Открытый урок по творчеству Марины Цветаевой (Для учеников 11 класса)

2
0
Материал опубликован 10 April 2020

Методическая разработка открытого урока литературы (11 класс) на тему:

«Судьба и стихи Марины Цветаевой».





Тема урока: Судьба и стихи Марины Цветаевой.


Цели урока:

1. Постижение истоков формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов творчества в соотношении с драматическими страницами судьбы поэта.

2. Создать атмосферу погружения в творчество поэта, пробудить интерес к поэту. Развивать чувство прекрасного, умение читать стихи и эмоционально на них откликаться.

3.Воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.


Оборудование: презентация, сборники стихов , выставка книг Цветаевой.


Тип урока: урок получения новых знаний.

Ход урока:


1. Организационный момент

2.Слово учителя:

Декабрь 1920 года… Заснеженная Москва. В переполненном зале Политехнического музея проходит «вечер поэтесс». Одна за другой на сцене появляются представительницы московской богемы, читая свои стихотворения. Публика заметно скучает. Как вдруг… словно из темноты студеной ночи, явилась взору настороженно притихшего зала женщина в черном, похожем на облачение монахини платье, в стоптанных валенках, с военной сумкой через плечо. Коротко остриженные волосы делали ее лицо выывающе независимым. А вся она дышала каким-то внутренним протестом, вызывающим ответную подобную реакцию у рафинированной части зрителей.

- Звучит стихотворение «Я расскажу тебе про великий обман…»

Я расскажу тебе — про великий обман:
Я расскажу тебе, как ниспадает туман
На молодые деревья, на старые пни.
Я расскажу тебе, как погасают огни
В низких домах, как — пришелец египетских стран —
В узкую дудку под деревом дует цыган.

Я расскажу тебе — про великую ложь:
Я расскажу тебе, как зажимается нож

В узкой руке, — как вздымаются ветром веков
Кудри у юных — и бороды у стариков.

Рокот веков.
Топот подков.


Это была Марина Цветаева. Поэтесса, которую уже стала забывать литературная Москва. Многие знали или ,вернее, догадывались, что революция ее не вдохновляла. Видели, что она сторонится общества молодых поэтов, живет почти в полном отчуждении. И поэтому ее появление столь неожиданное, воспринималось как вызов происходящему.

Слайд №1

2. Объявление темы и цели урока

Слайд №2


Сегодня у нас необычный урок. Мы собрались с вами на заседании литературного салона.

Впервые мода на салоны появилась во Франции в 17 веке, а позже пришла и в Россию. Салоны могли быть не только литературными, но и художественными и даже политическими. На таких встречах представляли свои новые произведения, читали запрещенные, создавались творческие объединения. Отличало их то, что собирались для встреч единомышленники. Сегодня мы с вами тоже собрались вместе, к нам пришли гости и говорить мы сегодня с вами будем о поэзии, о прекрасной поэтессе ХХ века Марине Цветаевой.


Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):


« Любовь!Любовь!

И в судорогах, и в гробе…»


Если внимательно прочитать стихотворения М.Цветаевой 1918-1921 гг., то нельзя не заметить
, что она находилась в духовной оппозиции существующему укладу жизни, не хотела да и не могла смириться с насилием, террором, которые были роковым знамением времени, не желала быть молчаливым свидетелем взаимоуничтожения, разгула ненависти, ужасов гражданской войны, обрушившимся «громом на голову, саблей наголо»

- Вот строки из «лихолетья эпохи», которые выписали из собрания ее сочинений наши ««литературоведы»

Учащиеся читают записанные на карточках поэтические мысли М.Цветаевой:

«Мир без вести пропал. В нигде-затопленные берега…» ( Бессонница! Друг мой!..1921г.; «Как слабый луч сквозь черный морок адов- так голос твой под рокот рвущихся снарядов…»( Из цикла «Стихи к Блоку», 1920г. «нЕ потомкам ли Разина- широкоплечим, ражим, рыжим я погромщикам тебя увидела,-разлука»


Где-то в водовороте гражданской войны, в белой гвардии, между жизнью и смертью находился любимый человек поэтессы, муж Сергей Эфрон.

Слайд№3

Именно ему, любимому мужу, другу будут посвящены лучшие стихи


Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

С. Э.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности - жена, не на бумаге! –

Чрезмерно узкое его лицо

Подобно шпаге.


Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.


Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза прекрасно-бесполезны!-

Под крыльями раскинутых бровей-

Две бездны.


В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху!-

Такие – в роковые времена –

Слагают стансы - и идут на плаху.

Быть может, читая эти стихи в Политехническом музее, она вспоминала об их первой встрече, свадебном путешествии, присутствии на торжестве по случаю открытия Музея изящных искусств, который основал ее отец

Сдайд№4

Сообщение ученицы об отце М.Цветаевой

Значительное влияние на формирование духовности М.Цветаевой оказала христианская мифология и связанное с ней исеусство. Особое место занимала в ее духовной жизни Библия.

Встихотворениях Цветаевой оживают библейские образы, интерпретируются легенды Ветхого и Нового заветов, звучат ставшие афоризмами мысли создателей этого древнейшего литературного памятника.


-Ученики-литературоведы читают записанные на карточках строки из стихотворений Цветаевой, свидетельствующие о ее глубоком знании Библии.


«Мне Страшный свершился суд! Под рев колоколов на плаху архангелы меня ведут» («Еще и еще песни…», 1916 г.) «И на тебя с багряных облаков уронит Богородица покров» («Из рук твоих – нерукотворный град»), 1916 г.)


Иногда библейская легенда, созвучная переживаниям поэтессы, являлась прекрасной миниатюрой, вызывающей круги ассоциации:

Удостоверишься- повремени!-

Что, выброшенной на солому,

Не надо было ей ни славы, ни

Сокровищницы Солосона.

Нет , руки за голову заломив,

-Глоткою соловьиной!-

Не о сокровищнице- Суламифь:

Горсточке красной глины!


Если предположить, что содержательная сторона поэзии М.Цветаевой складывалась под влиянием античной и христианской культур, представление о которых имеет генетическую связь с впечатдениями детства, рассказами отца, чтением литературных памятников, посещением заподноевропейских музеев, то форму ее стихотворений, их ритмомелодику, звукопись, в атмосфере, которой прошло ее детство, утро ее жизни. Мать – музыкантша, ученица Рубинштейна. Именно она оказала «главенствующее влияние» на дочь.

Слайд

Сообщение о матери Цветаевой Марии Александровне

Стихи М.Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит романс в исполнении А. Пугачевой «Мне нравится…»

Рассказ о зрелой Цветаевой

Стихотворение читает учащийся (опережающее задание):

Чтение стихотворения «Поезд жизни» 1923 г.

Не штык — так клык, так сугроб, так шквал, —
В Бессмертье что час — то поезд!
Пришла и знала одно: вокзал.
Раскладываться не стоит.

На всех, на всё — равнодушьем глаз,
Которым конец — исконность.
О как естественно в третий класс
Из душности дамских комнат!

Где от котлет разогретых, щек
Остывших… — Нельзя ли дальше,
Душа? Хотя бы в фонарный сток
От этой фатальной фальши:

Папильоток, пеленок,
Щипцов каленых,
Волос паленых,
Чепцов, клеенок,
О — де — ко — лонов
Семейных, швейных
Счастий (klein wenig!)
Взят ли кофейник?
Сушек, подушек, матрон, нянь,
Душности бонн, бань.

Не хочу в этом коробе женских тел
Ждать смертного часа!
Я хочу, чтобы поезд и пил и пел:
Смерть — тоже вне класса!

В удаль, в одурь, в гармошку, в надсад, в тщету!
— Эти нехристи и льнут же! —
Чтоб какой-нибудь странник: «На тем свету»…
Не дождавшись скажу: лучше!

Площадка. — И шпалы. — И крайний куст
В руке. — Отпускаю. — Поздно
Держаться. — Шпалы. — От стольких уст
Устала. — Гляжу на звезды.

Так через радугу всех планет
Пропавших — считал-то кто их? —
Гляжу и вижу одно: конец.
Раскаиваться не стоит.

А вот и финал «Вечера поэтесс», на котором М.Цветаева в декабре 1920 года читала свои стихотворения:

Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной,
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что — невинна.

Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем.
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою — за счастьем.

Пересмотрите все мое добро,
Скажите — или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей руке — лишь горстка пепла!

И это всё, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это всё, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.


5. Домашнее задание: подготовить рассказ о жизни Марины Цветаевой; принести сборник её стихотворений; прочитать стихотворения «Моим стихам, написанным так рано» и «Уж сколько их упало в эту бездну», сделать их анализ.





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.