Конспект урока «Словообразование страдательных причастий» (Русский язык, 7 класс)

3
0
Материал опубликован 24 March 2018 в группе

Словообразование страдательных причастий.

  1. Орг.момент.
  2.  «Синтаксическая пятиминутка».

По тропинке, которая извивается между скал, мы поднимаемся на площадку.

Задание: а) разобрать предложение, дать характеристику предложению (Поветств.,невоскл.,СПП,1ч.:двусост.,распростр.,неосложн., 2 ч.:двусост.,распростр.,неосложн.);

б) заменить придаточное предложение причастным оборотом, записать полученные предложения и графически объяснить знаки препинания.

По тропинке, извивающейся между скал, мы поднимаемся на площадку.

По извивающейся между скал тропинке мы поднимаемся на площадку.

Почему в первом предложении причастный оборот обособляется, а во втором – нет?

3. Фронтальный опрос.

- Что называется причастием?

Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени

признак предмета по действию, отвечающая на вопросы  Какой? Какая? Какое? Какие?

- Назовите суффиксы причастий.

-ущ-, -ющ, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-, -нн-, -т-,-ем-, -им-, -енн-, -онн-, -ирова-

- Что называется причастным оборотом? Как определить границы причастного оборота?

- Назовите морфологические признаки причастия.

Морфологические признаки причастия: сочетание в одном слове свойств имени прилагательного и глагола. Признаки прилагательного у причастия: категория рода (мужской, женский, средний), категория падежа, категория числа. Глагольные признаки причастия: категория возвратности/невозвратности, категория времени (прошедшее, настоящее), категория вида (совершенный/несовершенный), категория залога(действительные, страдательные).

Чем занимались на предыдущих уроках?

Новая тема.

Запись таблицы в тетрадь.

Спряжение

Настоящее время

Прошедшее время

1

-ем-,-ом-

-нн-, -енн-, -т-

2

-им-

От чего зависит выбор гласной в суффиксе?

Образовать от глаголов страдательные причастия наст.времени.

Отправлять – отправляемый, прикрывать – прикрываемый, решать – решаемый, возводить – возводимый, сооружать – сооружаемый.

Запись под диктовку по цепочке с объяснением.

Увлекаемый течением; колеблемый ветром; убираемый мамой; изображаемый художником; освещаемый луной; поддерживаемый отцом; окружаемый заботой; воспеваемый в стихах; рекомендуемый для чтения; мучимый сомнениями; едва видимые облака; избираемые народом; зависимые от обстоятельств; невидимый во тьме; изучаемое в школе; гонимые ветром; исполняемый певцом; уважаемый всеми; прерываемый гулом; управляемый по радио; возобновляемый полет.

С 2-3 словосочетаниями составить предложения, записать.

Закрепление изученного материала.

Выборочный диктант. Учащиеся выписывают в два столбика словосочетания: а) с действительными причастиями, б) со страдательными причастиями.

Скошенная рожь, нарисованная картина, колеблемый ветром, ожидающий пассажир, посаженные детьми, бегущие ручьи, темнеющий вдали, распиленные плотником, спящий ребёнок, покрашенный краской, летящий самолётом, отнятая игрушка, брошенный баскетболистом, сорванное яблоко, упавший орех.

Объяснительный диктант.

К реке сбегает тропинка, едва видимая во мгле. Серебрится река, слабо озаряемая луной. Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром. Чьи-то голоса, слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине. Разгорался костер, раздуваемый ветром. Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю. Разведчики вышли на поляну, слабо освещаемую лунным светом.

Итоги.

Д.з. п.137, упр.146, 147.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации