12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дронова Ольга Викторовна36
2

Урок химии в 8 классе «Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей»

«Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей

(8 класс – базовый уровень)

Учитель: Дронова Ольга Викторовна

Предметные цели:

- сформировать представление о чистом веществе и смеси веществ, раскрыть значение смесей в природе и жизни человека;

- выявить особенности физических свойств чистых веществ и в составе смеси;

- ознакомить со способами разделения смесей на основании физических свойств входящих в их состав компонентов.

- развивать умение приводить примеры однородных и неоднородных смесей, предлагать способы разделения смесей на основании физических свойств входящих в них компонентов.

Познавательные УУД:

1.  умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2.  умение анализировать и сравнивать объекты и явления

3.Умение обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

2.Прогнозировать предстоящую работу (планировать).

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1.Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. умение слушать и понимать других.

2.Оформлять свои мысли в устной форме. 

Оборудование:  делительная воронка, спиртовка (1 шт.), химические стаканы, штатив с пробирками, колба для воды, емкость для слива, магнит, воронка, фильтровальная бумага, держатель, фарфоровая чашка, предметное стекло, коллекция минералов, проектор.

Реактивы: вода, песок, железная стружка, растительное масло, опилки, соль (сахар).

Методы: использую в сочетании словесно - наглядные методы (беседа, объяснение).

Тип урока: изучение нового, единичный, отработка дидактических умений.

Действия учителя

Действия ученика

1 этап.

Эпиграф: «Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею.» Марк Тулий Цицерон

Дан список: кирпич, поваренная соль, мел, железная кнопка, вода, сахар, свеча, химический стакан, стекло.

Задание: подчеркнуть названия веществ.

 

Мы живем среди химических веществ. Мы вдыхаем  воздух.

Какие газы входят в его состав?

Что представляет собой воздух? (слайд).

Умываемся водой, в которой растворены различные соли. Пьём молоко - смесь воды с мельчайшими капельками молочного жира.

  Одним из самых любимых материалов скульпторов и архитекторов - мрамор (слайд). Окраска этой горной породы удивительно разнообразна: молочно-белая, серая, розоватая. А вот основу мрамора составляет вещество, которое называется карбонат кальция. (СаСО3) – прочитать формулу

То же вещество входит в состав других минералов: мела, известняка.

Чем обусловлена такая окраска этой горной породы?

Значит, мрамор тоже представляет из себя смесь.

Морская вода – смесь различных веществ, и прежде всего – солей, придающих ей характерный вкус.

Можно ли изучать свойства воды, используя для этого морскую воду?

Для того, чтобы это сделать, воду необходимо очистить от примесей.

Подумайте, что мы будем изучать на уроке?

Запишите тему.

Какие цели мы с вами поставим? (включая личную)

Что же такое смесь?

Компоненты – вещества, из которых состоит смесь.

Совершенно чистые вещества в природе не встречаются или встречаются очень редко.

Чем же чистые вещества отличаются от смесей?

Заполните таблицу, используя инструктивную карту.

Индивидуальное чистое вещество обладает определённым набором характеристических свойств (постоянными физическими свойствами).

Это смесь азота, кислорода, углекислого газа.

Воздух – смесь газов.

«Кальций цэ о три»

Примесями, придающими мрамору разнообразную окраску.

Нет, так как морская вода не является чистым веществом.

Чистые вещества и смеси. Способы их разделения.

Смесь – продукт смешения 2-х и более веществ.

Признак

Чистое вещество

Смесь

Состав

Постоянный, выражается химической формулой

Н2

Непостоянный, нет общей химической формулы

Бронза, чугун,

Fe (стружка) – S (порошок)

Вещества

В составе одно вещество

Н2

В составе различные вещества (2 и более)

Бронза

Cu

Sn

Физические свойства

Постоянные

Н2 - газ без цвета, запаха и вкуса, плотность 0,08987 г/л (н.у.), температура кипения −252,76 °C,

У каждого компонента сохранены

Fe (стружка) – S (порошок)

Смеси различаются величиной входящих в их состав частиц других веществ.

Демонстрация:  приготовим несколько разных смесей (вода и растительное масло, вода и речной песок, опилки и песок, вода и уксусная кислота и др.

