12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гамалицкая Елена596
Учитель химии, биологии. Высшая К/К. Стаж работы-20 лет.Участник и победитель муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсов.
Россия, Ростовская обл., ст. Тацинская
7

Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Урок -лабораторная работа. 11 класс

Гамалицкая Елена Николаевна (elena_gam@bk.ru )

учитель химии Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение Тацинская средняя общеобразовательная школа №3

( МБОУ Тацинской СОШ №3)

Ростовской области Тацинского района

Урок химии в 11 классе.

Тема: Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование. Урок -лабораторная работа

Цели:

1. Образовательная: Дать понятие о чистом веществе и смеси веществ, сходство и различие между ними. Раскрыть значение смесей в природе и жизни человека.

2. Развивающая: Формировать умение распознавать чистые вещества и смеси, составлять план действий разделения смесей. Развивать у учащихся различные виды памяти, мыслительной деятельности. Продолжить работать над формированием безопасного обращения с оборудованием (соблюдать правила ТБ).

3. Воспитательная: Способствовать формированию интереса к знаниям, умениям, самооценке своей деятельности. Воспитывать у учащихся чувство осторожности при работе с бытовым газом, лекарственными средствами и смесями других вредных для здоровья веществ.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, лабораторное оборудование для демонстрации различных видов смесей, образцы смесей (железо с серой, вода с песком, крахмал с водой, растительное масло с водой, соль с водой, смесь песка и древесных опилок), колба с водой, магнит, химические стаканы, воронка, стеклянная палочка, бумажный фильтр, чашка для выпаривания, пробиркодержатель, спиртовка, спички, делительная воронка, дистиллятор электрический, листы учащихся.

Тип урока: Лабораторная работа.

Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: Словесный, наглядно-иллюстрированный, практический, частично-поисковый.

Ход урока:

Организационный момент.

- Приветствие.

- Подготовка класса к работе.

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Внимание на экран: Слайды: Вода в стакане, молоко, бутылочка с микстурой, газированная вода в бутылке, воздух, бронзовая статуя, дым, раствор бетона, морская вода, стиральный порошок - смесь энзимов, ПАВ оптических отбеливателей (синька), раствор – чай.

Вопрос – что общего во всех слайдах?

Ученики: Это смесь веществ.

(Сообщение темы, цели занятия, использование полученных знаний в дальнейшей деятельности)

Учитель: На ваших столах стоят три стакана с надписями: вода водопроводная, вода дистиллированная, вода из пруда (Талловский).

Вопрос: что общего и в чем различие?

Ученики: ответы детей.

Учитель: А чем отличается чистое вещество от смеси веществ?

Вспомните из курса 8 класса понятия смесь.

Смесь — химическое вещество, в состав которого входит не менее двух составляющих веществ (компонентов смеси).

Нас повсюду окружают вещества. Среди этих веществ есть вещества и простые, и сложные, а есть вещества, которые состоят из различных компонентов. Мы вдыхает воздух, а это смесь газов

Вопрос: Каких? (азота, кислорода и других).

Умываемся водой - это еще одно вещество, самое распространенное на Земле. Пьем молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира. Едим яблоки, которые состоят из целого набора химических веществ (сахар, витамины, яблочная кислота). Стекло, резина – это тоже вещества, точнее, материалы (смеси веществ).

А вот чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Учитель: Вспомните из курса 8 класса понятия чистое вещество.

Чистое вещество - обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами).

Учитель: Приведите примеры чистых веществ. Давайте дополним ваши примеры.

К чистым веществам относятся: кислород, углекислый газ, азот, водород, сера, вода дистиллированная.

К смесям: воздух, вода водопроводная или вода из водоема, вода загрязненная илом.

Учитель: Смеси отличаются друг от друга по внешнему виду посмотрите на экран, а также у вас на столах примеры готовых растворов, смесей.

Слайд: Классификация смесей

Смеси

 

Гомогенные смеси

однородные


 

о


 

Гетерогенные смеси

неоднородные

 

 

 

Растворы (Г, Ж, Т)

Взвеси

 

 

 

Эмульсии

(Ж + Ж)

Суспензии

(Тв + Ж)


 

 

Учитель: Так как в природе вещества существуют в виде смесей, для лабораторных исследований, промышленных производств, для нужд фармакологии и медицины нам нужны чистые вещества. У вас на столах в лотках готовые смеси, предложите способы их разделения.

Лабораторная работа в парах.

Карточка № 1 (выдается каждой паре учащихся)

Задание: Постарайтесь сформулировать и предложить пути решения разделения смесей.

Проверьте экспериментально правильность решения проблемы.

Смесь воды и речного песка.

Раствор соли и воды.

Смесь масла и воды.

Смесь песка и древесных опилок.

Образец смеси

Способ разделения

Описание эксперимента

1

     

2

     

3

     

4

     

Вывод:

Лабораторная работа в парах.

Карточка№ 2 (выдается каждой паре учащихся)

Задание: Рассмотрите выданные Вам смеси. Постарайтесь сформулировать и предложить способы их разделения. Проверьте экспериментально правильность решения проблемы.

Смесь порошка железа и серы.

Смесь крахмала и воды.

Получите дистиллированную воду.

Образец смеси

Способ разделения

Описание эксперимента

1

     

2

     

3

     

Вывод:

Учитель: Составим план действий и выполняем исследование. Не забываем про ТБ, правила нагревания. Составляем и заполняем таблицу (работа в течение 15 минут).

На данном этапе ученики работают в парах по карточкам; им необходимо предложить способ разделения своей смеси, указанной в задании. Ученики обдумывают и озвучивают свои решения.

III. Подведение итогов занятия. Вывод о проделанной работе.

IV.Рефлексия.

Задания для закрепления.

1) Решите задачу:

Дана смесь сахара, речного песка и железных опилок. Предложите способ разделения этой смеси.

2) Творческое задание:

А) Вы пошли в поход. Совершенно случайно, вся ваша соль намочилась и к тому же в неё попали кусочки грязи. Другой соли нет. Как вы поступите?

Б) Подготовьте электронную презентацию на тему "Чистые вещества и смеси, которые нас окружают"

Опубликовано


Комментарии (2)

Анна Алексеевна, 24.11.15 в 12:22 1Ответить Пожаловаться
Работа основана на критерии ФГОС. Очень интересная и актуальная работа. Спасибо
Елена Викторовна, 04.12.15 в 22:59 0Ответить Пожаловаться
Урок очень понравился. Спасибо автору)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.