Открытый урок: «Швы, используемые в вышивке лентами»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
с. Октябрьское» муниципального образования - Пригородный район
Республики Северная Осетия-Алания
Технологическая карта
урока по технологии в 7 классе по теме:
«Швы, используемые в вышивке лентами».
.
Урок разработала учитель технологии Агнаева Р.К.
Цель: создать красивые подарки, сувениры в технике вышивки ткани, расширить возможности и умения учащихся
при создании индивидуальных форм вышивки.
Задачи:
- расширить знания учащихся о технике вышивания швами, применяемыми в вышивке лентами;
отработать практические навыки помещения ткани в пяльцы;
закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий;
развивать сноровку, координацию движений;
прививать аккуратность и терпение в работе;
развивать мышление;
способствовать развитию компетенций;
- соблюдать правила техники безопасности;
воспитывать аккуратность, организованность трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- расширить знания учащихся о технике вышивания швами, применяемыми в вышивке лентами;
- закрепить умения подготавливать инструменты и материалы к работе по вышиванию изделий
Метапредметные результаты:(развивающие)
Регулятивные УУД:
-научить развивать образность, внимание, речь;
Познавательные УУД:
-уметь осуществлять поиск и выделять главную информацию из предлагаемого источника книги, образовательные ЭОР, энциклопедии и т.д.
Коммуникативные УУД:
-развить навык работы в группах при выполнении практических работ;
-находить способы созидательного труда внутри группового общения;
-соблюдать правила культурного уважительного общения;
- уметь обобщать и делать выводы.
Личностные результаты:
-умение выражать в творческой работе своё эмоциональное отношение к усвоенным знаниям, проявлять активность, инициативность при нахождении дополнительной информации, делиться ею с товарищами по коллективу;
- воспитывать в себе любознательность, культуру труда, аккуратность, уважение к своему и чужому труду.
Тип урока: урок-исследование.
Ресурсы:
- основные
Учебник, тетрадь, ЭОР: экран, проектор, компьютер или ноутбук.
- дополнительные
образцы вышивок, ткань, атласные ленты, иглы, ножницы, пяльцы, калька, копировальная бумага, простой карандаш.
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Деятельность |
1.Организационный 5 мин. | Проверка присутствующих, их готовность к уроку. | Дети проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей |
2.Изложение нового материала 30 мин. | 1.Актуализация опорных знаний и умений. Вышивка — один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России. Она применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания декоративных панно. Узор на тканях, коже и других материалах выполняется льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми, металлическими нитями, бисером, жемчугом или блёстками. Вышивку выполняют вручную или с помощью вышивальной машины. До XVIII в. все виды вышивки назывались «шитьё». Основой для вышивки лентами может служить любая ткань, у которой легко раздвигаются нити, например канва, двунитка и др. Основной материал — атласные ленты различной ширины, цвета, структуры. Иглы для работы нужны особые — с острым кончиком и удлинённым ушком № 15-18. Все швы, используемые в вышивке лентами, вам уже знакомы, и выполняют их так же, как и нитками мулине. Но чтобы стежки были аккуратными, а вышивка объёмной, нужно постоянно расправлять ленту пальцами, помогать принять ей нужную форму. В проектах вышивку лентами часто сочетают с вышивкой нитками мулине, а ткань предварительно раскрашивают в технике свободной росписи. Закрепление ленты в игле Чтобы ленту было легче вдеть в иглу, один её конец нужно срезать под углом, а чтобы она не осыпалась на концах, опалить обрезной край над пламенем. Ленту вдеть в ушко, оставить конец длиной 5 см, проколоть её кончик иглой на расстоянии 7 мм от конца и потянуть за длинный конец ленты, пока она не зафиксируется на игле. Длина ленты не должна превышать 30 см, иначе при протаскивании сквозь канву может нарушиться её структура. Плоский