Открытый урок «Разделение неоднородной смеси (практическая работа)» (6 класс)
Открытый урок
для учащихся 6 класса
Разделение неоднородной смеси
(практическая работа)
Юренкова Наталья Николаевна,
учитель химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Школа № 132 с углубленным изучением отдельных предметов
имени Героя Советского Союза Губанова Г.П.»
городского округа Самара
Оборудование: фильтровальная бумага, подставка с сухим горючим, фарфоровая чашка, магнит, стеклянная палочка, штатив, воронка, кристаллизатор со смесью из песка, железных опилок ,древесных опилок, соли, пустой химический стакан, стакан с водой, спиртовка, спички, «Инструкционная карта» на каждую парту.
Цель урока: уметь определять тип смеси и практически осуществлять разделение однородной и неоднородной смеси, получить практические навыки способов разделения смесей и очистки веществ.
ХОД УРОКА
На столах у каждого члена группы лежит конспект урока, который заполняют по мере выполнения работы, Каждая группа получает химический ящик с оборудованием.
Теоретическая часть
Слово учителя: Ребята, давайте вспомним, чем мы занимались на прошлом уроке, с чем мы познакомились?
На прошлом уроке мы с вами говорили о чистых веществах и смесях. Давайте ещё раз вспомним .
Вопросы учителя:
что называется смесями? (смесь – это система, состоящая из нескольких компонентов.)
какие смеси вы знаете?
какие смеси называются однородными?
какие смеси называются неоднородными?
Понятие о чистом веществе.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Слово учителя: Теперь подумаем, а как можно разделить смесь? Оказывается, даже однородные смеси можно легко разделить. Например, смесь воды и сахара или водопроводную воду.
Учащиеся совместно с учителем разбирают способы разделения однородных смесей: выпаривание, кристаллизация, дистилляция.
Слово учителя: Если смесь неоднородная, то существуют свои способы разделения: отстаивание, фильтрование, действие магнитом.
Практическая часть
Слово учителя: А теперь я предлагаю вам самостоятельно определить тип смеси и разделить её известными вам способами.
Прежде, чем вы приступите к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с химическим оборудованием. Внимание!
Не загромождайте рабочее место предметами не нужными для выполнения опыта.
Помните, что стеклянная посуда хрупкая, при небрежном обращении она может быть разбита, осколки стекла могут поранить руки, в случае пореза немедленно обратитесь к учителю.
Никогда не прикасайтесь к реактивам рукой, твердые вещества берите из банки ложкой.
При нагревании жидкости или раствора следите, чтобы горлышко сосуда не было направлено в вашу сторону или сторону вашего соседа.
Не берите нагреваемую посуду руками. Для этой цели используйте тигельные щипцы или пробиркодержатель.
Не наклоняйтесь над нагреваемой жидкостью, брызги могут повредить лицо и глаза. В случае ожога немедленно обратитесь к учителю.
Пользуясь спиртовкой нельзя её зажигать от другой спиртовки, ибо может пролиться спирт и возникнуть пожар. Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком, а не дуть.
Осторожно обращайтесь с огнемПосле окончания опыта уберите своё рабочее место. Вымойте посуду, реактивы не следует сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора.
Помните,что самое сильное пламя спиртовки – это срединная его часть. Следовательно, фарфоровую чашечку нужно установить в эту часть пламени спиртовки.
Учащиеся повторяют правила техники безопасности.
Учитель делает вывод о готовности учащихся к выполнению работы.
Слово учителя: давайте посмотрим, что находится в наших лабораторных ящиках и какие опыты мы будем делать с данным оборудованием.
_____________________________________________________________
Инструкционная карта по выполнению лабораторной работы для учащихся 6 класса.
Лабораторная работа «Разделение неоднородной смеси».
Цель урока: уметь определять тип смеси и практически осуществлять разделение однородной и неоднородной смеси, получить практические навыки способов разделения смесей и очистки веществ.
Оборудование: кристаллизатор со смесью, фильтровальная бумага, подставка с сухим горючим, фарфоровый тигель, магнит, химический стакан с водой, воронка, колба, держатель для пробирок, асбестированная сетка, спички, инструкционная карта на каждую парту.
Состав смеси: древесные опилки, поваренная соль, речной песок, железные опилки.
№ опыта | Название опыта (что делали) | Название метода отделения компонента смеси | Тип смеси в начале опыта |
| | | |
| | | |
Домашнее задание: найти в словарях следующие понятия: «электролиз», «экстрагирование», «хроматография» и «дистилляция» и выписать эти понятия и их значение в тетрадь.
После окончания опыта уберите своё рабочее место. Отнесите лоток с лабораторным оборудованием в лаборантскую.
Спасибо за работу!
__________________________________________________________________________-
Самостоятельное выполнение опыта учащимися. Учитель направляет работу учащихся.
Слово учителя: вы справились с работой, а сейчас занесите результаты опыта в вашу тетрадь. В конце «Инструкционной карты» есть несколько вопросов – это ваше домашнее задание.
Заключительное слово учителя: Сегодня на уроке мы рассмотрели способы разделения смесей и с помощью опытов проверили правильность этих способов (отстаивание, фильтрование, действие магнитом,выпаривание).
Инструктаж по домашнему заданию: Дома я прошу вас посмотреть в словарях следующие понятия: электролиз, экстракцию, хроматография и дистилляция, и записать эти понятия в ваш конспект.
После окончания опыта уберите своё рабочее место. Вымойте посуду, реактивы не следует сливать в канализацию или выбрасывать в урну для мусора
Спасибо за работу!