Урок открытия новых знаний по теме «Причастие» (Русский язык, 6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Презентация к уроку
PPTX / 565.01 Кб
МАОУ «Предметно-языковая школа «Дуплекс»
Урок открытия новых знаний по теме "Причастие" в 6 классе
Разработала
Учитель русского языка
Курбатова Н.В.
г. Пермь, 2018
Тема: Причастие как часть речи
Тип урока: Открытие новых знаний
Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Улыбнитесь друг другу, гостям. Пусть в нашем классе станет светлей, уютней от ваших улыбок. Вы готовы к уроку? Отлично. Начинаем работу. Обратимся к экрану. (слайд 1) Что необычного вы обнаружили на данном слайде? Действительно, нет темы урока. Это значит, что тему мы сформулируем и запишем в ходе урока. Обращаю ваше внимание на выделенную иным цветом информацию, её нужно записывать в тетрадь. Договорились?
Открытие новых знаний.
Актуализация изученного ранее. Прочитайте предложения на (слайде 2). Подумайте, что объединяет эти предложения? Слова каких частей речи встретились среди однокоренных? Запишите их в столбик.
Какое слово выписали из первого предложения? (прилагательное)
Как характеризует предмет это прилагательное? (указывает на цвет)
Это постоянный или изменяемый признак? (постоянный признак)
Какое слово выписали из второго предложения? (глагол) (слайд 3)
Проблемный вопрос.
На слова какой части речи похоже однокоренное слово из 3 предложения? (на прилагательное и глагол)
От какой части речи образуется слово «зеленеющий»? (слайд 4)
Введение в тему с постановкой проблемного вопроса.
Как вы думаете, что должны узнать на уроке сегодня? Чему научиться? (Как называется новая часть речи? Как отличить от прилагательного? Как найти в тексте?) (слайд 5)
А помогут нам разобраться во всех проблемах наши друзья. (слайд 6)
Да, это герои веселых учебников Татьяны Рик о стране Морфология и ее жителях, частях речи.
Это художница Прилагательное и дядюшка Глагол. (слайд 7-8)
Ребята, вспомните, на последнем уроке по теме «Глагол» мы узнали, что нашим героям пришла телеграмма. Хотите узнать, что в ней сообщалось? (слайд 9). Итак, это сын Глагола и Прилагательного прилетает на каникулы из сказочной страны Кальбульблю именно сегодня. (слайд 10) А зовут мальчика Причастие. Догадались, какой будет тема урока? Это ещё одна часть речи, с которой мы знакомимся в этом учебном году.
Глагол и Прилагательное часто спорят, на кого из них сын похож больше. Поможем родителям разрешить их спор. Что можете найти общего у прилагательного и причастия? А у глагола и причастия? Какой же признак обозначает причастие? Постоянный или изменяющийся во времени?
Для этого проведем эксперимент: перед вами воздушный шарик. Подберите причастие к слову, когда я его подброшу вверх? (летящий – тот, который летит) А теперь, когда отпущу? (падающий – тот, который падает) Так какой признак обозначает причастие? (изменяющийся во времени)
Владимир Иванович Даль дал причастию вот такое определение. (слайд 11) А само причасти о себе говорит так (слайд 11-12)
Таким образом, в характере Причастия совместились признак и действие. Что же обозначает причастие? (признак предмета по его действию)
Счастливы родители были очень довольны. На радостях даже сделали новое фото, на котором видно, что сын действительно похож на обоих родителей. (слайд 13)
Кто запомнил, какой конструкцией можно заменять причастие, чтобы узнать его в тексте? (тот, который + глагол) (слайд 14)
Развитие звуковых и речевых умений.
Аналитическая беседа (умение отличать причасти от прилагательного)
Мы выяснили, что нелегко отличать прилагательное от причастия. Я предлагаю вам коллективно составить сравнительную таблицу, куда мы запишем сходства и отличия этих частей речи. Чтобы проверить результаты открываем (слайд 15).
Выборочный диктант.
Прослушайте, пожалуйста, текст (Аудиозапись на слайде 16). Теперь, используя сведения, помещенные в сравнительной таблице, найдите причастия и выпишете их в столбик. Давайте попробуем найти первое слово вместе. Тексты перед вами.
Взаимопроверка.
Поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями и отметьте количество выписанных причастий. (слайд 17)
Ахиллесова пята.
Итак, мы выяснили свои уязвимые места. Почему вы допустили ошибки в поиске причастия? В чем сомневались? (слайд 18)
Рефлексия.
Чему научились?
Что узнали?
В чем сомневались?
В чем испытывали трудность? (слайд 19)
Домашнее задание. Составить синквейн на тему «Причастие».