Открытое занятие в студии «Дизайн» на тему: «Акварель»

1
0
Материал опубликован 30 May 2017

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр творчества» п. Светлый

Открытое занятие

в студии «Дизайн» на тему:

«Акварель»

.Педагог дополнительного образования

Шамина Нюргуяна Юрьевна

Дата проведения:

26 мая 2016 г. в 15.00

 

 

п. Светлый

2016г.

Цель:  Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Задачи:

Обучающие:

знакомство с тремя основными акварельными техниками исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;

знакомство с творчеством Российских художников акварелистов;

выполнение рисунка цветов в карандаше на основной формат;

последовательность в работе акварелью над натюрмортом.

Развивающие:

развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;

развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала.

Воспитательные:

создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;

воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;

формирование интереса к изучению истории искусства.

Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа) подходит для обучающихся от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.

Используемые материалы и инструменты:

бумага для акварели;

простой карандаш и ластик;

дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников И.И. Шишкина, М. А. Врубелева, В.Э. Борис - Мусатова и выставка творчества педагога студии «Дизайн» Шаминой Н.Ю.;

букет первоцветов для натюрморта (подснежники, одуванчики)

фоновая музыка из классического произведения.

Список литература и Интернет-ресурсов:

1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин

2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004

3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;

4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;

5. Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.

6. http://www.adme.ru/tvorchestvo-reklama/33-shedevra-mirovoj-zhivopisi-283055/#image686855 © AdMe.ru

7. http://www.livemaster.ru

8. http://luckhaverat.ucoz.com

9. http://www.vm.ru/news/2013/10/25/krasivaya-epoha-5-samih-izvestnih-kartin-borisova-musatova-219877.html

 

Ход занятия

  • Введение в тему.

Кабинет украшен картинами выполненными в технике акварели. Пейзажи, натюрморты, портреты и т.д.

 

Вопрос; скажите дети когда вы зашли в кабинет на что вы скорее обратили внимание?

Ответ; на выставку картин.

Вопрос; отлично. А кто может мне сказать в каком жанре выполнены эти работы?

Ответ; портрет, натюрморт, пейзаж, иконопись.

Вопрос; правильно, а кто мне скажет в какой технике выполнены эти работы?

Ответ; Акварели.

 

Да правильно, в технике акварели.

Слайд №1 Тема нашего занятия: «Акварель»

Занятие наше будет состоять из двух частей:

Первая часть – теоретическая

Вторая часть – практичекая.

Слайд №2 И цель первой части нашего занятия: Знакомство с творчеством русских художников акварелистов и тремя самыми популярными акварельными техниками.

Вопрос; каких художников известных акварелистов вы знаете?

Ответы; П.П. Чистяков, И.Н. Крамской, И.И Шишкин, А.К Сарвсов, В.М. Васнецов и т.д

Слайд №3 Отлично. Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Ответ; «Утро в сосновом лесу», автор Шишкин Иван Иванович

Слайд №4 Хранится в Третьяковской галерее в Москве «Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.

Слайд №5 Натюрморт с Розой» написанный в технике акварели. Звучные цвета акварельной краски так свежи и сочны, что хочется протянуть руку и взять например сливу со стола.

Слайд№6 Посмотрите на слайд и скажите узнаете ли вы эту картину?

Ответ: «Царевна – лебедь» картина Васнецова Михаила Александровича. Картина называется «Царевна - лебедь» автор Михаил Врубель. Хранится в Государственной Третьяковской галерее. Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Слайд№7 Портрет художника

Слайд №8 Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890. Хранится в Третьяковской галерее в Москве. Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Слайд №9 Знаменитая «Роза в стакане» выполненная в технике многослойной живописи под названием ЛИССИРОВКА.

Слайд №10 На картине изображен небольшой купальный бассейн в Зубриловке, чаша которого в те времена была устроена так, что с утра до вечера освещалась солнцем. На берегу водоёма – приезжавшие с художником в имение сестра Елена Мусатова (в розовом платье), и невеста, Елена Александрова-Сковорода (в синем). Весь пейзаж – это небо и деревья, отражённые на глади воды. И эта тихая гладь, и мечтательные, неподвижные, не разговаривающие между собой женщины – всё словно заворожено смутной и безмолвной тайной бытия. "Водоём" стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Слайд №11 Портрет художника.

Слайд №12 Картина «Дама в голубом» 1902г. Одна из моих любимых картин выполненный в лессированной технике.

Слайд №13 Так же Борисов – Мусатов увлекался письмом садовых цветов.

Слайд №14 Итак мы с вами просмотрели акварельные работы художников и пришла пора познакомиться с техниками акварели которыми они пользовались.

Три техники акварели:

Акварель «по сырому».

Акварель «а ля прима».

Акварель «многослойная».

Слайд №15 Акварель «по сырому» Спецификой акварельной живописи является прием письма «по сырому». Он заключается в том, что перед работой бумагу смачивают водой с помощью губки, затем быстро пишут по еще мокрой поверхности. Растекаясь, краска может передать мягкие переходы одного цвета в другой атмосферы, отражения облаков в воде, тонущие в тумане силуэты, пушистость меха и т. д.

