Открытое занятие в студии «Дизайн» на тему: «Акварель»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр творчества» п. Светлый
Открытое занятие
в студии «Дизайн» на тему:
«Акварель»
.Педагог дополнительного образования
Шамина Нюргуяна Юрьевна
Дата проведения:
26 мая 2016 г. в 15.00
п. Светлый
2016г.
Цель: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.
Задачи:
Обучающие:
знакомство с тремя основными акварельными техниками исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;
знакомство с творчеством Российских художников акварелистов;
выполнение рисунка цветов в карандаше на основной формат;
последовательность в работе акварелью над натюрмортом.
Развивающие:
развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;
развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.
Воспитательные:
создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;
воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;
формирование интереса к изучению истории искусства.
Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа) подходит для обучающихся от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.
Используемые материалы и инструменты:
бумага для акварели;
простой карандаш и ластик;
дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников И.И. Шишкина, М. А. Врубелева, В.Э. Борис - Мусатова и выставка творчества педагога студии «Дизайн» Шаминой Н.Ю.;
букет первоцветов для натюрморта (подснежники, одуванчики)
фоновая музыка из классического произведения.
Список литература и Интернет-ресурсов:
1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин
2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004
3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;
4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
5. Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.
6. http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/33-shedevra-mirovoj-zhivopisi-283055/#image686855 © AdMe.ru
8. http://luckhaverat.ucoz.com
Ход занятия
-
Введение в тему.
Кабинет украшен картинами выполненными в технике акварели. Пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.
Вопрос; скажите дети когда вы зашли в кабинет на что вы скорее обратили внимание?
Ответ; на выставку картин.
Вопрос; отлично. А кто может мне сказать в каком жанре выполнены эти работы?
Ответ; портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись.
Вопрос; правильно, а кто мне скажет в какой технике выполнены эти работы?
Ответ; Акварели.
Да правильно, в технике акварели.
Слайд №1 Тема нашего занятия: «Акварель»
Занятие наше будет состоять из двух частей:
Первая часть – теоретическая
Вторая часть – практичекая.
Слайд №2 И цель первой части нашего занятия: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.
Вопрос; каких художников известных акварелистов вы знаете?
Ответы; П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.И Шишкин, А.К Сарвсов, В.М. Васнецов и т.д
Слайд №3 Отлично. Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?
Ответ; «Утро в сосновом лесу», автор Шишкин Иван Иванович
Слайд №4 Хранится в Третьяковской галерее в Москве «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.
Слайд №5 Натюрморт с Розой» написанный в технике акварели. Звучные цвета акварельной краски так свежи и сочны, что хочется протянуть руку и взять например сливу со стола.
Слайд№6 Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?
Ответ: «Царевна – лебедь» картина Васнецова Михаила Александровича. Картина называется «Царевна - лебедь» автор Михаил Врубель. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.
Слайд№7 Портрет художника
Слайд №8 Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890. Хранится в Третьяковской галерее в Москве. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.
Слайд №9 Знаменитая «Роза в стакане» выполненная в технике многослойной живописи под названием ЛИССИРОВКА.
Слайд №10 На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины – всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.
Слайд №11 Портрет художника.
Слайд №12 Картина «Дама в голубом» 1902г. Одна из моих любимых картин выполненный в лессированной технике.
Слайд №13 Так же Борисов – Мусатов увлекался письмом садовых цветов.
Слайд №14 Итак мы с вами просмотрели акварельные работы художников и пришла пора познакомиться с техниками акварели которыми они пользовались.
Три техники акварели:
Акварель «по сырому».
Акварель «а ля прима».
Акварель «многослойная».
Слайд №15 Акварель «по сырому» Спецификой акварельной живописи является прием письма «по сырому». Он заключается в том, что перед работой бумагу смачивают водой с помощью губки, затем быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой атмосферы, отражения облаков в воде, тонущие в тумане силуэты, пушистость меха и т. д.
Слайд №16 Техника письма акварелью «а ля прима» - «за один раз», позволяет раскрыть всю прелесть и уникальность такой краски, как акварель. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, при котором создаются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.
Слайд №17 Лессировочная техника или просто лессировка (от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет (слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки.
Слайд №18 Лессировка — классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень.
Это - П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. И. Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля.
