12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Заболотнева Ирина Игоревна37
1

Урок «Птицы весной»



4 четверть. Урок 4.

Мир природы и человека.

Птицы весной.


Тема: Птицы весной.

Цель:

 Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека, раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы.

Задачи:

коррекционно-образовательная: расширять и уточнять представления детей о весенних изменениях в природе, получить новые знания о разнообразии птиц, закрепить знания детей о жизни птиц и о пользе, которую они приносят природе и человеку, обогащение активного словаря;

коррекционно-развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, вызвать интерес ребенка к новым, неизвестным фактам окружающего мира, закрепить знания правил поведения в природе, о некоторых представителях животного мира, развитие речи, воображения, памяти, творческой личности с активной познавательной позицией;

коррекционно-воспитательная: воспитывать заботу о пернатых в разное время года, воспитывать любовь к природе, эмоциональную реакцию на мир природы, знание характерных признаков времен года и соотношения с каждым сезоном особенностей жизни птиц, организация внимания;

здоровьесберегающая: развитие мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата при помощи логопедической и артикуляционной гимнастики, физического развития - физминутка.

Ход урока.

Орг.момент.

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня….. Весна.

Слайд 2.

Вводная беседа о птицах.

Приятно проснуться утром под пение птиц. Настроение становится хорошим, хочется делать только добро…

Чтение стихотворения:

«Весна»

«Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно.

Кругом вода звучит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает»

(И.Бунин).

Сегодня мы будем говорить о птицах. Тема нашего урока: «Птицы весной»

Слайд 3.

- Тает снежок, зеленеет лужок,

День прибывает. Когда это бывает? - Весной.

- Хорошо. В народе есть такое выражение – «Весну на крыльях принесли…» Как вы думаете, о ком оно? - О птицах.

Включение нового знания в систему знаний, повторение

Слайд 4.

Сейчас мы поговорим о некоторых птицах, таких как скворец и грач, об интересных фактах их жизни и среды обитания более подробно.

«На берёзе птичий дом,

С крышей, с маленьким крыльцом.

Только в доме нет окна,

Да и дверь - всего одна!

Все равно хороший дом.

Прилетайте – мы вас ждём!»

(И.Михайлова).

Скворцы.

Слайд 5.

С давних пор повелось, что прилет скворцов означает приход весны. Когда за окном еще холодно, а апрельское солнышко только начинает пригревать, веселая трель скворца знаменует конец долгой зимы и наступление долгожданного тепла. Иногда скворцы устраивают свои гнезда в расщелинах скал, в дуплах деревьев, но больше всего предпочитают скворечники – специальные домики, построенные для них людьми.

«Мы построили скворечню –

Дом веселого скворца,

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца».

(Е.Тараховская).

Слайд 6.

Хотя скворец отлично поет сам, он любит подражать пению других птиц. Скворцов несложно обучить насвистывать музыкальные мелодии или выговаривать отдельные слова, поэтому их часто содержат как домашних птиц. Скворцы воспроизводят и другие звуки: гудок паровоза, звук автомобильного мотора, скрип двери и т.д.

Слайд 7.

Птенцы вместе с родителями учатся летать и добывать себе корм. Они вырывают из земли червяков. Ищут спрятавшихся личинок. Скворцы помогают огородникам, уничтожая вредных жуков. Осенью скворцы собираются в большие стаи. Они отправляются на зимовку в южные страны, чтобы следующей весной снова вернуться в родные места.

Сидит скворец и полон счастья,

Что вновь на родине живёт,

Поет о крае нашем вольном,

О мире, о весне поёт.

У скворцов весной три заботы: первая – найти дом, вторая – настелить в доме мягкую постель, третья – собирать побольше червяков, мошек, чтобы самим прокормиться и птенцов выкормить.

Грачи.

Слайд 8.

«Грачиха говорит грачу:

«Слетай с грачатами к врачу,

Прививки делать им пора

Для укрепления пера!».

Грач – крупная птица с черным оперением. Его можно встретить на всей территории России. В средней полосе России прилет грачей – признак наступившей весны. Грачи зимуют на юге европейской части России и в Средней Азии. На ночь грачи устраиваются в ветвях деревьев.

Слайд 9.

Место их ночлега называют грачевником. Их соседями становятся другие птицы: воробьи, галки, сороки. Грачи обычно занимают ветки самых высоких деревьев.

Эти птицы уничтожают множество насекомых, среди которых немало вредителей, но иногда они и сами вредят сельскому хозяйству, выклевывая из земли семена при посадке и, повреждая молодые всходы пшеницы, кукурузы, подсолнечника.

17 марта русские крестьяне отмечали день Герасима-грачевника. В этот день выпекали из теста фигурки грачей и угощали выпечкой прохожих. Крестьяне выходили из домов и смотрели на птичьи стаи. Если стая грачей летит медленно – это к хорошей весне, а если быстро, то лето будет дождливым и ветреным .

Актуализация знаний

Почему люди называют птиц друзьями? - Они живут рядом с нами, помогают сохранить урожай и другие растения от вредителей, красиво поют, поднимая нам настроение.

Как человек должен относиться к пернатым друзьям? - Не пугать, не разорять гнёзда, строить для них домики-скворечники, кормушки, подкармливать.

- А сейчас послушайте небольшие, но очень красивые стихи о бережном отношении к птицам.

Слайд 10.

«Я, ребята, птиц люблю, никогда их не ловлю.

Ни ловушками, ни в сети, не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону ни сороки, ни вороны.

Ни скворца, ни воробья не обидел в жизни я!»