Слайд №16 Техника письма акварелью «а ля прима» - «за один раз», позволяет раскрыть всю прелесть и уникальность такой краски, как акварель. Это быстрое письмо по мокрой бумаге, при котором создаются неповторимые эффекты переливов, разводов, перетеканий краски, которые живут, дышат, и которые невозможно достичь никаким сколь угодно усердным прописыванием.

Слайд №17 Лессировочная техника или просто лессировка (от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»). Это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет (слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки.

Слайд №18 Лессировка — классический прием живописной техники, на котором построено колористическое богатство многих шедевров живописи. Лессировка — это техника обобщающего колорита, насыщенных цветов, глубоких теней, наполненных красочными рефлексами, техника мягких воздушных планов и бесконечных далей. Насколько однослойная корпусная кроющая краска выдвигает предмет на передний план и на свет, настолько многослойная лессировка тонкими прозрачными красками удаляет предмет в воздух и погружает его в тень.
Это - П. П. Чистяков, И. Е. Репин, В. И. Суриков и многие другие. Но свое наиболее полное и последовательное воплощение он нашел в работах М. А. Врубеля.

Слайд №19 Итак мы с вами плавно перешли ко второй части нашего занятия – и мы подробнее остановимся на многослойной акварельной технике. (Послушайте внимательно стихотворение)

Я иду в лесу весною,

Надо мною-синева…

Подо мною плотным слоем

Прошлогодняя листва.

Хоть пригорок и оттаял,

Но в тени лежит снежок,

И на шаг не отступая,

Рядом с ним растет цветок.

Он под снегом пробирался,

Он искал себе пути,

Он нисколько не боялся

Слишком рано расцвести!...

Вопросы:

- Вы догадались, какой цветок я увидела?

Ответ: «Да».

- Как он называется?

Ответ:

- Этот цветок называется подснежник.

 

Слайд №20 Да эти нежные цветы пробираясь сквозь снег тянуться к теплу весеннего солнца и первым цветом радуют нас оповещая о весне.

В республике 18 мая с 2004 года празднуется День подснежника (Ньургуһун күнэ). Подснежник в Якутии – символ стойкости, жизнелюбия и нежности. Якутскому подснежнику посвящено много песен и стихотворений. В этот день по всей республике проводятся классные часы, беседы, конкурсы рисунков и сочинений, субботники, выставки народных мастеров, художников, концерты, нацеленные на сохранение, бережное отношение этого удивительного цветка. В Якутии растут несколько видов подснежников.

Слайд №21 В действительности, научное название первых цветов, растущих у нас из-под снега – не подснежники, а прострелы , по народному – сон-трава.

В бывшем СССР известно 26 видов рода Прострел. В Якутии в основном растут прострел желтеющий, прострел раскрытый (сине-фиолетовый), прострел обыкновенный (с красноватым оттенком), прострел Турчанинова (фиолетовый) и прострел аянский, даурский имеют сине-фиолетовые, нередко колокольчатые цветки. Они произрастают южнее Якутска, в верховьях Лены, в Южной Якутии, Верхоянском хребте. Прострел аянский и Турчанинова занесены в Красную книгу Якутии.

Растение с волосистыми стеблями от 7-15 см до 40-50 см высотой с мутовками пальчато-рассеченных листьев, которые появляются после цветения; молодые листья сильно волосистые, в очертании округло-сердцевидные. Цветки до 8 см в диаметре, сине-фиолетовые, вначале ширококолокольчатые, позднее — звездчато-раскрытые, прямостоячие, очень декоративны. На хорошо развитых кустиках одновременно распускаются до 40-50 цветков.

Слайд №22 Наши весенние цветы обладают не только эстетической красотой, но и лекарственными свойствами. Во все времена прострелом лечили бессонницу и другие функциональные нервные заболевания, мигрень, неврастению, спазмофилию, неврозы, невриты, невралгии, соком растирали онемевшие части тела.

Слайд №23 ЕЩЁ цветок

Слайд №24 Цель практического занятия: Знакомство с многослойной лессировочной акварельной техникой. Послойное нанесение красок с ожиданием их высыхания. Отработка приёма на весенних цветах.

Слайд №25 Материалы и инструменты. Специальная бумага для акварели, простой карандаш и ластик, две баночки с водой, беличьи кисточки с №3, 6, акварельные краски , палитра и влажная тряпочка.

Слайд №26 Техника безопасности. Хотя в составе и присутствует мед и сахар в акварели но я еще ни разу не слышала об аллергической реакции но цвета достаточно стойкие и яркие. Попадут на белую одежду и довольно сложно отстирать.

Слайд №27 Приступаем к практической работе

Слайд №28 Итак, прежде чем приступать к покраске цветов акварелью, нужно нарисовать их карандашом. Думаю, если вы рисуете не первый год, вы легко справитесь с этой задачей.

Слайд №29 Подготовить необходимые цвета на палитре с большим количеством воды

Слайд №30 Теперь наносим на цветы акварель светло-фиолетового, желтого или сиреневого оттенка. Цвет должен быть нежным и мягким, темные оттенки наносятся позже.

Слайд №32 Чуть более насыщенным оттенком создаются тени на поверхности лепестков цветов.

Слайд №33 На этом этапе понадобится яркий розовый цвет. Это позволит сделать цветы яркими и красочными.

Слайд №34 повторение материала и итог занятия. А теперь на перемену, а на втором занятии завершаем работу над картиной.

Слайд №35 Спасибо за внимание

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации