Открытый урок во 2 классе по окружающему миру «В феврале зима с весной встречается впервой»

1
0
Материал опубликован 7 April 2020

Открытый урок во 2 классе по окружающему миру по теме:

«В феврале зима с весной встречается впервой»

Цель урока: познакомить с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира, которые приходятся на февраль или самое начало марта.

Планируемые результаты:

- предметные: научатся рассказывать, что по старинному календарю многих народов мира февраль был не вторым, а последним, двенадцатым месяцем года или даже первым, когда в народе отмечали первую встречу весны; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

 - личностные: научатся оценивать собственную деятельность на уроке; научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; научатся вступать в сотрудничество.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: учебник по окружающему миру «Перспектива», А. А. Плешаков, страница 40-43; рабочая тетрадь; презентация, видеоролики.


Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Присаживайтесь, ребята!

- Вы знаете, если день начинать с улыбки, то он пройдёт удачно.

Слайд

- А чтоб урок наш стал светлее,

Мы поделимся добром.

Вы ладони протяните,

В них любовь свою вложите,

С друзьями ею поделитесь,

И друг другу улыбнитесь.

- Ребята, а ещё я желаю всем вам быть сегодня моими самыми главными помощниками, будьте активными и тогда на уроке вам будет интересно.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Послушайте загадку, а если догадаетесь о чём речь, то в конце стихотворения отгадку можно ответить хором)

- Явилacь вcлeд зa oceнью

Я пo кaлeндapю.

И caмый лучший пpaздник

Ha paдocть вам дapю!

A зeмлю бeлым cнeгoм я

Укутaлa caмa.

Peбятa, oтгaдaйтe-кa,

Hу, ктo жe я? (Зимa) Слайд

- Правильно! Мы с вами в этой четверти в гостях у зимы.

- Ребята, назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль) Слайд

Видеоролик

- Правильно! Сейчас, давайте посмотрим видеоролик, а вы, пожалуйста, постарайтесь догадаться, о каком зимнем месяце в нём говорится?

III. Выявление места и причин затруднения.

- Скажите, какой же это месяц? (Февраль)

- Какие признаки февраля вы увидели на экране? (Яркое солнце, рыхлый снег, обледеневшие ветки деревьев...)

- Спасибо, ребята, вы были внимательны. Но назвали не все признаки этого месяца.

- Сейчас послушайте прогноз погоды в стихах и добавьте ещё признаки февраля:

- На дворе карусель –

То метель,

То капель,

То мороз,

То опять

Надо шубу снимать.

На дворе карусель -

То январь,

То апрель.

Никуда не пойдёшь,

А пойдёшь – пропадёшь.

Лучше дома сидеть

Из окошка глядеть.

В. Степанов

- Какие признаки февраля вы услышали в стихотворении?

( Переменчивость погоды, то тепло, то холодно, то как будто уже весна, капает с крыш, то снова метель)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

- Да, февраль очень непредсказуемый месяц, погода то холодная, то тёплая. Поэтому, можно заболеть, подхватить простуду и за один день оказаться и в апреле и в январе?

- Так о каком же месяце пойдет сегодня речь на уроке?

- Правильно! О феврале. А может быть вы назовёте тему урока?

- Тема нашего урока…. Давайте прочитаем хором. Слайд


(Учитель на слайде открывает тему урока: «В феврале зима с весной встречается впервой» и предлагает классу хором прочитать её).

- Как вы поняли слово «впервой»? (В первый раз)

-Молодцы!

(Учитель вывешивает на доску два слова «февраль», «март»)

Так, как вы думаете, о чём будет сегодня наш разговор?

(Учитель под словами «февраль», «март» вывешивает на доску слово «праздники»)

- Мы будем говорить о праздниках разных народов России, которые отмечаются между зимой и весной, т.е., в конце февраля, начале марта.

(Сообщение учителя о православном празднике «Сретенье Господне»)

Слайд

- Как раз в это время православные люди на Руси отмечают праздник «Сретенье Господне». Он приходится на 15 февраля. Слово «Сретение», наверное, кажется вам необычным. А ведь означает оно встречу. Но не только первую встречу весны.

Слайд

- А ещё встречу праведного старца Симеона с Младенцем Христом, которого родители принесли в храм, когда Иисусу исполнилось 40 дней после рождения. Долго ждал Симеон встречи, ему было предсказано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя, появившегося на свет. Согласно преданию ждал он более 300 лет. И всё-таки, эта встреча произошла. Взяв на руки Иисуса, Симеон Богоприимец заявил, что этот младенец станет Спасителем рода человеческого.

Слайд

- Этот день был очень важным в православном календаре. Поэтому он стал для земледельцев днем-погодоуказателем. По погоде этого дня составляли прогноз на приближающуюся весну.

 На Сретение утром снег - урожай ранних хлебов; если в полдень - средних; если к вечеру – поздних.

На Сретение небо звёздное – зима не скоро начнет плакать.

Если солнышко часто выглядывает из – за облаков, то после Сретения прошли последние морозы.

На Сретение снежок — весной дожжок.

Коли зима метелью дорогу заметёт — то и корм весь подберёт. 

(Дети читают по одному приметы на слайде)

- Ребята, а ещё одна примета есть у вас в рабочих тетрадях. Откройте с.22 , прочитайте задание №2.

- Как вы понимаете «На Сретение капель – урожай на пшеницу».

- Что же будет являться отгадкой к загадке? Правильно, сосулька. Запишите. Слайд


- Но это не единственный праздник, который в России в это время.

V. Реализация проекта.

- Каково место февраля среди зимних месяцев? (Февраль - последний месяц зимы)

- А какое место по порядку занимает февраль в современном календаре? (Второй месяц нашего календаря).

- Давайте познакомимся ещё с одной особой чертой февраля.

- Оказывается у некоторых народов год начинается только в феврале. Вот послушайте.

(Учащиеся просматривают видеоролик «Новый год по восточному календарю»)

Видеоролик

Вывод: - Конечно, вы понимаете, что поздравления с восточным новым годом для тех, кто живёт по европейскому календарю, не более чем забавная игра, попытка лучше понять наших соседей, узнать окружающий мир.

- А сейчас, чтобы ещё познакомиться с праздниками народов России, мы посетим с вами различные уголки нашей необъятной Родины. Вы будете исследователями-путешественниками.

(Сначала все сидят за круглым столом, а потом рассаживаются на 3 группы)

- Давайте поделимся на 3 группы. Пересядим за соседние парты. Даша с Соней. Ксюша с Кириллом. А София остаётся за этим столом. Если она на справится, то мы ей поможем.

- Ребята, у вас на столах лежат красные конверты, в них находится пазл, который необходимо собрать, наклеить на белый лист и догадаться, какой праздник изображён на Вашей картинке.

(Самостоятельная работа - собирают пазлы. (2 мин). Собираются картинки, иллюстрирующие праздники «Сагаалган», «Масленица», «Праздник встречи Солнца»)

(После того, как ребята наклеили картинки)

- Итак, что за праздники изображены на ваших картинках?

- Какие есть версии у наших путешественников?

(Дети высказывают свои предположения)

- Хорошо, София назвала верно праздник. А название праздников остальных групп, мы с вами узнаем, отправившись в путешествие.

- Итак, мои путешественники, обратите внимание на жёлтые конверты. У Вас есть 5 мин, для того, чтобы прочитать текст, который находится в конверте, ответить на вопросы, которые прикреплены к тексту. Кратко, для себя, можно записать ответы.

- Далее, представитель от каждой группы будет выходить к доске и отвечать на предложенные вопросы. Кто это будет, определите самостоятельно.

(Ребята читают тексты, отвечают на вопросы, фиксируют ответы на бумаге.)

(Учитель подходит к доске, на которой вывешена географическая карта России. На карте яркими фишками обозначены места путешествия)

- Первая остановка нашего путешествия – Республика Бурятия (показывает указкой на карте)

-Ребята, как вы думаете, у какой группы путешественников был собран пазл, на котором изображён праздник, отмечающийся в этой республике?

(Дети отвечают)

- Хорошо. Вашей группе слово. Представитель от группы – к доске. Прикрепите свой пазл-картинку на доску и расскажите, о каком празднике Вы прочли.

- Члены группы зачитывают по очереди вопрос, а Ваш товарищ даёт на него ответ, который Вы нашли в тексте.

( Отвечают на три вопроса: Как называется праздник? Какие народы его отмечают? Назовите особенности празднования?)

Слайд

- Молодцы! Внимательно изучили текст, ответили на вопросы. Присаживайся на место.

Физкультминутка 

- А сейчас немножко отдохнём. Я приглашаю Вас выйти к доске, чтобы станцевать один из бурятских танцев - Ёхор, это означает поклонение Солнцу. Я изготовила вам головные уборы бурят. Наденьте их на себя, и повторяйте движения за мной.

Звучит музыкальный фрагмент. Дети в кругу исполняют танец «Ёхор».

(Музыка выключается)

- Молодцы, присаживайтесь на свои места.


(Ребята присаживаются на свои места, учитель подводит промежуточный итог)

Вывод: - В какой республике мы сейчас с вами побывали?

- Какой национальный праздник отмечают в феврале в Бурятии?

- Как его отмечают? Что Вы запомнили?

- Какие основные символы праздника вы заметили?

- Как называется танец, элементы которого мы разучили сейчас?

(Дети отвечают на вопросы учителя)

Вывод: - Вы видите, что бурятский народ очень широко отмечает свой Новый год: много готовят съестного, играют в игры, ходят в храмы, поют песни и танцуют национальные танцы.


