друг с другом.
Прилагательные (хором): Мы пустим тебя, только отбрось приставку и одну -Н- из суффикса.
Причастие (задумалось, но согласилось): Хорошо.
Автор: С тех пор стали жить Прилагательные и Причастие в большой дружбе, вместе ходят на работу.
(Вопрос для команды 1: о каких свойствах причастий рассказывается в сказке?)
За инсценировку каждая команда может получить максимум 5 баллов + 1 балл за правильный ответ на вопрос.
III. Проведение квеста по мотивам «Гарри Поттера»!
Учитель: Ребята, давайте вспомним, каким членом предложения является у нас причастный оборот?
Дети: Определением.
Учитель: Как мы подчёркиваем его в предложении?
Дети: Волнистой линией
Учитель: А теперь давайте вспомним, на каком языке умел разговаривать Гарри Поттер? (Для подсказки включаем им аудио с парселтангом, которое можно найти и скачать в Интернете).
Дети: Парселтанг (змеиный язык).
Учитель: Неправда ли, причастный оборот похож на змею в предложении? Вам нужно найти эту змею. Вместе с ней вы найдёте задание и при правильном выполнении задания подсказку с инструкциями, что делать дальше (необходимо спрятать в кабинете бумажную змею).
Дети ищут змею. Находят.
Учитель выдаёт командам задание на шаблонах:
Найдите в тексте причастные обороты, подчеркните их, расставьте недостающие знаки препинания:
Далее после выполнения задания учитель даёт им подсказку: «Следуйте за пауками» (можно выполнить эти подсказки на маленьких листиках и оформить их шрифтом Гарри Поттер, который можно найти и скачать в Интернете).
Необходимо спрятать в кабинете бумажного паука.
Ищут бумажного паука. Находят. Сзади на пауке написано: «За доской». Бегут к доске, осматривают её и находят сзади задание.
Задание на карточках для команд: разгадайте кроссворд по причастиям.
Учитель даёт командам подсказку: «Документ определяющий последовательность учебных занятий в образовательном учреждении на каждый день» (Ответ: расписание).
Бегут к расписанию и находят там надпись: «Вам всё же необходимо вернуться на Тисовую улицу, чтобы найти и исправить ошибку в подсказке »
Возвращаются в кабинет. Исправляют ошибку: «Документ, определяющий последовательность учебных занятий в образовательном учреждении на каждый день».
Далее получают задание от учителя на карточках: нужно каждому участнику объяснить как можно больше причастий на карточке, не используя однокоренные с этими причастиями глаголы, чтобы их команда отгадала эти причастия. При подсчёте времени используем песочные часы.
За каждое угаданное слово команда получает 1 балл.
Далее учитель даёт записку с подсказкой: «На руке и на стене, и на башне в вышине: ходят, ходят ровным ходом – от восхода до захода» (Ответ: часы). Дети ищут в кабинете часы и находят под ними записку («Expecto Patronum!» (лат.)) с тем, что сейчас состоится дуэль на палочках!
Задача: Чтобы победить в дуэли, вам необходимо использовать заклинание-превращение «Причастиум» (на листиках заранее написан глагол, от которого нужно образовать причастие. Соответственно, кто быстрее его произнесёт и направит палочку в сторону соперника, тот и выигрывает бой).
В качестве волшебной палочки можно использовать указку (см.фото)
Глаголы на листочках: читать, таять, зеленеть, держать, рекомендовать, освещать, рисовать и т.д.
Учитель: Итак, дуэль на палочках освоена, теперь пришло время собрать всё воедино.
Задание: собрать пазл + придумать и записать к сложенной картинке словосочетания по схеме прич.+сущ.
Подсчёт очков.
Итоги урока.
Список использованной литературы
Авторская разработка
Сказки про причастие взяты из следующих источников:
1. Феликс Давидович Кривин. «Карманная школа». - 1962 г: https://profilib.top/chtenie/66708/feliks-krivin-karmannaya-shkola-2.php
2. Н.Шапиро. Полезные мелочи. Журнал «Русский язык» №12/2003: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200301206
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. https://thumbs.dreamstime.com/z/змейка-2-кадров-10575905.jpg
2. https://images.vectorhq.com/images/previews/258/snake-outline-39820.png
3. http://raskraskindom.ru/images/nasekomye/pauk/raskraski-pauk-10.jpg
4. https://image.shutterstock.com/display_pic_with_logo/548371/548371,1302454336,2/stock-vector-two-cartoon-spiders-spinning-a-web-border-frame-with-room-for-text-74963071.jpg
5. http://invitationlibrary.com/wp-content/uploads/2017/04/harry-potter-birthday-party-invitations-printable-printable-harry-potter-invitation-pdf.jpg
6. https://universharrypotter.com/photos/wp-content/uploads/sites/2/nggallery/livre%20de%20coloriage%20HP/Livredecoloriageapercu006.png
Никитина Людмила Анатолиевна