(Г.Ладонщиков).

Слайд 11.

Ласточка

«Не трогай ласточку! Она

Издалека летит сюда,

У нас растит своих птенцов.

Не разоряй ее гнезда!

Будь другом птиц!

Пусть под окном

Поет весною соловей,

И над просторами земли

Летают стаи голубей!»

(М.Джангазиев.)

Слайд 12.

Синичка

«Прилетела к нам синичка, села прямо под окном.

Эту маленькую птичку с нетерпением мы ждем!

И чтоб ей полегче стало, ведб исчезли червячки,

Для нее кусочек сала мы повесим на сучки»

(И.Трофимов).

Слайд 13

Прилетай

«Милый скворушка-скворец, прилетай же наконец!

Для тебя я дом построил, не скворечня, а дворец!

Я твой домик расписал голубым, зеленым,

Сверху ветку привязал молодого клена.

Прилетай и распевай песню про зеленый май!

Прилетай в наш двор скорее, все готово, прилетай!»

(М.Карим).

Физ.минутка

Слайд 14.

Закрепление. Загадки.

Внимательно послушай и отгадай загадки:

«Черный, проворный,

Кричит:

- Крак! Червякам - враг!»

«Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица….(грач)».

Слайд 15.

«На шесте дворец,

Во дворце певец.

А зовут его…(скворец)».

Слайд 16.

«Крепкий деревянный дом

С круглым маленьким окном.

Он стоит на длинной ножке,

Чтобы не залезли кошки» (скворечник).

Слайд 17.


Угадайте, что за птичка —
Темненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

Слайд 18.

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей)

Слайд 19.

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти. (Журавли)

Слайд 20.

В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Слайд 21.

Закрепление изученного материала

Назовите птиц, о которых мы говорили сегодня. (Скворец, грач).

Слайд 22.

Назовите птиц, которых вы видели и знаете. (Воробей, синица, снегирь, голубь, ворона, дятел и др.).

Слайд 23.

Что надо, чтобы птицам жилось спокойно? (Не кричать у мест гнездовья, не стучать по деревьям, охранять скворечники от кошек и хулиганов), (свой ответ…).

А каких птиц вы еще знаете?

Стихи про птиц.

Слайд 24.

«Цапля»

Ну-ка, цапля-рыболов,

Покажи нам свой улов,

Покажи, как ты в реке

На одной стоишь ноге.

«Тетерев»

Хвостик веером расправил,

Клювом перышки поправил,

На полянку прилетев,

Эта птица – тетерев.

Слайд 26.

«Павлин»

Красивая гордая птица

Походкой своею гордится.

Хвост прекрасный раскрывает,

Красотой нас удивляет.

«Фазан»

Петушиный хвост

И куриный рост.

Живет за океаном,

Зовут его фазаном.

Слайд 25.

«Утка»

Быть чистюлей каждый рад.

Учит уточка утят,

Как умыться на плаву,

Чистить лапки об траву.

«Лебедь»

Вот лебедь плавает в пруду,

Красивей птицы не найду.

Плавно шею изгибает,

Красотой всех удивляет.

Слайд 27.

«Попугай Ара»

Он разноцветный и большой,

Но скучно птице жить одной.

Долго выбирает пару

Попугай красивый Ара.

«Страус»

Страус – есть такая птица,

Это каждый знает.

Страус высоты боится,

Вот и не летает.

Работа в тетрадях.

Раскраска «Скворечник и скворушка» - раскрасить.

Слайд 28.

Пример подбора цветов.

Итог.

Сегодня на уроке мы узнали много нового о скворцах и грачах, поговорили и о других птицах, послушали их голоса, пение. Еще мы рассмотрели и запомнили строение птиц.

Вывод: Наша страна богата разнообразием птиц.

Птицы – наши друзья, они нуждаются в нашей заботе и охране.

Чтение стихотворения:

«Берегите Землю»

«Берегите, люди, жизнь на всей планете!

Вы оставьте солнце, травы, небо детям,

Подарите внукам красоту природы,

И тогда на землю не придут невзгоды.

Будет вся планета нежно-голубой.

Значит, жизнь прожили мы не зря с тобой»

(Е.Трутнева).

Дополнительный материал:

Пословицы и поговорки о птицах

«Жаворонки прилетите, красно лето принесите».

«Жаворонок - к теплу, зяблик – к стуже».

«Воробей мал, да удал».

«Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки!».

«Рябчики бегут, словно бусинки катятся».

«Умная птица своего гнезда не покажет».

«Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел».

«Кулик не велик, а все-таки птица».

«Всяк кулик свое болото хвалит».

«Прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья».

«Гол как сокол, гол как осиновый кол».

«Журавль летает высоко, да видит далеко».

«Пуганая ворона и куста боится».

Народные приметы

«Запел жаворонок – пора выходить на пашню».

«Коли грачи дружно на гнездо летят – дружная весна».

«Ранняя ласточка – к счастливому урожайному году».

«Ласточка день начинает, соловей вечер кончает».

«Ласточки летают низко – быть дождю».

«Кукушка приносит весточку о лете, а ласточка – теплые дни».

«Летящий аист предвещает тому, кто его увидит, здоровье и урожай, замужество и здоровье; неподвижный аист – болезни, засуху».

«Журавль прилетел и теплынь принес».

«Если синица пищит с утра – к морозу; если волнуется, кружится, клюет кору деревьев – к ненастью; если прилетает и садится на окно – к скорой зиме».
Птицы весной
PPTX / 11.29 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.