Урок литературы в 6 классе «Басни И.А.Крылова»
Конспект открытого урока в соответствии с ФГОС. «Обобщающий урок Басни И.А. Крылова»
Подготовил: учитель русского языка и литературы Сушкова Д.В.
Предмет: Литература
Тема урока: «Басни И.А. Крылова»
Класс: 6
Авторы учебника: Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях. Часть 1. Под редакцией В. Я. Коровиной. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2015 г.
Тип урока: Обобщающий
Цель: Обобщить знания об И.А. Крылове и его баснях
Задачи:
предметные:
- создать условия для обобщения учащимися информации, которую приобрели раннее.
метапредметные:
регулятивные :
- формулировать цель на уроке
- высказывать своё предположение (версию);
познавательные:
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
коммуникативные
- работать с одноклассниками в группе;
- выражать свои мысли и формулировать четкие ответы на вопросы.
Оборудование:
- учебник по литературе 6 класс. Часть 1. Под редакцией В. Я. Коровиной.
- компьютер учителя;
- интерактивная доска;
- презентация «Обобщающий урок. Басни Крылова А.И.»
Ход урока
Со звонком обучающиеся рассаживаются по группам (формируются заранее). На столах лежат сигнальные карточки, а также карточки для работы на уроке.
1. Организационный момент (Слайд 1)
Вот и солнце заглянуло
В наш любимый с вами класс.
Поздоровайтесь друг с другом,
Поздоровайтесь со мной.
Улыбнитесь, подравняйтесь,
Начинаем наш урок.
Учитель: Дорогие ребята, сегодня нас ждет интересный урок (Слайд 2). Мы изучили все басни А.И.Крылова, а значит должны обобщить свои знания. У вас на партах лежат круги разного цвета: Зеленый – я готов, желтый – надо время подумать, красный – не готов. Данные круги помогут вам при работе на уроке. Все понятно?
Ученики: Да.
2. Постановка цели и задач урока.
Учитель: Ребята, обратите внимание на экран (Слайд 3). А также на доску. Перед вами три портрета, к ним необходимо найти соответствие. Ваша задача подойти к доске и правильно совместить, чья группа готова поднимает зеленый круг. (На доске прикреплены портреты: Крылова, Петра 1 и Энштейна. Ниже на листах написано: баснописец, ученый, царь).
Один ученик из группы подходит доске и соединяет карточки с портретами при помощи магнитов.
Учитель: Как вы думаете, о ком или о чем пойдет речь на уроке?
Ученики: О баснописце А.И. Крылове.
Учитель: Молодцы, тему мы сформулировали, а сейчас внимание на экран. (На экране показывается отрывок и басни «Ворона и лисица»). Обобщая все увиденное и сказанное, как вы думаете, какую цель мы с вами поставим на нашем уроке?
Ученики: Обобщить знания об И.А. Крылове и его баснях.
Учитель: Молодцы ребята, а чтобы мы не забывали о нашей цели и постепенно ставили задачи и добивались их, на доске будет висеть план. (На доске на большом листе написан план, который будет висеть весь урок). (Слайд 4).
Тема: «Басни И.А. Крылова»
Цель: Обобщить знания об И.А. Крылове и его баснях
Задачи:
- вспомнить основные понятия;
- вспомнить мораль знакомых басен;
- закрепить знания о баснях 6 класса.
3. Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, у вас на столах лежат карточки, пользуясь записями в тетради, найдите понятия и его определение. Чья группа готова, поднимает зеленый круг. (На столе лежит карточка № 1. Учащиеся работают в парах, время на выполнение 1 минута. Когда справились, сверяют с тем, что на экране слайд 5 и слайд 6).
Басня
Мораль
Аллегория
Крылатые выражения
- слова — устойчивые, афористические, как правило, образные выражения, вошедшие в речь из литературно-художественных, публицистических, философских, фольклорных и других источников.
- иносказательное изображение предмета или явления для того, чтобы наглядно показать его черты (волк – злой человек, лиса – хитрый человек - продолжить ряд…)
- начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом,
- краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель: Итак, мы вспомнили такие важные понятия как – мораль, крылатые выражения, аллегория и басня. Сейчас внимание на экран, готовим карточки, и кто готов поднимает зеленый круг. Ваша задача соотнести название басни с крылатым выражением. Слайд 7. (На экране появляется басня и крылатое выражение. Проблема в том, что есть лишне названия басни. Тем самым проверяется логика и память детей.) Время на выполнение 1 минута. (Проводится фронтальный опрос)
После выполнения задания.
Учитель: А сейчас у нас небольшой перерыв. Объявляется физкультминутка. (Можно подобрать любую).
