Открытый урок русского языка по УМК «Планета знаний» во 2 классе
Открытый урок РУССКОГО ЯЗЫКА по УМК «Планета знаний» во 2 классе.
Учитель: Коваленко Т.Н.
Тема урока: «Группы слов с общим значением. Части речи»
Цель урока: - ввести понятие части речи, формировать умение определять части речи, научиться писать предложения со словами
разных частей речи;
- развивать абстрактное мышление учащихся при классификации слов по частям речи; развивать речь при составлении
предложений;
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи.
Тип урока: Открытие нового знания.
Планируемые результаты:
Предметные:
понимать основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи;
иметь образное представление о языке как о четко организованной структуре;
определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
показать роль слов каждой части речи в произведениях словесного творчества;
Личностные:
ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умения наблюдать за языковым материалом, проводить на основе наблюдений операций анализа и синтеза, подведение под понятие; умение строить логическую цепь рассуждений; навыки моделирования.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои
предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль за выполнением деятельности; совместно с учителем
и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика.
Оборудование:
Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина
Ход урока
Этапы урока. |
Деятельность учителя |
Деятельность |
Универсальные |
||||||||||||||
I. Самоопределение деятельности. Эмоциональный настрой |
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу, Улыбки подарим гостям. У вас все готово? Тогда за работу. Удачи желаю всем нам! А удача нам сегодня очень нужна, потому что мы….. продолжите мою фразу. -Какие цели вы для себя поставите на этот урок? |
Организуют рабочее место. продолжают фразу. ставят цели на урок |
Л:самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. |
||||||||||||||
II. Минутка чистописания Слова противоположные по значению (антонимы). Проверка усвоения темы прошлого урока. |
- Внимательно посмотрите на данную запись: (на доске) длинный – короткий гиганский- … (карликовый) сладкий-… (кислый) Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то вы узнаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания. Какую? Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. Прописываем букву К к всю строчку. не забывайте о правилах: Тетрадь с наклоном положу, |
- К словам первого столбика надо подобрать антонимы (слова противоположные по смыслу), начинающиеся на букву К. Выполняют задание в тетради. |
Р: высказывать своё суждение, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. К: вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию |
||||||||||||||
III.Словарно – орфографическая работа. |
Внимательно посмотрите на шифр, который написан у вас на карточках.
- Давайте разгадаем ключ данного шифра, и узнаем слово, с которым мы познакомимся на уроке. Какое слово зашифровано? - что значит слово капуста? - Найдем слово в толковом словарике. Запишите слово в тетради, поставьте ударение. капу́ста -На правописание какой буквы следует обратить внимание? |
(работа по карточкам) - Зашифровано слово капуста. ученики находит в толковом словаре значение слова «капуста». Работают со словарём. - Следует обратить внимание на правописание непроверяемой безударной гласной /А/. Её надо запомнить. |
П: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; находить ответ в заданном задании; осуществлять действия по образцу и заданному правилу . Р: определение цели деятельности с помощью учителя. К: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
||||||||||||||
Физминутка |
Ах, как долго мы писали, Вправо, влево повернем, |
выполняют упражнения от усталости г лаз. |
Л: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости глаз. |
||||||||||||||
IV. Актуализация темы урока. |
- Когда собирают капусту? (осенью) - Какие признаки прихода осени вы помните? - Прочитайте слова. Подумайте, что они называют: предмет, признак, действие. (На доске) падает осенний листок –На какие группы вы уже умеете делить слова? -Какие же группы слов называют частями речи? Откройте учебник на стр. 72. Прочитайте определение частей речи. - Из чего состоит наша речь?
- Прочитайте слова на карточках: Мед, жаркие, лягушка, плавится, поле, прыгает, стоят, зелёная, колосится, большое.(устно) Разбейте слова на группы. предметы мёд лягушка признаки предметов зелёная большое действия предметов плавится прыгает. - Что общего в значении слов каждой группы? |
отвечают на вопросы. вспоминают, пройденные темы по окружающему миру и называют признаки. Работают над проблемой, думают, рассуждают, задают друг другу вопросы, отвечают на вопросы учителя, обсуждают предложенные варианты, доказывают правильность своих решений - Тематические группы слов, синонимы, антонимы и т.п. Слова – названия предметов, слова – названия признаков, слова – названия действий. Выслушиваются варианты ответов. - Наша речь состоит из слов. - Мед, лягушка, т.к. они называют предметы. -зелёная, большое, т.к. они описывают предмет. - Плавится, прыгает. Они называют действия этих предметов. Выполняют задание. Взаимопроверка. Общее значение – предмет, признак, действие. |
П: анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения. К: осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Р: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения; принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
||||||||||||||
V. «Открытие» детьми нового знания. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА VI.Самостоятельная практика учащихся. |
-как вы думаете все ли слова в русском языке относятся к какой-либо части речи?
Поиграем. Я буду называть слова предметы и слова – признаки предметов. Если услышите слово, отвечающее на вопрос кто? или что? подпрыгиваете и хлопаете ладонями.. Если назову слово, отвечающее на вопрос, какой? какая? какое? какие? – приседаете, руки на пояс. А если действие предмета, то наклоняете голову к плечу. Сад, холодная, садится, стол, кудрявый, ходить, молодые, ручей. Организует самостоятельную работу. (стр 73 упр.1). Распределить слова по частям речи Проверка. - У кого какие группы получились? |
Все слова в русском языке являются какой-либо частью речи.- Части речи – это слова предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. Чтобы определить к какой части речи относится слово, нужно задать вопрос. Дети работают индивидуально. Читают задание. Распределяют слова. Записывают в тетрадь. Проверка учителем. |
П: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; осуществлять действия по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; расширение понятийной базы и использование новых понятий за счёт средств речевого отображения нового способа предметных действий с моделями. Р: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от известного; овладение навыками преобразования объекта из чувственной формы в модель, выделяя существенные характеристики объекта; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; выполнять учебное действие в соответствии с планом; выполнять учебное задание с взаимопроверкой. К: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения; овладение адекватным межличностным восприятием. Л. установка на здоровый образ жизни. |
||||||||||||||
VIII. Подведение итогов урока. |
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? - А что такое часть речи? - Как определить, какой частью речи является слово? |
- Мы узнали, что наша речь состоит из слов. Все слова относятся к какой-либо части речи. - Части речи – это слова-предметы, слова признаки предметов, слова действия предметов. - Чтобы определить какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и узнать, что оно обозначает. |
П: умение обобщать полученные знания. Л: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. |
||||||||||||||
VIII. Рефлексия. |
Оцените свою работу на уроке сами. Тот, кто хорошо поработал на уроке и усвоил правило, поднимет зелёный кружок; Тот, кто чуть-чуть сомневается в своих знаниях – жёлтый кружок; Тот, кому было что-то непонятно на уроке – красный кружок. За работу на уроке я выставила такие оценки … Поднимите руку кто достиг поставленной цели во время урока? |
Дают оценку своей работе. |
Р: уметь давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, Л: иметь представление о себе и своих возможностях; объяснять самому себе, что делает с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что нет. |
||||||||||||||
Домашнее задание. |
Стр. 73 в учебнике, упр.4. Нужно записать слова, распределяя их по частям речи, и подчеркнуть безударные гласные в словарных словах. |
записывают д/з и слушают объяснение д/з |
Мед, жаркие, лягушка, плавится, поле, прыгает, стоят, зелёная, колосится, большое. предметы: признаки предметов: действия предметов: |