12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья Сушкова67
Работаю в ГБОУ СОШ № 185 Центрального района с углубленным изучением английского языка. Люблю развиваться в сфере образования и получать новые знания.
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Конспект открытого урока в соответствии с ФГОС. «Обобщающий урок Басни И.А. Крылова»

Подготовил: учитель русского языка и литературы Сушкова Д.В.

Предмет: Литература

Тема урока: «Басни И.А. Крылова»

Класс: 6

Авторы учебника: Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1. Под редакцией В. Я. Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2015 г.

Тип урока: Обобщающий

Цель: Обобщить знания об И.А. Крылове и его баснях

Задачи:

предметные:

- создать условия для обобщения учащимися информации, которую приобрели раннее.

метапредметные:

регулятивные :

- формулировать цель на уроке

- высказывать своё предположение (версию);

познавательные:

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

коммуникативные

- работать с одноклассниками в группе;

- выражать свои мысли и формулировать четкие ответы на вопросы.

Оборудование:

- учебник по литературе 6 класс. Часть 1. Под редакцией В. Я. Коровиной.

- компьютер учителя;

- интерактивная доска;

- презентация «Обобщающий урок. Басни Крылова А.И.»

Ход урока

Со звонком обучающиеся рассаживаются по группам (формируются заранее). На столах лежат сигнальные карточки, а также карточки для работы на уроке.

1. Организационный момент (Слайд 1)

Вот и солнце заглянуло

В наш любимый с вами класс.

Поздоровайтесь друг с другом,

Поздоровайтесь со мной.

Улыбнитесь, подравняйтесь,

Начинаем наш урок.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня нас ждет интересный урок (Слайд 2). Мы изучили все басни А.И.Крылова, а значит должны обобщить свои знания. У вас на партах лежат круги разного цвета: Зеленый – я готов, желтый – надо время подумать, красный – не готов. Данные круги помогут вам при работе на уроке. Все понятно?

Ученики: Да.

2. Постановка цели и задач урока.

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран (Слайд 3). А также на доску. Перед вами три портрета, к ним необходимо найти соответствие. Ваша задача подойти к доске и правильно совместить, чья группа готова поднимает зеленый круг. (На доске прикреплены портреты: Крылова, Петра 1 и Энштейна. Ниже на листах написано: баснописец, ученый, царь).

Один ученик из группы подходит доске и соединяет карточки с портретами при помощи магнитов.

Учитель: Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке?

Ученики: О баснописце А.И. Крылове.

Учитель: Молодцы, тему мы сформулировали, а сейчас внимание на экран. (На экране показывается отрывок и басни «Ворона и лисица»). Обобщая все увиденное и сказанное, как вы думаете, какую цель мы с вами поставим на нашем уроке?

Ученики: Обобщить знания об И.А. Крылове и его баснях.

Учитель: Молодцы ребята, а чтобы мы не забывали о нашей цели и постепенно ставили задачи и добивались их, на доске будет висеть план. (На доске на большом листе написан план, который будет висеть весь урок). (Слайд 4).

Тема: «Басни И.А. Крылова»

Цель: Обобщить знания об И.А. Крылове и его баснях

Задачи:

- вспомнить основные понятия;

- вспомнить мораль знакомых басен;

- закрепить знания о баснях 6 класса.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки, пользуясь записями в тетради, найдите понятия и его определение. Чья группа готова, поднимает зеленый круг. (На столе лежит карточка № 1. Учащиеся работают в парах, время на выполнение 1 минута. Когда справились, сверяют с тем, что на экране слайд 5 и слайд 6).

Басня

Мораль

Аллегория

Крылатые выражения

- слова — устойчивые, афористические, как правило, образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников.

- иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)

- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом,

- краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Итак, мы вспомнили такие важные понятия как – мораль, крылатые выражения, аллегория и басня. Сейчас внимание на экран, готовим карточки, и кто готов поднимает зеленый круг. Ваша задача соотнести название басни с крылатым выражением. Слайд 7. (На экране появляется басня и крылатое выражение. Проблема в том, что есть лишне названия басни. Тем самым проверяется логика и память детей.) Время на выполнение 1 минута. (Проводится фронтальный опрос)

После выполнения задания.