Учитель: Молодцы ребята, ручки размяли, ножки размяли, а сейчас дальше в путь к знаниям. Перед вами на столе лежит карточка № 2. Ваша задача, пользуясь учебником, вставить пропущенные слова. Врем выполнения 5 минут. Приступаем.
Карточка № 2
Случается нередко нам
И …………………видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело ………………………..
К кому-то принесли от …………………...
Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
Ну, всякий ………………. прекрасным любовался.
Вот входит в комнату механики ………………...
Взглянув на Ларчик, он сказал: «………………,
Так; он и без замка;
А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
Не смейтесь так исподтишка!
Я отыщу ………………. и Ларчик вам открою:
В механике и я чего-нибудь да стою».
Вот за ……………….принялся он:
Вертит его со всех сторон
И ……………свою ломает;
То ……………….., то другой, то скобку пожимает.
Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.
В ушах лишь только отдается:
«………………………..» Механик пуще рвется.
Потел, потел; но, наконец, устал,
От Ларчика отстал
И, как открыть его, никак не догадался:
…………………………………………….
Осел увидел ……………….
И говорит ему: «………………………….!
Ты, сказывают, петь …………………………..
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут ………… являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На ………………….., тянул, ………………;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке ………………. отдавался,
То мелкой ………………. вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу ……………..:
Затихли ветерки, ………………………,
И прилегли …………...
Чуть-чуть дыша, ……………………….
И только иногда,
Внимая ………………, пастушке улыбался
…………………….. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим ……………..;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и — полетел за тридевять полей.
………………………………….
В прекрасный …………………,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с ……………….. шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«……………………, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
……………… себя мы можем ………………..!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда ……………………. привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает ……………….
Да вы, ………….., сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
………………., по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы …………………., на коем вы цветете.
Красуйтесь в …………………..!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если ……………………...,-
Не станет дерева, ……………».
После того как прошло время, один человек читает полностью басню.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации.
Учитель: Молодцы ребята, а сейчас внимание на экран, перед вами будут появляться картинки на них не все персонажи. Ваша задача, назвать, кого не хватает, и сказать название басни. Готовим сигнальные карточки.
Слайд 9-18.
Ученики работают в группах, поднимают круг, как только готов ответить.
Учитель: А сейчас пришло время блиц – опроса, внимание на экран. Я читаю вопрос, у вас есть ровно 10 секунд для размышления. Проводиться блиц - опрос по басням. Слайд 20
1. В каком году была написана басня «Осел соловей»?
2. Как называлась басня, которую написал предшественник Крылова Муравьев М.Н?
3. Мораль басни «Листы и корни»
4. В каком году была написана басня «Ларчик»?
5. Мораль басни «Осел и соловей»
6. Существовал ли секрет у ларчика в басне «Ларчик»?
7. По басне «Осел и соловей»:
Ослы - ……..
Соловьи - ……
Учитель читает вопросы, ученики поднимают круг и отвечают, можно пользоваться учебником.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Учитель: Дорогие ребята, а теперь ваша задача составить синквейн. Перед вами слайд 21, в качестве помощи. Ваша задача придумать синквейн со словами басня и Крылов. Время выполнения 3 минуты.
Ученики делают синквейн со словами.
Ответы, которые получились:
Крылов
Талантливый, известный.
Сочиняет, творит, придумывает.
Посвятил себя творчеству.
Баснописец.
Басня.
Поучительная. Остроумная.
Читают. Мыслят. Изучают.
Находят ответы на многие вопросы.
Мораль.
Могут получится и другие варианты, главное, чтобы в соответствие с схемой.
7. Рефлексия.
Учитель: Ребята, сегодня мы хорошо поработал. Давайте обратимся к нашему пану. Вспомним, достигли ли мы поставленную цель и задачи. Понравился ли вам урок и как вы на нем работали. У вас на столе лежат листочки, закрасьте ту фигуру, которая вам подходит. Оцените свою работу на уроке. Подпишите и сдайте в конце урока. (Учащиеся подписывают карточку, закрашивают одну фигуру).
Кто работал в полную силу?
Хорошо?
Мог бы работать ещё лучше?
8. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, посмотрите на экран (слайд 23) вам предлагается домашнее задание на выбор. Пожалуйста, запишите и выполните к следующему уроку.
Нарисовать иллюстрацию к любой басне.
Попробовать сочинить басню.
За минуту до звонка.
Учитель: Большое спасибо, ребята, за хороший урок, замечательная работа в группах, парах. Работали дружно и слажено. Мы еще раз с вами обобщили свои знания и теперь уж точно не забудем, что «Ларчик просто открывался». До свидания!