узел В отличие от вышивки нитками для закрепления ленты на изнаночной стороне ткани требуется узелок. Чтобы его сделать, край ленты нужно подогнуть дважды на 5 мм, вколоть иглу в центр подогнутого края и, придерживая ленту, вытянуть её через подгиб, пока не затянется плоский узелок. Прямой ленточный стежок Иглу с лентой вытянуть на лицевую сторону, выполнить стежок требуемой длины в нужном направлении и вывести иглу на изнаночную сторону до тех пор, пока петля не достигнет нужной величины. При этом следить за тем, чтобы лента хорошо прилегла к ткани. Прямой стежок с завитком Вытянуть иглу с лентой на лицевую сторону ткани в точке, прижать ленту к канве лицевой стороной вверх в нужном направлении. На расстоянии требуемой длины стежка вколоть иглу в центр ленты в точке и протянуть её на изнаночную сторону. Затягивать ленту постепенно, пока на её конце не образуется острый уголок с симметричными завитками кромок посередине ленты. Изогнутый прямой стежок Вытянуть иглу с лентой на лицевую сторону ткани, прижать ленту к канве лицевой стороной вверх в нужном направлении. На месте желаемого перегиба стежка закрепить ленту с помощью дополнительной иголки с ниткой мулине того же цвета. Направить ленту в другую сторону и вывести иглу на изнаночную сторону одним из двух описанных выше способов Прямой стежок: а — простой; б — с завитком; в -изогнутый Шов «петельки по кругу» Протяните иголку на лицо, воткните рядом с точкой, откуда она вышла, и вытащите на изнанку. Получилась петелька. Чтобы придать петельке округлость, вставь в нее карандаш. Вновь вытащите иголку на лицо и продолжайте вышивать. Когда петелька будет готова, закрепите ее булавкой. Продолжайте, двигаясь по кругу и закрепляя все петельки булавками. Сделав пять лепестков, закрепите ленту. А затем заполните центр цветка, используя шов «узелки». Теперь можете убрать булавки, и ваш цветок готов. Шов «шнурок» Стебли растений в вышивке лентами выполняют швами «вперёд иголку» или «назад иголку», перевивая стежки дополнительной ниткой. Шов «сетка» Выполнить тонкой лентой светлого тона вертикальные прямые стежки. Переплести эти стежки лентой тёмного тона. Шов применяют для вышивания корзины, плетня и др. Петля с прикрепом Вытянуть ленту на лицевую сторону в точке В. Увести иглу на изнаночную сторону в точке А вплотную к точке В и вывести в точке С, выполнить петлю за остриём иглы. Подтянуть ленту, пока не образуется петля нужной формы. Увести иглу на изнаночную сторону в точке Д, подтянуть ленту. Полу петля с прикрепом Вытянуть ленту на лицевую сторону в точке А. Провести иглу по изнаночной стороне от точки В до точки С. Выполнить петлю за остриём иглы, подтягивать ленту до тех пор, пока она не ляжет напротив точки С. Увести иглу на изнаночную сторону в точке Д и подтянуть ленту, чтобы закрепить шов Французский узелок Вытянуть ленту на лицевую сторону, обвить её два-три раза вокруг иглы. Вывести иглу на изнаночную сторону в точке, близкой к выходу иглы на лицевую сторону, протянув её через выполненные завитки Шов рококо Протянуть иглу с лентой на лицевую сторону канвы. Расположив иглу параллельно плоскости канвы, два-три раза перевить её лентой. Витки не должны перекрывать друг друга. Придерживая их пальцами, ввести иглу в ткань в нужной точке и протянуть её на изнаночную сторону через выполненные завитки. Роза, сплетенная «паутинкой» Выполнить дополнительной иглой каркас для цветка розы из ниток мулине. Для этого проложить пять прямых лучеобразных стежков из одного центра. Закрепить нить на изнанке. Вывести рядом с центром каркаса на лицевую сторону ленту тёмного оттенка. Переплести в направлении против часовой стрелки лучи каркаса, проводя ленту над и под стежками. Сделать несколько кругов, формируя постепенно центр розы. Увести ленту на изнаночную сторону и закрепить её. Вывести на лицевую сторону ленту светлого оттенка и выполнить аналогично несколько кругов переплетения (см. рис.). Ленту не натягивать, позволяя ей перекручиваться, лепестки расправлять остриём иглы. Когда образуется цветок и все нити основы будут закрыты, вывести ленту на изнаночную