Учитель: А сейчас у нас небольшой перерыв. Объявляется физкультминутка. (Можно подобрать любую).

Учитель: Молодцы ребята, ручки размяли, ножки размяли, а сейчас дальше в путь к знаниям. Перед вами на столе лежит карточка № 2. Ваша задача, пользуясь учебником, вставить пропущенные слова. Врем выполнения 5 минут. Приступаем.

Карточка № 2

Случается нередко нам
И …………………видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело ………………………..

К кому-то принесли от …………………...
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий ………………. прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики ………………...
Взглянув на Ларчик, он сказал: «………………,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу ………………. и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за ……………….принялся он:
Вертит его со всех сторон
И ……………свою ломает;
То ……………….., то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«………………………..» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
…………………………………………….



Осел увидел ……………….
И говорит ему: «………………………….!
Ты, сказывают, петь …………………………..
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут ………… являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На ………………….., тянул, ………………;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке ………………. отдавался,
То мелкой ………………. вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу ……………..:
Затихли ветерки, ………………………,
И прилегли …………...
Чуть-чуть дыша, ……………………….
И только иногда,
Внимая ………………, пастушке улыбался
…………………….. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим ……………..;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
………………………………….



В прекрасный …………………,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с ……………….. шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«……………………, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
……………… себя мы можем ………………..!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда ……………………. привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает ……………….
Да вы, ………….., сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
………………., по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы …………………., на коем вы цветете.
Красуйтесь в …………………..!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если ……………………...,-
Не станет дерева, ……………».


После того как прошло время, один человек читает полностью басню.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель: Молодцы ребята, а сейчас внимание на экран, перед вами будут появляться картинки на них не все персонажи. Ваша задача, назвать, кого не хватает, и сказать название басни. Готовим сигнальные карточки.

Слайд 9-18.

Ученики работают в группах, поднимают круг, как только готов ответить.

Учитель: А сейчас пришло время блиц – опроса, внимание на экран. Я читаю вопрос, у вас есть ровно 10 секунд для размышления. Проводиться блиц - опрос по басням. Слайд 20

1. В каком году была написана басня «Осел соловей»?

2. Как называлась басня, которую написал предшественник Крылова Муравьев М.Н?

3. Мораль басни «Листы и корни»

4. В каком году была написана басня «Ларчик»?

5. Мораль басни «Осел и соловей»

6. Существовал ли секрет у ларчика в басне «Ларчик»?

7. По басне «Осел и соловей»:

Ослы - ……..

Соловьи - ……


Учитель читает вопросы, ученики поднимают круг и отвечают, можно пользоваться учебником.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Учитель: Дорогие ребята, а теперь ваша задача составить синквейн. Перед вами слайд 21, в качестве помощи. Ваша задача придумать синквейн со словами басня и Крылов. Время выполнения 3 минуты.

Ученики делают синквейн со словами.

Ответы, которые получились:


Крылов

Талантливый, известный.

Сочиняет, творит, придумывает.

Посвятил себя творчеству.

Баснописец.



Басня.

Поучительная. Остроумная.

Читают. Мыслят. Изучают.

Находят ответы на многие вопросы.

Мораль.



Могут получится и другие варианты, главное, чтобы в соответствие с схемой.

7. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сегодня мы хорошо поработал. Давайте обратимся к нашему пану. Вспомним, достигли ли мы поставленную цель и задачи. Понравился ли вам урок и как вы на нем работали. У вас на столе лежат листочки, закрасьте ту фигуру, которая вам подходит. Оцените свою работу на уроке. Подпишите и сдайте в конце урока. (Учащиеся подписывают карточку, закрашивают одну фигуру).

Кто работал в полную силу?

Хорошо?

Мог бы работать ещё лучше?


8. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, посмотрите на экран (слайд 23) вам предлагается домашнее задание на выбор. Пожалуйста, запишите и выполните к следующему уроку.

Нарисовать иллюстрацию к любой басне.

Попробовать сочинить басню.


За минуту до звонка.

Учитель: Большое спасибо, ребята, за хороший урок, замечательная работа в группах, парах. Работали дружно и слажено. Мы еще раз с вами обобщили свои знания и теперь уж точно не забудем, что «Ларчик просто открывался». До свидания!



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.