(Учитель обращается к карте и указывает на второй пункт остановки в путешествии)

- Продолжаем наше путешествие. И следующая остановка на Чукотской земле, где тоже в конце февраля, начале марта отмечаются различные праздники, об одном из которых мы сейчас и поговорим.

- К доске приглашается исследователь-путешественник из второй группы для рассказа об одном из Чукотских праздников.

Слайд

(Прикрепляют на доску свою картинку. Отвечают на три вопроса: Как называется праздник? Назовите особенности празднования? Назовите главные символы этого праздника?

(Учитель подходит к карте и указывает на третий пункт остановки в путешествии)

- Спасибо. Присаживайся на своё место. Вот мы узнали ещё об одном празднике.


- На этом наше путешествие заканчивается, и мы возвращаемся на Родину, в центральные районы России, где традиционно на рубеже двух месяцев: февраля и марта, отмечают какой праздник? Как Вы думаете?

Дети отвечают: - «Масленица» Слайд

- Масленица, ребята, длится СЕМЬ дней и каждый день имеет своё название

- Давайте послушаем, как встречали каждый день Масленицы на Руси, какое они название имели, какие традиции существовали в праздновании Масленицы. Слушайте внимательно. Я уверена, что каждый из вас был участником этого праздника.

К доске приглашается исследователь группы, которая изучала текст об этом празднике.

Слайд

- Спасибо, София, очень подробно нам рассказала о празднике.

- А сейчас, чтобы почувствовать атмосферу этого радостного праздника, давайте споём всем известную песенку о блинах, которые пекут на праздник.

(Дети исполняют народную песню «Вы блиночки мои…»)

- Спасибо, ребята. Здорово мы Масленицу позабавили!


В старину народ гулял, в хороводе танцевал.

Песни пели и играли, весну красну прославляли!

- В праздник обязательно играли. Давайте и мы сейчас поиграем, масленицу позабавим.

«Ням-ням-ням» говорите, коль нравится. «Фу-фу-фу» - если вам не нравится.


Булочки хрустящие.(ням-ням-ням)

Тапки завалящие.(фу-фу-фу)


Пирожки слоеные. (ням-ням-ням)

Валенки вареные. (фу-фу-фу)


Шарики сырные. (ням-ням-ням)

Салфетки жирные. (фу-фу-фу)


Пряники вкуснящие. (ням-ням-ням)

Яблоки хрустящие. (ням-ням-ням)


Селедочка пряная. (ням-ням-ням)

Грибочки поганые. (фу-фу-фу)


Шишки еловые. (фу-фу-фу)

Табуретки новые. (фу-фу-фу)


Рваные карманы.

Воза три сметаны. (ням-ням-ням)

- Замечательно у нас получилось!

Включение в систему знаний и повторение.

- В какой стране мы сейчас с вами побывали? (В России)

- Какой народный праздник отмечают в феврале-марте? (Масленицу)

- Какие народы его отмечают?

- Что Вы запомнили? ( Пекут блины, играют, сжигают Масленицу…..)

- Какие основные символы праздника вы заметили? (Костёр и блины. Блины – символ солнца, костёр – символ очищения)


VI. Рефлексия учебной деятельности.

- Итак, ребята! Мне кажется, что хорошо знать обычаи других народов. Так легче понимать друг друга, легче дружить. Но свои обычаи забывать никак нельзя! В них – душа, сердце народа.


- Давайте вспомним тему нашего урока. В феврале зима с весной встречается впервой.

-Можем ли мы сказать, что февраль – особый зимний месяц?

- В чём его особенность? (Ответы детей)

- Прошу Вас всех встать. Давайте, встанем в круг, который у нас сегодня будет символизировать Солнце. Наше Солнце тёплое, улыбчивое, улыбнитесь все друг другу, пожмите крепко ладонь соседа. Мы сегодня совершили путешествие, во время которого узнали, что февраль – особый месяц и праздники в эту пору у разных народов – особые, зимне-весенние.

В России, один из любимых – Масленица. У бурят – Новый год, Сагаалган. У чукчей – праздник «Встречи Солнца»

(Дети слушают учителя)

- Что для этих праздников является общим символом? (Костёр и солнце)

- Правильно – костёр и солнце.

Вот и я хочу Вам сегодня подарить символ нашей февральской встречи – маленькие солнышки.


(Если останется время, то проводится тест)

- А сейчас давайте проверим свои знания по усвоению материала. Для этого надо выполнить тест по теме.

(Учитель раздаёт листы с тестом, дети выполняют)

- Теперь проверьте свои ответы с правильными ответами на слайде.


- Спасибо вам, мои исследователи!

- За активную работу на уроке я ставлю всем вам пятёрки.

- А домашнее задание будет творческое. В рабочей тетради записать рецепт блинов, которыми вас угощают мамы и бабушки, а на следующий урок нам его рассказать.

- Отдыхайте.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.