Сравните эти смеси. Заполните схему «Смеси».

По этому критерию смеси разделяются на гомогенные и гетерогенные. Найдите определения в учебнике, стр. 121. (Схема).

Одни частицы настолько велики, что их можно видеть невооруженным глазом. Другие – абсолютно не видны в растворах.

Находят определения, записывают в тетради.

Задание: из перечня выберете гомогенные и гетерогенные смеси, для гомогенных укажите агрегатное состояние.

- вода и глина, - железная стружка и песок, - сода и вода, - нефть, - чугун, - воздух, - природный газ, - морская вода.

Ж.: сода и вода, нефть, морская вода.

Тв.: чугун.

Г.: воздух, природный газ.

Гетерогенные: вода и глина, стружка и песок.

Вспомните стихотворение «Федорино горе». Она была неряшливой хозяйкой, рассыпала сахар, он смешался с пылью. Как помочь Федоре его очистить?

(растворить, отфильтровать, выпарить воду)

К какому выводу мы пришли? Сформулируйте вывод.

Какие же существуют способы разделения смесей?

Работая с инструктивной картой, заполните таблицу (3 мин)

С демонстрацией.

На чем основан каждый способ разделения смесей?

На чем основаны все способы разделения смесей?

Работа в группах.

Возьмите карточку с заданием. Внимательно прочитайте, какую смесь вам необходимо разделить. Составьте программу эксперимента. По 2 комплекта, 3 эксперимента.

Вопрос: на чем основан данный способ разделения? Приведите аргументы.

Карточка №1 (приложение№2):

Разделите смеси сахара и речного песка:

Отфильтровать песок.

Перемешать раствор.

Подготовить фильтр.

Растворить смесь сахара с речным песком в воде.

Собрать прибор для фильтрования.

Выпарить раствор.

Собрать прибор для выпаривания.

Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.

Карточка №2 (приложение№3)

Разделение смеси сахара и воды:

Собрать прибор для выпаривания.

Растворить сахар в воде.

Высыпать чистый сахар из выпариваемой чашки.

Выпарить раствор.

Карточка №3 (приложение №4)

Разделение смеси речного песка и воды:

Собрать прибор для фильтрования.

Подготовить фильтр.

Приготовить раствор.

Отфильтровать.

Задания.

1. Как можно разделить смесь железных стружек, соли, песка и опилок, если нужно получить соль? Макет

2. Какую из предложенных пар веществ можно разделить выпариванием, а какую фильтрованием:

Глина и вода

Сода питьевая и вода

Железные опилки и сера

3. Почему вода в Черном море замерзает при более низкой температуре, чем вода в Балтийском море?

3. Всегда ли людям нужны особо чистые вещества? Для чего они используются?

4. Предлагаю вам вспомнить отрывок из сказки Василиса Прекрасная: вечером Баба Яга говорит Василисе: “… возьми мак да очисти его от земли по зернышку”. Нет ли в сказке проблемы, с которой мы сталкивались сегодня на уроке? Если она существует, постарайтесь ее сформулировать и предложить пути ее решения.

5. Как в походных условиях очистить и обеззаразить речную воду, сделав ее пригодной для питья и приготовления пищи?

6. Для чего зимой используют антигололедные реагенты, основным компонентом которых является соль?

6. Для чего нужно знать состав смесей?

Рефлексия. Итоги урока.

Смеси можно разделять.

1. ж-ж.

Пример: вода – масло (отстаивание, делительная воронка).

Вода – уксусная кислота (дистилляция).

2. ж-тв.

Пример: соль-вода (выпаривание), вода-песок (фильтрование).

3. Тв.-тв.

Пример: железо – порошок серы (действие магнитом).

4. ж-газ

Пример: минеральная вода (нагревание смеси).

5. газ-газ

Природный газ. Способ разделения – сложный химический процесс.

На различиях в физических свойствах компонентов смеси.

Составляют программу, после чего получают комплект, проводят эксперимент. Правила техники безопасности!

Особо чистые вещества, содержание примесей в которых не превышает одной миллионной процента, применяются в электронике, в полупроводниковой, ядерной технике и других точных отраслях промышленности

Оценивают свою деятельность на уроке.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.