Слайд №19 Итак мы с вами плавно перешли ко второй части нашего занятия – и мы подробнее остановимся на многослойной акварельной технике. (Послушайте внимательно стихотворение)
Я иду в лесу весною,
Надо мною-синева…
Подо мною плотным слоем
Прошлогодняя листва.
Хоть пригорок и оттаял,
Но в тени лежит снежок,
И на шаг не отступая,
Рядом с ним растет цветок.
Он под снегом пробирался,
Он искал себе пути,
Он нисколько не боялся
Слишком рано расцвести!...
Вопросы:
- Вы догадались, какой цветок я увидела?
Ответ: «Да».
- Как он называется?
Ответ:
- Этот цветок называется подснежник.
Слайд №20 Да эти нежные цветы пробираясь сквозь снег тянуться к теплу весеннего солнца и первым цветом радуют нас оповещая о весне.
В республике 18 мая с 2004 года празднуется День подснежника (Ньургуһун күнэ). Подснежник в Якутии – символ стойкости, жизнелюбия и нежности. Якутскому подснежнику посвящено много песен и стихотворений. В этот день по всей республике проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и сочинений, субботники, выставки народных мастеров, художников, концерты, нацеленные на сохранение, бережное отношение этого удивительного цветка. В Якутии растут несколько видов подснежников.
Слайд №21 В действительности, научное название первых цветов, растущих у нас из-под снега – не подснежники, а прострелы , по народному – сон-трава.
В бывшем СССР известно 26 видов рода Прострел. В Якутии в основном растут прострел желтеющий, прострел раскрытый (сине-фиолетовый), прострел обыкновенный (с красноватым оттенком), прострел Турчанинова (фиолетовый) и прострел аянский, даурский имеют сине-фиолетовые, нередко колокольчатые цветки. Они произрастают южнее Якутска, в верховьях Лены, в Южной Якутии, Верхоянском хребте. Прострел аянский и Турчанинова занесены в Красную книгу Якутии.
Растение с волосистыми стеблями от 7-15 см до 40-50 см высотой с мутовками пальчато-рассеченных листьев, которые появляются после цветения; молодые листья сильно волосистые, в очертании округло-сердцевидные. Цветки до 8 см в диаметре, сине-фиолетовые, вначале ширококолокольчатые, позднее — звездчато-раскрытые, прямостоячие, очень декоративны. На хорошо развитых кустиках одновременно распускаются до 40-50 цветков.
Слайд №22 Наши весенние цветы обладают не только эстетической красотой, но и лекарственными свойствами. Во все времена прострелом лечили бессонницу и другие функциональные нервные заболевания, мигрень, неврастению, спазмофилию, неврозы, невриты, невралгии, соком растирали онемевшие части тела.
Слайд №23 ЕЩЁ цветок
Слайд №24 Цель практического занятия: Знакомство с многослойной лессировочной акварельной техникой. Послойное нанесение красок с ожиданием их высыхания. Отработка приёма на весенних цветах.
Слайд №25 Материалы и инструменты. Специальная бумага для акварели, простой карандаш и ластик, две баночки с водой, беличьи кисточки с №3, 6, акварельные краски , палитра и влажная тряпочка.
Слайд №26 Техника безопасности. Хотя в составе и присутствует мед и сахар в акварели но я еще ни разу не слышала об аллергической реакции но цвета достаточно стойкие и яркие. Попадут на белую одежду и довольно сложно отстирать.
Слайд №27 Приступаем к практической работе
Слайд №28 Итак, прежде чем приступать к покраске цветов акварелью, нужно нарисовать их карандашом. Думаю, если вы рисуете не первый год, вы легко справитесь с этой задачей.
Слайд №29 Подготовить необходимые цвета на палитре с большим количеством воды
Слайд №30 Теперь наносим на цветы акварель светло-фиолетового, желтого или сиреневого оттенка. Цвет должен быть нежным и мягким, темные оттенки наносятся позже.
Слайд №32 Чуть более насыщенным оттенком создаются тени на поверхности лепестков цветов.
Слайд №33 На этом этапе понадобится яркий розовый цвет. Это позволит сделать цветы яркими и красочными.
Слайд №34 повторение материала и итог занятия. А теперь на перемену, а на втором занятии завершаем работу над картиной.
Слайд №35 Спасибо за внимание