сторону и закрепить её. Для цветка понадобится 11 см ленты. Вытянуть ленту на лицевую сторону, из той же точки вывести на лицевую сторону иглу с нитью мулине такого же цвета. Выполнить по краю ленты мелкие прямые стежки «вперёд иголку». Увести ленту и иглу с нитью мулине на изнаночную сторону в той точке, откуда она выходила на лицевую сторону, и натянуть нить мулине так, чтобы лента собралась в сборки. Пришить получившийся цветок к ткани по кругу. Впоследствии внутри цветка сделать тычинки. Роза Для выполнения розы нужно 25 см ленты. Держать ленту горизонтально левой рукой, правой рукой отогнуть правый конец ленты по диагонали. Оставить кончик ленты длиной около 1,5 см. Правой рукой скрутить ленту влево, выполнить три оборота — получится серединка розы. Прошить ленту у основания складок, чтобы скрепить их Держать розу у основания правой рукой. Левой рукой отогнуть край ленты вниз примерно на 40°. Обернуть ленту вокруг серединки розы и снова прошить её. Ещё раз отогнуть верхний край ленты от середины розы назад и вниз, обернуть ленту вокруг середины розы и снова прошить её. Продолжать складывать, оборачивать и пришивать ленту, ослабляя натяжение по мере приближения к внешним лепесткам. Получив розу требуемой формы, прошить её в основании, чтобы закрепить все обороты. Остаток ленты отрезать. Стирка готовой работы Стирать вышивку из лент нежелательно, но, если возникла необходимость в этом, убедитесь, что ленты хорошо закреплены с изнаночной стороны. Стирают вышивку в прохладной воде с мягким моющим средством и сушат в расправленном виде. Утюжить готовую вышивку лентами ни в коем случае нельзя. Достаточно проутюжить ткань с изнаночной стороны, не прикасаясь к элементам, вышитым лентами. Если при стирке ленты утратили объём, смялись, их можно восстановить так: утюг с включённой подачей пара подержать над вышивкой в течение нескольких секунд, не прикасаясь к ней утюгом. Можно слегка сбрызнуть вышивку из пульверизатора, чтобы она не слишком пропиталась водой. Затем стежки приподнять иглой или деревянной палочкой и дать им высохнуть. Оформление готовой работы Готовую работу можно заключить в открытую раму, но в этом случае она будет пылиться. Удалить пыль с вышивки можно прохладной струёй фена, но ни в коем случае не пылесосом. Лучше готовую вышивку поместить в раму под стекло. Сделать это нужно так, чтобы ленты не примялись. Для этого делают двойной или тройной слой паспарту или между паспарту и вышивкой подкладывают тонкую рейку, которая приподнимет стекло над поверхностью объёмной вышивки. Вышивальщица — специалист, который выполняет технологические операции художественной вышивки: вышивает вручную и на специальном оборудовании, создаёт узоры, рисунки, орнаменты различной сложности с учётом вида и назначения изделия, использует их в качестве декоративного оформления швейных изделий различного ассортимента и назначения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз (5 мин) 1.Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз. 2. Исходное положение - сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз. 3. Исходное положение - сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4-6 раз. 4. Исходное положение - сидя на стуле. Выполнить частые моргания в течение 15-30секунд. | |
3.Практическая работа 30 мин |
1. Вводный инструктаж. 2.Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами, иглами. 3. Самостоятельная работа учащихся. 4. Текущий инструктаж. 5.Заключительный инструктаж. | Самостоятельная работа учащихся. |
4.Рефлексия пройденного урока 5мин. | 3. Рефлексия учебной деятельности. Повторим новые слова: Вышивка лентами, вышивальщица. Закрепление изученного материала . Какую ткань лучше выбрать для вышивки лентами? Чем отличается выполнение прямого стежка с завитком от изогнутого? Какими швами вы выполнили бы цветок нарцисса? мака? сирени? Почему готовую работу нельзя проутюживать? | Учащиеся отвечают на вопросы |
5.Домашнее задание 5мин. | Найдите в Интернете информацию об истории вышивки лентами в России и за рубежом. | Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |